Остры
напоминания о том, что надежнее жить под навесом правды, чем выставлять себя на
открытых просторах ошибки! Даже немного практики божественного метода йоги
принесет освобождение от страшной болезни невежества и страданий. Последняя интерпретация
этого стиха Гиты часто цитировалось Махаватаром Бабаджи в отношении Крийя
Йоги.*
В этом
заключена весть вдохновения ученикам, вставшим на духовный путь, но еще не
достигшим никакого заметного прогресса. В материальном мире все успехи
известны по их ощутимым, но часто недолговечным результатам. Но
на духовном пути все результаты, будучи в основном психологическими, являются
неощутимыми. Они реальны, тем не менее, и навечно благоприятны.
Духовные
результаты начинаются с тонких трансформаций в сознании
внутреннего существа. Их следует измерять в соответствии с тем,
насколько они дают умиротворение. Когда ученик медитирует
глубоко, он принужден чувствовать постоянно увеличивающийся мир, который, в
конце концов, более драгоценен, чем любое мирское обладание! Сохранять мир
внутри, невзирая на непрерывно изменяющиеся обстоятельства жизни, значит быть
счастливее царя, который среди внешних благоприятных обстоятельств, может быть
внутренне несчастен.
Когда
ученик продвигается очень значительно, этот внутренний мир преобразуется во
всезнание и всемогущество. Ученик тогда контролитрует
выключатель, управляющий фабрикой космического творения. ________________________________________________________________________
* См. Автобиографию Йога,
главу 34.
Другая интерпретация этой
станзы состоит в том, что правильная практика истинной йоги
никогда не может произвести вредных последствий; тогда как
определенные
формальные религиозные ритуалы *
рассчитаны чтобы давать
особенные способности, Правильные
методы
как описывается в
различных духовных текстах, медитации никогда не могут не дать результатов или же дать неправильные производят
вредных
результаты, если
выполнены с малейшей неаккурат- результатов
ностью.
Эта
мысль иллюстрируется рассказом в Пуранах. Нерадивый
практикант Мантра Йоги (заклинаний) занимался испытанием эффективности определенных семя-слов, чтобы
уничтожить своего врага; но, тем что произнес слова
неверно, он, вместо того, направил ту силу против себя самого. (Слово мир,
например, нормально производит умировтворяющий эффект, но если некто скажет это
же слово громко и злобно, результатом будет не мир, но раздражение.
Определенные вибраторные звуки, известные оккультистам, производят при
правильном произношении особенные добрые или злые
результаты; малейшая ошибка все же может породить результаты, противоположные
ожидаемым.)
Заклинатель
в нашей истории был заклятым врагом бога Индры. Планируя уничтожить Индру психологическими
средствами, он осуществлял предписанный ритуал, но неосторожно произносил
нараспев “враг Индры!” вместо “враг, Индра!” – таким образом изменяя из-за
неверного произошения все направление вибраторной силы, приведенной в движение.
Произнося “враг Индры”, он невольно обозначил себя, как жертву. Заклинание
подействовало в соответствии с его словами, а не его намерением; в конце
церемонии не Индра, а враг Индры лежал мертвый!
Ученик
должен понимать, что в худшем случае это опасно, а в лучшем – духовно бесполезно,
баловаться с психическими феноменами и силами, или с церимониальными ритуалами
неопределенных или ограниченных результатов. В следовании духовному пути
праведности и верным методам медитации, с целью Богореализации, нет растраты
никакого духовного труда, и все усилия божественно награждаются.
Правильные
методы медитации никогда не могут произвести неподходящие результаты. Неверные
методы, конечно, неблагоприятны – в медитации или в чем бы то ни было!
Шарлатаны время от времени изобретают странные методы, которые они благоразумно
не беруться практиковать сами, но которые они рекомендуют своим последователям,
чтобы произвести впечатление и мистифицировать их! Некоторые введенные в
заблуждение или неуравновешенные люди, следуя неправильным техникам, таким как
насильственные дыхательные упражнения или другие отклонения от чистой науки
медитации, попали в затруднительное положение. Цитируя этих заблудших, как
примеры, неинформированные люди затем смотрят с подозрением даже на истинные,
дающие освобождение йоговские техники.
Великие
мастера, реализовавшие Бога, учили духовным методам и техникам, ведущим к
Богореализации и освобождению. Как чистый сахар никогда не имеет горького
вкуса, так и божественные техники медитации – вроде Крийя Йоги – не
могут произвести ничего, кроме сладости мира и бесконечных благословений – и в
конечном итоге, контакта с Богом.
Святые
провозгласили, что если личность, даже однажды, действительно желает
освобождения, это желание твердо насаждается в сверхсознательном уме; неважно
сколь долго игнорируемое, оно прорастет, когда наступит благоприятной случай, в
этой жизни или в одном из последующих воплощений. Так, ученик должен
помнить, что посещение царства медитации даже на мгновение
может в конце значить освобождение из тюрьмы рождений и смертей. Однажды, в
какой-то жизни, каждый должен сделать первый божественный шаг. *
Эта станза не
учит, конечно, что немного медитации Сила искреннего желания
обеспечит свободу
от космической иллюзии. Гита про- Бога
сто подчеркивает,
что много лучше стартовать на пути
к вечной
безопасности, посредством медитации, чем оставаться на,
кончающемся смертью, материальном плане мысли.
Если
даже простое желание освобождения в конце приводит человека к освобождению, как
обещают мудрецы, это очевидно, что решительные, постоянные усилия в
медитации должны в огромной степени ускорить его духовную эволюцию.
До тех
пор, пока желание освобождения впервые не пробудится в сердце и не исполнится в
медитации, спасение невозможно, даже если человек проходит через неисчислимые
инкарнации.
Стих 41
В этой Йоге,
О Потомок Куру* (Арджуна), присутствует только однонаправленная внутренняя
решимость; тогда как рассуждения нерешительного ума нескончаемы и разнообразно
разветвленны.
Йог сосредотачивает свой ум на Боге, и не на
чем-то еще. Нерешительные мечтатели рассеивают свои умственные силы в
неразберихе нескончаемых, разветвленных тропинок интересов и желаний. Йог
достигает великой Цели его жизни. Беспоконая личность блуждает нескончаемо в
лабиринтах последовательных рождений и смертей, неспособная найти
удовлетворения.
Гита
подчеркивает разницу между медитирующим учеником, намеренным найти Бога, и
беспокойным индивидуумом, ограничивающимся теоретическими учениями.
Искатель
любопытства следует многими случайными путями философии и религии, но в его
новых приобретенных взглядах и верованиях он постоянно спотыкается на сомнениях
и неудовлетворенностях. Йог, с другой стороны,
________________________________________________________________________
* Куру был общим предком Пандавов и Кауравов,
так об Арджуне здесь говорится, как о Курунандане, потомке Куру; нандана
также имеет значение чего-то, причиняющего радость – так Кришна вдохновляет
Арджуну, обращаясь к нему как к “гордости или избранному сыну династии Куру”.
зафиксировав свой
разум и концентрацию на одной цели – Боге-Блаженстве – начинает быстро
доказывать, через свое собственное внутреннее пробуждение, Божественную Истину.
Познавший
себя поклоняющийся, достигнув Бога, находит, что жажда его желаний многих
инкарнаций утоляется сразу; он освобожден ото всех перевоплощения-творящих
желаний. Но искатель любопытства, вечно нерешительный и не принимающий
обязательств, остается запутанным в своих фантазиях и комплексе желаний;
скованный кармой, он принужден воплощаться снова и снова.
Духовному
аспиранту нужно оставить нерешительность. Следуя за одним истинным
гуру-наставником и одному определенному пути, он сохранит себя от нескончаемых
скитаний.
Многие
личности не принимают религию серьезно; они считают поледнюю сортом
интеллектуальной спекуляции или эмоционального стимулирования. Новые
философские теории немедленно захватывают их воображение; они игнорируют любую
практику древних, проверенных временем истин! Тот, кто считает духовный путь
дисциплины устаревшим и бесполезным, потому что ему не хватает
представительности эмоциональной и интеллектуальной новизны, всегда будет
путешествовать в новых рядах и по странным обходным путям, никогда не приходя к
конечной цели божественной благословенности.
Настоящий
духовный аспирант, сосредоточенный единственно лишь на
Боге, быстро распознает истинного гуру и истинный путь Самореализации;
он занимает свое время данной гуру техникой медитации, которая ведет к Богу.
Так, без затруднения, устойчивый в
своей цели, он достигает вершины духовного освобождения.
Хронический
странник по путям теологий редко вкушает даже глоток чистых божественных вод
истины. Он жаждет только новоприготовленной идеологической стряпни! Это желание
неиспытанных новинок лишь вводит человека в пустыню интеллектуальных
сомнений. Жаждущий Бога индивидуум занят вкушением нектара радости в Боге.
Стихи 42-44
О Партха
(Арджуна), однонаправленной решимости (фиксированности ума) в медитативном
состоянии самдхи не развивается в тех, кто цепко льнут к могуществу и
чувственным восхищениям, и чей различительный интеллект
уводится с
пути цветистыми декламациями духовных невежд. Утверждая, что не остается
ничего, кроме как наслаждаться красноречивыми афоризмами Вед, при том что их
истинная природа остается поврежденной земными наклонностями, имея небеса
(приятные феномены астрального мира) своей высшей целью, осуществляя
неисчислимые специальные жертвенные ритуалы, с целью достижения наслаждения и
могущества – такие личности обнимают вместо этого причину новых рождений,
следствие этих (желаниями подстрекаемых) действий.
Те, кто привязаны к чувственным удовольствиям и силам,
материального мира или астрального, не могут обрести ментального равновесия
медитации; им не удается обрести единства с Богом посредством экстаза
(самадхи). Введенные в заблуждение благовидными словами непросветленных,
зараженных желаниями и стремящимихся в рай, с жаром скандирующих Писания о “выгодных”
небесах, находящими удовольствие в риторике Священного Писания и изобильных в
исполнении церемоний, которые обещают дары наслаждений и власти, в этой жизни и
после, такие люди теряют все свое духовное различение и не ищут более высокого
стремления. Их действия, наполненные желанием, пожинают неистощимые семена
рождений и смертей.
Эти
внутренние иллюзии препятствуют настройке человека на космическое сознание,
экстатический союз с Богом. Как радио может регистрировать статику (помехи)
атмосферных изменений и так быть лишено возможности получения передаваемой
программы, так и человек, наполненный статикой материальных желаний - включая
те, замаскированные под духовные стремления – не может тонко настроить свое
внутреннее радио на однонаправленное самадхи состояние Бого-сознания.
Эти иллюзии или психологическая статика (помехи) желаний возникают от
привязанности к власти и чувственным удовольствиям.
Ученик
должен избегать неразумной веры в поверхностно убедительные слова немудрого.
Ему советуется оберегать свой духовный разум, чтобы он не был украден
софистикой тех, кто привержен философии увеличения чувственности – кто является
торговцами-наслаждениями или искателем психических, или астральных сил. Ученик
должен концентрироваться не на астральных феноменах, или чудесных силах, но
только на достижении радости в Боге.
Гита
также предостерегает ученика против желаний удовольствий и поглащающих
феноменов астральных небес, как высшей цели. Также ему не следует после смерти желать
небес, как не более чем прославленного места чувственных удовольствий. Небеса
не суть “счастливые охотничьи угодья” – страна, где без пресыщения, вы будете
продолжать наслаждаться земными удовольствиями! Тот, кто желает каких-то других
небес, кроме единства с Богом – самим источником Блаженства! – находится в
иллюзии.
Человек
также пойман в иллюзию, если он концентрируется на использовании духовных
обрядов и жертвенных ритуалов для материальных наград – мимолетные наслаждения
и сверхестественные способности, которые можно приобрести буквальным исполнением
глубоко символических Ведических или иных обрядов Писаний.
Эти
иллюзии, базирующиеся на усиленных формах наслаждений и грандиозных сил,
раздробляют единство желания Бога. Будучи от материи, не Духа, кармические
плоды этих желаний насаждаются не в освобождение, но в почву принудительного
перерождения – следствие желания, которое истинный йог жаждет избежать.
Индивидуум
может рассуждать так: “Так как я не несу никакого бремени знания о том, кем я
был до этой жизни или кем буду после, зачем мне бояться разнообразных рождений
и смертей?” Это правда, что человеческое эго воплощается только однажды под
одной личностью и формой. Но хотя эго успешно отбрасывает индивидуальности
своих воплощений, оно всеже несет, внутри подсознательных хранилищ, наслаждения
и ужасы всех прошлых жизней. Каждый человек чувствует внутри много подземных
страхов, коренящихся в темных опытах жизней, давно забытых.
Те, кто
проводят свои земные жизни в эмоциональной реактивности на картинки сна жизни,
продолжают видеть беспокойные картины смерти и новых воплощений. До тех пор
пока такие люди не оставят свой поиск рая наслаждений в эмоциональной драме сна
– приманиваемые благовидными обещаниями цветистых соблазнов чувств – они не
могут войти в неизменную Вечную Благословенность, за модной суматохой перемены.
Посредством глубокой самадхи медитации, приследующие призраки
необъяснимых человеческих страхов искореняются, наряду с принудительными
перерождениями.
15
Bhagavad Gita 14 by Yogananda, translated from English by A. L. Koudlai (p.276
-297 )
Стих 45
Веды трактуют
три универсальные качества, или гуны. О Арджуна, освободись от этих трех
качеств и от пар противоположностей! Всегда спокойный, не давая приюта мыслям
о приобретении и хранении, утвердись в Я.
“ Веды восхваляют и поклоняются активизирующим
силам Природы, которые вспенивают ее многими формами из мути тройственного
качества. Но, О Ученик, сосредотачивай внимание не на материи, но на Духе, и
этим освободись от эмоционального вовлечения в кинокартину сна Природы совершенного,
активного и дурного существования. Навсегда прилепившись к своей истинной
природе (нитьясаттвастха) – неподвижный, небеспокоимый тройственными
качаствами и их свето-теневыми парами противоположностей – свободный от
сотканных иллюзией сетей желаний и привязанностей, стань навсегда устойчив в
своем трансцендентном Я”.
Эта
станза подчеркивает духовную недостаточность практики, хотя и совершенной и
строгой, если она состоит лишь из внешних церемоний, упомянутых в Писаниях.
Ничто, кроме очищения *
человеческого внутреннего
существа, не обладает Внешние церемонии могут
способностью
освобождать его от тройственных, даровать способности, но
творящих
перевоплощения, качеств человеческой не освобождение
природы – саттвического
(возвышающего), раджа-
сического
(активизирующего) и тамасического (понижающего).
Многие
Ведические Писания, глубоко символические и несущие спрятанные значения, не
прозрачные для поверхностного ученого, также обладают внешней значимостью, как
церемонии и ритуалы всего лишь для мирских целей. Некоторые Ведические станзы,
на поверхности имеют дело с методами для развития раджасических, или
активизирующих качеств человека для определенных результатов, как победа в
сражении над его врагами или делания жизни здоровой, или прибыльной, или
прогрессивной. Другие Ведические стихи говорят о развитии тамасических качеств,
способностей приобретения, насыщающих примитивную природу человека. Еще другие
имеют дело с культивированием саттвических качеств, рафинирующих и
облагораживающих человека.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92
|