_____________________________________________________________
Космического
Сознания. Истинный свет духовного глаза ведет к единству с этими тремя
макрокосмическими состояниями сознания
*
“Я был в Духе (духовном сознании) в день Господа (день общения с божественными
сферами истины), и услышал позади меня (в медулле, “позади” или в затылке) голос мощный, как труба (великий
благословенный звук Аум)….И я
повернулся, чтобы видеть тот голос, который говорил со мной. И будучи обращенным, я
увидел семь золотых светильников (семь астральных центров); и посреди тех свтильников
один (астральное тело), подобный сыну человеческому (похожий на физическое
тело)… и его голос как звук многих вод (звук элементов, таттв,
истекающих из астральных центров)” (Откровения 1:10,12,13,15).
Патанджали определяет эти состояния в своей класси-
--------------*--------------
фикации разных стадий
внутренней медитации. В Йога Стадии внутренней
Сутрах I:17-18, он говорит о двух основных категориях
медитации
Самадхи (1) сампраджната и (2) асамапраджната.
В приложении к
подвинутым стадиям реализации, сампраджната относится к савикалпа
(“с различением”) самадхи, или божественное единение, в котором
сохраняется некоторое различение между познающим и познаваемым, как в
реализации “Ты и я суть Одно”. В большей или меньшей степени, некоторые
модификации природы остаются. Но в асамапраджната самадхи,
все различия природы растворены в одном Духе. Сознание “Ты и я суть Одно”становится «Я есть Он, который стал
этой маленькой формой я и всеми формами». Это не есть
заявление эгоиста “я есть Бог!” – медная корона мании
величия – но скорее полное понимание абсолютной правды: Бог есть единственная
Реальность. Так, асамапраджната, в своем абсолютном
определении, есть нирвикалпа (“без различения”) самадхи, высочайшая йога, или единение, проявляемое
полностью освобожденными мастерами или теми, кто находится на пороге свободы
души.
Тем не
менее, когда используется для определения предварительных стадий реализации, скорее чем ее продвинутых стадий завершения, тогда сампраджната и асамапраджната
суть относительные термины для раз- *
личения начальных
сверхчувственных опытов в медитации Различая начальные
(сампраджната)
от настоящего самадхи, или единства с сверхчувственные
объектом медитации (асампраджната). Сампраджната опыты в медитации
тогда относится к
тем первичным состояниям, в которых от истинного
самадхи
объект медитации
“известен аккуратно или тщательно“
*
посредством
интуиции, которая все еще как-то смешана с природными тонкими
инструментами восприятия – взаимодействием познающего,
познания и познаваемого, или интерпретируется через них.
Это, оттого, иногда называется “сознательное” самадхи, потому что те природные способности, оперирующие
вовне в ординарном сознании – такие как ум (манас),
интеллект (буддхи), чувство (читта), эго (асмита) – активны, направленные вовнутрь в их чистой или тонкой форме.
Контрастно,
асамапраджната в таком случае значит те сверхсознательные опыты,
которые воспринимаются через чистую интуицию или реализацию – прямое восприятие
души, будучи одним с объектом медитации – трансцендентную любому интструменту или
принципу природы. Интуиция есть знание реальности “лицом-к-лицу”, без любого
посредника*.
Патанджали
говорит, что асамапраджната является результатом самскары (отпечатка), оставленного самапраджната
самадхи. Другими словами, повторными усилиями в более и более
глубокой самапраджната медитации достигается в конечном итоге асамапраджната самадхи. Но было бы ошибкой
называть последнее “бессознательным
самадхи” в пару предыдущему
состоянию,
_____________________________________________________________________
*”Но когда приходит совершенное,
тогда то, что лишь отчасти, отбрасывают….Теперь мы видим, как
бы через тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом-к-лицу: теперь я
знаю отчасти; но тогда познаю, как и я знаем” (I Коринфинянам 13:10,12)
названному “сознательным”.
Хотя, как самапраджната значит
“знаемое аккуратно, прилежно, тщательно”, та идея не
возникает в противоположном, асамапраджната, потому
что в единстве знающего и знаемого нет ничего, что следует познавать; поклоняющийся становится объектом своей
медитации. Далекое от бессознательного, это есть состояние превосходной высшей
сознательности и просветленности.
Сампраджната
и асампраджната самадхи
Патанджали
подразделяет самапраджната самадхи на четыре стадии:*
(1) савитарка (“с
сомнением или предположением”): интуитивный опыт, смешанный с аргументативным
или, одержимым сомнением, умом;
(2) савичара (“с размышлением или выводом”):
интуитивный опыт, смешанный с разумно-направленным
интеллектом;
(3) сананда (“с радостью”): внутренний интуитивный опыт,
интерпретируемый читтой или пронизанным радостью чувством; и
(4) сасмита (“с “самостью” или индивидуальностью”): интуитивный
опыт, смешанный с чистым чувством бытия. Эти четыре
состояния, приходящие после углубления вовнутрь (пратьяхары),
суть результат глубокой концентрации (дхараны), или
сверхсознательного восприятия, как ограниченного телесно.
Растворив по
одной эти четыре стадии самапраджната
в следующее по порядку более высокое состояние, йог идет
за их пределы и достигает асамапраджната самадхи.
Это приходит в глубокой медитации (дхьяне), в
которой концентрация (дхарана) непрерывна, без
мгновения перерыва; тогда объект медитации (т.е., частный аспект проявления
Бога) испытывается, как выраженный не только в теле, но и в вездесущности.
За пределами этих состояний, в продвинутых стадиях реализации, самапраджната и асамапраджната значат
соответственно, савикалпа и нирвикалпа самадхи.
Патанджали
говорит, что достижение высочайшего самадхи возможно “посредством
глубокой, преданной медитации на (Господе) Ишваре (I:23)…Его символ есть Аум (I:27).”
Все вышесказанное имеет следующее приложение
---------------*---------------
к Гитовским
стихам 15-18: (Значение раковин пяти Йоговская наука в
сыновей Панду, упомянутых в
стихах 15 и 16, дается приложении к
стихам
сначала,
объясненное согласно духовной прогрессии 15-18; опыты в позво-
реализации,
а не в порядке представления их в тех сти- ночных чакрах
хах).
_____________________________________________________________________
*Йога
Сутры I:17.
**Аллегорическая
значимость находится не в буквальном переводе слов мани
(драгоценность) и пушпа (цветок), но в санскритских корнях ман,
“звучать”; и пуш, “развертывать или являть”.
Рассуждение и догадка ученых умов могут прийти к буквальной или
традиционной интерпретации терминологии, используемой риши Вьясой в Гите; но
более глубокие значения часто скрываются в намеках в самих словах – подобно тому как Иисус прятал правду в притчах, и апостол Иоанн
скрывал значение своей реализации в метафорах Откровений Святого Иоанна. Очевидная интерпретация хороша для вдохновения
ординарного человека; скрытая метафора – для серьезного практика йоговской
науки.
Сахадева, с его
раковиной, называемой Манипушпака (“то, что становится проявленным посредством своего звучания”),*
представляет элемент земли в копчиковом центре (муладхара чакре) в
позвоночнике. Ученик, концентрируясь на этом центре, слышит Аум
космической вибрации в особом звуке, подобном жужжанию, одержимой жаждой меда, пчелы. Ученик тогда
недоумевает в сомнении, является ли этот звук телесной вибрацией или астральным
звуком. Это состояние концентрации, поэтому, называется савитарка
сампраджната самадхи, “одержимое сомнением состояние внутреннего
поглощения”. Этот центр является местом пребывания углубившегося медитационного
ума в его самой первой стадии.
Накула,
со своей раковиной, называемой Сугхоша (“то, что звучит ясно и
приятно”), представляет элемент воды, проявляющийся в крестцовом центре (свадхистхана чакре). Ученик, концентрирующийся на этом
центре поднимается над сомневающимся состоянием ума к превосходному
более различительному состоянию; он слушает более высокий
астральный звук, подобный прекрасным звукам флейты. Сомнение прекращается, и
его интеллект начинает измерять [постигать] природу этого
звука. Это состояние называется савичара сампраджната самадхи,
или “интеллектуальное, ведомое разумом состояние внутреннего поглощения”.
Арджуна
(называемый здесь Дхананджайа, “Победитель Богатства”), с его раковиной,
называемой Девадатта (“то, что дает радость”),* представляет элемент огня в
поясничном центре (манипура чакре). Ученик,
концентрируясь на этом центре, слышит астральный звук, подобный
арфе или вине. Благодаря растворению умственного состояния сомнения и
различительному интеллектуальному состоянию, он теперь достигает состояния восприимчивой Самореалезации, в которой ясное восприятие звука и
его истинной природы производит пронизанное радостью чувство внутренней
поглощенности или сананда сампраджната самадхи.
Бхима,
с его раковиной, называемой Паундра (“то, что разлагает”
более низкие состояния),** представляет элемент воздуха
или жизненной силы (праны) в спино-грудном центре (анахата чакре), Ученик, концентрируясь на этом
центре, слышит Аум
“символ Бога”, как глубокий затянувшийся звук
астрального колокола. После растворения всех
(ментального, интеллектуального и восприимчивого) сотояний,
ученик приходит к интуитивному внутреннему блаженному поглощению, смешанному с эго-сознанием, не как телесному
сознанию, но как чистому чувству индивидуального существования или “я
есьмь”.
Это состояние есть сасмита
сампраджната самадхи.
Юдхиштхира,
со своей раковиной, называемой Анантавиджайа (“то, что завоевывает бесконечность”), представляет элемент эфира в
шейном центре позвоночника (вишуддха чакре ). Ученик, концентрируясь на
этом центре, слышит
________________________________________________________________________
*Девадатта значит буквально “дар Бога”. В этом аллегорическом контексте его
значимость находится в одном из
многих значений санскритского корня дэва,
который есть див, и значит “возрадоваться или усладиться“.
**От
заключенного там санскритского корня панд, букв., “превратить в
порошок”, т.е., дисинтегрировать.
вечно-контролирующий
бесконечно-простирающийся космический звук
всепроникающей эфирной вибрации Аум, чье звучание подобно грому, или реву отдаленного
могучего океана. В этом состоянии четыре предыдущих фазы углубления –ментальная
(манас), интеллектуальная (буддхи),
восприимчивая (читта), и эгоистическая (асмита) –
будучи растворенными, уступили место более глубокому
состоянию чистого интуитивного восприятия безграничного блаженства, называемому
асампраджната самадхи.
Хотя
познавательные интрументы человеческого сознания теперь исчезли, асампраджната самадхи не есть бессознательность, но прямое
знание через Самореализацию, чистая интуиция души. Коль
скоро “самость” ученика была трансцендирована,
его сознание отождествляется с эфирной вибрацией Аум во всем
пространстве: расширяясь от маленького тела до бесконечности, его сознание
охватывает вездесущность.
Шри
Кришна, которого здесь называют Хришикеша, “Господь Чувств”,
затем трубит в свою раковину, называемую Панчаджанья, “то,
что генерирует пять таттв или элементов”. Этот звук является смешением
звуков пяти нижних центров. Это есть истинная или нераздельная космическая
вибрация. Эта “симфония” пяти звуков Пранавы
слышится в объединенном центре медуллы и Сознания Христа (аджна
чакре). Здесь ученик наслаждается более великим савикалпа самадхи. Он достигает
полной реализации Бога в Его творческом аспекте, представленном вибрацией Аум. “В начале было Слово (творческая вибрация – Святой Дух,
Амен, или Аум), и Слово было с Богом, и Слово было
Бог”.* Настройка на Бога, как Аум, поднимает
сознание к имманентному Сознанию Христа. Через Сознание Христа продвинутый йог
восходит к Космическому Сознанию в высшем мозговом центре. “Никто не приходит к
Отцу (Космическому Сознанию) кроме как через меня (через Сына, или Сознание
Христа)**. Эти состояния “Святой Троицы” символизированы в Индусских писаниях,
как Аум, Тат, Сат – Святой Дух, вибрация, Кутастха, Сознание Христа, и Бог, Космическое Сознание.
Когда
поклоняющийся достигает космического сознания в высшем мозговом центре (сахасраре) и может войти в то состояние по воле и оставаться
там, сколько пожелает, он со временем будет благословен испытать тот экстаз в
высшем или окончательном недифференцированном состоянии – нирвикалпа самадхи.
Когда
йоговское единение с Богом переживается в этих возвышенных состояниях, в
которых сознание было поднято к центрам в медулле (чистое сознание души),
междубровью ( Кутастха, Сознание Христа), и
коре мозга (Космическое Сознание), он реализует более высокое значение сампраджната и асампраджната, соответственно как савикалпа
и нирвикалпа самадхи.
В сампраджната савикалпа самадхи, савитарка опыт Бога не
нагружен сомнением в негативном смысле, но присутствует вопрос с почтением и
удивлением: “Неужто действительно это есть Бог, который был столь молчалив и
______________________________________________________________________
*Иоанн I:1 **
Иоанн 14 : 6.
невидим во вселенной? Неужто это
правда, что Он пришел наконец ко мне?”. Савичара
переживание есть острое различение природы Бога в одном из Его
многих аспектах или качествах - Космической Любви,
Блаженстве, Мудрости и т.д. Сананда
переживание испытывается, как неопределимое блаженство, которое
сопровождает общение с Богом в
Его вечной природе вечно-существующего, всегда-сознательного, вечно-нового
Блаженства. В состоянии сасмиты ученик чувствует свое расширенное “я” в каждом атоме
пространства, как будто все творение есть его собственное
тело – это есть состояние совершенного покоя, в котором поклоняющийся подобен
зеркалу, отражающему все вещи. Когда ученик встает на якорь в космическом
сознании и сохраняет свое состояние Бого-восприятия и вездесущности, даже когда
он возвращается к телесному сознанию и материальным действиям,
тогда он достиг асампраджната нирвикалпа
самадхи.
В
стихах Гиты, 17 и 18, упомянуты другие ключевые
воины Пандавы, о значении которых говорилось уже в интерпретации предыдущих
стихов. Эти божественные Пандавы, следуя руководству Кришны, и те пять Пандавов, трубят в свои раковины. Эти
суть поддерживающие нади, или астральные нервные токи, проводники
жизненной энергии, чьи вибраторные активности также производят характерные
звуки. Все эти вибрации во время медитации повернуты к Богу, чтобы одухотворить
все тело и ум и притянуть сознание вовнутрь, в направлении Самореализации.
Мирской
человек, читая все эти объяснения, может гадать, о чем это все!
Но те
добросовестные искатели правды, которые практиковали правильные методы Раджа
Йога медитации, также как и ученики, следующие Крийя
Йоге Лахири Махасайи,
через Уроки Общества Самореализации, знают из
своего собственного опыта, что эти астральные звуки могут быть отчетливо
слышны. Правда этого может быть доказана любым,
практикующим йоговские техники. В книге, доступной широкой публике, я не могу
дать сами эти техники; потому что они священны, и определенные древние
инструкции должны соблюдаться, чтобы обеспечить уважительность и
неразглашаемость, а также последующую правильную практику. Однако, в этом
манускрипте я попытался дать достаточное теоретическое объяснение, чтобы убедить любого разумного мирянина в том, что йога действительно
есть наука, совершенно организованная мудрецами древней Индии. В приготовлении интерпретации святой Бхагавад Гиты, я желаю и молюсь
пробудить новые сердца и умы к физическим, ментальным и духовным благословениям,
доступным через верное знание и применение йоговской науки, и вдохновить и
ускорить прогресс тех учеников, которые уже устойчивы на йоговском пути.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92
|