*
Наконец, эти две станзы Гитыотносятся также к Нисосходящая и восходящая эволюции
индивидуализированной души. Во время эволюция души воплощения,
когда бы практикующий не оказался в иллюзии
из-за отождествления с чувстваими, Дух проявляет Себя, пытаясь врастить его стремление
к душевному блаженству.
Человеческое
желание стремиться к спасению возрастает от мучающей силы зла. Тем не менее,
многие смертные страдают напротяжении долгого периода воплощений без
переживания какого-либо пробуждения. Обманутый человек наконец поднимается с
внутренней божественной помощью, побуждающей его постоянно пытаться
восстановить образ Духа; он обнаруживает Его присутствие внутри себя с каждым
новым усилием.
Так,
лишь только человеческая телесно-отождествленная природа (адхарма)
проявляется, благодаря последствиям неправильного использования свободного
выбора, так сразу душевная настоящая природа (дхарма) проявляется через
духовное спонтанное усилие, стимулируемое внутренними выражениями вечно
пробужденного, вечно доброго Духа:
“Я
выражаю Себя в душе человека, чтобы собрать его хорошие качества (пружины
хороших действий) и завоевать его человеческие недостатки (пружины дурных
действий). Я наделяю Моей силой поклоняющегося, культивирующего благородные
качества разумного различения и спокойного интуитивного сознания, бесстрастия,
контроля жизненной силы, самоконтроля, самодисциплины, чтобы избежать
неправедности, и духовногой терпеливости в приверженности к медитации, отреченности
и строгости. С пришествием Моего Духа и Его подкрепления, стимулируемые
благородные качестваприводят к растворению мерзких пороков – желания, гнева,
привязанности, эгоизма, ревности, ненависти, иллюзии и заблуждения”.
Конечная
победа в эволюции души – “добродетели” над “пороком” – есть реализация или опыт
восхождения в Дух. Первые два стиха этой главы Гиты описали духовный
символический аспект различных стадий (Вивашват, Ману,Икшваку, и Раджариши),
через которые душа поклоняющегося низошла от Бесконечного к конечному.
Возникая
из Космического Сознания, душа входит в вибраторное состояние Космического
Света, или Вивашвата. Когда она подпадает под влимяние ума (манаса), она
индивидуализируется, ограниченная отождествлением с человеческим сознанием в общем,
называемым состоянием Ману нисходящей души. Оттуда она втекает ниже в
астральную жизнь и сознание, или состояние Икшваку. Затем душа нисходит далее в
Раджариши, или состояние чувственного отождествления.
Во
время длинного периода времени душа остается отождествленной с телом и забывает
свое единство с Духом. Так, душа покидает высочайший дворец комического
пространства Вездесущия, чтобы низойти по все более темной лестнице
ограничений, и начинает скитаться на низких планах материализма; “порок” (адхарма)
превалирует.
Отсуда
следует, что каждый блудный сын, стремящийся к восхождению по своим следам
обратным путем к Духу, должен настроиться на внутренние побуждения Духа –
воплощенного в его душе – и посредством надлежащей йоговской медитации оставить
позади отождествления с материальными привычками и чувственными наслаждениями
(Раджаришами), интуитивным восприятием астральной жизни и сознания (Икшваку),
суммарной тотальностью индивидуализированного человеческого сознания (Ману), и
Космическим Светом (Вивашватом). Достигая Духа, такая душа глубоко вздыхает в
радостном облегчении! Совершенная “добродетель” (дхарма)
востанавливается.
23
Bhagavad Gita 22 by Yogananda, translated from English by A. L. Koudlai (p. 450
- )
Пути освобождения от циклов перерождения
Стих 9
Тот, кто так
интуитивно познает Мои божественные проявления и вибраторную активность, в их
реальности упорядоченных принципов, не возрождается вновь; он приходит ко Мне,
О Арджуна!
Всегда когда Дух нисходит в вибрирующую материю,
возрождаясь там, активностью майи , иллюзии, Он проходит через несколько
стадий, следствий упорядоченных творческих принципов (таттв) Природы:
космическое сознание, энергия, газы, жидкости, твердые вещества,
макрокосмическая материя (вселенная) микрокосмическая материя (человек с душой,
сознанием, жизненной силой и телом). Душа так нисходит с Духом и становится
телесно-замкнутой.
Дух
остается свободным даже и перерожденным, или явленным как материя; но человек,
как индивидуализированный Дух или душа, становится отождествленным со своей
маленькой вселенной – телом, чувствами и тем, что ему принадлежит.
Отречением
от внешней и внутренней привязанности йог начинает восходить с планов
объективных принадлежностей; он выпутывает себя из чувств, сенсорного и
моторного механизма, влияний своего подсознательного ума и его кармы многих
жизней, и начинает карабкаться к сверхсознательному состоянию. Он прекращает
свое блуждание в материи и реализует себя, как совершенный образ Духа, живущий
в теле, но не привязанный к нему.
Когда
такой йог воссоединил свою душу с Духом в высших экстазах, он видит как
Космический Свет Духа трансформировал Себя через принципы Природы в различные
формы материи на холсте эфира, подобно чистому лучу света исходящему из
прожекторной будки в кинозале и проходя через пленку, преобразуясь в картины
гор, деревьев, озер, океанов, людей и т.д., так производя иллюзию твердой,
жидкой, газообразной, огранической и неорганической материи, взаимодействующих
на экране.
Кришна
говорит, что тот, кто действительно может воспринимать истинную природу
перерождения Духа в виде материи, становится освобожденным. Просветленный йог
реализует интуитивным опытом, как вездесущий Дух рождается в теле космической
материи и живет в нем, не будучи скованным. Такой йог, будучи одним с Духом,
освобожден несмотря на то, что он носит телесное одеяние.
Стих 10
Освященные
аскетизмом мудрости, оставившие привязанность, страх и гнев, погруженные и
нашедшие убежище во Мне, многие существа достигли Моей природы.
Как личность, захватывающе увлеченная
кинокартиной, может оставить свою эмоциональную вовлеченность и спокойно
наблюдать луч света над ее головой, который производит изображения, также
продвинутый йог, посредством нейтрализации своих эмоций, может видеть
сновидения жизни, проистекающие от Вездесущего луча Духа. Погруженное в
Бесконечную Реальность, то существо становится освобожденным.
Индийские
писания сравнивают следование духовным путем с хождением по острию бритвы. Это
относится не только к необходимости ведения добродетельной, Бого-центрированной
жизни, но в частности к выпрямлению позвоночника в медитации, единственного
пути, по которому человек восходит к реализации Бога и единству с Ним.* На
протяжении веков, многие поклоняющиеся – освященные должной моральной и физической
дисциплиной, медитацией и техникой, наподобие Крийя Йоги – зажгли
очищающий огонь Самореализации и увидели в этом сияющем огне Вездесущий Дух.
Соединяя свои ограниченные телом души со всепроникающим Духом, практикующий
теряет привязанность к вызывающим-страх-и-гнев физическим миазмам и достигает
безопастности, пропитанный Вездесущим Духом.
Материалисты
настолько привязаны к удовольствиям чувственными объектами, что живут свои
жизни полные страха, страха перед потерей грубых удовольствий здоровья или
физического комфорта; и они охватываются гневом, когда именно это случается. Но
мудрые, понимая тело как хрупкую корзину удовольствия, не кладут в нее все яйца
своего счастья, зная что следствием этого будет куча разбитых яиц.
Стих 11
О Партха
(Арджуна)! Каким бы способом люди не поклонялись Мне, согласно тому критерию Я
проявляюсь перед ними. Все люди, какими бы способами (они ни стремились ко Мне),
двигаюся в Моем направлении.
Как люди различной природы предлагают свою
преданность Мне различными способами, так и Я различно отвечаю, в соответствии
с желаниями их сердца, их степенью понимания и их манерой богослужения. Все
существа, независимо от их способа поиска, направляются ко Мне”.
________________________________________________________________________
* Иисус тоже говорил об “узком пути”,
эзотерически имея ввиду восхождение в медитации жизненной силы и сознания через
дверь в основании позвоночника (муладхара чакры) и узкий проход сушумны:
“Войди в прямую дверь: так как широка дверь и широк путь к погибели, и много
идущих ими: Потому что пряма дверь и узок путь, ведущий в жизнь вечную, и
немногие пойдут им и обретут ее” (От Матвея 7613-14).
На
протяжении веков, обильно мотивирующая сила человеческой любви выражалась
различными способами – как сыновняя-дочерняя, супружеская, дружеская, семейная,
любовь служения, гуманитарная. Всякая человеческая любовь заимствована у
Божественной Любви, но в сравнении с той – слабое ее выражение.
Неудовлетворенный несовершенствами человеческой любви, человек в конце концов
обращается к совершенной любви Бога. Так как любовь Его детей является одной и
вещей желанной Богу, та преданность, свободно даримая - в какой угодно форме
выражения, предприятия или поклонения – вызвает Его ответную реакцию. Он
объявляется стремящемуся по мере ментальности последнего и способности
(получать) воспринимать.
Поклоняются
Богу различными способами – как Бесконечному, Небесному Отцу, Божественной
Матери, Божественному Другу (как в отношениях между Кришной и Арджуной), или
Божественной Возлюбленной, Любовнику, Божественному Мастеру, Божественному
Младенцу. Бог отвечает поклоннику в том виде, который дорог тому. Истинному
монисту Он открывается как Бесконечный; искреннему дуалисту Он является в
желаемой конечной форме.
Вода
может выразится малыми или большими волнами не поверхности океана; или пена
морская или пузырьки; или как капли дождя или айсберг – но в этих различных
формах это все та же вода. Силой майи или иллюзии, Дух также принимает
многие формы, выражая Себя как бесчисленные человеческие существа, наделенные
свободным выбором, идущие своими путями через разные эволюционные стадии –
добрые или злые, скованные или свободные, привязанные или непривязанные, полные
желаний или свободные от них. Только из-за беспокойной иллюзии люди чувствуют
себя отдельными от Духа и не воспринимают Его имманентность в себе самих и всей
Природе. Йог успокаивает это движение двойственности, медитацией-рожденным,
сознанием Единства, так понимая, как все двойственные выражения Природы
возникают из Духа и расстворяются в Нем. Дух стал 24 атрибутами Природы и,
через действие иллюзии, представляется, как бесконечное разнообразие комбинаций
этих атрибутов. Неважно, сколь разнообразными кажутся объекты и люди этой
земли, все они пришли из одного духовного Источника. Концепции людей
относительно этого Источника, тем не менее предвзяты, из-за созданного каждой
личностью экрана иллюзии (ее личным взаимодействием с Природными атрибутами),
через который фильтруются все ее восприятия и мысли. Так от особых нужд разных
ментальностей возникает, созданная человеком, необходимость в религиях
(различных выражениях для одной Истины), чему Господь дает разрешение и
благословение. Но есть препятствия, отделяющие религию от Бога: догматический
фанатизм, слепая приверженность и нетерпимость. В глазах Господа, настоящим
неверным является тот, кто бесчестит Его в каких бы то ни было Его облагораживающих
проявлениях. Все истинные пути – теологические ли, служения ли,
интеллектуальные ли, эмоционального ли поклонения, или научные (Раджа Йога)
– могут в большей или меньшей степени даровать искреннему последователю
соответствующее откровение или просветление*.
Некоторые
искатели следуют пути чистого отречения (понимания чувственного мира, как
преходящего и Бога, как единственно истинную жизнь), тогда как другие следуют трудным
путем, направляемой мудростью, мирской жизни, и всеже иные путешествуют
обманывающей кольцевой дорогой чувственных наслаждений. Стремясь ли к
удовлетворенности посредством отречения, или активности, комбинированной с
духовным различением (размышлением), или чувственным наслаждением, человечество
стремится к настоящему счастью. Каждый поэтому рано или поздно должен будет
обратиться к Источнику, и этим обретет божественное блаженство Духа. Мудрый
достигает цели быстро, через медитацию; мирские люди - более медленно,
посредством сравнения доброго и злого; тогда как те, что сейчас “злодеи” будут
стремиться к истинному духовному блаженству, только после многих разочарований,
доказывающих порочность их, сбившегося с курса, пути.
Стих 12
Желая успеха
в своих действиях на земле, люди обожают богам (различные идеалы), потому что в
мире людей успех приходит быстро от действий.
Материалист знает, что надлежащее действие
принесет успех его начинаниям; его мысли и молитвы умилостивляют “богов” тех
сил и факторов, которые необходимы для достижения его материальных целей.
Йог
знает, что здесь и сейчас, даже во время его воплощения на земле, он может
преуспеть в достижении Самореализации, правильной практикой йоги; этим он поднастраивается
к божественным творческим силам, которые ранее сделали его ограниченным
человеческим существом и которые могут вновь преобразовать его в просветленную
освобожденную душу.
Успех в
достижении материальных целей и удовольствий относительно легок в мире,
приспособленном для этого. Так, человек приследует очевидные ближайшие выгоды, “ощутимости”,
каждая из которых предательски мимолетна.
Продолжительный
успех состоит в освобождении души от трехчастного несчастия (физического,
ментального и духовного), неизбежного в ограниченном человеческом существе, и в
достижении блаженства конечного освобождения.
________________________________________________________________________
* “Под религией я понимаю не формальную религию,
или религию установившихся обычаев, но ту религию, которая лежит в основе всех
религий и приводит нас лицом к лицу с нашим Творцом.
“Истинно, религия должна пронизывать каждое наше
действие. Здесь
религия не означает сектанство. Она означает веру в упорядоченное моральное
управление вселенной. Оно не менее реально, потому что невидимо. Эта религия
трансцендирует Индуизм, Ислам, Христианство, и т.д. Она не превосходит их. Она
гармонизирует их и дает им реальность.
“Мой Индуизм не сектантский. Он включает в себя все
лучшее, что я занаю в Исламе, Христьянстве, Буддизме и Зороастризме.
“Религии суть разные дороги, сходящиеся к одной точке.
Какая разница, что мы выбираем разные дороги, пока мы достигаем той же цели?
“Нужда нашего времени не есть одна религия, но взаимное
уважение и терпимость последователей разных религий Мы хотим достигнуть не
мертвого уровня, но единства в разнообразии. Душа религий едина, но она вылита
во многие формы. Последние будут упорно поддерживаться до конца времен». – Махатма
Ганди (Замечание издателя).
Чтобы достигать
научно того настоящего успеха, Крийя Йоги учатся оттягивать жизненную
силу и ум посредством пранаямы, ведущей их вверх от сенсорно-моторных
нервов к космическому сознанию тысяче-лучевого тока в мозгу. Этим способом
научного “поклонения” , йог общается с различными божествами (со-настраивается
с теми силами) в шести центрах церебро-спинальной оси. Этим Крийя Йоговским восхождением,
со временем, *
достигаются
чудесные силы (сиддхи) господства Пранаяма с медитацией
над умом и материей,
упомянутые Патанджали*. приносят наивысший
Тогда йог оставляет
те подначальные силы в пользу духовный успех
Чуда – Бога. Находя
Его, поклоняющийся достигает
истинного успеха.
Ум (манас),
двигаясь вовне в сенсорно-моторные нервы, является начинателем всех действий,
ведущих с разнообразным формам земных достижений. Когда этот ум оттягивается от
мускулов, чувств, непроизвольных органов и позвоночника в мозг, отождествленное
с умом эго становится совершенной душой. Такая душа затем соединяется с Духом,
сияя в тысяче-лучистом лотосе света.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92
|