Житием
в этом сознании йог ответственно играет роль, написанную для него Богом, на
сцене жизни; не важно, что он делает, он свободен (т.е., он действует по своей
собственной природе, душе, которая свободна).
“Чувства
работают среди чувственных объектов” означает, что йог рассматривает свои
чувства зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса , а также передвижения и
работы в объективном мире, как направляемые космическим планом Бога, а не
капризами его эго. Когда йог видит свои чувства, как божественно направляемые,
он живет в этом мире, как Бог запланировал. Такой йог незаинтересован в работе
для самого себя, но гордится ассоциацией с удивительными работами Бога.
Стих 10
Как лист лотоса, остающийся несмоченным водой, йог, который действует,
оставив привязанность и посвящая свои действия Бесконечному, несвязан путами
чувств.
Хотя и пребывая на поверхности
грязной воды, лист лотоса остается не пронцаемым, незагрязненным своим
окружением. Также живет и освобожденный йог в загрязненном чувственном мире майи.
Чувствительный
человек эмоционально возбуждается, смотря мелодраматическую кинокартину;
спокойный человек остается невозмутимым. Аналогично, мирские люди полны страстей,
рассматривая хорошие и плохие сновидения-картинки жизни. Йоги, с другой
стороны, необеспокоены. Молоко не может плавать на воде, но масло может. Умы,
разжиженные несчастьями и принуждающими чувственными импульсами становятся
смешанными и загрязненными водами ядовитых злых окружений. Поконяющиеся,
взбивающие масло Самореализации, могут легко плавать на поверхности,
неиспорченные ядовитыми водами майи.
Есть
и более глубокое значение этой станзы, которое будет понято продвинутыми
йогами. Я объясню это сколь возможно просто. Читаемая с интуицией, Гитовская
беседа становится удивительным выражением науки йоги.
Когда
йог в экстатической медитации отводит свою жизненную силу от триллионов телесных
клеток и от нервов, он созерцает токи жизненной силы, как ручейки, журчащие
назад к берегам плоти по бесчисленным маленьким каналам в большой канал
позвоночного шнура. Все токи тела, так втянутые в позвоночник, затем проходят
последовательно в и через три сияющие нади (тонкие трубки
или каналы жизненной силы) астрального позвоночника (сушумну, ваджру и читру)
и становятся одним током, когда он проходит через наиболее внутренний канал, брахманади,
позвоночник причинного тела.* Брахманади называется так, потому что это
основной канал, через который Брахма – Дух, как душа, жизнь и сознание –
низошел в тело, и через который йог предпринимает восхождение в Дух.
В
нисхождении, Дух или Брахма, присутствующий в душе человека спустился через брахманади
и позже вошел в астральные трубки, проходя в конце концов через их отверстия в
более грубые каналы нервов и клеток всего физического тела. Продвинутый йог,
переживающий удаление, или восхождение, в брахманади, жизненной энергии
(от всех ее активностей и процесса сознания), описывается как “сдавший свои
действия Бесконечному”, Духу или Космическому Сознанию, присутствующему в брахманади.
Когда
йог отводит свою жизненную силу и процесс сознания через брахманади, он
видит, с той изначальной божественной точки, удивительные астральные феномены.
Он предупреждается не привязываться к ним (так как каждая форма привязанности
принуждает йога спуститься снова к сенсорной поверхности тела). Он должен проходить
мимо чудесных феноменов, пока он не достигнет Универсальной Сущности.
Продвинутый
йог проводит свое эго, жизненную силу и процессы сознания вверх через брахманади
причинный “позвоночник” к отверстию последнего (Брахмарандхре) на
верхушке головы, чтобы обеспечить своему трансформированному эго, жизненной
энергии и уму проход за пределы телесного заточения и привязанности и
соединение с Вездесущим Блаженством.
Когда
йог может так соединить свою душу с Бесконечным, этот союз разрушает всю его
прошлую карму, и он становится известным, как поднявшийся над плотью. Сжигая всю
свою прошлую карму в огне экстаза (савикалпа самдхи), он воспринимает
Бога вне творения. Он затем научается, посредством высшего экстаза (нирвикалпа
самадхи), проявлять свое Богосознание во плоти и исполнять все действия, не
будучи опутан их добрыми и злыми следствиями. В этом высочайшем состоянии йог
видит Бога, творение и свои телесные восприятия, существующими и работающими в
гармонии (как описано в V:8-9). Тот йог затем исполняет
все действия тела и ума без привязанности, смотря на них одинаково, как на
волны Космического Сознания. Личность подбрасываемая на волне в океане не может
очень хорошо воспринять весь океан; но когда выходит из этого океана и стоит на
берегу, она может видеть обширный океан без концентрации на какой-либо
индивидуальной волне. Подобно этому, йог отделяется от движения волны
специфической жизни и глядит с берега божественного блаженства на океан
Космического Сознания без волн творения (савикалпа самдхи). Совсем как
человек на берегу может видеть весь океан, как единую массу воды, затем
замечать индивидуальные волны, так же как и океан в целом, так и йог, после
восприятия Моря Космического Сознания без волн творения, может глубже нырнуть в
свою интуицию, чтобы воспринимать одновременно океан Космического сознания, а
также и волны всего творения (нирвикалпа или высочайшее самадхи).
Стих 11
Для очищения эго, йог исполняет действия единственно (инструментами
действия) телом, умом, интеллектом, или даже чувствами, отбрасывая
привязанность ( недопуская вовлечения эго, с его привязанностями и желаниями).
Искусство подобающей деятельности
ведет к очищению эго. Это значит исполнение добрых дел, которые
противодействуют результатам прошлых ложных действий или уничтожают их, что
способствует трансформации эго в в его изначальное чистое состояние, как душа.
Эго
всегда отождествляется с материальными вещами и погружается в них. Его влияние
на действия результирует в само-увековечивающихся привязанностях и желаниях.
Желание производится контактом инструментов действия с материей, когда те инструменты
находятся под влиянием эго. Йог использует свои Богом-данные инструменты
действия, но ограничивает участие их обычного собутыльника, эго, и так
действует без привязанности и желания.
_________________________________________________________________
*
Астральные трубки составляются из
прекраснейших и наитончайших форм жизненной энергии “жизнетронов” – электронов
и протонов, сделанных из праны. Причинный брахманади - всеже более
тонкий канал “мыслетронов”, вибраторного сознания – крепкая ткань, на которой
напечатаны образцы вселенной и человека.
Привязанность есть
отпрыск желания; привязанность тогда порождает другое желание. Привязанность
невозможна без желания, но желание может быть рождено без очевидного побуждения
привязанности. Это по причине подспудной, присущей эго, привязанности к вещам
материальным.
Каждый
раз, когда эгоистический человек предается желанию, он налагает на себя
условие, которое он должен будет исполнить. Каждое желание есть отягощение,
которое он должен будет отработать когда-то в будущем. Даже забытое желание
продолжает приманивать за экраном его подсознания, готовое в подходящий момент
опутать своего хозяина и выбить его долги. С каждым желанием человек отходит
дальше от естественного мира своей души, потому что неразумный темперамент желания
принуждает его позабыть цель своего существования. Он ведом привязанностью,
рожденной от желания, склоняться к вещам, несоизмеримым с природой его души; он
молится о вещах, которые даже опасны для его мира.
Душа,
так запутанная в желаниях, становится ограниченным, материальным эго, его
привязанностью туннельного-видения, отсекающей восприятие высшего блаженства
души. Ясновидящий йог, тем не менее, знает, что действие с привязанностью и
желанием есть предвестник беспокойства и страдания, тогда как деятельность без
этих беспокоящих элементов открывает настоящие человеческие обязанности,
которые в свою очередь очищают я и восстанавливают постоянный мир и блаженство
души, как отмечается в следующем Гитовском стихе.
Поэтому,
йоги не должны исполнять никакого действия, подстрекаемого эгоизмом с его
привязанностями и желаниями, поднимающимися от симпатизирующего-несимпатизирующего
сердца; они должны исполнять действия долга, как вдохновленные Богом и гуру,
лишь используя, без привязанности, инструменты тела, чувств, ума и интеллекта.
Тот, кто не может различить между божественным вдохновением и себялюбивыми
желаниями должен искать руководства своего гуру.
Когда
поклоняющийся осознает обязанности своей жизни, он должен исполнять их с интенсивным
интересом, чтобы доставить приятное Богу и гуру, без привязанности к плодам
действия. По-настоящему любящий Господа счастлив преуспеть в любых своих
божественных начинаниях. Но, когда ему мешают или противодействуют, он не
плачет и не теряет энтузиазма, стараясь с более глубоким интересом и с большим
усилием достичь того, что ему не удалось до сих пор совершить для Бога, если
только его гуру не указывает ему сделать по-другому.
Продвинутым
ученикам дается несколько намеков в следующих строках об “очищении эго”.
Нервы
суть основные пути для жизненной энергии в теле. Они сообщаются с более тонкими
и сложно устроенными надями астрального тела. Многие нервные проходы
засорены или повреждены в теле обыкновенного человека, из-за телесных ядов и
неестественной жизни; к тому же, нервная жизненная сила, занятая наслаждением
чувственными объектами, становится материально-ориентированной. Течение этой
жизненной силы направлено от мозга к чувствам; нисхождение, привлекающее
сознание к материальным объектам. Эти направленные вовне нервные импульсы и
энергии, и их грубое состояние впутанности в чувства противоположны восприятию
души. Йоги, поэтому, советуют правильную диету, позы и Крийя Йогу, чтобы
очищать нервы, делая из них каналы, направленные к Духу, ведущие сознание прочь
от чувств. Асанами, мудрами*, контролированием жизненной силы,
повторением мантр, проникновением в ум и жизненную энергию через семь
церебро-спинальных центров, концентрацию на Бесконечном и глубокую преданность,
человек может очистить тело, ум и сердце, чтобы они служили приемниками
Бесконечного.
Стих 12
Соединенный с Богом йог, оставляя привязанность к плодам действий,
достигает непоколебимого мира (мира, рожденного самодисциплиной). Человек, не
соединенный с Богом, управляется желаниями; посредством такой привязанности, он
остается в рабстве.
Йог, работающий без желания плодов
его действий, благодаря отсутствию ненужного отвлечения, соединяется с Богом и
обретает божественный мир.
Самодисциплина
или контроль тела и ума упорной практикой правильных методов медитации и
очищения тела (как отмечено в V:11) дарует практикующему победу над чувствами.
Ставши Господином чувств, он соединяется с Богом и выражает Бесконечный мир.
Ведущие
несбалансированную жизнь, без духовной дисциплины, исполняют действия для своих
эгоистических интересов. В растерянности они блуждают в лабиринте нескончаемых
желаний. Деятельностью, с целью удовлетворения ненасытных желаний эго, они
совсем лишаются мира.
Освобожденный
йог, единый с благословенным Богом, работает лишь для Него. Он знает
землю, как драму сновидения божественной деятельности.
__________________________________________________________________
*
Асаны суть позы придуманные, чтобы расслабить защемленные
нервы, очистить и укрепить жизненную силу и сделать тело гибким и крепким,
способным выдержать долгие медитации.
Мудры, применяемые в
йоге, суть позы, скомбинированные с контролем дыхания, с целью стимулировать течение
жизненного тока назад от чувств к мозгу.
Г л а в а V
Освобождение посредством
внутреннего отречения
*
Что лучше – служение в миру или поиск мудрости в уединении?
*
Путь Гиты к освобождению: медитация на Боге плюс деятельность без
желаний
*
Я, как трансцендентный Свидетель: укрытый в блаженстве, недосягаемый
для мира
*
Добро и зло, и их отношение к душе
*
Знающий Дух живет в Высшем Существе
*
Трансцендирование чувственного мира, достижение неуничтожимого
Блаженства
АУМ
“Непривлекаемый к чувственному миру, йог испытывает вечно новую радость
присущую Я. Войдя в божественное единение души с Духом, он достигает нерушимого
блаженства…Отреченные, без желаний и гнева, контролирующие ум, и достигшие
Самореализации, совершенно свободны в этом мире и в запредельном”.
Освобождение посредством
внутреннего отречения
Что лучше – служение в миру или поиск мудрости
в уединении?
Стих 1
Арджуна сказал:
О Кришна, ты говоришь об отречении от действий; в то же
время ты советуешь действовать. Из этих двух, который путь лучше? Прошу, скажи
определенно.
Арджуна, как многие другие
истинные поклонники, еще не совсем свободен от озадаченности. Когда йог
начинает медитировать глубоко, он так счастлив в своем новом мире внутренних
восприятий, что, в растерянности, спрашивает: «Следует ли мне когда-либо
вернуться к активности в миру? Не следует ли мне скорее посвятить себя всецело
уединенной медитации”. Эти два пути являлись причиной многих противоречий.
Начальный
романс с Бесконечным на пути медитации вероятно может сделать поклоняющегося
односторонним; он склоняется оставить путь деятельности. Космический закон, тем
не менее, принуждает человека к активности, независимо от того, к какому
ментальному настрою в отношении к поведению в жизни он может быть склонен. Тот,
кто является частью творения, имеет обязательства перед творением; он принуждается,
даже против его сознательной воли, играть свою роль посправедливости. Подобно
тому, как человек не может успешно своим умом решить перестать дышать, он не
может успешно своим умом решить перестать действовать.
Имеются
исключительные случаи: Йог, который уничтожил корни всех прошлых действий с их
результирующими желаниями, может быть наполнен сознанием Бога до такой степени,
что его единственная деятельность состоит в божественной медитации. Для таких
редких йогов нет необходимости во внешних действиях – или, если действия
совершаются, карма не накапливается.
Даже
великие йоги, тем не менее, которые не участвуют во внешней деятельности, всеже
осуществляют определенный минимум действий; внутренне они очень активны в
посылании божественных вибраций, которыми они помогают освобождению других. Ни
один поклонник не приходит на землю только медитировать на Боге, и больше
ничего не делать. Если бы это было его целью, он мог бы найти много других
миров в широком творении Божьем, гораздо более подходящих для его стремления!
Сам
Господь заявляет: “Арджуна, Я обладаю всем; нет ничего, чего Я мог бы желать, и
всеже Я продолжаю трудиться! Стремящиеся превзойти Меня суть те, кто, йоговской
медитацией, обретают единство со Мной, как, пребывающем в покое, Абсолюте, и кто
также и выполняют дела долга – подобно тому, как и Я поступаю”*.
Так,
человек должен практиковать йоговские методы, чтобы реализовать свое единство с
Господом; в то же время он должен исполнять свои мирские обязанности, как
“жертвоприношение” перед алтарем Великого Труженика – Бога.
Стих 2
Благословенный Господь ответил:
Спасение обретается двумя способами: отречением и
исполнением действий. Но из этих двух Йога трудов лучше, чем отречение от
трудов.
Господь ответил здесь недвусмысленно: “ Лучше исполнять свои духовные и материальные обязанности;
поклоняющийся, оставляющий все действия и ищущий уединенную пещеру исключительно
для медитации на Боге, избрал менее совершенный ( потому что односторонний )
путь”.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92
|