Меню
Поиск



рефераты скачать Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 1

Человек божественной реализации, даже при недостатке знания писаний, достиг Бога и является стоющим примером для общества. Человек, обладающий и знанием писаний и Самореализацией, не только достиг Бога, но является восхитительным учителем для передачи Богосознания другим.

            Мой Гуру никогда не позволял своим ученикам читать станзы Бхагавад Гиты или Патанджали только-лишь с теоретическим интересом. “Медитируй на истинах писания, пока не станешь единым с ними”, - говорил он. После того, как я осознал несколько станз писания с глубокой восприимчивостью под его руководством, он отказался учить меня дальше. “Ты увидешь”, - сказал он,- “что теперь у тебя есть ключ к писаниям, ключ внутреннего интуитивного восприятия, а не всего-лишь рассудок и вывод. Все писания откроют тебе свои секреты”.

            Чтение Патанджали или Гиты, или Библии только-лишь рассудочно может позволит человеку прекрасно выдержать экзамен по ним, но не даст безупречного доступа к их истинному значению. Ядра истины в утверждениях писаний покрыты твердыми скорлупками языка и двусмысленности. С помощью гуру, человек научается использовать щелкунчика интуитивного восприятия, чтобы расколоть словесные скорлупы и обрести божественную пищу внутри.  


Стих 29

Другие поклоняющиеся предлагают в жертву входящее дыхание праны исходящему дыханию аппаны, а исходящее дыхание входящему,  исключая этим причину вдыхания и выдыхания (делающую дыхание необходимым) намеренной практикой пранаямы (Крийя Йоговской техники контролирования жизни).

 

Сосредоточенной практикой Крийя Йоговской пранаямы – предложения входящего дыхани выходящему (прану аппане) и предложения выходящего дыхания входящему (аппаны пране) - йог нейтрализует эти два жизненных тока и их результирующие производные разложения и роста, причинные агенты дыхания и сердечной деятельности, и сопутствующего телесного сознания. Перезарядкой крови и клеток жизненной энергией, дистилированной из дыхания и усиленной чистой одухотворенной жизненной силой в позвоночнике и мозгу, Крийя Йог останавливает разложение тела, этим успокаивая дыхание и сердце, делая их деятельность не необходимой. Так, йог приобретает контроль жизненной силы.

            Бхагавад Гита ясно упоминает в этой станзе теорию Крийя Йоги, технику Богообщения, которую Лахири Махасайя дал миру в девятнадцатом столетии. Крийя Йога пранаяма или контроль жизни учит человека развязывать нить дыхания, привязывающую душу к телу, научно давая этим душе способность вылетать из телесной клетки в небеса вездесущего Духа и возвращаться по желанию в ее маленькую клетку. Это не полет фантазии, но скорее единственное переживание Реальности: знание человеческой истинной природы и распознавание ее источника в блаженстве Духа. Крийя Йоговской пранаямой, или контролем жизни, как описанно в этой 29 станзе, душа может освободиться от отождествления с телом и объединена с Духом.


Пранаяма происходит от двух Санскритских слов – прана (жизнь) и аяма (контроль). Пранаяма поэтому есть контроль жизни,                              *

а не “контроль дыхания”. В широчайшем смысле Крийя Йоговская наука

слово прана означает сила или энергия. В этом              контроля жизненной силы

смысле, вселенная наполнена праной; все творение

есть проявление силы, игра силы. Все, что было, есть или будет, есть ничто иное как различные модальности выражения той универсальной силы. Универсальная прана, таким образом, есть Пара-Пракрити (чистая Природа), имманентная энергия или сила, происходящая из Бесконечного Духа, и которая пронизывает и поддерживает вселенную.

            В строжайшем смысле, с другой стороны, прана означает то, что обычно называют жизнью или жизненностью организма на земле – прана растения, животного, или человека, значит сила жизни или жизненности оживотворяющая ту форму.

            Механические принципы действуют в каждой части тела – в сердце, артериях, членах, суставах, кишках, мускулах. Действуют также и химические принципы – в легких, желудке, печени, почках. Но ко всем тем активностям разве не должны мы добавить нечто, немеханическое, нехимическое, чтобы создать и поддерживать жизнь в организме? Это “нечто” есть жизненная сила или энергия, превосходящая других посредников поддержания жизни. Жизненная энергия использует механическую силу для накачки крови, движения пищи по пищеварительному каналу, расслабления и напряжения  мускулов. Она использует химические силы для переваривания пищи, очищения крови, приготовления желчи.

Имеется удивительная связанность и кооперация между клетками всех частей тела. Это - организация; и прана есть правитель этой организации. Это есть надзирающая, организующая, координирующая, строящая, ремонтирующая сила в теле.

            Прана есть разумная сила, но не имеет сознания в импирическом, не трансцендентальном, смысле. Она есть основание для импирического сознания, но душа есть единица сознания. Душа приказывает через эго, а прана, ее слуга, подчиняется. Прана, не являсь ни грубоматериальной, ни чисто духовной, заимствует у души свою способность активизации тела.  Это есть сила, проживающая между душой и материей, с целью выражения первой и движения второй. Душа может существовать без праны, но прана в теле не может существовать без души, ее субстрата.          


25 Bhagavad Gita 24 by Yogananda, translated from English by A. L. Koudlai (p. 498 - )



Универсальная прана возникла следующим способом: Вначале Единый Великий Дух пожелал творить. Будучи Один, Он желал быть многими. Это Его                          *                                желание, будучи всемогущим, имело творческую Вселенсткая прана: энергия          силу, двигаться вовне, проецировать вселенную. пронизывающая все творение       Это разделило Одно на многие, Единство в                                                             разнообразие. Но Единый не хотел терять Свою целостность во многом. Поэтому одновременно Он желал притянуть многих назад в Единство. Своего рода “перетягивание каната” произошло между желанием быть многими из Единства и желанием возвратить многих в Одно – между силой проецирующей и втягивающей, притяжения и отталкивания, центробежной и центростремительной силой. Результат тяги между двумя всемогущими противоположными силами есть вселенская вибрация, очевидный знак первого беспокойства духовного равновесия перед творением. В этой вибрации смешались творческое желание быть многими и притягательное желание Духа быть Одним из многих. Дух вместо того, чтобы становиться абсолютно Многими, или абсолютно Одним, стал Одним во многих.

            Вселенская прана, лежащая в основе всех комбинаций в творении, есть основание единства, предотвратившего Один Дух от необратимого ращепления на многие. Она пронизывает все атомы вселенной и каждое место в космосе. Это есть изначальное, непосредственное, тонкое звено между материей и Духом – менее духовное, чем Великий Дух, но более духовное, чем материальные атомы. Эта вселенская прана есть отец всех, так называемых сил, которые Дух использует, чтобы творить и поддерживать вселенную.

            Когда разные атомы составляются в организм – дерево, животное, человека – тогда вселенская прана, присущая каждому атому, становится скоординированной определенным способом, и мы можем называть это специальной (частной) праной, жизненной силой или жизнью. Хотя каждая клетка – нет, каждый атом – человеческого тела имеет элемент праны, все же все элементы всех атомов и клеток управляются одной координирующей праной, называемой специфической праной, или жизненной силой.


Специфическая прана входит в тело с душой (в астральном теле этой души) в момент зачатия. По команде души, специфическая прана постепенно из начальной единой клетки строит тело младенца – в соответствии с индивидуальным кармическим образцом того индивидуума – и продолжает поддерживать ту форму в течение всей его жизни. Эта телесная прана постоянно подкрепляется не только грубыми источниками, как пища и кислород, но в основном вселенской праной, которая входит в тело через медуллу (“уста Бога”) и хранится в резервуаре жизни в мозгу, и в центрах позвоночника, откуда она распределяется усилиями специфической праны.

            Специфическая прана пронизывает все тело и имеет разные функции в разных его частях. Это можно классифицировать пятью различными пранами, в соответствии с этими функциями: (1) прана (по преимуществу), или кристализующая сила, приводящая все другие функции к проявлению;  (2) апана способность выделения, санитарная энергия тела, которой выбрасываются все отбросы из тела;  (3) вьяна, или способность циркуляции;  (4) самана, или ассимиляция, пищеварение, которым усваиваются различные виды пищи для вскармливания тела и построения новых клеток; и (5) удана, или способность которой клетки различаются в их функциях (растя волосы, или кожу, или мускулы, и т.д.) бесконечными дифференциациями и интеграциями между собой.

            Эти пять пран, хотя и отдельные, взаимосвязаны и действуют в гармонии и взамозависимости. По правде, они суть ничто иное, как одна прана , действующая пятью различными, но нераздельно связанными способами. (В тексте следующей шлоки говорится больше о пяти пранах).

            Основное местопребывания телесной праны есть нервная система и клетки цереброспинальной оси и симпатической системы; но она есть также в их бесконечных разветвлениях в формах клеток, тканей, нервов, ганглий и даже в наиудаленнейших уголках тела.Так, прана, преимущественно работает в симпатической и парасимпатической системах; но в дополнение, волевая активность возможна только благодаря пране, работающей в ее пяти составляющих вариантах во всем теле.


Настоящий стих Гиты имеет дело с двумя особыми функциями жизненной силы в ее подразделениях на прану и апану. Как есть “перетягивание каната” на макрокосмической шкале, отражающее проецирующее желание Духа творить и Его противоположное собирающее желание привести многих к Одному, так тот же процесс двойственности имеет место на микрокосмической шкале, в человеческом теле. Одним выражением этой позитивно-негативной двойственности является взаимодействие между праной и апаной.

            В теле есть два основных тока. Один, апана ток, течет от точки междубровья к копчику. Этот, текущиий вниз, ток распределяет себя через копчиковый центр к сенсорным и моторным нервам и держит сознание человека иллюзорно привязанным к телу. Апана ток беспокоен и вовлекает человека в чувственные переживания.

            Другим основным током является прана, которая течет от копчика к точке междубровья. Природа этого жизненного тока спокойна; он оттягивает внутрь внимание практиканта во время сна и в пробужденном состоянии, а в медитации соединяет душу с Духом в Христовом Центре в мозгу.

            Таким образом, имеется противоположная тяга, осуществляемая нисходящим током (апаной) и восходящим током (праной). Человеческое сознание тянется вниз или вверх “перетягиванием каната” между этими двумя токами, чтобы связывать или освобождать душу.

            Жизненный ток, текущий вниз от мозга и позвоночника к клеткам, тканям и нервам, становится привязанным к материи и засоренным ею. Он используется, как электричество, во время телесных моторных движений (волевых и неволевых) и умственной активности. Когда жизнь в клетках, тканях и нервах начинает истощаться этой моторной и сенсорной активностью – особенно в результате излишеств и дисгармоничной, неуравновешенной деятельности – прана работает, чтобы перезарядить и держать их в оживленности. В процессе потребления жизненной энергии, они выбрасывают переработанные продукты, “разлагаются”. Одним из таких продуктов является двуокись углерода, выделяемая клетками в кровь; незамедлительная очистительная активность праны становится необходимой, чтобы удалить накопления этого “разложения”, иначе смерть произойдет вскоре. Физиологией этого обмена является дыхание.


От противоположных тяг праны и апаны в позвоночнике рождаются вдохи и выдохи. Когда ток праны двигается вверх, он втягивает жизненное дыхание, насыщенное кислородом в легкие. Там прана быстро выделяет некоторое количество необходимой жизненной силы из электронного и жизнетронного состава атомов кислорода. (Пране требуется больше времени, чтобы дистилировать жизненную силу из более грубых жидкостей и твердой пищи в желудке). Та очищенная энергия посылается потоком праны к клеткам тела. Без такого воссполнения чистой жизненной силы, клетки были бы бессильны производить свои многие физиологические функции; они бы погибли. Жизненная энергия, извлеченная из кислорода, также помогает усилить центры жизненной силы в позвоночнике и в междубровье, и в основном резервуаре жизненной энергии в мозгу. Избыточный кислород от вдыхаемого воздуха несется кровью по телу, где он используется пятью пранами в различных физиологических процессах.

            Как отмечалось, телесная активность производит разложение и последующий продукт выброса - двуокись углерода. Этот продукт выделяется из клеток апаной, или выделительным током, и переносится кровью к легким. Затем текущий вниз по позвоночнику ток апана является причиной выдоха и выталкивает нечистоты через выдыхаемый воздух.

            Вдох и выдох, активизируемые двойственным током праны и апаны, осуществляются физиологически посредством серии сложных нервных рефлексов – химических и механических – задействующих в основном медуллу-облангата и симпатическую, или вневолевую, нервную систему. Тонко организованная симпатическая нервная система, в свою очередь, напитывается праной и апаной, работающими через основные ответвления астральных жизненных токов, соответствующих физической симпатической нервной системе – основные ветви их называются ида и пингала. Изучать физиологию дыхания без достаточно основательного понимания подспудных тонких принципов жизни, подобно изучению Шейкспировского Гамлета, оставляя в стороне описания характера главного героя.

            Вдыхание и выдыхание происходят, во многом независимо от воли, на протяжении человеческой жизни. До тех пор пока жизненный ток (прана) втягивает вдыхаемый воздух в легкие, человек живет; когда нисходящий ток (апана) в выдыхании становится более сильным, человек умирает. Ток апаны тогда вытягивает астральное тело из физического тела. Когда последнее дыхание покидает тело через деятельность исходящего тока, апаны, астральное тело следует за ним в астральный мир.

            Говорится, что человеческое дыхание привязывает душу к телу. Это процес вдоха и выдоха, являющийся результатом двух противоположных позвоночных токов, создает для человека впечатление внешнего мира. Двойственное дыхание есть шторм, создающий формы-волны (ощущения) в озере ума. Эти ощущения также производят телесное сознание и двойственность, и этим уничтожают единое душевное сознание.

            Бог сотворил душу Своим сновидением и вложил ее в тело сновидения, оживляющееся дыханием сновидения. Тайна дыхания заключает в себе решение секрета к существованию человека. Имеется даже прямая зависимость между дыханием и физическим долголетием. Собака, например, дышит часто и имеет короткую жизнь. Крокодил дышит очень медленно и может прожить более сотни лет. Толстяки дышат тяжело и умирают преждевременно. Когда из-за болезни, преклонного возраста или какой-то другой физической причины дыхание сна исчезает, следует смерть тела-сновидения. Йоги, поэтому, рассудили, что если бы тело не разлагалось и токсины не накапливались в клетках, дыхание бы не требовалось; что научное овладение дыханием, предотвращением разложения в теле, сделало бы течение дыхания не необходимым и предоставило бы контроль над жизнью и смертью. От этого интуитивного восприятия древних риши произошла наука и искусство пранаямы, контроля жизни.

            Пранаяма рекомендуется Бхагавад Гитой, как универсально подходящий человеку метод для освобождения его души от рабства дыханию.


Гита утверждает: “Йог выше дисциплинирующих тело аскетов, выше даже чем последователи пути мудрости или пути действия; будь йогом!” (VI:46). То, что это                           *                            говорится о Крийя Йога пранаяме, свидетельствует Крийя Йога: контролирование       не только стих IV:29, но также и в V:27-28: “Тот токов праны и апаны                        эксперт медитации становится вечно                                                                                свободным, кто, стремясь к Высшей Цели, способен отключиться от внешних феноменов фиксированием взора в междубровье и нейтрализацией уравновешенных токов праны и апаны текущих в ноздрях и легких….”* Древний мудрец Патанджали, выдающийся выразитель Йоги, также превозносит Крийя Йога пранаяму: “Освобождения можно достигнуть пранаямой, которая выполняется разъединением курса вдыхания и выдыхания” (Йога Сутры II:49).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.