Так,
человек должен практиковать йоговские методы, чтобы реализовать свое единство с
Господом; в то же время он должен исполнять свои мирские обязанности, как
“жертвоприношение” перед алтарем Великого Труженика – Бога.
Стих 2
Благословенный Господь ответил:
Спасение обретается двумя способами: отречением и
исполнением действий. Но из этих двух Йога трудов лучше, чем отречение от
трудов.
Господь ответил здесь недвусмысленно: “ Лучше исполнять свои духовные и материальные обязанности;
поклоняющийся, оставляющий все действия и ищущий уединенную пещеру исключительно
для медитации на Боге, избрал менее совершенный ( потому что односторонний )
путь”.
Спасение
имеет двойственное основание: Человек, как истинный образ Бога, должен оставить
все свои смертные желания, спровоцированные космической иллюзией; в то же время
человек должен контактировать с Высшим Существом, своим Космическим Двойником.
Поклоняющийся интуитивно получает ответ от Господа во время экстатического
единения: “Путь исполнения должных действий без желания их плодов, плюс
медитации на Мне йоговскими методами, превосходит жизнь медитации без другой деятельности”.
Путь
исполнения действий долга без желания их плодов, вместе с медитацией на Боге,
есть лучший способ, потому что он дает поклоннику шанс выработать свою карму
посвящая свои материальные желания служению Богу. Этим способом, ум
поклоняющегося занят чистой деятельностью, не как праздный ум мирского бездельника.
Монах
в келье, с другой стороны, может легко оставить контакт с мирскими объектами и
всеже не быть в состоянии оставить свои материальные желания из прошлых
воплощений. Очень трудно изгнать демонов желаний, страстей, жадности и сексуальных
склонностей, всегда присутствующих в недисциплинированном уме. *
Монах
может оставить мир, не будучи способ- Превосходный способ
ным
сбежать от внутренних психологических действия для Господа
врагов,
которые, изводя, следуют за ним к его и медитации на Нем
________________________________________________________________
*
См. III:22.
пещере.
В таком случае, лучшим способом является жить в миру, но не принадлежать миру.
Тогда ум того поклоняющегося не наполняется досадными желаниями мирского, что
может случиться с монахом в его уединении. Любой найдет одиночество
мучительным, если его ум живет тем, от чего он отказался, а не во все-поглощающем
Божественном Присутствии.
От
йогов, совершенно погруженных в Бога, не требуется исполнения мирских
обязанностей, потому что они искоренили все эгоистические желания этой жизни и
прошлых воплощений. В превосходном способе действия для Господа и также
медитирования на Нем, йог не рискует потерять Его; тогда как беспокойный монах
в своей келье, не применяя научных процедур для подавления страстей, може
оставаться неопределенно без божественного общения.
Всеже,
для искателя Бога лучше не смешиваться с мирским окружением, но жить в ашраме
под руководством настоящего гуру, работая только для Бога, посредством
деятельности служения, практикуя отречение от плодов действий, и культивируя
экстаз с Богом, медитируя непрестанно на Господе. Такая жизнь бесконечно
превосходит полное внешнее отречение с хорошими намерениями, но неэффективное, с
последующим увиливанием ото всех человеческих обязанностей. Даже внешнее
надевание хитона свами или иммитация монашеского поведения не подобает человеку
(чтобы мирские люди не потеряли уважения к религиозным орденам) до тех пор,
пока он не становится монахом в сердце , оставив все мирские желания,
слившись с Богом. Нет смысла в монашестве без внутренней радости Бога.
Стремящиеся
мирские люди получают пользу время от времени уединяясь, или, еще лучше, посещая
монастырь где они могут видеть и впитывать истинные и надлежащие способы
божественного жития.
Ценность
эпизодического уединения не следует преуменьшать, так как оно дает человеку
возможность без отвлечений думать только о Боге. Затем освеженный поклоняющийся
может вернуться в мир или в монастырь, чтобы приступить к своим обычным
обязанностям. Но, если человек считает ночь своим “лесным уединением и кельей
молчания”, ему не будет необходимо совершать дорогостоящие и трудные
путешествия, чтобы найти уединение. Более всего, искатель должен учиться так любить
Бога, что где бы он ни был, как только он закроет глаза, он был бы окружен
кельей молчания, Космическим Божеством, пульсирующим в его сердце, вечно новой Радостью.
Блаженный Свет сияет за тьмою; в глубоком молчании, с закрытыми глазами, любой
поклоняющийся может видеть Его. “Будь смирен и знай, что Я есмь Бог”.*
__________________________________________________________________
*
Псалмы 46:10. «Не надо идти на
небеса, чтобы видеть Бога; не надо говорить громко, как если бы Бог был далеко;
не надо плакать по крыльям голубиным, чтобы лететь к Нему. Только будь в
молчании, и ты набредешь на Бога внутри самого себя”. – Святая Тереза
Авильская.
Стих 3
О Мощновооруженный (Арджуна), того знай постоянным саньясином
(отреченным), легко освобождаемым из всяких пут, кто не любит и не ненавидит,
несвязанный двойственностью( Природными парами противоположностей).
Истинный отреченный, какого бы ни
было его место и обязанности в жизни, есть поклоняющийся, сосредоточенный на
Боге. С божественным бесстрастием он переживает мир, как пьесу поставленную по
идеям курсирующим через его ум, сделанным приятными или болезненными их
воюющими контрастами.
Размышлять
о причинах боли или бояться ее (всего, что возбуждает неприятность или
ненравится) значит быть скованным телом. Жить умственно на причинах
удовольствия (того, что привлекает или нравится) также означает телесное
отождествление. Поклонник, желающий вернуться в потерянный рай необусловленного
счастья, учится безразличию к боли и наслаждению тела, принимая нейтрально все
внешние ощущения.
Это
учение Гиты не есть философия негативности или неряшливости. У человека есть
правая ответственность перед телом. Поклоняющийся должен практиковать титкшу
– невозмутимость. Эта дисциплина позволяет, без внутреннего нетерпения,
устранять боль или ее причины. Физический храм должно защищать до поры, когда
достигнуто окончательное освобождение; тело следует разумно охранять, пока Бог
желает работать через него.
Самодисциплинированный
никогда не позволяет себе привязываться к физическому телу или ментально
отождествляться с ним, но разумно поддерживает его, в качестве божественной
обязанности. Йог старается хорошо заботится о теле, потому что легче
сосредотачиваться на Боге, без отвлекающей боли. Тем не менее, его усилия
чувствовать Божественное Присутствие не прекращаются, даже когда боли
завоевывают тело, и когда он пытается устранить их. Когда йог может сохранять
внутреннее спокойствие и счастье во время переживания физического удовольствия
или боли, он становится единым со своим вечно блаженным Я.
Невнимательность
к телу, поэтому, не необходимо выявляет человека отречения (как думают
некоторые). Йог есть человек Богореализации; он обрел счастье своей души. Он
также – человек отречения, недоступный влиянию вечно-меняющихся обстоятельств
мира. Такие божественные существа, остающиеся вне досягаемости даже активных чувств,
суть истинные саньясины (отреченные).
Стихи 4 – 5
(4) Не мудрецы, но дети говорят о различиях пути мудрости
(Санкхья) и пути духовной активности (Йога). По-настоящему устойчивый на
любом из них, получает плоды обоих.
(5) Состояние, обретенное мудрыми (джнана йогами, которые успешно
следуют пути мудрости и различения – санкхье), также достигается практикующими
(карма йогами, достигшими успеха научными методами йоги). Прав тот, кто видит
мудрость и правильное действие, как одно.
Здесь сравнивается успешная практика
научных методов освобождения – обязанностей и медитации – карма йогами
и не исполнение этих действий джнана йогами, добивающимися вместо этого успеха
чисто ментальным подходом (мудростью) к реализации.*
Даже
ученые люди подобны необученным детям, если они видят различия между путями
мудрости и праведности. Мудрые вовлекаются в деятельность; праведник – мудр.
Изучающие писания только интеллектуально, различают между путями мудрости и
действия. Истинные йоги не видят границы между мудростью и праведностью.
Правильно следующий одним путем, получает блага обоих.
Экстатическое
соединение с внутренней мудростью или исполнение божественной или медитативной
деятельности ведут к тому же плану – восприятию космического сознания и космического
блаженства. Йог, погруженный в мудрость и йог, исполняющий действоия, видят два
способа спасения, как один; только они и знают правду.
Ведантическй
способ приобретения мудрости состоит в слушаньи мудрости писаний, объясняемых, познавшим
себя, гуру, и медитацией на ней, воспринимая ее сущность, становясь одним с
ней. Сильно отличающийся теоретический метод изучения писаний не производит
реальной мудрости – лишь воображаемые идеи о ней.
Бог
есть Мудрость и Блаженство. Когда мудрость выигрывается Ведантическим методом
медитации, это производит Богореализацию. Аналогично, когда блаженство
выигрывается через научные методы и медитативные техники Йоги, это производит
Богореализацию.
Так,
мудрец сначала приобретает аспект Мудрости Бога, тогда как йог сначала
приобретает Его аспект Блаженства. Мудрый человек реализует Бога, как Море
Восприятий; йог чувствует Бога, как Океан Вечного Блаженства. Медленным, петляющим,
трудным путем мудрец достигает
_________________________________________________________________
*
См. таже III:3 определяющую
путь мудрости (различительную самкхью, или Джнана Йогу) и путь
духовного и медитативного действия (Карма Йогу), и как они соединяются. той же божественной цели, которую йог достигает “самолетным маршрутом”
научной Самореализации.
Путь мудрости (Джнана
Йога) длинный, сухой и трудный. Путь Йоги короткий, легкий и посыпан
восприятиями вечно нового блаженства. Мудрость не так привлекательна, как
божественное Блаженство!
Гитовский путь освобождения:
медитация на Боге + деятельность без желания
Стихи 6 – 7
(6) Но отречения, О Мощновооруженный (Арджуна), трудно достигнуть без
соединяющей с Богом активности (йоги). Практикой йоги, муни (“тот, чей ум
пропитан Богом”) быстро достигает Бесконечного.
(7) Порок (кармическая вовлеченность) не затрагивает очищенного
человека действия, занятого божественным общением (йогой), который завоевал эго-сознание
(приобретением восприятия души), кто победил свои чувства, и кто чувствует свое
я, как Я, живущее во всех существах.
Истинное состояние отречения
(трансцендентальная свобода от чувственных влечений и отвращений)
труднодостижимо без аккомпанемента медитативной деятельности. Гита снова
подчеркивает, что отреченность более естественна и просто достигается через
внутреннюю дисциплину йоги.
Когда
йог, после экстатического единения с Богом, опускается до восприятия своего
тела и вовлекается в деятельность для Него, он находит свою душу, очищенной от
всех следов прошлой хорошей и плохой кармы, которая теперь полностью уничтожается
огнем мудрости. Победитель своих чувств, он поднимается над телесным сознанием
и сохраняет восприятие души. Несмотря на то, что он удовлетворяет минимальные
нужды своего тела, и исполняет все другие необходимые обязанности, он не
запутывается никакими кармическими результатами. Он действует не как смертный,
но как Я, пронизывающее все существа.
Стихи 8 – 9
Знающий истину, соединенный с Богом, автоматически видит: “Я, сам
ничего не делаю”, - не взирая на то, что он видит, слышит, касается, обоняет,
ест, двигается спит, дышит, говорит, отбрасывает, удерживает, открывает или
закрывает глаза – понимая, что это всего лишь чувства (активизированные
Природой), работающие среди чувственных объектов.
Йог, могущий поддерживать
экстатический союз с Богом в своем бодрствующем состоянии, понимает что, когда
он работает своими пятью инструментами знания (зрением, слухом, осязанием,
обонянием и вкусом), это Бог (в аспекте Матери Природы) – использователь тех
пяти инструментов. Работая пятью инструментами действия (анусом, половыми
органами, руками, ногами и органами речи), йог, аналогично, чувствует
Космическое Божество оператором тех органов.
Воспринимая
свои пять жизненных сил (имеющих отношение ко вдоху и выдоху, к очищению от
ядов, к телесному метаболизму, к циркуляции, и ассимиляции); сосредотачиваясь
на чувствах, или оттягивая свое внимание от них (работой ума); или используя
инструмент различительного интеллекта (занятого во сне и в восприятии внутренней
и внешней мудрости), йог понимает, что он не делает ничего, что вся телесная
активность исполняется не какой-то личной физической способностью, но 19-ю
элементами астрального тела, которое в свою очередь управляется идеальной
оболочкой, которая сама есть всего-лишь мысль Бога.
Телесно-отождествленный
человек воображает свое эго исполнителем всех действий. Во время всех действий,
выполняемых чувствами, умом и разумной жизненной силой эгоист думает: “Я
делаю”. Он погружен в чувства “Я есть” – “Я вижу, я хожу, я живу, я размышляю,
и т.д.
Но,
когда человек достигает экстатического союза с Богом, он теряет весь эгоизм и
находит истинное Я, совершенный образ Бога, который, вместо его эго, является
истинным Исполнителем всех действий. Новичок-йог ошибочно воспринимает тело и
ум, как независимые силы, но как только он становится более и более способным
сохранять сознание Бога, он понимает ясно, что это астральное тело 19-ти
элементов, направляемое истинным Я, является единственным Деятелем.
Так,
йог, единый с Духом, может спать или не спать, есть или не есть, видеть или не
видеть, работать или не работать, ходить или не ходить. Исполняет ли он
какие-либо мирские действия или нет, он понимает свое тело, активизированным
единственно Космическим Сознанием. Такой йог свободен ото всех страхов и
надежд, всех подъемов и спадов настроения. Его чувства незапятнаны
эмоциональными нравится-ненравится. Через прозрачность своего сердца (читты),
такой йог воспринимает Дух, а не эго, Активизатором. “Где пребываю “я”, там нет
Тебя; когда приходишь Ты, я не существую!”*
Где
я проживает, там нету Тебя
Лишь
Ты появился, так нет уж меня!
Так
тень или свет не выносят друг-друга,
Подобно
повздорившим сильно супругам.
(Поэтический перевод А.К.)
__________________________________________________________________
*
Равидас, Индийский мистический
поэт XV века.
Недисциплинированный
человек и контролирующий себя мудрец – оба осуществляют телесные действия. Чувственник
скован желаниями; и, если он умирает, не завоевав их, он рождается снова, чтобы
удовлетворить свои неисполненные желания. Но йог, выполняющий свои обязанности,
как велено Богом, без личных мотивов, остается свободным от всякой кармы,
результирующей от какой-либо телесной активности. Ему не требуется рождаться
снова из-за личных желаний, связанных с его телом и умом.
Бхагавад
Гита открывает здесь один из наиболее эффективных способов, которыми человек
может освободиться от оков хорошей и плохой кармы. Когда новичок на духовном
пути ест, например, *
он
должен наслаждаться едой только как приятным Думай о Боге, а не об
долгом
для сохранения храма Бога. Когда спит, эго, как Исполнителе
он
должен думать, что тело успокаивается, чтобы всех действий
он
мог подсознательно насладиться присутствием
Бога.
Медитируя, он должен чувствовать Бога, проявляющегося через него, как Радость.
Наблюдая работу жизненной энергии внутри своего тела, он должен считать, что это
Космичекое Динамо зажигает лампу его плоти. Когда думает, он должен
чувствовать, что Космическая Мудрость работает через его размышление. Думая ли,
желая, или чувствуя, он должен считать, что это Бог пользуется его
способностями. Когда он работает с пятью инструментами чувственного познания и
пятью инструментами телесного исполнения, ему следует считать, что это Бог
работает через те десять инструментов познания и действия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92
|