“Вы
хотите отдать весь этот сыр Кришне?”- спросил он. “А как же я бедный?” Итак они
поставили приношения перед Вьясой, который ел и ел. Поклонницы начали
беспокоиться; казалось, что Кришне едва ли что-то осталось.
Вьяса
поднялся на ноги и обратился к бурной реке: «Ямуна, если я ничего не съел,
разделись и расступись!” Для слуха гопи это показалось шуткой. Ямуна,
тем не менее, (как и Иордан для Евреев*) немедленно раделилась на две стены
воды, с чудесным полом сухой земли посредине. Изумленные гопи прошли
благополучно по узкому пути на другой берег.
Но они
не нашли Кришну выходящего им навстречу с приветствием как обычно; он крепко
спал. Они разбудили его; он взглянул на сыр без интереса.
“Господин,
в чем дело?” – спросили они. “Не хочешь сегодня простокваши?”
Кришна
улыбнулся сонно. “О”, - ответил он, - “тот человек Вьяса, на другом берегу
реки, уже перекормил меня сыром!”
Гопи
так поняли, что Вьяса, во время поедания сыра, был только тождествен в своем
сознании с всепроникающим Господом Кришной.
Если бы
люди могли чувствовать Бога в каждом своем действии, подобно Вьясе, они освободились
бы от вселенской и индивидуальной кармы; они бы
____________________________________________________________________
* Иисус Навин 3:14 -17.
исполняли действия,
управляемые божественной мудростью, а не, контролируемым Природой, эгоизмом.
Чтобы понимать эту станзу Бхагавад Гиты, человек должен жить ей в повседневной жизни,
думая о Боге в начале, середине и конце всякого действия.
21
Bhagavad Gita 20 by Yogananda, translated from English by A. L. Koudlai (p. 392
- )
Cтих 28
О
Мощновооруженный (Арджуна)! Знаток истины о подразделениях гун (атрибутов
Природы) и их действий – понимая что это гуны, как чувственные атрибуты,
присоединяются к гунам, как чувственным объектам – удерживает себя (свое Я) от
привязанности к ним.
Как Бог находится за пределами атрибутов Природы и
ее многообразной деятельности, так и отражение Бога, индивидуализированное Я,
находится над чувствами и объектами, воспринимаемыми и желаемыми ими.
Когда
человек, находящийся в процессе сна, начинает осознавать, что он спит, он больше
не отождествляется с этими феноменами; он более не пребывает под влиянием
ликования или скорби. Бог сознательно видит сон Своей космической пьесы и не
находится под влиянием ее двойственностей. Йог, воспринимающий свое реальное Я,
как отделенное от действующих чувств и их объектов, никогда не к чему не
привязывается. Он знает сновиденческий характер вселенной и смотрит на нее без
впутывания в ее сложную, но эфимерную природу.
Бхагавад
Гита в этой станзе снова отражает тот факт, что знающий Себя (поклоняющийся,
достигший Самореализации) подобен Богу в своей позиции по отношению к жизни. В
своей собственной маленькой сфере он соревнуется с Господом, который создал и
живет в Его активной вселенной без привязанности к ее бесчисленным переменам, и
таким образом является свободным ото всех следствий космических действий или
космических объектов. Бешено взрывающаяся атомная бомба подобной солнцу звезды,
или холод или жар в пространстве не может влиять на Бога. Поглащенный телом
человек страдает от подавленного или надутого настроений своих чувств, от
крайностей холода и жары, и от эффектов земных катастроф. Но знающий свою душу,
как истинный образ неразрушимого Духа, и свое тело и окружающий мир, как
сцепления организованной атомной или жизнетронной энергии, не более подвержен
влиянию в своей духовной природе, чем Христос, сказавший: “Разруште этот храм,
и через три дня я построю его”*.
Просветленные
знают себя, вне досягаемости 24 атрибутов Природы; они понимают, что телесные
чувства должны действовать в соответствии с природой объектов чувственного
восприятия, окружающих их. Так как эти чувства и их объекты - все возникают из
тех атрибутов первичной Природы (Пракрити), человек Самореализации не считает
себя исполнителем какого-либо действия, и поэтому не может быть привязан ни к
какому результирующему следствию.
________________________________________________________________________
*
От Иоана 2:19.
Стих 29
Йог
совершенной мудрости не должен смущать умы людей несовершенного понимания.
Обманутые атрибутами изначальной Природы, невежественные принуждены льнуть к
действиям, вызванным теми гунами.
Люди притупленного интеллекта, которым не достает
острого понимания, неотъемлемо принуждены Природой поглащаться исполнением
материальных обязанностей. Просветленные существа не должны беспокоить
осуществление материальных обязанностей теми личностями, чье искупление
происходит через эту эволюционную стадию. Грубо наставленные принять принципы
непривязанности к миру, недуховные люди пренебрегли бы своими материальными
обязанностями. Они бы впали в сонливое бездействие, предоставив свои незанятые
умы, как мастерские, дьяволу.
Это
предписание Гиты не означает, что святой не должен пробуждать людей вовсе; они
болжны подниматься постепенно, и наставляться в высших принципах только, когда
они восприимчивы – когда они начинают дивиться тайнам жизни, в результате ли
интроспективного мышления или мирского несчастья и материального разочарования.
Наставленные
в том, что мир “ложен и бессмыслен”, многие лояльные почитатели материальных
обязанностей становятся понятно обескуражены, и часто дегенерируют в состояние
инертности (темного тамас качества). Материалист, следующий активному
пути, по крайней мере развивает второй раджас атрибут, и поэтому не
должен падать назад в более низкий слой тамасивных качеств.
Мудрец
поэтому должен не переворачивать несовершенное понимание тупоумных, чтобы те не
прекратили действовать – единственное стредство их медленного спасения –
оставаясь в нерешительности между небом и землей, не следуя ни духовному, ни
прогрессивному материальному пути.
Материалист,
после перенесения груза материальных обязанностей – без компенсации настоящего
счастья – начинает самостоятельно мыслить о культивировании божественных
качеств, таких как равностность и спокойствие, и этим начинает спонтанную
интроспекцию. Вот в этотих то обстоятельствах мудрец должен и стараться поднять
его к более высокому слою хороших саттвических качеств – различению,
медитации, и деятельности без привязанности.
Стих 30
Уступи Мне
все действия! Свободный от эгоизма и ожидания (награды), с вниманием
сконцентрированным на душе, свободный от бредового беспокойства, вступи в
сражение (деятельности).
Искренние искатели Бога не оставляют праведных обязанностей или надлежащих действий, необходимых для их исполнения. Они
преодолевают эгоизм, который накладывает на человека ответственность, как на
творящего и получающего добрую и злую карму. Настоящие поклоняющиеся чувствуют,
что так как Бог сотворил их, только Он отвечает за всю их деятельность. Они
работают для Бога, не беспокоясь, зная, что это Он работает через их душевные
способности, как это чувствуется в глубинах спокойной медитации.
Материалисты,
чувствующие что они заслуживают плоды действий, эгоистически веря в свой
собственный вождизм, создают кармические связи, запутывающие их в сети добра и
зла. Йоги, действуя в со-настрое с Божественной волей и приписывая Ему все
действия и их плоды, делают Бога ответственным. В исполнении мирских и
божественных обязанностей, йоги так остаются непривязанными и свободными.
Действия
эгоистичных людей происходят от желаний, рождающихся от надежд эго.
Божественный человек работает не от приказов эгоизма, не от себялюбивых
желаний; он лишен самости, идеи, что “я есть творец”. Так как он работает для
Бога, он не имеет индивидуальных желаний и не надеется достигнуть какой-либо
материальной цели.
Гита, повторно,
призывает к отречению от эго-сознания, материальных надежд и желаний, потому
что те обновляют метостазы страстей, пожирающих душевный мир. Корни неудовлетворенных
желаний несбывшихся ожиданий прорастают в беспокойства и множащиеся несчастье
перевоплощения.
Просветленный
действует, чтобы доставить приятное Богу, известному ему как единственный
Творец и Начало всех действий, со-настраивается с желаниями Бога, направляющего
его к подобающим действиям. Он не пытается нарушить божественный план
эгоистической волей, как и *
затруднить его
исполнение неактивностью. Преодолевай влекущие желания,
Настоящий поклонник говорит: вдохновленные эго;
наслаждайся
“Господь, направь
мою лодку активности и спокойным блаженным Я
медитации к берегу
Твоего присутствия”.
Так же как люди
еженощно покидают умственные активности, чтобы наслаждаться радостью сна, так и
йог оставляет все желания плодов своих ежедневных действий, чтобы наслаждаться
экстазом со-настройки с Богом. Без преодоления ведущих желаний и ожиданий,
вдохновленных эго, ученик не может наслаждаться сознанием спокойного Блаженного
Я, как чувствуется в Крийя Йоговской медитации, в которой все
материальное сознание автоматически растворяется в единении души и Духа. Материальный
человек = эго + беспокойства; божественный
человек = спокойная душа + вечная радость Духа.
Йог не
только оставляет эгоизм во время все-сдающего соединения (йоги) ума с
Блаженством в медитации, но и во время ординарной бодрствующей активности. В
высочайшем состоянии экстаза такой йог может оставаться соединенным с Духом
даже во время умственной и телесной работы, исполняя божественный план.
Вовлеченностью в божественное сознание во всех своих действиях, такой ученик
свободен от эгоистических ограничений во время бодрствования, как ординарный
человек во время сна.
Господь
не просит человека жить без божественной амбиции, божественных желаний, или
божественных действий, ведущих к освобождению, но скорее перестать работать под
влиянием манипулирующего эгоизма, бросающего душу снова и снова, нескончаемо, в
ямы перевоплощений.
Господне
макрокосмическое космическое сознание направляет все творение и все его действия;
человеку не следует противодействовать тому освобождающему божественному ритму,
следуя темным советам эгоизма. Оставляя все эгоистические мотивы, ожидания и
цели, поклоняющийся должен реализовать свое единство с Богом, всегда действуя,
как диктует его интуитивное восприятие Божества.
Правильное расположение в отношении Духовного Руководителя и Садханы
Стих 31
Преданные
люди, непрерыно практикующие Мои заповеди, не находя в них недостатков, тоже
освобождаются от всей кармы.
Дав возвышенный совет об особенностях
неослепляющей деятельности для достижения спасения, Господь теперь уверяет
поклоняющегося , что даже если его деятельность сразу не достигает того стандарта,
он всеже продвинется к освобождению, если последует предписанной садхане
с правильным расположением – начальным качеством духовного прогресса. Бог
оценивает милостиво достоинства сердца и стремлений ученика!
“Лишь
на словах” (номинальные) последователи, которым не достает преданности, склонны
оправдывать свое непонимание, критикуя продиктованные мудростью дисциплинарные
меры, предписанные истинным гуру. Они попадают мимо цели. Полная преданность
помогает влить постепенно большее творческого старания в ученика; это ускоряет
его духовный шаг и очищает его видение духовной вершины. Вместо того, чтобы
находить недостатки гуру или пути, аналитические способности ученика должны
быть использованы для обнаружения своих собственных скрытых психологических
недостатков.
Суди не
других, суди себя. Проклинание других делает человека невосприимчивым к своим
собственным ошибкам, которые вследствии этого процветают без помехи. Многие
индивидуумы прячут свои собственные серьезные слабости за духом критицизма; они
могут критиковать чужой темперамент и совершенно упустить из виду свою
собстенную ярость! Они не могут переносить болезненную операцию поправления их
самих.
Такие
личности тратят свою энергию на поверхностное, и поэтому не имеют ни времени,
ни остатка жизненности, чтобы сконцентрироваться на существенном.
Критическая
личность, например, может указать на повторения в лекциях или письменных
работах гуру, или в духовном трактате, и концентрироваться на этом с таким
жаром, что он никогда не понимает и не получает пользы от колоссальных истин,
выраженных в тех повторениях. Как же тогда еще, как не от повторений правда
может просочиться в догматические концепции человеческого интеллекта! Гита сама
является парадигмом повторения, но никогда не излишнего!
Мог бы
канадец, например, достигнуть Нью Йорка, если бы он вечно медлил, критикуя все
способы, средства передвижения и пути, ведущие к тому городу, и никогда не веря
ни в один метод путешествия? Чтобы придти к Богу, ученик должен слушать
истинного гуру, способного снабдить его проверенной временем техникой, такой
как Крийя Йога, и с полной преданностью и некритическим духом следовать за
ним и практиковать тот метод.
Когда
ученик принимает верный курс и следует им с правильным настроем, путы хорошей и
плохой кармы постепеннно уничтожаются и окончательное освобождение достигается.
Избегайте и отбрасывайте сомнения и критицизмы, вроде: “Этот метод труден”; или
“Может быть он не правилен”; или “Он может быть вреден”. Если вы ученик
Самореализации, тогда с полной преданностью практикуйте Крийя Йогу, и
увеличившаяся жизненная сила, курсирующая к вашему мозгу “прижжет” семена всей,
творящей перевоплощения, хорошей и дурной кармы, врезанной в мозгу и
подсознательном уме.
Вера
является духовным проводником человека, и преданность садхане, которую тот
(проводник) предписывает, не есть подразумеваемая лицензия для слепого вести
слепого. Те служители культа, которые сами слепы в отношении истины, отводят
глаза разума своих приверженцев; вождь и прислужник кончают падением в одну и
ту же канаву невежества.
Я часто
рассказывал следующую историю, чтобы проиллюстрировать эту мысль: Шарлатан,
претворявшийся мастером, тренировал своих последователей в послушании себе.
Однажды он сидел величественно перед своими внимательными учениками. Подняв
свою руку в благословении он сказал: “Я покажу вам путь к Богу, при условии что
вы будете внимать моим наставлениям без вопросов”. (Его наставления едва ли
могли бы выдержать интеллектуальную придирчивость!) Учитель потребовал: “Вы
обещаете с этого момента точно следовать мне?” Подъем готовности выразился в
хоре его группы.
Итак
учитель начал наставлять: “Сядьте прямо”. 200 последователей немедленно
отозвались: “Сядьте прямо”. При этом неожиданном следствии, учитель осмотрелся
и нахмурился; ученики, следуя своему учителю в точности, осмотрелись и
нахмурились. Впавший в отвращение учитель начал молиться, но каждое его слово
возвращалось к нему от его послушных последователей. Даже кашель, с целью
прочистить горло, вызвал эпидемию кашля в его группе. Тогда учитель разозлился.
“Тихо, вы дураки! Не кашлить и не подражать мне!” Но его прекрасно
натренированные ученики счастливо прокричали в ответ: “Тихо, вы дураки! Не
кашлить и не подражать мне!”
Неважно,
что тот раздраженный до белого каления учитель говорил или делал, его
непревзойденные ученики все повторяли. Совершенно забыв свое положение, он
приказал: “Это сумасшествие должно прекратиться!” Он с размаха отвесил звучную
оплеуху одному из присутствующих. Без вопросов 200 учеников последовали
примеру, отвешивая жалющие оплеухи друг другу и своему мастеру.
Учитель,
ошалев, попытался удрать от автоматических идиотов своего собственного
производства. С неподражаемым проворством он прынул в колодец, чтобы
спрятаться. Его безумные ученики, послушные до конца, попрыгали в колодец ему
на голову. Они, несомненно “попали на небеса” вместе.
Введенный
в заблуждение интеллект – это страшная сила; невосприимчивый к правде он может
привести к катастрофе. Интеллект, обрученный с интуицией – божественной
мудростью души, можно сравнить с воздушным змеем, парящим высоко в небе, удерживаемым
искусно за нить своим хозяином. Интеллект, разведенный с интуицией, подобен полному
случайностей полету змея, чью нить перерезали. Настоящий мастер учит ученика
открывать его внутреннее зрение всезнающей интуиции души. Поклоняющийся,
дарящий такому мастеру преданность и непридирчивость, описывается в этом стихе
Гиты, как тот кому обеспечено спасение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92
|