В
контексте настоящего стиха, в котором описываются внутренние метафизические
силы армии Кауравов, Бхишма-Эго-сознание подразумевается в смысле
внутреннего видящего эго: сознания, отождествляемого с тонкой
формой инструментов чувственного ума (манаса),
интеллекта (буддхи), и чувства (читты).
На этой стадии ученического прогресса, это астральное или внутренне-видящее эго
подвергается сильному влиянию внешней тяги чувственного ума; т.е., эно является
союзником Кауравов. В победе самадхи , эта “Самость”
(асмита), внутренне-видящее эго, стоновится более
трансцендентным, как различающее эго инструментов астрального и причинного тел,
и, в конечном итоге, как чистое индивидуализированное чувство существования, душа.*
3.
Карна – Привязанность (Рага)
Имя Карна
происходит от санскритского корня кри, “делать, работать”**
Метафорически: “Ведущий себя, в соответствии с его естественной привычной
склонностью в своих поступках (дающих наслаждение)”.
Карна
обозначает пристрастие к материальному действию, по отношению к
которому имется естественная привязанность, из-за наслаждения или удовольствичя,
возникающих от него. Так, Карна соответствует Патанджаливской раге,
третьему клеше (несчастию),
описанному в Йога Сутрах II:7
: “Рага есть та склонность
(привязанность), которая базируется на удовольствии”.
________________________________________________________________________
*См также «Развернутый Комментарий
: Природа Эго”, I:11; сасмита
сампраджнята и асампраджнята
самадхи, I:15-18; и различающее эго и
душа, VII:5-6.
**Ученые, принимая буквальный
подход к определениям, обычно связывают
производное значение имени этого Гитовского воина со словом карна, (“ухо”), от
аналогичного корня крии, вместо кри, “делать, работать”. В аллегорическом изложении,
Карна, говорится, что Карна был рожден украшенный прекрасными серьгами и в
доспехах, делавших его непобедимым. Эти
украшения он, в конце концов, отдал богу Индре, который в обличии брахмана
возжелал их, чтобы предохранить Арджуну, которого Карна поклялся убить. Оставление
их привело к гибели Карны.
Карна является сводным братом пяти
Пандавов. Их общая мать Кунти, до своего брака с Панду, использовала свою
божественно-полученную силу вызывать бога Сурью, солнце, через которого ей был
дан сын, Карна. Так как тогда она была не замужем, она бросила этого ребенка,
который был найден и выращен колесничим и его женой. Карна стал близким другом
Дурьодханы, и так стал его союзником в битве Курукшетры, даже невзирая на то,
что он узнал о своей родственной связи с Пандавами. От злобы он стал заклятым
врагом Пандавов, особенно Арджуны. Значение этого таково, что Кунти, способность
вызывания духовной энергии, зачинает отпрыска от солнца, света духовного глаза,
который есть свет, откуда все тело человека, ученика, развивается. “Свет тела
есть глаз: если поэтому твой глаз будет един, все твое тело наполнится
светом”.* Так как эта способность пробуждения духовной энергии, Кунти, еще не
объединена с божественной разумной способностью, или Панду, отпрыск Карна
(привязанность к наслаждению), подпадает под влияние материальных чувственных
наклонностей и, так, объединяется с ними в оппозиции к праведности Пандавов.** Карна
чувствует, что его долг быть верным дружбе с Дурьодханой, Материальным
Желанием. Рага; или Карна, тогда есть принцип в
обманутом человеке, который побуждает его искать такую работу или
активность, к которой он привязан, по причине удовольствия, получаемого от неё.
И он оправдывает то действие, провозглашая последнее своим
долгом. Так, что бы он ни хотел из-за своей привязанности к
этому, он может рационализировать (оправдывать), как
необходимое и правильное.
4.
Викарна – Отвращение (Двеша)
Как Карна символизирует привязанность, так Ви-карна
подразумевает противоположное. Метафорически: Ведущий себя в
соответствии с его естественной склонностью избегать действий (которые не приносят удовольствия – которые неприемлемы)”.
Викарна соответствует Патанджаливскому четвертому клеше
(несчастью), двеше, или отвращению.
Йога Сутра II:8 утверждает: “Двеша есть
отвращение по отношению к тому, что приносит страдание”. Обычно избегание
страдания является благородной целью; но в этом контексте страдание имеет более
примитивное приложение: то, что неприятно. Человеческое невежество (авидья) извращает его чувство верного и
ложного, хорошего и дурного, и создает в нем двойственные
противоположности, привязанности и отвращения (рага и двеша).
________________________________________________________________________
*От Матвея 6:22.
**Хотя Карна и рожден от света сознания
духовного глаза (“солнца”), он выращен в метафизическом центре в когтях
Варолии, седалище манаса, чувственного ума, символизируемого
Дхритараштрой (см. I:1, стр. )Здесь также человек может обратиться внутрь
в духовный мир. Мой гуру, Шри Юктешвар, замечал значимость имени Карна в игре
слов, обычной в Индуистских писаниях, в которой слово Карна значит также “руль
корабля”. Так, это сознание, представленное Карной, может в своем поворотном
пункте быть направлено вовнутрь через дверь духовного глаза в астральный
позвоночник с его центрами божественного сознания или вовне в чувственные нервы
и материальное сознание. Выбрав союз с силами чувственного ума, Карна,
привязанность к материальному наслаждению, (вместе со своим братом Викарной;
см. Куру номер 4 на стр. ) потворствует
своим материальным склонностям в
тонкой поясничной чакре позвоночника в
оппозиции там его главному врагу Арджуне, божественной силе самоконтроля . (см. I:11, стр. )
Он привязывается к тому, что ему
нравится, и избегает того, что ему не нравится, скорее чем использет разумный свободный
выбор и следет тому, что воистину правильно и является
наилучшим для него.
5. Джайадратха – Привязанность к телу (Абхинивеша)
Метафорически:
«Завоевывающий посредством глубокой привязанности к жизни - глубокой
привязанности к продолжению своего воплощенного состояния существования”.
Джайад (от джайат) означает “завоевывание”, и ратха означает
“колесница”, т.е. тело. Джайадраха символизирует присущую телесной
привязанности стойкость, которая пытается победить устремленность ученика к
Самореализации, заставляя его льнуть к смертному сознанию. Эта устойчивость
является более тонкой степенью привязанности, чем одержимость, которая
охватывает человека по отношению к вещам и личностям. Даже когда последние
сожжены в огне мудрости, сильная привязанность к телу упорствует, подобно
последним умирающим уголькам. Мой гурудева, Свами Шри Юктешвар, часто
иллюстрировал такими словами эту трудноизлечимую нежность, которую человек
чувствует к своему смертному телесному обиталищу: “Как птица, долго заключенная
в клетке, когда ей предложена свобода, боится ее и неохотно покидает свою
тюрьму, так, даже великие люди с постоянной мудростью, тем не менее являются
субъектами слепого увлечения телом во время смерти”. Западные психологи назвали
эту врожденную принуждающую силу “желание самосохранения” и заметили, что это –
сильнейшая естественная озабоченность в человеке. Она не только выражается в
страхе смерти, но и порождает в человеке множество смертных характерных
особенностей и действий, наперекор бессмертной природе истинного Я, души,
например: эгоизм, жадность, одержимость, накопительство земных богатств, как
если бы она была нашим постоянным домом.
Джайадраха,
тогда, символизирует эту тонкую устойчивость телесной привязанности и
соответствует Патанджаливской пятой клеше (напасти), абхинивеше,
в Йога Сутре II:9: “Цепляние за жизнь, как
результат привязанности к телу, даже в мудром, и передающееся (от тонкой памяти
родственных опытов смерти в предыдущих воплощениях) есть абхинивеша.”
6.
Сын Сомадатты, т.е. Бхуришравас – Материальная Активность (Карма)
В имени Бхуришравас присутствует значение
“частый или повторенный” (бхури), и “поток,
течение” (шравас). Метафорически: “Тот поток, который часто, исчезает,
повторяясь”. То, что исчезает часто и повторно, очевидно, возобнавляется, чтобы
поддерживать эту последовательность. Это можно уподобить
воде в потоке, текущем около; всеже поток
остается постоянным из-за воды, которая прибывает
следом. Это подобно человеческим действиям и их результатам.
Бхуришравас, так, символизирует карму, шестое препятствие,
из перечисленных Патанджали в Йога Сутре I:24, приведенной прежде.
Здесь
карма означает материальное действие, которое провоцируется эгоистическим желанием. Это приводит в движение закон причины и следствия.
Действие производит результат, который привязан к деятелю, пока причина
не скомпенсируется соответствующим следствием, приходящим
сразу или же с запозданием, из одной жизни в другую. Хотя и не столь буквально, это звучит как закон Ветхого Завета “око за око”. Настоящие условия жизни и
обстоятельства человека представляют собой произведение настоящего действия,
начатого по свободной воле, и принуждения накопленных следствий
прошлых действий, причины которых были уже давно с тех пор забыты или диссоциированы
от этих результатов. Поэтому человек оплакивает свои настоящие несчастия, как
невезение, судьбу, несправедливость. Терпеливой выноссливостью,
извлечением уроков из них, и конструктивно вырабатывая свои долги, человек уничтожает прошлую
карму. Но, если только настоящие действия не управляются мудростью, и оттого не
несут принудительных отпечатков, новые кармические следствия заменят те,
которые были справедливо компенсированны. До тех пор, пока кармические следствия от прошлых и настоящих
действий не увянут, будучи выработаны или растворены мудростью, невозможно обрести освобождение.
Карма, или активность, бывает четырех видов, согласно
Патанджали, Йога Сутра IV:7. “Действия йога - не
чистые и не темные; у других они четырех родов (чистые, темные или смешанные)”.
Действия злого человека – темные, привязывая его к катастрофическим следствиям.
Действия обыкновенного мирского человека являются смесью добра и зла,
привязывая его также к соответсвующим
результатам. Действия духовного человека – чистые. Они производят добрые
следствия, ведущие к освобождению; но даже хорошие кармические следствия
связывают. Действия йога, устоявшегося в Самореализации, окончательной
мудрости, не имеют отпечатков, ни добрых, ни злых, чтобы
связывать его. Бхуришравас – материальное действие, которое производит
связывающие следствия, потому что оно побуждается эгоистическим желанием –
подлежит поэтому завоеванию стремящимся йогом.
- Дрона (к которому обращаются в этом стихе, как Бхавану, “О,
ты”- привычка
или самскара, внутренняя склонность
(випака)
Метафорически:
“Плоды действий (карма), которые спят (т.е. находятся в
тонком или “расплавленном” состоянии). ”
Аллегорическое
значение Дроны было установлено во втором стихе. Он символизирует
привычку, или, более точно, самскары, отпечатки
сделанные в сознании прошлыми мыслями и действиями, создающими сильные
тенденции к их повторению. Было видно,
что имя Дрона происходит от санскритского корня дру,
подразумевая то, что остается в расплавленном состоянии.
То есть, прошлые действия остаются в тонком состоянии или “расплавленной” форме, как эти отпечатки, или самскары . Мы, поэтому,
находим согласование между Дроной и Патанджаливской випакой.
Имя випака происходит от ви-пак,
от которого возникают значения “плодоносить, развивать последствия”
и “плавить, превращать в жидкое состояние”. Самскары,
или отпечатки прошлых действий в их тонком, или расплавленном, состоянии в
конечном итоге, при подходящих обстоятельствах, плодоносят,
как следствия тех действий. Йога Сутра II:12-13 говорит: “Отпечатки действий имеют свой корень (причину) в клешах (пяти
препятствиях, только-что описанных), и испытываются в видимых
(выраженных в настоящей жизни) или невидимых (находясь частично в спящем
состоянии, ожидая подходящих условий; часто переносимые в следующую или будущую
жизнь). Этими корнями определяется специфика перерождений человека – тип
личности, здоровье и жизненность, радости и печали.”
- Ашваттхаман – Скрытое Желание (Ашайя)
Метафорически:
“То, что остается сложенным или законсервированным, предохраненным”.
Аллегорическое значение Ашваттхамана
находится в ключевых санскритских корнях, из которых имя происходит. Ааш-ва “предохранненный или положенный на хранение”и ттхааман (от корня стхаа) , “оставаться, длиться
в особом состоянии”
и “продолжать быть или существовать (в противоположность
тому, чтобы “погибать”)”. Желание есть то,
что накапливается и остается неизменным, и не погибает со смертью, –
Патанджаливская ашайя (от аа-шаа). Более точно, это есть скрытое желание,
неважно, вызвавшее действие или нет, вскоре сопровождаемое дугим. Такие желания
для удовлетворения эго не прекращаются, даже когда они кажутся
удовлетворенными; в каждом мирском достижении материального обладания, что-то
всегда остается неудовлетворенным. Семена-желания рождаются от этих, спровоцированных эго, активных желаний. Каждое
неудовлетворенное активное желание, если не прожаренно мудростью, насаждает
новое семя-желание в уме. Эти семена-желания более принудительны, чем
импульсивные свежие желания, глубоко укореняясь в подсознании, готовые
выпрыгнуть внезапно с требованиями, которые чаще всего неразумны
(неоправданы), тщетны и рождают страдания.
Когда желания порождают желания, единственное средство разрушить этот замкнутый
круг есть разрушить их причины.
В конце
войны Махабхарата, после поражения Кауравов Пандавами, мы находим, что Ашваттхаман остался в живых, но
бессильным, и должен скитаться в мире, одинокий и нелюбимый.
Когда йог достигает освобождения, устанавливаясь бесповоротно в
божественном сознании души, его “желания”
становятся подобны нежеланным желаниям Духа, не имеющим
захватнической силы, или способности связать душу.
Разрушение
причин рабства – материальных желаний, эго, привычки, и т.д. – таким
образом является целью йога-ученика, когда он борется против злых сил Кауравов,
вместе с армией сил разума и души, Пандавов.
Стих 9
И многие
другие воины, все хорошо-тренированные для битвы и вооруженные разнообразно,
находятся здесь, готовые для меня положить свои жизни.
“Различные
воины соблазна и отваги, искусные в психологической и духовной войне
против добра, и вооруженные разнообразными чувственными приманками и силками,
проживают в царстве тела, все готовые увеличить всю их жизненность, сражаясь за
меня (Царя Материальное Желание)”.
Массивная армия Кауравов
собралась из ста отпрысков Дхритараштры (десяти материалистических наклонностей
каждого из десяти чувств – пяти интсрументов знания и пяти действия – слепого
чувственного ума); лояльных сил, построенных ими (беспредельных
чувственных соблазнов); и искусными союзниками Кауравов, с их способностями
препятствовать и разрушать (основные из которых только что были перечислены
Дурьодханой в стихе 8).
Здесь, тогда, представлено
специализированное групирование сил Кауравов. Как бы читатель не чувствовал себя озадаченным, из-за
еще одного “списка”, он должен всеже
позволить своему мышлению слиться с мышлением риш,
древних и современных, которые понимали, что йога есть наука, требующая
точности в определениях. Как ученый, который соотносит взаимодействующие и
родственные силы и принципы в попытке определить их, риши отграничивали те принципы, которые взаимодействуют, чтобы произвести
специфический эффект. Так как каждый является частью
целого, имеются неизбежные наложения и оттенки различия в значении, в соответствии
с рассматриваемой особой концепцией.
Когда эго, или сознание “Я”,
приняло сторону ------------------*--------------------
Материалистических сил
творения, говорится, что Шесть пороков эго,
оно имеет
шесть пороков (недостатков) (доша): кама отождествившего
себя
(похоть); 2. кродха
(гнев); 3. лобха (жадность); 4. моха с материальностью
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92
|