Меню
Поиск



рефераты скачать Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 1

продвинувшийся далеко на духовном поприще,               Общество в целом также

может внезапно обнаружить некоторое чувствен-           подвержено деградации,

ное влечение, зазватывающее его сознание. Немед-        через такой же процесс

ленное действие разума и самоконтроля, приложи-             как и индивидуумы

мые к более сильному духовному усилию и более

глубокая медитация спасут его. Но дозволять уму жить “безобидно” на том влечении, или питать его любым способом, значит приглашать вытекающие из того последствия. Хотя это может выражаться более тонко, направление и духовно разрушительный результат суть те же: чувственное влечение деградирует в потерю памяти истинного Я или души и ее божественной удовлетворенности, наряду с потерей руководства разума, который привлекает сознание внаправлении Духа.

            Общество в целом есть также субъект деградации, тем же процессом, как и индивидуумы, которые, в конце концов, составляют общества и нации. Все несчастья и страшные ужасы цивилизации имеют корни в неразумности, что есть постепенное вызревание зла, прорастающего невольно в уме человека через стадии влечения и привязанности, склонности и желания, гнева и страсти, иллюзии и безрассудства, и непристойности из-за потери памяти человеческого истинного божественного Я. Так йога заклинает человека держать железной хваткой систему мысли своего ума. Самоконтроль не должен быть потерян, даже при величайшей провокации. Когда зло существует внутри, тогда являющееся вовне есть его двойник. Овладевающий умом, овладевает миром.



Стих 64

Человек самоконтроля, скитаясь среди материальных объектов с подчиненными чувствами, и сторонящийся влечения и отвращения, обретает непоколебимое внутреннее спокойствие.

 

Когда духовный воин, вооруженный самоконтролем, проходит по опасной территории искушающих объектов с группой дисциплинированных, послушных чувственных солдат, проводя их мимо ловушек притяжения или отвращения сильными командами разума, ему обеспечена внутренняя радостность, уверенная в победе.

            Человек самоконтроля, чьи чувства находятся под полным контролем разума души, оставляет влечение и отвращение – коренную причину запутанности в материальных объектах – используя свои послушные, непредвзятые чувства отправлять обязанности праведно и радостно.

            Как богач, поддающийся лести и искушению, теряет свои деньги и здоровье, так и всякий человек, от природы богатый в душе, приманиваемый чувственными наклонностями, теряет свое богатство и мир, и свое духовное здоровье.

            Обыкновенный, нетренированный, неохраняемый индивидуум, забредающий на территорию искушения, попадает в плен чувственому притяжению и отвращению; попавши так в засаду, он не достигает царства счастья.

            Влечение к определенным ощущениям вкуса, прикосновения, звука, образа и запаха несет с собой неизменного компаньона: отвращение. Внезапные влечения и отвращения – симпатии и антипатии – к чувственным объектам ограничивают умственную способность свободного суждения и делают из людей рабов настроений и привычек. Миллионы, исключительно посредством привычки и недостатка внутренней рефлексии, вовлекаются в “удовольствия” которые давно потеряли какой-либо настоящий вкус.

            Как человек, пристрастившийся к быстрой езде и ведущий скоростную машину по манящим горным дорогам, может соскользнуть с пути и повредиться или погибнуть, так и человек, очарованный чувственной мощью телесной машины и несущийся неосторожно по трудным дорогам чувственных удовольствий, без сомнения соскочит с прямого и узкого пути душевного мира.

             Дорога жизни, которой каждая воплощенная душа должна путешествовать к Конечной Цели, ведет через территорию ощущений и чувственных силков. Только человек самоконтроля знает, как вести себя в материальном окружении, в котором ему волей-неволей приходится скитаться и работать. Человек самоконтроля надевает доспехи мудрости и непривязанности, пока выполняет свои обязанности в обманчивом чувственном мире.



Стих 65

В душевном блаженстве уничтожается все горе. Воистину, разум человека, испоненного блаженства, вскоре становится твердо устойчивым (в Я).

 

Все мрачные тени страдания удаляются из сознания того, кто входит в состояние совершенного спокойствия и остается сосредоточенным на чистом направляющем свете своего истинного вечно радостного Я. Воистину, магнетическая игла его ума вскоре неподвижно устанавливается, всегда указывая на Полярную звезду душевного блаженства.

            Человек самоконтроля, вкушая неизменное блаженство души, прошел за пределы одаряющего-горем феноменального мира. Человеческий волнующийся рассудок, сосредотачиваясь на душе, преобразуется в неотклоняющийся разум. Когда приходит свет душевного счастья, аккумулированная тьма перевоплощений рассеивается в одно мгновение.

            Запутавшиеся в чувствах часто видят свой рассудок прыгающим от одного чувственного наслаждения к другому, ища неизменное счастье, которое обещается, но никогда не дается обманчивыми чувствами.

            Мудрец, наслаждаясь чистым неизменным блаженством души в постоянной медитации, находит, что рассудок большее не искушает его бежать от одного материального объекта к другому; он направляется и охраняется исключительно устойчивым разумом. Человеческий рассудок может всегда находить за и против как для хороших так и для плохих действий; он по-природе ненадежен (лишен преданности). Разум признает лишь один критерий: Полярную звезду-душу.



Стих 66

Мудрость, как и медитация, не принадлежит лишенному единства (не установившемуся в Я). Для немедитативного нет спокойствия. Лишенному мира, как прийти к счастью?

 

Тот, кто не остается сосредоточенным на своем истинном Я, настойчиво стремящемся к качествам его чистой душевной природы, лишен божественного разума, принадлежащего душе. Без этой мудрости его ум разряжен и отвлечен, рассеян капризами чувств, оставляя его без способности глубокой медитации и её дара неизяснимого мира. Немедитативный человек, лишенный мира, находит, что длящееся счастье всегда избегает его.

            Индивидуум, привязанный к чувствам, в следствие этого отделен от души, полностью несознающий ее превосходных качеств. Если некто не пребывает  в свете, он - в темноте; аналогично, незнающий лучезарных красот души, отождествляется с мрачными иллюзиями чувств. Отождествление человеческого ума с чувствами производит состояние “разьединения”, характеризуемого беспокойством, дисгармоничностью и разбитыми способностями. Из этого следует, что человек оттделитвший свой ум от души, не в состоянии проявить истинный разум.

            Интеллект может быть культивируем образованием, но разум вытекает из интуиции и приобретается исключительно посредством способности души, через контакт с душой. Оба, рассудок и разум, состоят из процесса прохождения через серию суждений, с целью достижения заключения. Рассудок, тем не менее, руководится несовершенным интеллектом, наполненным ограничениями эмоций, желаний, привычек; поэтому даже высочайшие полеты мысли, наиболее математический и расчетливый рассудок, неопределенны и подвержены ошибкам. Различительный разум, рожденный от интуиции, через душевный контакт, обеспечивает верное суждение в любой данной ситуации. Душа, посредством интуиции, обеспечивает божественное руководство сознанию ученика; интуитивное руководство выражается, как мудрость, через различительную способность направлять интеллект или рассудок к верной решительности. Теоретические философы ограничивают себя развитием подверженного ошибке дискурсивного рассуждения; йоги посвящают себя приобретению безошибочной интуиции через душевный контакт в медитации.

            Мир также является качеством души; тот, кто не со-настроен с душой, не имеет мира. Личность, не имеющая мира, не имеет счастья, так как мир означает отсутствие страдания, предпосылку для счастья.

            За печалью обычно следует умственное безразличие – негативное состояние мира. Когда миру в его негативном состоянии отсутствия страдания только что предшествовало глубокое страдание, затем по контрасту испытывается ментальное спокойствие, которое невежественный человек зовет “миром”. Его мир имеет своим условием печаль. Для него “я долго находился в мире” означает “я долго не испытывал возбуждения несчастий”. Негативный мир, неповрежденный контрастом боли, со временем становится бесвкусным или бессмысленным – состоянием всего-лишь скуки.

            Позитивный мир, напротив, проистекает от души и является священным внутренним окружением, в котором развертывается настоящее счастье. Это позитивное состояние мира, можно сказать, есть предтеча божественного блаженства.

            Счастье позитивно и ощутимо. Чтобы быть по настоящему счастливым, тем не менее, человек сначала должен выиграть состояние нерушимого мира. Настроенный на душу, обладает всеми её качествами, включая мир, божественное блаженство и безошибочную мудрость.



Стих 67

Как лодка, уносимая порывом ветра,так и  разум человека уносится с его намеченного пути, когда ум поддается блуждающим чувствам.

 

Лодка, лавирующая в спокойных водах, бросается волей-неволей и сбивается с курса, когда внезапно атакуется  бешенным ветром; аналогично, человеческий разум, двигаясь положенным судьбой курсом праведности в направлении Духа, беспомощно предоставляется воле волн, когда ум уступает свое управление суматохе шторма чувств.

            На тихих морях в хорошую погоду лодка гладко идет под парусом и достигает своей цели без затруднения. Но во время штормистой погоды, определенно ее побросает и возможно потопит. Аналогично, ученик в море жизни, при хорошей погоде духовных привычек, должен легко достичь берегов Бесконечного Блаженства. Но человек духовных стремлений, который ведет свою жизнь по штормам неуправляемого ума, непременно собьется с пути хороших намерений, и может даже совершенно потерять из виду Божественную Полярную звезду.

            Это не значит, что человек, встречающий бури чувственности, не должен пытаться направлять корабль к божественным берегам, наперекор порывам своих дурных привычек и искушений. Строки этого стиха просто напоминают нам, что тот, кто бы хотел плыть гладко понаправлению к Духу, должен утихомирить шторма чувств.

            Даже йог, быстро приближающийся к своей Цели, может оказаться посреди штормов чувственной привязанности, по ошибке или из-за дурных привычек предыдущей жизни или подсознания этой; тогда, Христовой-силою его душевной воли, он должен приказывать чувственным штормам прекратиться.


Стих 68

 

О Мощно-вооруженный (Арджуна), мудрость того хорошо-установлена, чьи чувственные способности, в отношении к объектам чувств, полностью подчинены.

 


“О отпрыск самоконтроля”, человек, чья последовательная мудрость является возницей коней чувств и удерживает их от дикого бега по ненадежной местности чувственных объектов; он управляет ими уверенно, крепкими возжами, держась прямого пути к благословенному освобождению.

            Человек без разумного самоконтроля не в состоянии сдерживать коней своих чувств на прямом и узком пути добродетели. Человек, управляемый своими чувствами, находится в замешательстве. Его спокойное внутреннее суждение души заменено беспокойными бесцельными привычками капризного, неудовлетворенного, порабощенного чувствами ума. Такая личность никогда не может иметь покой. Стремящийся йог должен держать коней чувств под своим полным контролем.

            Вознице колесницы жизни не советуется связывать его чувственных коней и обрекать их на бездействие, из страха, что они могут понести. Это было бы неразумно. Все, что необходимо, это так тренировать своих коней, чтобы они оставались послушными и позволяли ему выносить все решения.

            “Поэтому если твоя рука или нога непокорны тебе, отсеки их, и отбрось их прочь: лучше для тебя войти в жизнь хромая или увечным, чем имея две руки или две ноги быть брошенным в вечный огонь”.*

            Когда Иисус призывал: “Если твоя рука непокорна тебе” (мешает тебе войти в Царство Божье) “отсеки ее”, - он не советовал буквальное отсечение члена, но скорее  импульса, который побудил ее сделать зло.

            Устранение человеческого глаза не уничтожает его желание чувственной красоты. Отсечение рук не влияет на его желание ранить или красть. Что нужно, так это контролировать творящие несчастье желания , ведущие человеческие инструменты восприятия и действия.

            Однажды мне рассказали об одержимой воровке, которая в момент раскаяния последовала Библейскому совету буквально и отсекла обе свои руки. Но ее привычка была настолько принудительна, что она начала воровать, используя пальцы ног и рот!

            Чувства суть инструменты ума; они не могу действовать сами по себе. Это ум и различительный интеллект должны быть освобождены из рабства. Мудрец держит свою мудрость свободной и устойчивой, направляя свою жизнь на пути к Богу.

________________________________________________________________________


* От Матвея 18:8




Стих 69

То, что есть ночь (сна) для всех тварей, является (лучезарным) бодрствованием для человека самоконтроля. И то, что есть бодрствование для ординарных людей, является ночью (временем сна) для божественно восприимчивого мудреца.

 

Пока существа спят во мраке иллюзии, глаза рентгеновских-лучей провидца открыты для света мудрости. Сила майи, которая держит все существа погруженными в бодрствование привязанности к материальным объектам, вызывает в святых лишь сон непривязанности.

            Эта станза использует, как аналогию, привычку тех Индийских Йогов, которые посвящают свои ночи медитации, когда мирские люди спят. Эти йоги спят несколько часов в дневное время, когда большинство людей бодрствуют и заняты материальными стремлениями.

            Метафизическое соотношение состоит в том, что когда большинство людей духовно сонливы, погруженные в иллюзорные сны жизни, человек реализации духовно пробужден, с его открытым духовным зрением всегда направленным на лучезарную Реальность за темной “ночью” майи. Люди, поглощенные материей, занимают все часы бодрствования преследованием своих целей. Понимая потерянность и глупость жизней таких людей, йог остается во сне безразличия к мирским интересам. Йог, все внимание которого сосредоточено на Боге, отдаляет себя от мира, подвергаясь состоянию духовного “сомнамбулизма”. Он находится в миру, но не от мира. Видя, такой йог не видит (ему все равно). Хотя физически пробужденный в миру, йог духовно спит в забвении непривязанности.

            Так, можно сказать, что мирской человек живет или бодрствует в материальных стремлениях, и спит во всем, что касается духа. Йог, напротив, духовно пробужден и материально спит. Мирянин спит в невежестве, а йог бодрствует в мудрости. Мудрец спит в безразличии, пока средний человек бодрствует в материальных усилиях.

            Загипнотизированный чувствами человек не видит ничего кроме мира и не в состоянии воспринимать Бога. Мудрец, бодрствуя, наслаждается присутствием Бога во всех вещах.

            Гита не имеет в виду буквально, чтобы все йоги спали в дневное время и бодрствовали ночью, также и того, чтобы все миряне работали ночью и присоединялись к йогам в дневном сне! Мы бы тогда имели мир хорошенькой неразберихи “Алисы в зазеркалье”!

            Йог не достигает своей цели всего лишь оставаясь бодрствующим ночью! Он должен практиковать медитацию и вести жизнь самодисциплины, служения и активной доброты ко всему.

            Мирской человек, занятый днем разумными материальными обязанностями, должен спать ночью, но должен использовать какую-то часть спокойных часов для медитации и посвящения себя духовным обязанностям. Немного сна достаточно, когда привычка медитации хорошо установилась.

            Настоящие йоги, воспринимая неразрушимое Вездесущие, настоящую Реальность, автоматически остаются безразличными к иллюзорным явлениям материальной нереальности.

            Люди не должны оставаться поглощенными непостоянными материальными наслаждениями, в забвении к вечному блаженству, спрятанному в душе. Также йог, безразличный к материальным желаниям,  не должен пренебрегать исполнением своиз мирских обязанностей. Йог, любящий Бога, никогда не может забыть Его лишь из-за внешних действий. Неэгоистичный человек, осуществляющий материальные обязанности с постоянным воспоминанием и восприятием Бога, не спит в невежестве, но пробужден в Боге.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.