3.
Самскары от телесного
отождествления и привязанности к чувствам – принудительные склонности от
прошлых привычек иллюзии телесного ограничения, и от злых тенденций чувственной
привязанности, которые создают ненасытные желания, изнашивающие телесные
инструменты, разрушающие мир и одаривающие душу несказанным страданием.
Тройственное
спасение от этих телесных несчастий означает освобождение тела от болезни, от
податливости к раздражениям вселенских противоположностей – жар и холод, и т.д.
– и от опустошения старости; тренировка ума, чтобы держаться мыслей о здоровье
и других совершенных атрибутов души, так принуждая тело чувствовать все-достигающую,
вечно-возрастающую жизненность ментальной молодости; и освобождение тела от
рабства у самскар телесных ограничений и чувственных привязанностей и от
сознания смерти, посредством рассматривания плотской формы, как образа Божественного
сна, тени жувущего внутри бессмертного Я, души.
Когда тело
очищается от этих тройственных беспокойств, о нем говорят, как о “свободном
от соперников”, или врагов. Это желанное состояние достигается только практикой
восьмиступенной йоги (практикуя воздержания и предписания самодисциплины; позу;
овладение жизненной силой, или пранаяму; ментальное погружение вовнутрь;
концентрацию и медитацию; и экстаз).
Посредством
йоги, тело созревает в мудрости и духовной силе, а также в неподверженности
физическим расстройствам, приобретенной медитативным контактом с космической
вибрацией АУМ , источником всех жизненных сил. Это состояние известно,
как “достижение духовного благосостояния на земле”.
Эта
станза изображает глубину материальной привязанности, в которую ученик
погружается, даже до степени готовности оставить усилия, которые бы обеспечили
ему пропитанное мудростью, свободное от болезней тело. Предпочитая подстрекаемые
чувствами действия в поисках здоровья и благополучия, он игнорирует мудрость
приобретения способности контролировать телесные атомы и саму жизнь,
способность, посредством которой человек может понять тело, как тень сна
вечно-совершенной бессмертной души.
В
состоянии умственной ограниченности, ученик склоняется к своей любви к
чувственным удовольствиям, до такой степени, что он желает расстаться даже с
идеей достижения божественного блаженства. Когда к хорощим вещам питают
отвращение, а плохих жаждут, человек с такими мыслями находится в опасном
состоянии; он, очень вероятно, нырнет в материальные потакания, в забвении ко
всем освождающим вдохновениям. Если только это состояние быстро не устранится
более глубокой медитацией, ученик наверняка выпадет из божественной милости и
потеряется в иллюзии.
Стих 9
Санджайя
сказал Дхритараштре:
Так
обратясь к Хришикеше (Кришне), Гудакеша-Парантапа (Арджуна) объявил Говинде
(Кришне): “Я не буду сражаться!”; после чего оставался в молчании.*
Эта станза вскрывает специфическое психологическое
состояние, в котором ученик, достаточно развитый, чтобы видеть Дух, как Господина
Чувств, и достаточно далеко продвинутый, чтобы о нем сказали “Завоеватель
Невежества” и “Истязатель Врагов-Чувств Огнем Самоконтроля” – всеже еще не
достиг непоколебимой решимости подчинить чувства. Он остается ментально
неактивным, не продвигаясь духовно и не отступая назад.
Все эти
опыты открываются интроспекцией (Санджайей) чувственно настроенному, слепому к
мудрости уму (Дхритараштре). Когда ученик становится духовно слепым,
чувственно-склонный ум восхищен, ожидая легкого очередного перехвата ученика у
солдат самоконтроля, но интроспекция всегда открывает преждевременно
радующемуся слепому уму, что падение ученика может быть лишь временным.
Интроспективный разум напоминает слепому уму, что хотя ученик остается
неактивным в настоящем, нерешительный относительно того, будет ли он
медитировать, всеже он уже доказал себя потенциальным “завоевателем невежества”
и привычным “ выжигателем чувств огнем самоконтроля”. На этой стадии ученик
видит славу Духа, как поддержателя тела, чувств и космоса; всеже, из-за
подсознательного влечения к плохим привычкам, он не полностью пробужден для
действия. Ученик понимает, что он есть завоеватель невежества и имеет силу
уничтожить самоконтролем свои чувственные наклонности – всеже он чувствует
жалость к своим однажды дорогим привычкам, которые обратились во врагов, когда
он стал духовно настроен. Неспособный решить, и чувствуя одинаковое притяжение
добродетели и порока, он пребывает без дальнейших медитативных усилий,
внутренне говоря: “ О Бог вселенной! Я не пойду на это жалкое уничтожение!”
_______________________________________________________________________
*Хришикеша: “Господин Чувств” ;
Гудакеша-Парантапа: “Завоеватель Сна и Выжигатель Врагов”.
Стих 10
О Бхарата
(Дхритараштра), к тому, жалующемуся между двумя армиями, Господь над Чувствами
(Кришна ), с неуловимой улыбкой, говорил так:
Продвинутый ученик – обнаруживший
бескомпромисность своего положения между чувственными солдатами эго и разумными
воинами души, оплакивающий необходимость оставления чувственных привычек и,
поэтому, ставший нерешительно пассивным, оттдаваясь скромно на милость
Бесконечного – видит Дух, приходящим рассеить мрак сомнения нежным светом Его
улыбки и Его голосом мудрости, через интуицию.
Те
ученики, которые во время нашествия сомнений всецело предают себя Духу во
внутреннем молчании и послушании, способны воспринимать неописуемый Свет Бога,
играющий на небесной тверди их внутреннего восприятия. Когда ум остается
нейтральным, созерцая две противостоящие армии самоконтроля и чувственного искушения,
он печален и подавлен; но тот ученик, кто предлагает абсолютную сдачу на Волю
Бога, слышит голос Духа, говорящий с ним через удивительно странные шепоты его
интуиции.
Только
ученики, которые вели чистую духовную жизнь (надлежащего питания, правильного
поведения и глубокой медитации), и так достигшие продвижения, осчастливлены
способностью видеть “улыбку” Духа и слышать Его голос мудрости. Даже если такой
ученик временно не продвигается, когда полностью предается Богу, поднимая свое
сознание от чувств и сосредотачивая его на Кутастхе (центре Кришны или
Христа), он будет слышать наставляющие эфирные вибрации Духа – тайные звуки
освобождающих вибраций. В преподнятом состоянии сознания Кришны или Христа
ученик действительно слышит голос Духа, вибрирующий во вразумительных,
наставительных словах в эфирном расширении его ума. Подобно человеческой
совести, шепчущей тихие слова совета, Дух вибрирует словами наставления уму
йога. (Вот почему о Ведах, Писаниях Мудрости, говорят как о шрути
–“услышанных”).
Шепоты
ума отличаются от шепотов совести; и Голос Духа отличен от них обоих.
Ментальный голос есть ничто иное, как вибрации нерешительного чувственного ума.
Голос совести есть вибрации индивидуального разума и его внутренней мудрости.
Но Голос Бога, от которого происходят пророчества, есть Присутствие Совершенной
Интуиции [Универсального Разума, воспринимаемого разумом индивидуальным,
проэкцией первого, без искажения*]
Возвышенная
духовная речь Бхагавана Кришны к Арджуне, наслаждающегося так просветляющей улыбкой
Духа, и настроенного на внутренний Божественный Голос, начинает полность
развертываться – “Песней Духа”, которая в 700 стихах Гиты охватывает сущность увесистых
четырех Вед, 108 Упанишад и шести систем Индуистской философии –
универсальной вестью для утешения и освобождения всего человечества.
_______________________________________________________
*Примечание переводчика.
Вечная, Трансцендентная Природа Души
Стих 11
Благословенный
Господь сказал:
Ты
оплакивал тех, кто недостоин твоих слез! Хотя ты и произнес слова учения.Истинно-
мудрый не печалится ни о живущих, ни об усопших.
“Твое сердце истекает кровавыми слезами о тех, чья
смерть не заслуживает горя! Ты оправдываешь свое огорчение аргументами из
древнего учения. Но истинно мудрый, наделенный небесным знанием, не позволяет
проницательности запачкаться непристойной иллюзией восприятия реальными
беспокойства, называемого жизнью, и мрака могилы, кажущегося бесконечным и называемого
смертью”.
Говорить,
как мудрец и вести себя, как невежда: не есть ли противоречие? Ученик, под
влиянием иллюзии, испытывает состояние, в котором он может произносить слова
мудрости, даже когда сам он действует, как простак! Йоги-новички могут
говорить, как бы умиротворенные мудростью, тогда как в реальности они мотивируются
беспокойством. Между словами такой личности и тем, кто он есть, - непреодолимый
залив. Человеку не подобает быть ханжой ни в чем. Человеческой жизни следует
соответствовать выражениям его мыслей.
Ученик,
желающий скорее отказаться от высоких удовольствий душевного царства, чем
уничтожить возлюбленных чувственных врагов, может искусственно иммитировать
человека мудрости и отречения. Его состояние - это скорее дезертирство или
отступничество! Ментальная слабость никогда не есть мудрость, но знак подсознательной
глубокой привязанности к эго и его иллюзорным наслаждениям. Тот, кто не может
оставаться тверд в праведности, подвергаясь испытанию Всемогущего, теряет право
говорить, как мудрец.
Что же
тогда сказать о многих мирских людях, которые, говоря слова мудрости, погружены
в непристойное несчастье и беспокойства их собственного производства? Из-за
ничтожнейшего пустяка – если им случиться всего-лишь пропустить завтрак, обед
или ужин – их спокойствие нарушается. Мерой мудрости человека является его уравновешенность.
Мелкие камушки, бросаемые в озеро сознания не должны бы ввергать все озеро в беспорядок
волнения.
Моралью
здесь является то, что человек должен оставить ментальное состояние роли
Джекила-и-Хайда, говоря как мудрец и действуя, как невежда. Такой двойственности
необходимо избегать, действуя мудро, в соответствии с мудрой речью.
Просветленный ученик синхронизирует свои действия со словами и следует хорошему
совету, который он часто сам дает другим!
Чтобы оставить невежественную двойную жизнь,
ученик должен не позволять себе возбуждаться беспокойными переменами жизни и не
бояться временного спокойствия так называемой смерти *
(прерывания
физической активности). Вот, что Брось якорь в Неизменном
имеется в виду под
неоплакиванием ни мертвых ни живых. Мудрый не потакает страданию по вещам,
всегда изменчивым и мимолетным. Те, которые всегда жалуются, что жизнь
наполнена гоечью, выказывают узость своего ума. В сознании Бога, все мирские
вещи суть пустяки, потому что они невечны. Обескураживающие перемены в жизни и
смерти кажутся реальными из-за человеческого чувства собственничества – “ мое
тело, моя семья, мои приобретения”. Это Божий мир; смерть напоминает нам, что
нам ничего не принадлежит, кроме того что мы есть, т.е. души. Отождествляться с
телом и его окружением, значит встречаться снова и снова с неожиданным –
пугающими переменами, которые сгибают человека в неохотной капитуляции.
Танец
жизни и смерти должно воспринимать неизменно, недвижно, неуклонно, находясь на
спасительном якоре душевного сознания. Неустановившийся ученик лишь говорит,
как человек, неподвижно стоящий на якоре в Духе. Но те решительные ученики,
которые глубоко практикуют технику йоговской концентрации, становятся как бы приклепанными
к тому высочайшему, неизменному состоянию в Духе. Они побеждают беспокойность,
которая однозначна со смертной жизнью, и испытывают сознательно совершенное
спокойствие, или молчание, аккомпанируещее свободу от отождествления с телом*
Когда такой ученик
достигает этого неизменного состояния совершенства, он является свидетелем всех
перемен жизни и смерти, незатрагиваемый (неподвигаемый) ими. Отождествление с
волнами перемен ведет к несчастью, потому что жить и находить наслаждение в
изменяемом значит быть отделенным от Вечного. Мудрые, поэтому, не колышатся
подъемами и спадами волн счастья и несчастья. Они ныряют глубоко в Духовный
Океан Блаженства, избегая штормов иллюзии, волн перемены, которые бушуют на
поверхности человеческого сознания.
Состояние
постоянного покоя (нейтрализация беспокойных мыслей) достиается продолжающейся
практикой медитации и удержанием внимания, сосредоточенным в точке между
бровями. В этом состоянии покоя человек наблюдает мысли и эмоции, и их работу,
совсем не будучи обеспокоенным ими, отражая в своем сознании только неизменный
образ Духа.
Смотрящие
на поверхность моря видят рождение и смерть волн, но стремящиеся к глубинам
океана, видят одну нераздельную массу воды. Аналогично, признающие “жизнь” и “смерть”
подбрасываются несчастьем, тогда как живущие в просветленном сверхсознании
видят и чувствуют Одно Невыразимое Блаженство.
________________________________________________________________________
*В этом Гитовском стихе, санскритское джатасан,
“мертвый”, (от джата, “отбывший”, и асу, “дыхание жизни” ) означает
буквально “тот, чье дыхание ушло”. Аджатасан, “живущий” значит “тот,
чье дыхание не ушло”. Дыхание есть синоним смертной жизни, и есть первая
причина отождествления с телесным сознанием. Это – стимулятор беспокойства или
движения, ассоциируемого с жизнью. Йоги, которые практикой пранаямы входят
в бездыханное состояние самадхи (к которым подходит высказывание Святого
Павла: «Клянусь вашей радостью, которую имею во Христе, Господе нашем, что я
умираю ежедневно» - I Коринфинянам 15:31) способны подавить всякую
рябь беспокойства и испытывать абсолютный покой Реальности, и от того сознания
понять иллюзорную природу материи и ее движений постоянной перемены.
Контрастирующие переживания страны
снов являются трюками человеческого сознания. Во время состояния
чувственно-сознательного сна человек наблюдает его печальные и восхитительные
изменения одной из частей своего подсознательного ума; другой частью он
наблюдает самого себя, как сновидца, видящего этот сон. Аналогично, мудрый
человек, в его внутреннем Я, воспринимает Один Неразбавленный Дух, как Сновидца
космического сна; в его внешнем сознании он учится воспринимать устрашительность
смерти и все печальные и радостные опыты жизни, как ничто, но лишь пары
противоположностей в Божественной космической стране снов. Достижение единства
с Богом в космическом сознании дарует конечное восприятие, в котором все
разнообразие жизни сновидений переплавляется в одну Вечно-длящуюся Радость.
Забудь
прошлое, потому что оно ушло из твоего дома! Забудь будущее, потому что оно вне
твоей досигаемости! Контролируй настоящее! Живи в высшей степени хорошо сейчас!
Это набело отмоет темное прошлое и принудит будущее быть лучезарным! Вот подход
мудрого.
Стих 12
Это неправда,
что я никогда раньше не воплощался; и также и ты, также и те господа! И никогда
во всем будущем ни один их нас не будет несуществующим!
Я цвел раньше в
саду жизни,
Совсем как теперь!
Ты и все эти
господа – опять здесь! –
Процветя
благоуханно в жизнях давно ушедших.
Все бесплодные
деревья будущих жизней
Мы можем решить
украсить заново
Бутонами наших
перевоплощенных душ!
Некогда, воистину,
мы жили в форме без формы
В Вечности Духа,
И туда мы
направимся снова!
_____________________________________________
В саду у жизни прошлой я уж цвел,
Как и теперь, с друзьями и врагами.
Мы снова здесь собралися цветами -
Собой украсить сонмы новых тел.
И, если захотим, цветочной пылью,
Без нас бесплодные, грядущего сады,
Украсим вновь. Хотя когда-то жили
В Духовной форме лишь, и я, и ты.
Туда однажды мы направимся опять,
Когда наскучит формы оживлять! (Поэтический перевод А.
Кудлая)
В преходящей сфере времени и пространства
происходят постоянные перемены, или прекращения, формы и выражения; но сущность
внутри этих перемен пребывает. Душа человека (истинное Я) вечна, также как и
душа вселенной (Кутастха Чайтанья, Сознание Кришны или Христа) – “ты и
я” выражения Духа. Нетленны также и принципы Природы, Духовные предметы первой
необходимости бытия и проявления – “эти другие господа”. В той или иной форме
все, что существует и существовало, будет всегда. (Эта концепция развивается в II:16).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92
|