Аналогично,
те, кто одинаково наслаждаются чувственным и медитативным, не достигнут ничего
в течение долгого времени. “Двусмысленный человек неустойчив во всех своих
предприятиях”*. Тем не менее, даже если кто-то
не может немедленно
подчинить плоть, ему следует медитировать не в меньшей степени, потому что
тогда у него появится хотя бы какой-то стандарт для сравнения между
материальным насыщением чувств и внутренним удовлетворением души. Те, кто
провалились в попытке подчинить чувственные страсти и также оставили медитацию,
впадают в почти безнадежное состояние духовного разложения.
Тот,
кто медитирует ежедневно и культивирует вкус к покою и удовлетворенности,
постепенно оставляя потворство чувственности, имеет шанс для духовного
освобождения. Очень хорошо бы развить привычку медитировать немедленно после
пробуждения. После такого периода медитации, наполненного подношениями души, он
может наслаждаться, без чувства принуждения или чувственной привязанности,
использование чувств под контролем в еде, общении с
_______________________________________________________________________
*Джеймс 1:8
друзьями и т.д. При
таком подходе, человек находит, что он одухотворяет или
меняет качество
всех материальных удовольствий. Другими словами, если человек угождает своим
дурным привычкам жадности и обжирается до болезни и смерти – это плохо; но если
он обуздывает наслаждение едой до состояния самоконтроля и умеренности – это
хорошо.
Трудность
состоит в том, что духовный нови- *
чок – и даже
продвигающийся ученик, когда тот на время Распознавание
впадает в
негативное состояние – едва ли может различать искушений таящихся
между использованием
своих, управляемых рассудком, в подсознании
чувств и,
управляемых жадностью, чувственных аппетитов.
Его дурные
чувственные привычки, даже если кажется, что они под контролем, может быть лишь
ждут подходящего момента, чтобы уничтожить его своими искушениями.
Вот
рассказ, иллюстрирующий эту мысль. Пьяница Джон, встретив святого, дал обет
воздержания. Он попросил своего слугу хранить ключ от винного погреба и не
подносить ему вина, даже по его приказанию. Все шло хорошо некоторое время, по
причине приподнятого настроения Джона по поводу его решения. До поры он не
чувствовал невидимую захватывающую приманку привычки алкоголизма.
Со
временем, Джон попросил своего слугу оставить ему ключ от винного погреба,
чтобы он сам мог угостить своих друзей. Затем он решил, что ходить за вином в
погреб слишком хлопотно; он поместил несколько бутылок в шкафу в гостинной.
Через несколько дней Джон подумал: “Раз я победил пристрастие к вину, почему бы
мне не посмотреть на искрящееся красное вино в бутылке на столе”.
Каждый
день он смотрел на бутылку. Затем он подумал: “Раз мне теперь безразлично вино,
я прополощу им рот, и выплюну.” После того, как он это проделал, пришло новое
вдохновение. “Так как я совершенно свободен от винного искушения, не будет
вреда, если я немного проглочу”. Потом он подумал: “Так как я победил привычку
к вину, почему бы мне не добавлять вино снова к еде? Моя воля совершенно
свободна. “ С того дня и поныне Джон опять является алкоголиком, несмотря на
его протестующую волю.
Дурная
привычка может быть временно подчинена, хорошим решением и самоконтролем; но не
необходимо побеждена. Джон не смог понять то, что его решимость не была
достаточно долгой, чтобы вызреть в хорошую привычку. Это может занять от восьми
до двенадцати лет, чтобы заменить сильную плохую привычку хорошей. До того, как
сильная хорошая привычка полностью сформирована, человек должен не выставляться
на пути искушения. Джон не при- нял во внимание этот психологический закон; он
поставил бутылку вина около, пробуждая память алкоголической привычки. Чтобы
уморить дурные привычки голодом, человек должен удалиться от дурных окружений;
и превыше всего, он должен никогда не жить в дурных мыслях. Последнее подкрепляет
влияние первого и является более опасным. Человек должен укреплять себя
правильным внешним окружением, а также и правильным внутренним окружением.
Джон не
только забыл, что неследовало приносить вино так близко, но также и не
распознал психологическое оружие лести и ложного рассуждения, которым его плохая
привычка победила его хорошее решение. Привычка алкоголизма оставалась
спрятанной в его подсознательном уме, тайно посылая вооруженных шпионов желания
и приятные лестные мысли; так был подготовлен путь для повторного нашествия
алкоголической привычки.
Человеская
жизнь переполнена такими унизительными поражениями от его собственных частных
привычек до тех пор, пока его сознание надежно не поставлено на якорь в его
истинной божественной природе. Сенсорные активности имеют свое законное место в
жизни человека, только после того как он подчинил их, понимая себя, как душу,
единую с Духом, а не с телом, доминируемым чувством.
Стихи 40-41
(40) С
уничтожением части семьи, старинные религиозные ритуалы семьи увядают. Когда
соблюдение религии уничтожено, тогда грех охватывает всю семью.
(41)О Кришна,
от недостатка ритуала женщины семьи становятся испорченными. О Варшнейя
(Кришна)*, когда женщины таким образом испорчены, разврат возбуждается между
кастами.
“С уничтожением членов семьи (чувственных
наклонностей), старинные чувственные ритуалы, “дхармы”, семьи сознания
увянут –чувства, так потеряв свою силу производить чувственные удовольствия, перстанут
осуществлять ритуалы их специфических обязанностей. С уничтожением этих
ритуалов чувств – которые были поддерживающим принципом сознательного
существования – грех (горе и испорченность) охватят всех членов семьи
человеческого сознания.
“Если
мы, силы мудрости, приостановим в экстазе способности чувствования, тогда от “адхармы”
(недостатка исполнения чувственных ритуалов) чувственные восприятия (женская
сила, или “чувство” к материальным вещам) станут корумпированными. От
недостатка внимания и неупотребления, они забудут и собьются с пути их
индивидуальных функций, или каст, и смещаются с безразличием, праздностью и
неразберихой. Все члены чувственного клана и остальные члены семьи сознания,
следуя развращенной женской силе чувства, аналогично потеряют свои четкие “кастовые”
характеристики (их индивидуализированные способности и функции).”
“Семья”
относится ко внутренним и внешним силам познания и выражения, через которые эго
(или душа, в просветленном человеке) снабжается средствами *
выражения и взаимодействия с окружением. Члены этой
Составляющие
психо- семьи состоят из сил зрения, обоняния,
вкуса, осязания,
логической
“семьи”: слуха; силы речи, а также активности
рук и ног, половой
индивидуализированные
(воспроизведения) и ректальной (выделительной) и
функции, через
которые душа ума (манаса), который, подобно
возжам упряжки,
взаимодействует
с миром держит вместе коней чувств; пяти
жизненных сил
( метаболизма, кровообращения, ассимиляции, ________________________________________________________________________
*Букв., “отпрыск клана Вришни”. Слово вришни
означает “мастерски сильный, могущественный”.
выделения и кристализации – функций Единой Жизни, присутствующей в теле);
и главы семьи, интеллекта (буддхи). Все суть выражения одного
космического сознания Духа через Его индивидуализированное Я, душу.
Каждый
член семьи сознания, своей как внутренней так и внешней природой, выражает
характерное поведение, или “осуществляет ритуал” специфической функции.
Например, обязанность чувства зрения есть видеть, ума – координировать чувства,
а обязанность жизненной силы – держать чувства, тело и ум вместе в психо-физическом
единстве. Обязанность интеллекта есть гармонизировать внутренние и внешние
силы, вдохновляя их жить в соответствии с высшим планом мудрости, как надлежит
послушникам воли Бога.
Дхарма,
о которой говорится в этих двух стихах Гиты, часто переводится как “религия”
или “долг”. Это понятный термин для естественных законов, управляющих вселенной
и человеком, в котором заложены предписанные обязанности , приложимые к данным
обстоятельствам. Широко говоря, человеческая дхарма состоит в том, чтобы
придерживаться той естественной праведности, которая спасет его от страданий и
приведет к освобождению. Эта дхарма, или естественный закон, в случае
семени, состоит в том, чтобы производить растение. Дхарма естественного
порядка чувств состоит в том, чтобы предоставлять средства обмена между
воспринимающим эго или душой и воспринимаемыми объектами. Ложно рационализирующий
ученик, в своем негативном состоянии сомнения, опускается глубже в неправильное
понимание, по мере того, как он спорит в заботе о разрушении естественных *
“ритуалов” чувств, которые суть интегральная часть Нужно уничтожить
не дхармы, или естественного порядка, семьи сознания. сами
чувства, но
Члены семьи,
которых должно уничтожить, суть не желания объектов чувств сами
чувства, но их отпрыски, или наклонности – желания объектов чувств. Имеются два
рода объектов. Первый состоит из материальных объектов, доступных восприятию
внешних чувств человека. Второй состоит из тонких объектов в астральном мире,
которые воспринимаются внутренним сознанием, двигающимся по направлению к Богу.
Внешние объекты чувств порождают материальную привязанность; внутренние объекты
сознания разрушают эту физическую привязанность. Несмотря на это, долго
продолжающаяся ассоциация даже только с внутренними объектами чувства может
отвратить ум ученика от более высоких духовных восприятий и конечной реализации
Бога – предостережение ученикам, которые поглощаются этими феноменами и силами.
Эти
материальные и астральные объекты воспринимаются и задействуются десятью
чувствами, пятью жизненными силами, а также умом и интеллектом. Действие и
взаимодействие этих семнадцати внутренних и внешних сил восприятия и их, направляемая
эго или управляемая душой, реакция на те объекты восприятия поднимаются в
ученике, в соответствии с плохими или хорошими наклонностями: желанием или самоконтролем,
привязанностью или бесстрастием и т.д.
Медитирующий
ученик показан, как прибывший в состояние, в котором он чувствует, что в битве
Самореализации, с возрастающим восприятием Внутреннего Я , все наклонности
внутренних и внешних членов семьи сознания будут уничтожены; и, что без этих
наклонностей, с их желаниями внутренних и внешних объектов, специфические
функции чувств, ум , жизненные силы и интеллект будут потеряны.
Ученик-новичок,
которому еще предстоит пережить более глубокие состояния медитации, и тем более
продвигающийся йог, достигший ранних стадий самадхи (как описанно у Патанджали
и объяснено в I:15-18), чувствуют некоторую способность понимать
что-то о новых состояниях сознания, к которым они двигаются. Древняя
привязанность к его знакомым членам семьи внутренних и внешних способностей, не
сдается легко в пользу все еще неизвестного экстатического состояния сознания,
за пределами этих способностей.
В
экстатическом контакте с Богом, тем не менее, сознание души пробуждается и
остро оживляется, тогда как чувства, ум, жизненные силы и интеллект пребывают в
приостановленном состоянии. Ученик хочет знать, уничтожатся ли в конце концов
все эти внутренние и *
Внешние функции,
долго пребывающие в приостано- Контакт с Богом
вленном состоянии,
или предстанут бессильными разрушает чувственые
и сбитыми с толку.
Потеряют ли чувства с уничтожением привязанности,
их естественных
склонностей свою способность наслаж- но перезаряжает
даться внешними
объектами красот Природы и изыскан- сами чувства
ными внутренними
астральными объектами, воспринима-
емыми во время
видений; или подавляемые, собьются с толку причудливыми воображениями или
галлюцинациями? Потеряет ли ум свою способность координации, и интеллект – свою
установительную (определительную) и различительную способность?
Такие
беспокойства рождаются от неверных предположений – глупых страхов. В
сознательном контакте с Богом, внутренние и внешние члены сознания, хотя и
приостановленные, не теряют своих индивидуальных способностей, и не
становятся извращенными. Вместо этого они вдвойне перезаряжаются в способности
восприятия из космической батареи – источника всей жизни. Чувства становятся
омоложенными и развивают больше тонких способностей в выражении их
индивидуальных характеристик. Усиленными восприятиями, коренящимися в знании
нескончаемой радости Бога, продвинутый йог, значительно больше чем мирской
человек, может насладиться сенсорным миром – его людьми, розами, небесами!
Даже во
сне внутренние и внешние силы частично приостанавливаются, по мере того как
жизненные функции замедляются, и чувства поворачиваются вовнутрь. Они не
умирают в результате, но перезаряжаются аккумулирующимся космическим током в
мозгу. В сознательном экстазе (самадхи) прогульщики внутренние и внешние
силы сознания отворачиваются от их порочных, обезжизневающих скитаний в стране
материи и возвращаются к присутствию все-омолаживающего Бога. Когда эти внутренние
и внешние чувства переходят на глубочайшие пути Духа и полностью погружаются в
Бога, они невидимы и не воспринимаемы в теле. В Откровениях I:17, Святой Иоанн описал это состояние экстаза, говоря: “И когда я
увидел Его, я пал к Его ногам, как мертвый.” Когда Иоанн воспринял Дух, он не
потерял сознание, но его расширенное душевное сознание продолжало вибрировать в
его астральном теле над физическим телом и парило над последним, когда то
находилось в состоянии транса (приостановленной подвижности). Итак он говорит о
восприятии своего физического тела, как мертвого, или находящегося в, подобном
смерти, состоянии отдохновения глубокого транса; но не “мертвого”, как люди
понимают этот термин. Человек по воле может оживить свое телесное сознание от такого
состояния транса; но не из таинственных чертогов смерти.
Состояние
экстаза (достигнутое сознательным продвижением за пределы сна без сновидений к
сверх-сознанию, и в конечном итоге к космическому сознанию) не только дает
отдых, но и перезаряжает внутренние силы беспредельной остротой, жизненностью и
божественной мудростью.
Человек
реализации развивает сверх-ординарные силы яснослышания и ясновидения; ум
понимает все интуитивно; интеллект теперь направляется не ограниченным
человеческим рассудком, но безошибочной божественной мудростью. Это также
смешно, кому-то бояться, что его различные способности будут уничтожены
вхождением в то превосходное экстатическое состояние Бого-единения, как было бы
бояться за потерю какой-либо из его способностей от вхождения в состояние
приостановки подвижности во сне.
Стихи 42-43
(42) Семейное
кровосмешение обеспечивает ад разрушителям клана, а также и самой семье. Их
предки, лишенные приношений рисовых шариков и воды, вырождаются.
(43) Такой
неправедностью разрушителей семьи, производящих смешение каст, древние, как
само время, ритуалы (дхармы) касты и клана уничтожаются.
“Если действия самоотречения сил мудрости, разрушат
клан мужских рассудочных наклонностей, тогда женские чувственные восприятия
станут смесью каст – низвергнутых смешением различных сил и функций, или
кастовых характеристик чувств с разумом, а также и их внешних сил с
внутренними. Уничтожающие клан, силы мудрости, как и другие остающиеся члены
семьи сознания, обнаружат себя низвергнутыми в живой ад внутреннего одиночества
и безмыслия. Без чувственного стимулирования, разумные способности ослабнут от
недостатка применения и не предложат должных приношений для вдохновления
семейных предков (эго, души, интуиции), чтобы те благословили своих потомков
(семью сознания).
“Таким
разрушением естественных внешних активностей способностей сознания и, в
конечном итоге, приостановкой их в самадхи, несомненно, все ритуалы
(активности) семьи сознания будут уничтожены.”
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92
|