Как в
случае большинства писаний – которые задуманы быть источником вдохновения для
общества, материалистам и моралистам, и людям, стремящимся к Богу и духовному
просветлению – Бхагавад Гита имеет тройственное прочтение: материальное,
астральное и духовное, приложимые к человеку на всех уровнях его существа, его
телу, уму и душе. Воплощенный человек облачен в физическое тело инертной
материи, которое одвиженно тонким внутренним астральным телом жизненной энергии
и силами воспрития; и оба тела, астральное и физическое, развились из
причинного тела сознания, представляющего собой тонкое покрывало, дающее
существование и форму душе. При таком обозрении, материальное истолкование Гиты
относится к физическим и социальным обязанностям и благополучию человека.
Астральное есть, с точки зрения морали и психологии, человеческий характер, происходящий
из рожденных астральной природой принципов чувственной и жизненной энергии,
которые влияют на формирование привычек, наклонностей и желаний. А духовная
интерпретация возникает из перспективы божественной природы и реализации души.
Следовательно,
пока я выделял духовный аспект бхагавад Гиты, материальная и психологическая
составляющие также были вплетены, чтобы подчеркнуть нужду в практическом приложении
мудрости Гиты во всех фазах жизни. Истина является всеохватывающим благом для
человека; она не для переплетения в привлекательных обложках, с целью хранения
в книжном шкафу!
Ключевая фигура Бхагавад Гиты это, конечно,
---------------------*-------------------
Бхагаван Кришна.
Исторический Кришна окутан Бхагаван Кришна:
мистерией метафоры
писания и мифологией. Христос Индии
Поподобия титулов “Кришна”
и “Христос”,
рассказов о
чудесных рождениях и раних периодах жизни Кришны и Иисуса, побудили некоторые
анализирующие умы предположить, что они были в действительности одна и та же
личность. Эта идея может быть полностью отброшена, на основании даже немногих
исторических свидетельств в странах их рождения.
Тем не
менее, некоторые подобия присутствуют. Оба были божественно зачаты, и их
рождения и Богом-благословенные миссии предсказаны. Иисус был рожден в скромных
яслях; Кришна – в тюрьме (где его родители, Васудева и Деваки, содержались под
стражей братом Деваки, злодеем Кансой, который узурпировал трон своего отца).
Оба Иисус и Кришна были успешно спасены духом от смертных приговоров всем
младенцам мужского пола, с целью найти их и уничтожить при рождении. Об Иисусе
говорили как о добром пастыре ; Кришна в своих ранних годах был
пастухом коров. Иисус был искушаем и устрашаем Сатаной; злые силы преследовали
Кришну в демонических формах, безуспешно стремящихся убить его.
“Христос”
и «Кришна» - титулы, имеющие одинаковое духовное значение: Иисус Христос и
Ядава Кришна (Ядава, семейное имя для Кришны, говорит о его происхождение от
Яду, основателя династии Вришни). Эти титулы обозначают состояние сознания,
выраженного этими двумя просветленными существами, их врожденное единство с
сознанием Всеведующего Бога в творении. Универсальное Сознание Христа или Кутастха
Чайтанья, Универсальное Сознание Кришны, есть “Единственный Сын” или единственное
неискаженное отражение Бога, проникающее каждый атом и точку пространства в
проявленном космосе. Полная мера божественного сознания проявляется в тех, кто
имеет полную реализацию Сознания Христа или Кришны. Так как их сознание
универсально, их свет проливается на весь мир*.
Сиддха
– это совершенное существо, которое достигло полного освобождения в Духе; он становится
парамукта, “в высшей степени свободным”, и затем может вернуться на
землю, как аватара – как сделали Кришна, Иисус, и многие другие
спасители человечества на протяжение веков**. Также часто, как добродетель
приходит в упадок, Богом-просвещенное существо приходит на землю, чтобы снова
укрепить добродетель.(Гита IV:7-8). Аватар, или
божественное воплощение, имеет две цели на земле: количественную и
качественную. Количественно он поднимает народ своими благородными поучениями
добра против зла. Но основная цель аватара – это качественная: создать другие
Бого-реализовавшие души, помогая, сколь возможно многим, достичь освобождения.
Эти последние являют очень личную и тайную связь между гуру и учеником, союз
преданного духовного стремления со стороны ученика, и божественных
благословений, даруимых гуру. Студенты – это те, кто получают только немного
света истины. Последователи же те, кто следуют полностью и неуклонно, преданно
и посвящая себя, до тех пор, пока они не найдут свою собственную свободу в
Боге. В Гите, Арджуна представлен, как символ идеального поклоняющегося,
совершенного ученика (последователя).
________________________________________________________________________
*Имеется много производных значений, слова ”Кришна”,
наиболее распространенный из них – “темный”, относящееся к оттенку цвета лица
Кришны. (Он часто показывается темно-голубого цвета, чтобы обозначить божество.
Голубой есть также цвет Сознания Христа представленного в духовном глазу, как круг
темно-голубого цвета, окружающего серебристо-белую звезду Космического
Сознания). Согласно М.В. Шридатта Сарма (“О Пришествии Шри Кришны”), среди
разных прочих значений даваемых слову Кришна, несколько найдены в Брахмавайварта
Пуране. Он утверждает, что согласно одному из этих производных, “Кршна
значит Универсальный Дух”. Крси обозначает общий термин, в то время как на
передает идею эго, так предлагая значение “Всеведующий Дух”. В это мы находим
параллель Сознанию Христа, как Сознание Бога, вездесущего в творении.
Интересно, что разговорный Бенгали передает “Кришна”как Криста (Греческий
Христос и Испанский Кристо ). (Замечание издателя)
**Санскритское слово аватара означает «нисхождение»;
его корни ава, “вниз”, и три, ”проходить”. В индусских писаниях, аватара
означает нисхождение Божества в плоть.
Когда
Шри Кришна воплотился на земле, Арджуна, будучи великим мудрецом в своей
прежней жизни, также воплотился, чтобы быть его компаньоном. Великие всегда
приводят с собой духовных сподвижников из прежних жизней, помогать им в их настоящей
миссии. Отец Кришны был братом матери Арджуны; так, Кришна и Арджуна были
двоюродными братьями – кровными родственниками, но связанными вместе даже более
сильным духовным единством.
Шри Кришна вырос в пасторальном окружении в Гокуле
и расположенном поблизости Бриндаване на берегах реки Ямуны, после того, как
отец Васудева тайно принес его туда сразу же после рождения младенца у Деваки в
тюрьме в Матхуре. (Чудесно запертые двери открылись, и стражники погрузились в
непробудный сон, позволив вынести и безопасно доставить ребенка в дом его
приемных родителей.) Его приемные родители *
Были добрый пастух
коров Нанда и его любящая Божественная жизнь
жена Яшода.
Ребенком в Бриндабане Кришна изумлял Господа Кришны
всех своей тщательной
мудростью и проявлением *
непостижимых сил.
Его внутренняя радость часто извергалась в озорных выходках – к изумлению и
удовольствию, и иногда озабоченности тех, к кому эти шутки были адрессованы.
Один из
таких инцидентов явился причиной обнаружения Яшодой божественной природы ее
приемного сына. Младенец Кришна любил ухватить и съесть сыр, сделанный девушками-молочницами.
Однажды он столько набил себе за щеки, что Яшода боялась, не подавился бы он. Так,
она бросилась с любопытством открыть его набитый рот. Но вместо сыра
(популярные версии утверждают, что он наелся грязи), она увидела весь мир в его
открытом рту. – бесконечное тело (вишварупа) Творца – включая ее
собственный образ. В благоговении она отвернулась от космического видения,
радуясь возможности видеть и прижать к груди своего маленького мальчика.
Прекрасный
по форме и чертам , неотвратимый в очаровании и манерах, воплощение божественной
любви, дарящий радость всем, маленький мальчик Кришна был любимцем каждого в
округе и чарующим лидером и другом его ребяткам-спутникам, гопа и гопи
, которые с ним присматривали за деревенскими стадами коров в лесном окружении.
Мир,
привязанный к чувствам, единственно как к средствам гратификации
(удовлетворения), едва ли может понять чистоту божественной любви и дружбы,
которые не несут и оттенка плотского выражения желания. Смешно принимать
буквально якобы флиртование Шри Кришны с гопи (пастушками). Символизм
касается единения Духа и Природы, которые, танцуя вместе в творении,
представляют божественную лила, игру (пьесу), для развлечения существ
Божьих. Шри Кришна завораживающими мелодиями своей небесной флейты призывает
всех поклоняющихся в обитель божественного единения в самадхи медитации,
чтобы насладиться блаженной любовью Бога.
Может
показаться, что Кришна был еще почти мальчиком, когда для него настало время
покинуть Бриндабан, исполняя предназначение своего воплощения: помогать
добродетельным в сдерживании зла. Его первый подвиг – среди многих разных и
чудесных – был уничтожение злодея Кансы и освобождение своих родителей,
Васудевы и Деваки, из тюрьмы. После этого, он и его брат Баларама были посланы
Васудевой для получения образования в ашрам великого мудреца Сандипани.
Будучи
царского происхождения, взрослый Кришна исполнял свои царские обязанности,
участвуя во многих походах против власти злых правителей. Он установил столицу
своего собственного царства в Дварке, на прибрежном острове в западном штате
Гуджарат. Большая часть его жизни переплеталась с жизнью Пандавов и Кауравов,
чья столица была на севере центральной Индии около современного Дели. Он
участвовал во многих мирских и духовных делах последних, как союзник и
советник; и был особенно значим в войне Курукшетры между Пандавами и Кауравами.
Когда
Шри Кришна завершил его божественно благословенную миссию на земле, он
удалился в лес. Там он оставил свое тело, в результате случайной раны от стрелы
охотника, принявшего его за оленя, отдыхавшего на поляне – происшествие,
которое, согласно предсказанию, должно было послужить причиной его кончины.
В Бхагавад Гите наше внимание фокусируется на роли
Шри Кришны, как * Значимость гуру и советника
Арджуны, и на возвышенной вести Жизни Кришны для йоги,
которую он проповедывал, как учитель, миру
современного
мира – метод праведной активности и
медитации для * божественного
общения и спасения, мудрость которой обеспечила ему место в сердцах и умах
поклоняющихся, в веках.
Мы
слышим о святых аскетах, или пророках в лесах или уединенных убежищах, которые
были только людьми отреченными; но Шри Кришна был одним из величайших примеров
божественности, потому что он жил и проявлял себя, как Христос, и в то жэ время
исполнял обязанности благородного царя. Его жизнь демонстрирует идеал неотказа
от действия – что являет конфликтную доктрину для человека окруженного миром,
чье дыхание жизни есть активность – но скорее отречения от, привязывающих к земле,
желаний плодов действий.
Без
работы человеческая цивилизация была бы джунглями болезни, голода и путаницы
(недоразумения). Если бы все люди мира должны были бы оставить свои
материальные цивилизации и жить в лесах, леса тогда превратились бы в города, к
тому же жители бы умирали от отсутствия санитарных условий. С другой стороны,
материальная цивилизация полна несовершенств и нищеты. Какое возможное
лекарство может быть предложено?
Жизнь
Кришны демонстрирует его философию, что не необходимо избегать ответственностей
материальной жизни. Проблема может быть решена привнесением Бога туда, где Он
поместил нас. Не имеет значения, каким может оказаться наше окружение - в ум, в
котором правит единение с Богом, должны спуститься Небеса.
Стяжательство
все больших денег, погружение глубже в более продолжительную работу с
привязанностью или слепотой, произведет несчастье. В то время как всего лишь
внешнее отречение от материальных вещей, если человек все еще хранит внутреннюю
привязанность к ним, ведет только к ханжеству и иллюзии. Чтобы избежать двух
этих крайностей, отвержения мира или потопления в материальной жизни, человек
должен так тренировать свой ум постоянной медитацией, чтобы он мог выполнять
необходимые положенные ему действия в его повседневной жизни, при этом
сохраняя сознание Бога внутри. Это пример, оставленный жизнью Кришны.
Весть
Шри Кришны в Бхагавад Гите является превосходным ответом нашему веку, и любой
эпохе: Йога ответственного действия, непривязанности и медитации, для
Бого-реализации. Работать без внутреннего мира Бога есть ад; а работать с Его
радостью, постоянно пенящейся в душе, есть сохранение переносного рая внутри.
Путь,
предложенный Шри Кришной в Бхагавад Гите, есть умеренный, средний, золотой
путь, одинаково подходящий для занятого в мире человека и для высочайшего
духовного аспиранта. Следовать пути, предложенному в Бхагавад Гите, было бы
спасением, потому что это книга унивесальной Само-реализации, представляющая
человека его истинному Я, душе - показывая ему, как он развился (произошел) от
Духа, как он может исполнить на земле свои праведные обязанности, и как он
может вернуться к Богу. Мудрость Гиты не для сухих интеллектуалов, занимающихся
умственной гимнастикой с ее утверждениями для развлечения догматиков; но скорее
чтобы показать мужчине или женщине, живущим в мире, домохозяину или
отреченному, как прожить сбалансированную жизнь, которая включает
действительный контакт с Богом, следуя шаг-за-шагом методам йоги.
Задним фоном для этого представления Гиты ------------------*-------------------
Является длинная
история в высшей степени Эпическая повесть о
Символичной Махабхараты,
в которой и помещен Кауравах
и Пандавах
диалог Кришны-Арджуны.
И это едва ли стоит
напоминать. Но короткий
очерк, касающийся некоторых главных характеров и событий предоставит основу для
демонстрации аллегорического замысла автора Вьясы.
Повесть
Махабхараты начинается за три поколения перед Кришной и Арджуной, во
времена царя Шантану. Первая жена Шантану была Ганга (персонификация священной
реки Ганги); она родила восемь сыновей, но первые семь были взяты ею,
погрузившись в священные воды Ганги. Восьмой сын был Бхишма. По просьбе Шантану
Бхишме было позволено остаться в мире; но, в результате, Ганга затем
погрузилась в священный поток, из которого она ранее произошла. Со временем
Шантану женился вторично на Сатьявати и зачал от нее доих сыновей -
Читранджада и Вичитравирью; оба умерли без оставления потомства: Читранджада -
еще мальчиком, и Вичитравирья – оставив двух цариц-вдов, Амбику и Амбалику.
До
брачной церемонии с Шантану, Сатьявати была выращена, как дочь рыбака; к ее
несчастью, от нее так сильно пахло рыбой, что никто не мог к ней подойти, тем
более подумать о женидьбе на ней. Пожалев ее в ее несчастье, Мудрец Парасара благословил
ее не только сыном – кто был никем иным как Вьясой – но также и тем, что она
должна была засветиться красотой и заблагаухать лотосами. Поэтому Вьяса был
сводным братом Вичитравирьи. Чтобы трон не остался без наследника, по причине
отсутствия сына у Вичитравирьи, закон страны предписывал, что брат мог
произвести потомка вместо бездетного брата. Вьясу убедили исполнить эту роль:
от Амбики был рожден Дхритараштра, слепой с рождения; а от Амбалики был рожден Панду.
Дхритараштра женился на Гандхари – которая, из уважения к своему слепому мужу,
наложила повязку на свои глаза, и так разделяла его слепоту на протяжении их
совместной жизни. У них было сто сыновей; Дурьйодхана, старший, со временем
стал правителем от имени его слепого отца. От своей второй жены, Вайшьи,
Дхритараштра имел другого сына.
Панду
имел двух жен, Кунти (сестру Васудевы, отца Кришны) и Мадри. За случайное
убийство мудреца во время охоты, Панду был проклят так, то если бы обнял
женщину, он бы умер. Поэтому казалось, что он и его двое цариц-жен должны были
бы остаться бездетными. Но Кунти открыла, что перед ее браком с Панду она
получила благословение чудесным даром: Довольный ее набожностью и преданным
служением, мудрец подарил ей пять мантр, он упросил ее использовать их.
Она родила троих сыновей для Панду: Юдхиштхиру, Бхиму и Арджуну от вызывания
соответственно дэвов (богов): Дхарму, Вайю и Индру. Так как Панду желал,
чтобы у Мадри тоже был ребенок, он упросил Кунти дать той остававшуюся мантру*.
Получив мантру, Мадри вызвала богов-близнецов, Ашвинов, и так получила
близнецов-сыновей, Накулу и Сахадеву.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92
|