Божественного разума
и диких чувств. Имеются психологические дедушки, доброе
или злое глубоко укорененное эго-сознание; умственные отцы
и тести, такие как
________________________________________________________________________
*”Психологический” значит
внутренняя природа сил Кауравов и Пандавов, как материальных и духовных
проявлений сознания ученика, воспринимаемых во время интроспективной медитации, в противоположность внешним или физическим реакциям и
действиям производимым ими.
отцовская тенденция четкого бесстрастия с его негативной женской (или дочерней) тенденцией свернутой жизненной силы; психологические дяди,
такие как гордость и другие ядовитые иллюзорные тенденции; родные и двоюродные
братья различительных способностей и чувственных тенденций; психологические
дети-тенденции, развившиеся от самоконтроля и от других различительных
способностей, а также от чувственного ума; внуки, или взаимосоответственные отростки добрых и злых желаний;
дружески-добрые и злые привычки; и влекущие к действию тенденции прошлого,
учителя душевных качеств и чувственных наклонностей.
Когда
ученик проходит через начальную стадию медитации и приходит к срединному
состоянию, как описанно в предыдущей станзе, он обретает это четкое
видение своих психологических родственников, хороших и
злых тенденций, собравшихся вместе на поле сражения сознания, готовых уничтожить друг друга.*
Называя немногих, ученик может найти хорошего или --------------*----------------
плохого деда, или
хорошее и плохое эго. Хорошее эго Символическое зна-
тянет ученика к медитации и
хорошим действиям; пло- чение
родственников
хое эго привлекает его ко злу.
Личность рождена или с и друзей во враждую-
духовной, или с материальной предрасположенностью щих кланах
эго, в зависимости
от ее действий в прошлых жизнях.
Это главное эго,
или “индивидуальность”, любой
частной жизни называется
_______________________________________________________________________
*
“Это заблуждение думать, что
личность имеет один ум, хороший или плохой. Имеется не один ум, но много; мы – коалиции, не
отдельные личности”. Этот вывод был предложен после многих лет исследований функционирования
мозга и эволюционной биологии Робертом Орнстайном, психологом, который учит в
Университете Калифорнийского Медицинского Центра в Сан-Франциско и Станфордском
Университете. Во Множественном-уме: Новом
способе видеть человеческое поведение (Нью
Йорк: Бантам Даблдэй Дэл, 1986), Др. Орнстайн продолжает: Вместо одного
интеллектуального существа, которое может судить много разного рода событий равномерно, ум сложен и противоречив. Он содержит переменчивый
набор различных “маленьких умов” – определенных реакций, талантов, гибкого
мышления – и эти разные существа временно задействованы – “вкручены в сознание”
– и затем обычно оставлены, возвращены обратно, после использования….
Некоторые из этих “маленьких
умов”, которые встроенны, являются результатом многих разнообразных центров контроля в мозгу. Эти
центры развились за миллионы лет, чтобы регулировать тело, охранять от опасности, и в общем организовывать и планировать
усилия. Разделенные ментальные компоненты имеют разные предпочтения и часто противоположные назначения и отношения друг с другом и с нашей сегодняшней жизнью, но
они действительно существуют и, более трезво, “они” суть мы. Это была бы
хорошая мысль, я думаю, если бы можно
было увидеть примитивные основания многих
из наших суждений и решений, чтобы мы были в состоянии что-либо с этим
поделать. Наше несчастье состоит в том, что, как индивидуумы, мы действуем
бессознательно и автоматически, так, мы нечасто знаем, “какой маленький ум”
действует в определенное время. Люди могут сознательно перенаправить свои умы, но, как умение читать или знание
математики, эта способность не приходит естественно. Она должна быть развита.
Мы должны знать, кто там есть, чтобы распоряжаться.... Тысячелетия индивидуумы
привлекались идеей “высшего я” или
“мистических опытов”. Мы теперь должны знать, что эти опыты важны для нашего будущего и признать, что они в досягаемости каждого. Мы можем
переделать наши умы, смещением “настоящего ума”. Традиционный термин для
контроля над собой . . . есть воля , немодный термин сегодня. Если есть
воля, она будет заключаться в
выборе других умов, сила, которую мы
можем развить самонаблюдением.” (Примечание издателя)
“дедовская тенденция”, потому что
она управляет всеми другими тенденциями. Психологические “деды” могут быть
двойными или тройными в сложной личности.
Многие люди суть Джекилы-и-Хайды – те, чьи добрые и злые эго в одной жизни одинаково могущественны.
“Тестева”
психологическая тенденция (Друпада) есть четкое бесстрастие, которое “порождает”
или пробуждает свернутую в кольца жизненную силу (Драупади) в основании
позвоночника. Когда ученик поворачивает её движение в копчике от чувств к
мозгу, посредством внутренней изоляции спинного мозга, это пробуждает
позвоночные центры; и когда эта направленная к Духу жизненная сила объединяется
с пятью Пандавами (таттвами) в этих центрах, это дает рождение сыновьям
божественных качеств, которые вызывают стремление к Богу и горькое отвращение к
материальным вещам. Эти качества называются “Драупадейя” (сыновья от
Драупади). Когда ученик в медитации контролирует жизненную силу и поворачивает ее течение, его сознание в
позвоночных центрах становится “мужем” Драупади, и он встречает своего “тестя”
Друпаду, или четкое бесстрастие.
Психологические дяди
суть отравляющие, творящие иллюзию тенденции привязанности к чувствам, к
материальным объектам, и т.п.; и ложная узколобая гордость,
пытающаяся разубедить ученика оставить свое общественное
положение, и конформизм с утверждающим “глупость”
следования пути к Богу. Такие “дяди” обладают почти
отцовским авторитетом, потому что они широко контролируют человеческое
сознание.
Среди
психологических родных и двоюродных братьев присутствуют пять божественных
братьев-Пандавов, рожденных от разума, и их сто двоюродных братьев,
рожденных от слепого чувственного ума. Чувственные тенденции кузенов сначала
кажутся дружескими, как имеющие добрые намерения, но ложно инфор-мированные
братья, пытающиеся убедить ученика в справедливости своего
дела.
Психологические
сыновья суть духовные качества ученика, рожденные от самоконтроля, и
другие дети Драупади
(как было указано выше); а также отпрыски дурных чувственных тенденций. Психологические
внуки суть хорошие и плохие желания, развивающиеся от
практики, чувства и восприятия хорошего и плохого.
Психологические
друзья и товарищи суть хорошие и дурные привычки; хорошие
привычки полезны-дружественны человеку в его добрых делах, также как *
злые привычки – в злых делах. Психологические учителя “Друзья и товарищи”- суть сильные тенденции добра и зла от прошлых хороших добрые и
злые привычки и дурных привычек,
служащие стимулянтами настоящих хороших
и дурных действий и привычек.
До тех
пор пока человек не находится полностью под влиянием независимой мудрости души,
почти все, что он из себя представляет и делает, является результатом привычки,
или “обработки”, “натренированности”. Если кто-то связан плохим эго, является субъектом
желаний и предпочтений с отвращени-ями, натренирован реагировать
материалистически на свои чувства; если его мысли и действия находяться под
принуждением иллюзии, его воля связана кармой – тогда, из-за способа, которым
те влияния контролируют и натренировывают его манеру мышления и поведения, их
все можно назвать “дурными привычками”, армией Кауравов.
Напротив,
“хорошие привычки” суть духовные противоположности, армия Пандавов, друзья и
защитники дела души, необходимые для изгнания злой или материалистической
природы. Стремящийся ученик перетренировывает свое сознание культивацией
духовных качеств, пока те не возобладают, как его естественные привычки,
присущие его природе. Хорошие привычки, послужив таким образом своей
цели, охотно сдают свои права мудрому правлению души.
Медитация
- это внутренний военный барабан, который поднимает
эти хорошие и дурные привычки от долгого сна безразличия и побуждает каждую
сторону подкрепиться, чтобы обрести полную победу над человеческим сознанием.
Когда кто-то пассивно находится под влиянием дурных привычек – его материалистической природы – он не наблюдает
какого-либо заметного сопротивления со стороны своих
прирожденных хороших привычек – своих душевных качеств или
духовной природы. Это только когда ученик активно пытается культивировать
хорошие привычки – концентрацию, спокойствие, мир – и направляет их, как солдат, к царству души, тогда жесточайшее сопротивление
возникает со стороны дурных привычек – непостоянство, беспокойство, шумливость.
Духовный
новичок-интузиаст, в жаре своего фанатизма, не понимает силу сопротивления,
которой обладают дурные привычки. Также и дурные привычки не замечают сначала
молчаливого нашествия хороших привычек. Это только когда ученик твердо и
решительно практикует и повторно борется за установление генералов хороших
привычек в царстве сознания, генералы плохих привычек начинают беспокоится и
делать яростные попытки изгнать “вторгшихся”.
Так
случилось с Арджуной (самоконтролем ученика). После того как он помещается
Кришной (душевным восприятием) между двумя армиями хорошего разума и
плохих чувственных тенденций, Арджуна смотрит на эти построения
ошеломленный, так как члены обеих армий являются его собственными дорогими
родственниками, им самим созданными
хорошими и плохими привычками. Вместо того, чтобы наращивать силу разума за рядами хороших
привычек, самоконтроль обнаружит трудным, и часто
депрессивным, разрушение старых знакомых,
дурных привычек.
Отказ Арджуны сражаться
Стих 27
Видя всех тех
родственников, выстроившихся перед
ним, сын Кунти (Арджуна) преисполнился глубокой
симпатией и заговорил со скорбью:
Когда ученик Арджуна, сын Кунти, увидел свои любимые плохие
привычки, готовые быть уничтоженными накопленной мудростью медитации, его
позитивная мужская природа огненного самоконтроля подпала под влияние
внутренней негативной женской природы чувства. С наивной эмоциональной
симпатией, ученик скорбно занимается интроспекцией.
В
каждом существе присутствует мужская и женская природа. Мужская, или позитивная
сторона проявляется как способности разума, самоконтроля, уточняющего суждения
- качеств, которые выражают и отвечают рациональности. Негативная, или женская
природа состоит из чувства – любви, симпатии, доброты, жалости, радости. В
идеальном существе эти два аспекта совершенно сбалансированны. Но, если
рассудку не хватает чувства, он становится расчетливым, суровым, осуждающим; и
если чувству недостает рассудка, оно становится слепой эмоцией.*
Ученик
Арджуна здесь называется “сын Кунти”, обозначая его умственное
состояние, как подверженного природе; т.е., что он ведет себя не
как душа, но как ординарный человек, рожденный от женщины. Более того, потому
что его мужественная рассудительность и самоконтроль уступили
женственной эмоциональности и неразумной
симпатии к врагу; этот эпитет также означает, что ему следует напомнить, что он
должен бы вести себя более, как истинный сын
________________________________________________________________________
* Неврофизиологи установили эти и другие различия между мужчинами и
женщинами, базирующиеся на четких функциях
левого и правого полушарий мозга. Исследователи
заметили, что, говоря в общем, левая сторона мозга, которая специализируется в
аналитической, логической и вербальной работе – более активна в мужчинах; тогда
как правая сторона – которая активизирует артистические и творческие функции,
работая больше с метафорой, эмоциями и чувствами – более активна в женщинах.
“Устойчиво,
начиная около двух или трех
миллионов лет назад, человеческий орган мысли становился в возрастающей степени
раздвоенным”, - пишет доктор Давид
Дарлинг в Уравнениях Вечности (Хайпирион Пресс: Нью Йорк,1993). “Это, в частности, верно
относилельно мужского пола,
потому что поляризация правого и левого полушарий, кажется, более заметна у
мужчин, чем у женщин... . Много религиозных моделей мира отражают интуитивное знание левой и правой-мозговой активности. В Даоизме, например,
имеется мужской принцип, известный как Ян … на другом полюсе
Инь, женский принцип…”
В Дао Физики, Фриджоф Капра описывает древнее китайское представление о Ян,
как “сильном, мужском, творческом начале”, и Инь, как
“восприимчивом, женском и материнском элементе”….В сфере мысли, Инь
есть сложный женский интуитивный ум, Ян – ясный и рациональный
мужской интеллект. Инь – спокойная, созерцательная неподвижность святого, Ян
сильная, творческая деятельность царя”.
Особенно уместно вспомнить к этой станзе Гиты
работу психиатра Университета Алберты Пьера Флёр-Хенри, который провел
развернутое исследование о разных
характеристиках двух полушарий мозга. Флёр-Хенри верит, что одним из
качеств, принадлежащих левому полушарию, является “способность бороться”.
Чувства, такие как усталость, депрессия и возбуждение, говорит он, более
характерны для правого полушария мозга.”
“Половина
наших ошибок в жизни происходит от чувства, в то время, когда мы должны
мыслить, и от мысли, когда мы должны чувствовать”, - подметил английский
писатель Дж. К. Коллинз. Оба, левое и правое, полушария - и обе, мужская и
женская, природы – имеют характерные сильные стороны, как и слабые; данные от
исследований мозговых полушарий не возвышают одно над другим. “В Западной
культуре левая сторона мозга более активна, и мужской принцип преобладает, что
может объяснить, почему Запад столь развит технически и, в определенном смысле,
столь духовно беден”, - пишет Др. Дарлинг. “Наши мозги развились так,
чтобы видеть мир в двух различных, дополняющих, но также и взаимно исключающих
стилях. Каждый из нас, фигурально говоря, владеет Востоком и Западом, мужским и
женским принципом, в своей голове. Но обычно один или другой доминирует. Мы или
слишком ценим рациональность, и таким образом, с Восточной точки зрения,
выпадаем из гармонии с природой, или мы слишком интроспективны и неспособны
достигнуть материального прогресса. Обе умственные модели, очевидно, присущи человеческому сознанию, и, поэтому,
должны быть приведены в равновесие.»
(Замечание издателя)
благородной Кунти (которая
представляет пылкую способность ученика пробуждать помогающую
духовную энергию в своей садхане).
Поклоняющийся, следущий пути медитации, надеясь на
полное освобождение, понимает, что он
должен уничтожить свои материальные тенденции, потому что
они воюют против достижения *
превосходных
душевных радостей. Но, из-за его долгих Неохота
ученика
родственных
отношений с этими тенденциями, он уд- убивать свои
мир-
ручен предстоящей
перспективой и описывается, как ские тенденции
симпатизирующий
этим дорогим психологическим
родственникам.
Какой смертный не чувствует это нежное сострадание к “я”?!
“Это же я;
это же кто я есть!” Но Гита представляет истинное “Я”, душу, предостерегающей стремящегося ученика против симпатии к той части природы,
которая противопоставляет себя душе.
Причина,
по которой мало людей стремятся к Богу серьезно, как это делают святые, та, что
миллионы верят, что они не могут обойтись без дурных, порождающих страдание,
удовольствий. Они находятся в зависимости, как алкоголик от убивающего его
вина. Но эти же личности, если захотели бы развить хорошие привычки, сказали
бы: «Мы не можем обойтись без радости и мира медитации. Мы сделаемся
несчастными сейчас, если должны будем пребывать в нашем старом окружении”.
Те, кто
привязываются к своей материалистической природе, не могут понять,
почему производящие наслаждения чувства враждебны радости Духа. “Почему,
спрашивают они, чувства были даны человеку, если он не должен наслаждаться
ими?” (Этот вопрос, считается, должен сравнять с землей аскета!)
Метафизическое
основание для самоконтроля есть ничто иное, как
деловое предложение (торговая сделка), выверенная, чтобы принести величайшее
счастье человеку. Также как кто-то должен вложить
определенную сумму денег для получения потом большой
прибыли, так и ученик приносит в жертву потакание
материалистическим наслаждениям, чтобы выиграть
чистую радость Духа, открываемую в медитации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92
|