Вторая
глава открывается с более благоприятной для ученика сцены. После мрачного
состояния ввергнутости в сомнение и неспособности достигнуть счастья в
заброшенных чувствах или в состоянии медитации, ученик внезапно чувствует
великую внутреннюю симпатическую ответную реакцию. Это развитие приходит, как
результат его прошлой и настоящей упорной работы в медитации. Духовность
развивается медленно, иногда незаметно. Хотя медитирующий ученик и чувствует,
что его попытки контролировать ум бесплодны, всеже, если он продолжает с жаром,
веря словам своего наставника, он внезапно обретает ответ от Бога, объявленный
в его долго-молчаливой [до того] медитации. Трепет проходит через все его
существо от этого внезапного экстатического контакта с Божественным
(символизируемого в этой станзе, как ответ Кришны).
Дух не необходимо говорит через уста образа в
видении, или материализованного человеческого тела, но может оглашать слова
мудрости через * посредника
ученической пробужденной интуиции.
Бог говорит
через пробуж- Бог может давать совет
поклоняющемуся,
денную интуицию
ученика принимая форму святого, но обычно Он использует
простой метод разговора через интуитивное восприятие самого ученика.
Ум и
интеллект воспринимают и наслаждаются пятью различными видами материальных
чувственных удовольствий; когда шестое чувство, интуиция – настроенная на бога,
всезнающая способность души – внезапно пробуждается, как результат духовной
привычки медитации, ученик чувствует блаженное бодрящее веселье во всей его
нервной системе. Его слезы отчаяния оборачиваются слезами радости, закрывающими
восприятие внешнего мира, и прикрепляющими ум ученика к неописуемому
внутреннему счастью божественного общения.
До сих
пор, ученические порабощенные чувствами ментальные способности блуждали в
рационализациях. Теперь спокойствие сдачи духовному и восприимчивая преданность
устанавливаются во всем страдавшем до того сознании. Открывающая правду
интуиция – за пределами мыслей, восприятий и вывода – выражает невыразимый Дух
и душу, и Их природу высшего блаженства. Это приводит к молчанию сильные
эгоистические утверждения: ложное убеждение под влиянием ошибочного суждения; самодостаточность;
воображение; ложную надежду; привязанность к желаниям в ожидании
удовлетворения; убежденность, охваченную сомнениями – ошибочный умственный
процесс, на основании которого эго построило свое существование и свое
упрямство в устойчивости в тех иллюзиях. Интуиция, этот голос Духа и Его
имманентной манифестации, души, начинает развертывание откровений, которые в
конечном итоге уничтожат все сомнения и установят сознание в его истинном Я.
Стих 2
Господь
сказал:
В
столь критический момент, откуда находит на тебя, О Арджуна, это отчаяние –
поведение, недостойное Арийца, позорное, вредящее достижению небес?
Почувствовав ответную реакцию Бога, сознание
ученика воспаряет к трансцендентному состоянию Кутастха Чайтанья
(универсальному сознанию Кришны или Христа), присутствию Духа, имманентного во
всем творении, и индивидуально выраженному в каждом существе, как душа, чей
голос есть интуиция. Дух обращается к ученику через тот доступный пониманию
интуитивный голос: “О ученик Арджуна, принц самоконтроля, почему ты побежден
унынием?
Эти
родственники суть твои злейшие враги и имеют лишь одну цель – уничтожить мир
твоей души. Чувтсвовать жалость к ним – не по-арийски* (не к лицу благородному
святому), позорное предательство по отношению к душе, слабость, которая
привяжет тебя к нижним сферам телесного ограничения и откажет тебе в доступе к
небесам блаженной вездесущности”.
Любой
искренний, настойчивый ученик может чувствовать внутри, в медитации, побуждения
Духа. Но очевидно, что ученик должен быть весьма продвинут на пути медитации,
прежде чем он сможет убедить Бесконечного вибраторно выразить свое присутствие
через доступный пониманию голос или совет. Такой поклоняющийся уже прошел через
очень много сражений против чувств и достиг высокого духовного состояния,
прежде чем получить благословение слышать голос Бога, выраженный посредством
эфирной вибрации.
Ученик,
однажды достигший столь возвышенного состояния сознания, может считаться
совершенно освобожденным от всякой привязанности к своей более низкой природе.
Тем не менее, вследствие прошлых воплощений невежественного отождествления с
телом, даже продвинутый ученик может временно потерять из виду божественное
состояние и, из-за этого, чувствовать жалкое желание удовлетворений, от которых
он отрекся.
В такое
время, Дух – вечно следящий за аспирантом – приходит спасать поклоняющегося,
который тогда слышит Глас Божий, обращающийся к нему изнутри. Таким образом,
эта станза описывает Дух, или Господа Кришну, *
говорящего с Арджуной, истинным учеником –
Бог приходит
напомощь к который самоконтролем обеспечил
Богообщение.
колеблющемуся ученику
Говоря через способность интуиции, Господь упрекает
Арджуну за отчаяние. Дух указывает стремящемуся йогу, что чувства, посредством
близости, установили себя, как его родня. Но, подобно врагам, прикидывающимся
друзьями и таким образом получая доступ в дом, материальные желания, величайшие
враги человека, могут жить, повидимости, безобидно, в его сознании, наряду с
его настоящими друзьями, духовными способностями. Чувства кажутся дружелюбными,
потому что они обещают временное ядовитое наслаждение во плоти, но в конце,
неизменно, приносят страдание.
Первым
усилием Дух стремиться ударить по корням временной ошибки ученика. Жалость,
которую Арджуна чувствует к своим родственникам – ученические симпатические
рационализации в пользу чувств – являются каналом обмена между материальными и
духовными силами. Дух предупреждает ученика не сожалеть о чувствах. Опустить
подъемный мост жалости через ров, между, укрепленным мудростью, замком души и
отделенными враждебными чувствами,
________________________________________________________________________
*Санскритский корень слова Ариец есть арья,
“достойный, святой, благородный”, Древнее название Индии – Арьяварта,
букв., “обиталище Арийцев – благородных, святых, превосходных”. Более поздняя этнологическая
ошибка, состоящая в использовании слова Арииц не в духовных, а в физических
характеристиках, породила протест со стороны известного востоковеда Макса
Мюллера: “Для меня этнолог, говорящий об арийской рассе, арийской крови,
арийских глазах и волосах, является таким же великим грешником, как лингвист
который говорил бы о доликоцефалическом словаре или бракоцефалической
грамматике”.
значит позволить
психическим врагам прорваться через бастионы самоконтроля и
завоевать
прекрасное внутреннее царство. Вместо того, чтобы чувствовать жалость, ученик
должен бы раздуть жар психологической войны, до тех пор пока каждое беспорядочное
желание чувств полностью не уничтожено! Симпатия ко злу в конечном итоге ведет
к вручению последнему трона человеческого сознания.
Не
делай зла, не позволяй другим совершать зло по твоей команде и не терпи зло
молчаливо. Некооперация со злом есть лучший путь – без претенциозного
выставления своей собственной добродетели. Истинный поклоняющийся не будет
глупо привлекать к себе злые состояния, проявляя симпатию к ним. Тот, кто
страдает по потерянному чувственному счастью, и кто смеет симпатизировать ему,
уделяет низкое место более высокому, длящемуся счастью, познанному им в
медитации. Такое невежественное извращение ценностей является позорной мыслью
для ученика.
Кришна
называет такую слабость “не-арийской”, настроем, неподобающим человеку
духовного благородства. Мудрый человек сожалеет по поводу изгнанных хороших
качествах, а не об отброшенных дурных .
Человеческая жизнь - парадокс. Он есть душа,
сделанная по образу Духа, которая может удовлетвориться только божественными
удовольствиями; всеже, воплощенный в теле, он знаком лишь с чувственными
переживаниями. Помещенный, как он есть, между материальным и духовным, он
должен использовать свой дар разума, чтобы различать между реальными душевными
наслаждениями и иллюзорными удовольствиями чувств. Кришна говорит: “Если ты
хочешь познать радость небесного сознания, вибрирующую в каждой точке
пространства, покончи с чувственой привязанностью!”
“Небеса”,
в этой станзе, состоят из неограниченных сфер божественного сознания,
контрастирующих с нижним регионом телесного ограничения. Каждая душа, которая
заключена в тюрьму чувствами, есть вездесущее дитя небес, отбывающее тюремный
приговор телесного существования.
Когда
душа отождествляется с Духом, она чувствует себя единой с Радостью
беспредельного пространства; когда душа, как эго, ограничивает себя частным
телом, она жалостно “стеснена, заперта, ограничена”. Душа, отождествленная с
телом, теряет свое сознание вездесущности и становится отождествленной с
испытаниями и несчастьями маленького эго.
Как
сознание ординарного человека живет в мозгу и сердце, так Божественное сознание
живет во вселенной; как человеческое сознание чувствуется в каждой клеточке
тела, так Божий интеллект живет в каждой единичке объема пространства. Ученик,
постоянно реагирующий на телесные чувственные удовлетворения, не в состоянии
расширить свое сознание в пространственные клеточки, и таким образом разделять
более обширные радости Жителя-Пространства, или Духа. Притупленный
материальными удовольствиями, человек теряет всю тонкую чувствительность к очищенным
радостям Духа. Жаждуя физических наслаждений, окруженных стенами тела, такой
неспособен визуализировать достижение вездесущих небес. Если кто любит телесную
тюрьму, как может он привлечь божественный опыт жизни в радости Бога, сияющего
в каждом атоме пространства?
Стих 3
О Партха (“Сын
Притхи,” Арджуна), не предавайся немужественности; это не подобает тебе. О
Выжигатель Врагов, оставь эту маленькую слабость сердца! Восстань!
“О ученик, сын отречения, не предавайся
поведению, неподобающему позитивной природе твоего истинного Я, души. О
Выжигатель Врагов, примени свою огненную волю, чтобы преодолеть этот след
сердечной слабости, происходящий от твоей привязанности к чувственным
привычкам. Восстань! Подними себя от чувственных укреплений к более высоким позвоночным
центрам божественного сознания”.
По ходу
продолжающейся медитации ученика, божественное водительство становится более и
более ощутимым; Бог выражает Свое присутствие ученику через глубокий мир,
радость, или мудрость, чувствуемые в тысячах сенсорных каналов во внутренней
подкладке тела и облегающей его коже. В этом состоянии, продвигающийся ученик
интуитивно наставляется Духом, как-будто он слышит внутри голос Бесконечного.
Называя
Арджуну Партхой (“сыном Притхи”), этот Внутренний Голос напоминает
поклоняющемуся-принцу о присущей ему способности отречения, которая может избавить
его от этой его временной слабости, если только он напряжет свою волю.
Притха
была прекрасной, добродетельной дочерью великого царя Шуры (деда Кришны;
Васудева, старший брат Притхи, был отцом Кришны). Когда она была очень
маленькой девочкой, Притху дали в приемные дочери Кунтибходже, бездетному
двоюродному брату Шуры и его другу. Из-за ее готовности оставить своего
собственного отца, чтобы заполнить пустоту дома ее приемного отца, *
Притха метафорически символизирует силу воли “Партха” : способность
отречения ученика. С того времени, как она стала
Отречения от
всего, что ребенком Кунтибходжи, Притху стали
называть противоречит природе души Кунти, которая является
великолепной героиней Махабхараты,
матерью благородных принцев-Пандавов: Юдхиштхиры, Бхимы и Арджуны, и приемной
матерью Накулы и Сахадевы – всех, произведенных в результате способности Кунти
вызывать богов.
Так, духовно интерпретированная,
Притха-ставшая-Кунти означает способность ученика вызывать божественность
посредством бесстрастия, или воли отречения.
Каждый
человек имеет способность противостоять влиянию его отождествленного с
чувствами, связанного привычками существования. Эта способность отречения не
представляет собой никакой потери для ученика, но дает ему возможность убрать и
оставить все те вещи, которые тормозят его духовный прогресс. Как Притха
оставила благородного отца, для осуществления более высокого долга, так и
ученик не колеблется отказаться от следования своим дражайшими дурным привычкам,
которые, по-отцовски, стремяться подчинить его волю.
Внутренний
голос говорит: “Оставь привязанность к чувствам! Используй способность
отречения, чтобы отказаться от всех качеств, недостойных мужчины! Не делай
ничего, и на йоту против души!”
“Немужественность”
означает то, что не к лицу позитивному аспекту души. Быть немужественным значит
быть негативным или безразличным*. Ученик в негативном состоянии ума потерял из
виду свой мужской позитивный волевой фактор. Без позитивной активности воли,
поклоняющийся покоряется немужественной нейтральности, состоянию, охватившему
Арджуну. Дух, поэтому, предупреждает его не быть нейтральным; то состояние -
хуже негативности! В негативном состоянии ученик боится отбросить чувственную
привязанность; в нейтральном состоянии он не имеет привязанности ни к Богу, ни
к чувствам – все его активные способности парализованны.
Даже
чтобы занимать себя негативными мыслями, требуется некоторая ментальная
активность, но в нейтральности ума, ученик становится неспособен ни к какой
активности, хорошей или плохой. Дух предупреждает против впадения в такое
состояние инерции, где желание хорошего или плохого одинаково исчезает.
Подбадривающий Внутренний Голос интуитивно
------------------*------------------
побуждает ученика:
«О ты, выжигатель врагов-чувств, Йоговская интерпретация:
своей огненной
волей, восстань – поднимись от низких “восстань” к более планов,
где обитают чувственные привязанности, вверх высоким церебро-
к более высоким расположениям
сознания в позвоночнике.” спинальным центрам
Слово восстань
хорошо выбрано. Этим приказанием,
принятым буквально,
Кришна стремиться поднять Арджуну к позитивному действию долга, подобающему его
истинной природе души. Ключом к более глубокому духовному приложению является
эпитет выжигатель врагов, обращение к Арджуне, как символизирующему огненный
элемент в поясничном центре, или манипура чакре. Жизненная энергия и
сознание, направляясь вниз и вовне от этой чакры, энергизируют два
нижних центра; эти три центра тогда ассоциируются со всем чувственным телесным сознанием.
Когда, вместо этого, силой Арджуны, или самоконтроля в поясничном центре,
огненная энергия направлется вверх, концентрируя жизнь и сознание в более
высоких центрах, все существо становится одухотворенным.
Хотя
все ощущения чувствуются в мозгу, они кажутся локализованными в определенных
точках, на или внутри кожного покрова тела. Всей поверхности тела принадлежат
различные виды чувствительности; вкус воспринимается ртом, звук – через ушные
барабанные перепонки, осязание – кожей, зрение глазами, обоняние через ноздри.
Материалистическй
человек отождествляет свое сознание с этими внешними чувствительностями. Ученик
прощается с “жизнью на поверхности кожи”; он устал от игры с чувственными
наслаждениями! Он отводит свое сознание из копчикого, крестцового и поясничного
плексусов, контролирующих более низкие чувственные наклонности, в спино-грудной
и шейный центры, или продвигается даже дальше, в высокий центр Христа.
Спино-грудной
является центром божественной любви и контроля- жизненной-энергии; шейный
является центром океанической вибрации и божественного-покоя; центр Кришны, или
Христа, (Кутастха, в точке между бровями) является средоточием для Кутастха
Чайтанья, или Сознания Христа, которое представляет собой Интеллект –
отражение Духа – внутри каждого атома творения и окружающего пространства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92
|