Человек
божественной реализации, даже при недостатке знания писаний, достиг Бога и
является стоющим примером для общества. Человек, обладающий и знанием писаний и
Самореализацией, не только достиг Бога, но является восхитительным учителем для
передачи Богосознания другим.
Мой
Гуру никогда не позволял своим ученикам читать станзы Бхагавад Гиты или
Патанджали только-лишь с теоретическим интересом. “Медитируй на истинах
писания, пока не станешь единым с ними”, - говорил он. После того, как я
осознал несколько станз писания с глубокой восприимчивостью под его
руководством, он отказался учить меня дальше. “Ты увидешь”, - сказал он,- “что
теперь у тебя есть ключ к писаниям, ключ внутреннего интуитивного восприятия, а
не всего-лишь рассудок и вывод. Все писания откроют тебе свои секреты”.
Чтение
Патанджали или Гиты, или Библии только-лишь рассудочно может позволит человеку
прекрасно выдержать экзамен по ним, но не даст безупречного доступа к их истинному
значению. Ядра истины в утверждениях писаний покрыты твердыми скорлупками языка
и двусмысленности. С помощью гуру, человек научается использовать щелкунчика
интуитивного восприятия, чтобы расколоть словесные скорлупы и обрести
божественную пищу внутри.
Стих 29
Другие
поклоняющиеся предлагают в жертву входящее дыхание праны исходящему дыханию
аппаны, а исходящее дыхание входящему, исключая этим причину вдыхания и
выдыхания (делающую дыхание необходимым) намеренной практикой пранаямы (Крийя
Йоговской техники контролирования жизни).
Сосредоточенной практикой Крийя Йоговской
пранаямы – предложения входящего дыхани выходящему (прану
аппане) и предложения выходящего дыхания входящему (аппаны пране) -
йог нейтрализует эти два жизненных тока и их результирующие производные разложения
и роста, причинные агенты дыхания и сердечной деятельности, и сопутствующего
телесного сознания. Перезарядкой крови и клеток жизненной энергией,
дистилированной из дыхания и усиленной чистой одухотворенной жизненной силой в
позвоночнике и мозгу, Крийя Йог останавливает разложение тела, этим
успокаивая дыхание и сердце, делая их деятельность не необходимой. Так, йог
приобретает контроль жизненной силы.
Бхагавад
Гита ясно упоминает в этой станзе теорию Крийя Йоги, технику
Богообщения, которую Лахири Махасайя дал миру в девятнадцатом столетии. Крийя
Йога пранаяма или контроль жизни учит человека развязывать нить дыхания, привязывающую
душу к телу, научно давая этим душе способность вылетать из телесной клетки в
небеса вездесущего Духа и возвращаться по желанию в ее маленькую клетку. Это не
полет фантазии, но скорее единственное переживание Реальности: знание
человеческой истинной природы и распознавание ее источника в блаженстве Духа. Крийя
Йоговской пранаямой, или контролем жизни, как описанно в этой 29 станзе,
душа может освободиться от отождествления с телом и объединена с Духом.
Пранаяма происходит от двух Санскритских слов – прана
(жизнь) и аяма (контроль). Пранаяма поэтому есть контроль жизни,
*
а не “контроль
дыхания”. В широчайшем смысле Крийя Йоговская наука
слово прана
означает сила или энергия. В этом контроля жизненной силы
смысле, вселенная
наполнена праной; все творение
есть проявление
силы, игра силы. Все, что было, есть или будет, есть ничто иное как различные
модальности выражения той универсальной силы. Универсальная прана, таким
образом, есть Пара-Пракрити (чистая Природа), имманентная энергия или сила,
происходящая из Бесконечного Духа, и которая пронизывает и поддерживает
вселенную.
В
строжайшем смысле, с другой стороны, прана означает то, что обычно
называют жизнью или жизненностью организма на земле – прана растения,
животного, или человека, значит сила жизни или жизненности оживотворяющая ту
форму.
Механические
принципы действуют в каждой части тела – в сердце, артериях, членах, суставах,
кишках, мускулах. Действуют также и химические принципы – в легких, желудке,
печени, почках. Но ко всем тем активностям разве не должны мы добавить нечто,
немеханическое, нехимическое, чтобы создать и поддерживать жизнь в организме?
Это “нечто” есть жизненная сила или энергия, превосходящая других посредников
поддержания жизни. Жизненная энергия использует механическую силу для накачки
крови, движения пищи по пищеварительному каналу, расслабления и напряжения мускулов.
Она использует химические силы для переваривания пищи, очищения крови,
приготовления желчи.
Имеется
удивительная связанность и кооперация между клетками всех частей тела. Это - организация;
и прана есть правитель этой организации. Это есть надзирающая,
организующая, координирующая, строящая, ремонтирующая сила в теле.
Прана
есть разумная сила, но не имеет сознания в импирическом, не
трансцендентальном, смысле. Она есть основание для импирического сознания, но
душа есть единица сознания. Душа приказывает через эго, а прана, ее
слуга, подчиняется. Прана, не являсь ни грубоматериальной, ни чисто духовной,
заимствует у души свою способность активизации тела. Это есть сила, проживающая
между душой и материей, с целью выражения первой и движения второй. Душа может
существовать без праны, но прана в теле не может существовать без
души, ее субстрата.
25
Bhagavad Gita 24 by Yogananda, translated from English by A. L. Koudlai (p. 498
- )
Универсальная прана возникла следующим
способом: Вначале Единый Великий Дух пожелал творить. Будучи Один, Он желал
быть многими. Это Его *
желание, будучи всемогущим, имело творческую Вселенсткая прана: энергия силу,
двигаться вовне, проецировать вселенную. пронизывающая все творение Это
разделило Одно на многие, Единство в разнообразие.
Но Единый не хотел терять Свою целостность во многом. Поэтому одновременно Он
желал притянуть многих назад в Единство. Своего рода “перетягивание каната”
произошло между желанием быть многими из Единства и желанием возвратить многих
в Одно – между силой проецирующей и втягивающей, притяжения и отталкивания,
центробежной и центростремительной силой. Результат тяги между двумя
всемогущими противоположными силами есть вселенская вибрация, очевидный знак
первого беспокойства духовного равновесия перед творением. В этой вибрации
смешались творческое желание быть многими и притягательное желание Духа быть
Одним из многих. Дух вместо того, чтобы становиться абсолютно Многими, или
абсолютно Одним, стал Одним во многих.
Вселенская
прана, лежащая в основе всех комбинаций в творении, есть основание
единства, предотвратившего Один Дух от необратимого ращепления на многие. Она
пронизывает все атомы вселенной и каждое место в космосе. Это есть изначальное,
непосредственное, тонкое звено между материей и Духом – менее духовное, чем
Великий Дух, но более духовное, чем материальные атомы. Эта вселенская прана
есть отец всех, так называемых сил, которые Дух использует, чтобы творить и
поддерживать вселенную.
Когда
разные атомы составляются в организм – дерево, животное, человека – тогда
вселенская прана, присущая каждому атому, становится скоординированной
определенным способом, и мы можем называть это специальной (частной) праной,
жизненной силой или жизнью. Хотя каждая клетка – нет, каждый атом –
человеческого тела имеет элемент праны, все же все элементы всех атомов
и клеток управляются одной координирующей праной, называемой
специфической праной, или жизненной силой.
Специфическая прана входит в тело с душой
(в астральном теле этой души) в момент зачатия. По команде души, специфическая прана
постепенно из начальной единой клетки строит тело младенца – в соответствии с
индивидуальным кармическим образцом того индивидуума – и продолжает
поддерживать ту форму в течение всей его жизни. Эта телесная прана
постоянно подкрепляется не только грубыми источниками, как пища и кислород, но
в основном вселенской праной, которая входит в тело через медуллу (“уста
Бога”) и хранится в резервуаре жизни в мозгу, и в центрах позвоночника, откуда
она распределяется усилиями специфической праны.
Специфическая
прана пронизывает все тело и имеет разные функции в разных его частях.
Это можно классифицировать пятью различными пранами, в соответствии с
этими функциями: (1) прана (по преимуществу), или кристализующая сила,
приводящая все другие функции к проявлению; (2) апана
способность выделения, санитарная энергия тела, которой выбрасываются все
отбросы из тела; (3) вьяна, или способность циркуляции; (4)
самана, или ассимиляция, пищеварение, которым усваиваются различные виды
пищи для вскармливания тела и построения новых клеток; и (5) удана,
или способность которой клетки различаются в их функциях (растя волосы, или
кожу, или мускулы, и т.д.) бесконечными дифференциациями и интеграциями между
собой.
Эти
пять пран, хотя и отдельные, взаимосвязаны и действуют в гармонии и
взамозависимости. По правде, они суть ничто иное, как одна прана ,
действующая пятью различными, но нераздельно связанными способами. (В тексте
следующей шлоки говорится больше о пяти пранах).
Основное
местопребывания телесной праны есть нервная система и клетки цереброспинальной
оси и симпатической системы; но она есть также в их бесконечных разветвлениях в
формах клеток, тканей, нервов, ганглий и даже в наиудаленнейших уголках
тела.Так, прана, преимущественно работает в симпатической и
парасимпатической системах; но в дополнение, волевая активность возможна только
благодаря пране, работающей в ее пяти составляющих вариантах во всем
теле.
Настоящий стих Гиты имеет дело с двумя особыми
функциями жизненной силы в ее подразделениях на прану и апану. Как
есть “перетягивание каната” на макрокосмической шкале, отражающее проецирующее желание
Духа творить и Его противоположное собирающее желание привести многих к Одному,
так тот же процесс двойственности имеет место на микрокосмической шкале, в
человеческом теле. Одним выражением этой позитивно-негативной двойственности является
взаимодействие между праной и апаной.
В теле
есть два основных тока. Один, апана ток, течет от точки междубровья к
копчику. Этот, текущиий вниз, ток распределяет себя через копчиковый центр к
сенсорным и моторным нервам и держит сознание человека иллюзорно привязанным к
телу. Апана ток беспокоен и вовлекает человека в чувственные
переживания.
Другим
основным током является прана, которая течет от копчика к точке
междубровья. Природа этого жизненного тока спокойна; он оттягивает внутрь
внимание практиканта во время сна и в пробужденном состоянии, а в медитации
соединяет душу с Духом в Христовом Центре в мозгу.
Таким
образом, имеется противоположная тяга, осуществляемая нисходящим током (апаной)
и восходящим током (праной). Человеческое сознание тянется вниз или
вверх “перетягиванием каната” между этими двумя токами, чтобы связывать или
освобождать душу.
Жизненный
ток, текущий вниз от мозга и позвоночника к клеткам, тканям и нервам,
становится привязанным к материи и засоренным ею. Он используется, как
электричество, во время телесных моторных движений (волевых и неволевых) и умственной
активности. Когда жизнь в клетках, тканях и нервах начинает истощаться этой
моторной и сенсорной активностью – особенно в результате излишеств и
дисгармоничной, неуравновешенной деятельности – прана работает, чтобы
перезарядить и держать их в оживленности. В процессе потребления жизненной
энергии, они выбрасывают переработанные продукты, “разлагаются”. Одним из таких
продуктов является двуокись углерода, выделяемая клетками в кровь;
незамедлительная очистительная активность праны становится необходимой, чтобы
удалить накопления этого “разложения”, иначе смерть произойдет вскоре.
Физиологией этого обмена является дыхание.
От противоположных тяг праны и апаны в
позвоночнике рождаются вдохи и выдохи. Когда ток праны двигается вверх, он втягивает
жизненное дыхание, насыщенное кислородом в легкие. Там прана быстро выделяет некоторое
количество необходимой жизненной силы из электронного и жизнетронного состава
атомов кислорода. (Пране требуется больше времени, чтобы дистилировать
жизненную силу из более грубых жидкостей и твердой пищи в желудке). Та
очищенная энергия посылается потоком праны к клеткам тела. Без такого
воссполнения чистой жизненной силы, клетки были бы бессильны производить свои
многие физиологические функции; они бы погибли. Жизненная энергия, извлеченная
из кислорода, также помогает усилить центры жизненной силы в позвоночнике и в
междубровье, и в основном резервуаре жизненной энергии в мозгу. Избыточный
кислород от вдыхаемого воздуха несется кровью по телу, где он используется
пятью пранами в различных физиологических процессах.
Как
отмечалось, телесная активность производит разложение и последующий продукт
выброса - двуокись углерода. Этот продукт выделяется из клеток апаной,
или выделительным током, и переносится кровью к легким. Затем текущий вниз по
позвоночнику ток апана является причиной выдоха и выталкивает нечистоты
через выдыхаемый воздух.
Вдох и
выдох, активизируемые двойственным током праны и апаны, осуществляются
физиологически посредством серии сложных нервных рефлексов – химических и
механических – задействующих в основном медуллу-облангата и симпатическую, или
вневолевую, нервную систему. Тонко организованная симпатическая нервная
система, в свою очередь, напитывается праной и апаной, работающими через
основные ответвления астральных жизненных токов, соответствующих физической
симпатической нервной системе – основные ветви их называются ида и
пингала. Изучать физиологию дыхания без достаточно основательного понимания
подспудных тонких принципов жизни, подобно изучению Шейкспировского Гамлета,
оставляя в стороне описания характера главного героя.
Вдыхание
и выдыхание происходят, во многом независимо от воли, на протяжении
человеческой жизни. До тех пор пока жизненный ток (прана) втягивает
вдыхаемый воздух в легкие, человек живет; когда нисходящий ток (апана) в
выдыхании становится более сильным, человек умирает. Ток апаны тогда
вытягивает астральное тело из физического тела. Когда последнее дыхание
покидает тело через деятельность исходящего тока, апаны, астральное тело
следует за ним в астральный мир.
Говорится,
что человеческое дыхание привязывает душу к телу. Это процес вдоха и выдоха,
являющийся результатом двух противоположных позвоночных токов, создает для
человека впечатление внешнего мира. Двойственное дыхание есть шторм, создающий
формы-волны (ощущения) в озере ума. Эти ощущения также производят телесное
сознание и двойственность, и этим уничтожают единое душевное сознание.
Бог
сотворил душу Своим сновидением и вложил ее в тело сновидения, оживляющееся
дыханием сновидения. Тайна дыхания заключает в себе решение секрета к
существованию человека. Имеется даже прямая зависимость между дыханием и
физическим долголетием. Собака, например, дышит часто и имеет короткую жизнь.
Крокодил дышит очень медленно и может прожить более сотни лет. Толстяки дышат
тяжело и умирают преждевременно. Когда из-за болезни, преклонного возраста или
какой-то другой физической причины дыхание сна исчезает, следует смерть
тела-сновидения. Йоги, поэтому, рассудили, что если бы тело не разлагалось и
токсины не накапливались в клетках, дыхание бы не требовалось; что научное
овладение дыханием, предотвращением разложения в теле, сделало бы течение
дыхания не необходимым и предоставило бы контроль над жизнью и смертью. От
этого интуитивного восприятия древних риши произошла наука и искусство пранаямы,
контроля жизни.
Пранаяма
рекомендуется Бхагавад Гитой, как универсально подходящий человеку метод для
освобождения его души от рабства дыханию.
Гита утверждает: “Йог выше дисциплинирующих тело
аскетов, выше даже чем последователи пути мудрости или пути действия; будь
йогом!” (VI:46). То, что это *
говорится о Крийя Йога пранаяме, свидетельствует Крийя Йога:
контролирование не только стих IV:29, но также и
в V:27-28: “Тот токов праны и апаны эксперт
медитации становится вечно свободным,
кто, стремясь к Высшей Цели, способен отключиться от внешних феноменов фиксированием
взора в междубровье и нейтрализацией уравновешенных токов праны и апаны
текущих в ноздрях и легких….”* Древний мудрец Патанджали, выдающийся выразитель
Йоги, также превозносит Крийя Йога пранаяму: “Освобождения можно
достигнуть пранаямой, которая выполняется разъединением курса вдыхания и
выдыхания” (Йога Сутры II:49).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92
|