из-за этой
земли!
“О моя божественная Душа, победитель всех затруднений, хотя эти чувственные желания могут уничтожить мою духовную жизнь, с
помощью своих искушений, всеже я не хочу убивать их, даже если, сделав это, я
бы приобрел власть над тремя мирами – физическим, астральным и причинным.
Насколько же меньше желаю я убить этих моих родственников для власти над
маленьким физическим телом (землей)!”
Когда мешают
его усилиям глубоко нырнуть в душевное счастье, ученик теряет уверенность в
своем духовном будущем. Он уже определил, что все золотые надежды вечного
счастья, рисуемые внутренней мудростью, были бы пусты и бесполезны, если убить
желание. Теперь его подсознательная привычная любовь к чувственным наслаждениям
вводит его силу рассудка в более глубокое сомнение. В данное время он даже не
уверен, есть ли большее счастье за пределами чувств. Его иррациональность
утверждает себя до предела, когда он взвешивает осязаемое (материальное) против
Неосязаемого (нематериального):
“О
Душа, я не должен уничтожать свои любимые теперешние чувственные наслаждения,
даже если они уничтожают неведомое мне будущее духовное счастье. Я не могу жить
надеждами возможно несуществующего блаженства и так терять материальные
удовольствия, которые развлекают меня сейчас.”
Трудно
отказаться от какого-либо земного счастья, которым обладаешь, действуя и сознавая,
и которое управляет умом посредством привычки. Трудно отказаться от известных
чувственных удовольствий в пользу неизвестных, которые возможно придут со
временем. По этой причине, миллионы людей бы предпочли скорее есть, пить, и
веселиться сегодня, чем взять труд медитировать и вкладывать в будущее
длительное счастье.
Быть
властелином всей земли не есть высочайшая цель для человека, потому что он
должен будет все это оставить со смертью; но обладать космическим сознанием,
единством с Богом – который может материализовывать миры из идей – есть
вечно-длящаяся способность, даваемая *
всем, в высшей
степени подвинутым на духов- Иррациональность
ном пути душам.
Ученик-новичок, тем не менее, отсутствия стремления может быть
столь сильно привязан к ближайшим к космическому сознанию
материальным
страстям, что он проходит через эти
________________________________________________________________________
*Победитель демона Мадху; т.е. демона
невежества, или духовных затруднений.
периоды
иррационального сомнения, во время которых он не желает блаженства и надежности
космического сознания, с присущей тому властью над тремя мирами.
Когда
это ментальное состояние наступает у ученика – когда он думает, что он бы скорее
умер в потакании чувствам, чем искал неведомого счастья в оголенности
самоконтроля – ему надлежит размышлять так: «У меня не хватает духовного
воображения и опыта; вот почему я думаю, что настоящее чувственное счастье
является единственным счастьем, которым стоит обладать. Давайка я лучше буду
верить в правдивые слова писаний и моего гуру. Давайка я буду медитировать
глубоко и достигну космического сознания; тогда я увижу разницу между
божественным счастьем и временными удовольствиями чувственных развлечений.
После этого я переменю мое теперешнее суждение и скажу, что я бы скорее умер
для духовного счастья, чем уступил ложным обещаниям чувств.”
Стих 36
Какую радость
мы могли бы выиграть, О Джанардана (Кришна)*, от уничтожения клана
Дхритараштры? Убийство этих преступников только ввергло бы нас в когти греха.
“Какое такое странное счастье можно ожидать от уничтожения
Материального Желания и других отпрысков слепого чувственного ума, царя
Дхритараштры? Убийство этих дружелюбных врагов, несмотря на то, что они
совершили болезненные преступления против меня, оставило бы мою жизнь мрачно
пустой; и было бы греховным, согласно высочайшим писаниям – которые учат, что
надлежит жить в гармонии с космическим законом, и скорее любить наших врагов,
чем применять к ним насилие ”.
Через
божественное вмешательство, отсвет поучительной мысли озаряет ум
рационализирующего, сомневающегося ученика: “Чувства - действительно *
преступники (ататайин), заслуживающие смерти, Ложные
рационализации потому что они уже подарили мне физическое, мен-порабощенного
чувствами тальное и духовное страдания”. Через интуицию,
рассудка Божественное Присутствие так напоминает ученику о
многих
несчастьях, посетивших его из-за потворства чувствам – болезнях, разочарованиях,
сердечных муках, тяжелых утратах и невежестве. Все же ученик может еще
спорить:”О Дух, Спаситель Поклоняющихся! Хотя кажется справедливым убить эти
враждебные чувства, которые уже поранили меня, тем не менее, согласно писаниям,
мы навлекаем на себя грех, когда мы идем против космического закона; и,
наконец, принадлежности чувств суть результат созданных Богом сил Природы,
через которые человек и вселенная существуют.
________________________________________________________________________
*Вишну, или Кришна, который жалует человеческие
молитвы о спасении; Джанардана есть тот аспект, которому молятся об исполнении
– от джана, “люди” и ардана, (санскритский корень ард) “просить
или умолять”.
Несомненно, это
грешно препятствовать тому, что лишь естественно для воплощенной души,
наделенной этими чувственными инструментами. Кроме того, писания говорят, что
мы должны любить наших врагов. Не лучше ль, О Господь, постепенно расположить к
себе чувства, примером любви к духовному образу жизни – чем уничтожать их?” Великолепное
возражение! Что может быть лучше для поддержки ложного рассуждения, чем
цитирование писания!?
“Имейте
немного сострадания и понимания к своим слабостям, которые суть естественное
наследие всех смертных.” Это один из сильнейших аргументов, выдвинутых хитрыми
чувственными привычками, чтобы держать в своих когтях учеников, иначе сбежавших
бы. Писания и учителя действительно наставляют поклоняющегося не уничтожать
собственно чувства, но убивать их плохие привычки. Ученика не просят ослепить
себя (лишить глаз), оглушить или парализовать чувства обоняния, вкуса и
осязания. Ему наказывается только выбить врага с позиций оптических, слуховых,
обонятельных, вкусовых и осязательных привязанностей, которые держат душу в
заточении, забывчивой к своему вездесущему царству.
Когда
все чувственные привязанности – нездоровые приманки физической красоты, любовь
к лестным словам искушения, рабство жадности, половое притяжение – выбиты из
матриц чувств, тогда чувства оставляют свои материалистические предрасположенности,
наклонности, инстинкты и одержимости; они приготавливаются к привязанности
только к божественному блаженству.
Когда
ложный аргумент вторгается в ум ученика, ему надлежит посоветовать себе: «Повторением
моих рожденных невежеством дурных действий и плохих привычек, развитых мною, я
был принуждаем любить чувственные наслаждения. Теперь же я разрушу все зло, заменив
его добрыми действиями, практикуя самоконтроль до тех пор, пока хорошие
привычки твердо не сформированны. Я заменю дурную привычку чувственного
беспокойства хорошей привычкой спокойствия в медитации. Мои хорошие привычки
так преобразят мои чувства, что я смогу правдиво сказать, что я вижу, обоняю,
вкушаю, касаюсь, слышу, думаю и чувствую только хорошее.”
Вот
проверка ученику, обладает ли он сильным умом и самоконтролем. Полумер не будет
достаточно. Жеманные (мечтательно-сентиментальные) средства в деле замены
плохих привычек хорошими суть надежная крепость для защиты злых сил за парапетами
ложного рассуждения и откладывания со дня на день.
Стих 37
Поэтому у нас
нет права уничтожать наших собственных родственников, потомство Дхритараштры. О
Мадхава (Кришна)* неужто мы могли бы стать счастливыми, убивая нашу родню?
“ О Душа, мы не имеем права убивать
наши чувственные привычки,
______________________________________________________________________
*Бог Удачи; относится к Кришне, как воплощению
Вишну, чья супруга, или Шакти, “божественная энергия», есть Лакшми,
богиня богатства и удачи (счастья).
отпрысков нашего
собственного ума. Как можно выгадать уничтожением чувств,
через которые
только ум и выражает себя?”
Когда
порочное рассуждение приводит к ложному выводу и становится привязанным к нему,
интеллект [рациональность] теряет больше и больше своих различительных и
интуитивных сил, и вместо них полагается на рационализацию, чтобы
оправдать свое [иррациональное] убеждение. Вот что произошло с учеником
Арджуной.
Я
продиагностировал много психологических “пациентов”, и был свидетелем многих
любопытных черт характера у людей, когда они чувствовали призвание поддерживать
их собственные излюбленные привычки. Один студент, *
заядлый курильщик и любитель кофе, но ярый вегетарианец, Мирской
человек однажды спорил с другим студентом, который иногда ел рассуждает
не в курицу, баранину и рыбу, но который строго воздерживался от соответствии
с от курения и от кофе.
истиной, но в соот-
“Как ужасно с твоей стороны есть разлагающиеся трупы!”
ветствии со своими восклицал вегетарианец. “Я не могу понять,
как кто-привычками либо может есть мясо! Подумай
о бедном животном, которого
убили для удовлетворения твоего аппетита; и кроме того, мясо вредно для
человеческого тела.”
“Невозможно
есть что-либо, что не убито”, - отвечал другой.”Ты отрубаешь голову цветной
капусты и ешь ее отваренный труп! Неважно что ты ешь, ты уничтожаешь какую-то
форму жизни и преобразуешь ее в иную форму, как часть твоего собственного
живущего тела. Так или иначе большая рыба ест маленькую; почему бы человеку не
использовать свое превосходство и не есть большую рыбу? Мясо питательно – но
как ужасно с твоей стороны сознательно вдыхать никотин и глотать кофеин, когда
наука говорит тебе, что они вредны!”
Здесь
оба студента препирались в соответствии со своими любимыми привычками.
Человек,
по приказанию Директора Привычки, исполняет, как послушный актер, разнообразные
психологические роли на сцене сознания. Когда он отождествляется со своими
привычками и настроениями, он чувствует симпатию к исполнению хороших действий
и отвращение к плохим; но когда он находится под влиянием нездоровых настроений
и привычек, - склоняется ко злу. Правда состоит в том, что, будучи актером
положительных ролей, ученик действует, как свой собственный друг, а, будучи
актером отрицательных ролей, он бессознательно действует, как свой собственный
враг.
Эта
станза Гиты несет великое этическое предупреждение для учеников, даже для тех,
кто продвигается быстро на метафизическом пути. Большинство поклоняющихся,
искренно принимающих духовный путь, делают так потому, что они уже наделены
хорошими привычками и, таким образом, полностью склонны к добру.Тем не менее,
если спрятанные семена (самскары) дурных действий, совершенных до или
после рождения, прорастают под влиянием подходящих психологических
обстоятельств, “хороший” ученик, становится сильно склонным совершить зло.
Например, если человек построил привычку умеренного питания, регулярности в
работе, в отдыхе, в медитации и в выбирании хорошей компании, он будет
чувствовать, что это есть единственно возможная жизнь для него. Если ж скрытые
дурные наклонности внезапно выйдут на поверхность, как результат искушения,
окружения, или других способствующих этому обстоятельств – он внезапно чувствует
желание неумеренной еды, нерегулярных привычек (чрезмерной работы или лености),
безразличия к медитации и нечестивых удовольствий смешивания с дурной компанией.
Итак,
урок, который следует извлечь из этой станзы состоит в понимании того, что
ученик, который внезапно отождествляется с врагом (плохими привычками и
настроениями), окажется сипатизирующим нечестивым действиям и оправдывающим их.
Но небольшой психологический самоанализ, покажет, как расположен он
поддерживать одинаково хорошие и плохие действия, когда он находится под их
особым влиянием. Человек находится в опасном состоянии, если отвечает своим
дурным привычкам, так же легко, радостно и с желанием, как, находясь в лучшей
умственной фазе, он отвечает своим хорошим привычкам.
Стихи 38-39
Даже если эти
другие (Кауравы), чье понимание затемнено жадностью, не видят бедствия в
разрушении семей и зла во вражде к друзьям, не должно ли нам стремиться избежать
этого греха, О Джанардана (Кришна) – нам, отчетливо видящим зло в разрушении
семьи?
“Клан слепого чувственного ума (манаса),
чье понимание омрачено жадностью (страстной привязанностью к нравится-не-нравится),
следует своим внешне-направленным распутным склонностям в поисках удовольствия.
Из-за того, что это есть обычный, или естественный способ выражения слепых
чувств, когда они не направляются разумом (буддхи), они не видят беды в
разложении человеческой личности и греха в их враждебности к их настоящим
друзьям, различительным способностям. Но мы, разумные силы, отчетливо понимает,
какое зло может постигнуть сознание, если все его инструменты не выполняют
своих функций, подобно единой гармоничной семье – итак, не следует ли нам
отвратиться от греха этой битвы, которая, несомненно, уничтожит многих членов
этой семьи?”
Ученик
думает,что чувственные наклонности необходимы для самовыражения и опыта
воплощенной души, в той же степени, как и разумные наклонности, и так он не
видит причины, почему один набор чувств-членов семьи сознания надо уничтожить,
а другой набор различающих тенденций должно оставить продолжать жить. Кажется,
неразумно уничтожать семейный клан чувственных наклонностей, так как они должны
исполнять свои особые функции в драме жизни.
Итак,
ученик в интроспекции говорит Внутреннему Я:
“О
Душа, почему, будучи сам творцом, одинаково и чувств, и различения, ты
советуешь мне уничтожить, дающие наслаждения чувства, посредством приносящих
мудрость сил различения? Они оба – члены моего сознания! Как мог бы я жить
только с сухими приносящими-мудрость склонностями, лишённый компании веселящих
меня чувств?”
Поклоняющийся предупреждается об ошеломляющем
влиянии дурных привычек. Возникшие из прошлого опыта, плохие привычки, кажется,
не боятся –
* они не видят плохих для себя последствий
–Опасность желания сохранить что они не смогут уничтожить
своих
обоих, хорошие и
плохие привычки психологических родственников,
хорошие наклонности.
Они укрепляются в своей решимости, по мере того как ученик продолжает думать в
том же русле симпатии к этим чувственным привычкам: “Какая жалость, что мои
дурные привычки не видят, как они неразумны, воюя с моими хорошими привычками,
и таким образом навлекая на себя риск уничтожения!”
В этом
состоянии, ученик желает продолжать жить с обоими, хорошими и плохими
привычками; очевидно, и то и другое устраивает его. Как легко он забывает, что
его сладкие плохие привычки, хотя и принадлежащие его собственной семье
сознания, незаметно несут с собой оружие, убивающее его собственный покой.
Ученик
на этой стадии верит, что злые, или животные (лишённые разума) привычки
потакания чувствам, могли бы сосуществовать вместе с хорошими привычками, и
этим сделать царство жизни совершенным (законченным). Но невозможно иметь
гармонию и мир, пока противоречащие силы работают в жизни человека. Хорошие и
дурные привычки, хотя и являясь отпрысками того же сознания, дают разные
результаты.
Когда
ученик спрашивает себя: “Почему я не могу наслаждаться материальными и
духовными удовольствиями вместе?”, - такое мышление равносильно доказыванию
разумности использования наркотика депрессанта и в тоже время тонизирующего
возбудителя; эффект депрессанта будет противодействовать эффекту тоника! Хотя,
если кто-то верен употреблению укрепляющего тоника и имеет силу воли
одновременно вводить меньше и меньше депрессанта, это – один из путей к
освобождению от наркотической привычки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92
|