Неактивность
далека от Богосознания. Лентяй, привязанный к плоти, несвободен; он не есть
йог. Материально активный человек, всегда сосредоточенный во внутреннем мире,
не есть мирянин, но присоединенный к Богу; он является настоящим йогом.
Искренний
поклоняющийся глубоко любит Бога, бездействует ли он и молчаливо медитирует на
Боге, или же, когда находится в середине круговорота внешних действий. Он
бодрствует в Боге в течение всех часов и всех прогулок жизни. Он не становится
столь глубоко поглощенным в материальных обязанностях, чтобы быть в забвении ко
внутреннему состоянию божественного блаженства.
Игнорировать
культивацию Богосознания, будучи ошеломленным материальными обязанностями, есть
обычная человеческая ошибка. Быть пассивным, с другой стороны, притворяясь “духовным”,
есть опасный самообман.
Мирской
человек должен уменьшить свои материальные активности в достаточной мере для
того, чтобы дать себе время медитировать. Он должен помнить, что не смог бы
выполнять свои материальные обязанности, если бы Бог внезапно сказал 6ы: “Знаешь,
я настолько занят космическим творением, что не могу пульсировать в твоем
сердце!”
Не
должен и йог, только потому что он медитирует, отказываться выполнять свои
необходимые материальные обязанности. Когда ученик становится по-настоящему
поглощенным Богом, во время, как состояния неактивности, так и интенсивного
действия, сострадательный Господь устраивает ему пенсию, его освобождение от
земных обязанностей. Но йог должен жить по воле Божьей во всем и не полагаться
благодушно на это обещание!
17
Bhagavad Gita 16 by Yogananda, translated from English by A. L.
Koudlai (p.319 - 325 )
Cтих 70
Тот полон
удовлетворения, кто впитывает в себя все желания, подобно наполненному до краев
океану, остающемуся непотревоженным вливающимися в него водами – но не тот, кто
жадно устремляется за желаниями.
Как реки, втекающие в море, поддерживают его вечно
полным, но не беспокоют его неизменное величие, так и потоки желаний,
преобразованные и впитанные в неизменный океан Я, не приводят в волнение муни,
но переполняют его энергией, удовлетворением и миром, который никогда не
нарушается.
Обычный
человек не имеет мира. Его мелкий ментальный резервуар постоянно взбалтывается
врывающимися чувственными стимулянтами. Беспокойно он просверливает дыры
желаний в плотине сознания, рассеивая свои внутренние силы и удовлетворение.
Эта
станза была любимой у моего великого учителя, Свами Шри Юктешвара, и часто
цитировалась им. Он переживал какое-то новое проявление, встающее из его
обширного внутреннего океана мира (бесконечного моря, информируемого и пополняемого
впитываемыми и преобразующимися втекающими реками всех материальных желаний);
затем звучным голосом он выражал реализации, переживаемые внутри. Все лицо его
сияло великим внутренним светом. В такие минуты, окружающие, кто был духовно восприимчив,
могли чувствовать переливающееся восприятие мира моего Учителя, передаваемое
им. Я часто слышу внутри цитируемый им этот стих Гиты на Санскрите, как бывало
в годы, давно минувшие.
Когда
воды из резервуара внутреннего мира просачиваются вовне через многие дыры маленьких
желаний, те ручейки жадно впитываются пустынной почвой материальных восприятий.
Вскоре резервуар и пустыня становятся одинаково сухие!
Не как
маленький резервуар, море обширно и постоянно пополняется реками, втекающими в
него. Море также и глубоко; его могучее сердце кажется спокойным и недвижимым.
Но
такой прилив, в движении, кажется спящим,
Слишком
полным для звука и пены...*
________________________________________________________________________
* Алфред, Лорд Теннисон, «Взятие барьера»
[В таком приливе звук и пена спят –
Быстрее звука он и полон – не до пены.
Не потому ли мудрецы порой молчат -
Невозмутимы ветром перемены.
(Поэтический
парафраз Александра Кудлая)]
В
человеке духовного мира, душа является морем удовлетворенности, в котором
купается все его сознание. Вместо потери того мира из-за мелких страстей, он
впитывает в себя все реки желаний, сохраняя этим свое спокойное море
наполненным до краев!
В
противоположность этому, человек с мелким резервуаром мира, вместо углубления
его самоконтролем и медитацией, позволяющий водам вытекать через тысячи каналов
вредных желаний, вскоре теряет все свое удовлетворение.
Поэтому
совет Гиты: Не опустошай насухо свой резервуар мира, направляя его воды в
каналы мелких, но вечно растущих желаний. Настоящий ученик желает меньше и
меньше, находя больше и больше удовлетворения в море своей души.
Этот
совет не означает, что человек должен оставить хорошие стремления, вроде помощи
другим в Богопознании. Из-за благородных желаний ученик не теряет мира души,
который только укрепляется из-за раздачи! Этот парадокс подобен высказанному
Иисусом: «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется
и то, что имеет”.* В духовной жизни, дарить значит получать.
Желание
делать счастливыми и внешняя активность в дарении мира другим приносит ученику
воздаяние большего мира и радости. Но удовлетворение любого эгоистического
желания оставляет ученика беднее.
Позволять
душевному миру растекаться вовне через каналы вредных желаний - плохо, но
укрепление души духовными стремлениями, дающими радость, - хорошо.
Каждый
должен стараться стать океаном мира, направляя вовнутрь реки радости от
Богжественного экстаза и общения с хорошими людьми, изучения писаний,
неэгоистических действий и вскармливания духовных желаний и амбиций. Сдедует
глубже и глубже вырабатывать внутренний пласт человеческого сознания
землечерпалкой серьезной медитации, чтобы поступающие радости других и их
добродетели, а также реки всех других источников добра, могли найти там
просторное помещение.
Божий
человек постоянен и неизменен в своих радостях, подобный широкому и глубокому
океану. Его ментальный резервуар расширился, став морем божественного Я. Он
приглашает к себе реки добра других душ, которые, в конечном итоге, все
сосуществуют в Вечном Море Бога,.
Стих 71
Достигает
духовного мира тот, кто отказывается от всех желаний, существует без страстей
и не отождествляется со смертным эго и чувством “моего”, принадлежащем
последнему.
Тот кто путешествует по земле, освободившись от принуждений желаний прошлого, и остается неприступным для нападений
новых страстей, не являясь рабом для грубого эгоистического
сознания “я” и “мое”, совершенно свободен от
_______________________________________________________________________
*От Матвея 25:29.
рабства. Волшебной флейтой своей
души он зачаровывает свой душевный мир следовать за ним,
куда бы он не направлялся.
Эта
формула духовного мира, данная в настоящей станзе
Бхагавад Гиты, часто цитируется совершенными отреченными и монахами, чьи
аскетические жизни свободны от мирских обязанностей. Отшельник стремится к миру, уменьшая телесные заботы и отказываясь от обладания мирскими вещами, а также удерживая поле своего ума в огне мудрых мыслей, чтобы никакие семена материальных желаний не могли
укорениться. Совершенным отречением он отсекает все связи с личностным, или
человеческим, эго, с его желаниями обладания преходящим.
Душевный
мир является первым детищем свободы от всех желаний. Для отшельника школы Джнана
Йоги, разумным утверждением аскетизма является то, что даже обычные желания
здоровья и удобств, одобряемые большинством людей, следует рассматривать, как
принсящие зло. Все желания, рожденные от телесного контакта, являются причиной
нескончаемых скитаний в коридорах земных воплощений, так как одно желание ведет
к другому; это как заблудиться в сводящем с ума лабиринте!
Когда
человек умирает, не отбросив все желания, он остается привязанным к воплощению
на земле. Поэтому отреченный не только оставляет злые желания, глубоко
запутывающие душу в ненасытных сетях чувственных объектов, но также прощается
со всеми личными хорошими желаниями, так как те могут тоже захватить его в
земные страсти. (Благородные наклонности и духовные стремления, свободные от
эгоистических интересов и мотивированные лишь желанием ублажить Бога, суть
желания без желаний и не несут связующих последствий.)
В
оставлении прошлых желаний, чтобы они не распространились, как метастазы рака,
и в конце концов не удушили душевный мир, отреченный препятствует росту всех
возможных новых желаний, посредством надлежащих мыслей, действий и (поддобающего)
окружения. Он соблюдает вечную бдительность, поддерживая постоянно священное пламя
мудрости. Он также учится единственному абсолютному средству иммунитета от
иллюзии, а именно: отделять свою душу от эго. Тот, кто может, по воле,
отсоединить свой ум от тела, понимает разницу между чистой душой, созданной по
образу и подобию Бога, и душой, находящейся в рабстве телесном, т.е. эго.
Царь
спал на золотой кровати в государственном замке, и ему приснилось,
что он нищий. Он крикнул: «Подайте
копеечку, подайте копеечку голодному
нищему”. Когда царица разбудила его, он освободился от иллюзий
своего сна, удивляясь их абсурдности.
Царственная
душа, совершенный образ всемогущего Духа, подобно этому, спит в невежестве,
видя себя во сне бедным смертным, несчастным и ограниченным. Когда, благодаря
медитации, это ложное телесное сознание исчезает, душа понимает свое собственное
положение принца - сына Царя Вселенной.
Отреченный
и мудрец, поэтому, тренируются не отождествлять свое трансцендентное Я со
смертным эго и его желаниями, творящими перевоплдощения. Свободный от эго и его
несчастий и привязанностей к земному существованию, человек наследует вечный
мир, принадлежащий ему по праву рождения.
Философия
в этой станзе, как отмечено, особенно применима к жизни отреченного, человека
мудрости, который сжёг почти все корни желаний, этой жизни и прошлых, и
естественно склонного к оставлению обычных человеческих стремлений и приобретений.
Но
современному домохозяину, желающему осуществлять мирские обязанности и также
найти Бога, Бхагавад Гита дает иной совет в Главе III ,
посвященной Карма Йоге, где Кришна учит, что отказывающийся от действия
не является ни отреченным, ни йогом, единым с Богом; простым оставлением
действия никто не достигает совершенства и состояния бездействия. Относительно
этого мой гуру говорил мне, незадолго до того, как я сделался монахом ордена
Свами: “Тот, кто оставляет обычные мирские обязанности, может извинить себя
лишь принимая ответственность за большую семью”. Оба, отреченный и домохозяин,
должны учиться быть полностью активными, но без желания плодов действий.
Любой,
кто отказывается от плодов действия и действует только для Бога, является
человеком отречения и йогом. Он есть отреченный, потому что оставляет желание
выгоды от своих действий; он также и йог, соединенный с Богом, потому что
трудится только, чтобы ублажить Его.
Ученик
может уделять внимание своему здоровью, своей семье, бизнесу, и при этом быть
отреченным внутри. Он говорит себе: “Я не создавал этого тела или этого мира.
Поэтому, зачем мне иметь привязанность к ним? Я исполняю свои материальные
обязанности по отношению к моей семье и другим, потому что Бог дал мне те
задания. Я буду медитировать глубоко и играть эту временную роль только,
чтобы доставить Ему удовольствие”. Такой человек внутреннего отречения также
является и йогом, потому что он всегда движется в направлении единства с Богом,
посредством, как медитации, так и правильного действия.
Таким
образом, будучи в миру, но не от мира, человек может обрести покой. Это
трудно, но может быть достигнуто железной волей. Путь внешнего отречения, полная устраненность от земных сцен обеспокоенности материальным, отказ от страсти, посредством постоянного
различения и удаления от объектов
искушения, подходит природе немногих избранных учеников.
Йог-домохозяин,
живущий среди чувственных объектов, должен освободить себя от внутренних желаний,
являющихся более реальной причиной рабства, по сравнению с
искушениями внешнего мира. Отреченный должен удалиться от пут внешних джунглей
материальных объектов, а также и освободиться от
внутренних страстей по объектам, которые он оставил. И только тогда – в миру
или в лесном уединении, домохозяином или отшельником – человек может обрести душевный мир.
Работая
в миру или сидя молчаливо в лесу, йог должен иметь единственную цель –
приобретение утерянного мира души и душевного
отождествления с Духом. Тот, кто совершенно лишен желаний и эгоизма, достиг этой цели.
Стих 72
О Партха
(Арджуна)! Таков “утвердившийся в Брахмане”. Кто бы не вошел в это состояние, никогда больше не обманывается. Даже в самый момент перехода (от
физического к астральному), если человек встает там на якорь, он обретает
окончательное, необратимое состояние единства с Духом.
Восшествие на престол в Вездесущем сознании Духа
называется Брахмастхити, состояние Царственного управления.
Духовно-правящий йог, освобожденный при жизни, никогда больше не обманывается и
не опускается до менее значительного состояния. Он живет в Богосознании. Его
душа расширяется в Дух, и всеже он сохраняет свою индивидуальность, вступившую
в вечное общение с Богом. Когда йог утверждается в Эфирной Бесконечности, даже
если достигнутой лишь в момент перехода души из физической обители в
астральную, его душа входит в Брахманирвану, расширение в Духе, через
затухание эго и всех желаний, принуждающих душу перевоплощаться. Вездесущее
существо не может быть посажено в клетку, за решеткой ограниченных воплощений.
Оно может по собственной воле сохранять физическое или астральное тело, но это
не может держать в заточении его трансцендирующий Дух.
Так,
Кришна говорит своему ученику Арджуне: “Тот, кто отказывается от желаний
чувственных наслаждений, непривязан к чувственным объектам и отделен от
сознания ограниченного эго, оставляя его несчастья “самости” получает продолжительную
радость Божьего мира – то постоянное блаженство Духовного единения, называемого
Брахмастхити, или «стоянки на якоре в Бесконечном»”.
Любой, вкушающий это конечное состояние Духовного единения немедленно
полностью и навсегда удовлетворяет все свои желания. Для него невозможно
вернуться к меньшим наслаждениям, подобно тому, как человек, имеющий доступ к золотистому
меду, не может желать черной патоки.
Через
этот совет Арджуне, Кришна говорит Богоискателям всех времен: “Эта борьба стоит
усилий! Достигайте конечной цели! Пейте нектар Блаженства, никогда не скучный,
не несвежий, всегда новый!”
Кришна
далее подбадривает, говоря, что не имеет значения, как и когда человек
достигает этого конечного состояния; что, если ученик успешен в достижении
этого всеблаженного состояния (посредством его прошлых, продолжительных,
постоянно-увеличивавшихся медитативных усилий), даже в самый момент, предшествовавший
смерти, он определенно никогда больше не отпадет от того Духовного-Блаженства.
Неудовлетворенные
желания, во время смерти являются причиной перевоплощения. Человек, все еще
скитающийся в пустыне материи, ища временные цветы наслаждений, вырабатывает
свои смертные желания посредством перевоплощения; избывившись же от желаний, он
в конце концов входит в совершенство Духа. Кришна советует ученику продолжать
работать для этого состояния освобождения, даже до самой смерти. “Побеждающего
я сделаю столпом во храме Бога моего, и он уже не выйдет вон”, - обещает
Иисус*. Душа должна обрести свободу от земных желаний и эгоизма до смерти,
чтобы спастись ________________________________________________________________________
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92
|