- преступления, предварительное следствие
по уголовным делам о которых ранее было приостановлено на основании п.п. 1, 2,
3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, исключаются из числа нераскрытых только после принятия
решения о направлении уголовного дела в суд либо его прекращении.
- В число нераскрытых включаются
преступления, производство по уголовным делам о которых впервые приостановлено
в текущем отчетном периоде по указанным выше основаниям, независимо от даты
возбуждения уголовного дела и даты учета преступления.
· Нереабилитирующие
основания:
- прекращение уголовного дела или отказ в
возбуждении уголовного дела в связи:
- с истечением сроков давности уголовного
преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);
- со смертью подозреваемого или
обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу
необходимо для реабилитации умершего (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);
- прекращение уголовного дела в связи с
примирением сторон (ст. 25 УПК РФ), за исключением преступлений по уголовным
делам частного обвинения;
прекращение уголовного
преследования:
- вследствие акта об амнистии (п. 3 ч. 1
ст. 27 УПК РФ);
- в связи с деятельным раскаянием (ст. 28
УПК РФ);
- в связи с применением к
несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия
(ч. 1 ст. 427 УПК РФ).
· Реабилитирующие основания:
- оправдательный приговор суда в случаях,
когда не установлено событие преступления, подсудимый не причастен к совершению
преступления, в его деянии отсутствует состав преступления либо в отношении его
коллегией присяжных заседателей вынесен оправдательный вердикт (пп. 1-4 ч. 2
ст. 302 УПК РФ);
- прекращение уголовного дела или отказ в
возбуждении уголовного дела по следующим основаниям: отсутствие события
преступления; отсутствие в деянии состава преступления; отсутствие заявления
потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его
заявлению (пп. 1,2, 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);
- прекращение уголовного дела или отказ в
возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием заключения суда о наличии
признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пп. 1, 3-5, 9 и
10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета
Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания, Конституционного Суда
Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного
дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пп. 1 и
3-5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);
- прекращение уголовного дела частного
обвинения в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым (ч. 2 ст. 20 УПК РФ);
- прекращение уголовного дела в случае,
когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость этого
деяния были устранены новым уголовным законом (ч. 2 ст. 24 УК РФ);
- прекращение уголовного преследования
вследствие непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению
преступления, наличия в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в
законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или
постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению, наличия
в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа
дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению
либо об отказе в возбуждении уголовного дела (пп. 1,4, 5 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);
- прекращение уголовного преследования в
отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния предусмотренного
уголовным законом возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а
также в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с
которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в
психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной
мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий
(бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного
уголовным законом (ч. 3 ст. 27 УПК РФ);
- прекращение уголовного дела в случае
применения п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК РФ, когда характер совершенного деяния и психическое
расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо
возможностью причинения им иного существенного вреда;
- направление уголовного дела в суд на
основании п. 2 ч. 1 ст. 439 УПК РФ для применения принудительной меры
медицинского характера;
- постановление суда об освобождении
психического больного от уголовной ответственности и о применении к нему
принудительной меры медицинского характера (ч. 1 ст. 443 УПК РФ);
- постановление суда о прекращении
уголовного дела в отношении психического больного с отказом в применении к нему
принудительной меры медицинского характера (ч. 2 ст. 443 УПК РФ).
Структура Положения «О едином
порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений»:
1. Общие положения.
2.
Субъекты регистрации и учета.
3.
Учет преступлений.
4.
Учет лиц, совершивших преступления.
5.
Регистрация и учет уголовных дел и принятых по ним процессуальных
решений.
6.
Учет результатов возмещения материального ущерба и изъятия
предметов преступной деятельности.
7.
Учет сведений о потерпевших.
8.
Учет судебных решений по уголовным делам.
9.
Контроль и надзор.
Инструкция «О
порядке заполнения и представления учетных документов»[23] обращает
внимание, что учетные документы служат для сбора и систематизации сведений об
объектах учета, подлежащих отражению в статистической отчетности. Учетными документами
являются статистические карточки, журналы учета, талон-уведомление о передаче
уголовного дела по подследственности, представленные в электронном виде
документы и иные материальные носители, отражающие количественное значение
сведений об объектах учета.
Для обеспечения
формирования государственных и ведомственных статистических показателей
(статистического учета) используются следующие статистические карточки (или
документы первичного учета): 1) на выявленное преступление (форма № 1); 2) о результатах
расследования преступления (форма № 1.1); 3) на лицо, совершившее преступление
(форма № 2); 4) о движении уголовного дела (форма № 3); 5) о результатах
возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности
(форма № 4); 6) о потерпевшем (форма № 5); 7) о результатах рассмотрения дела
судом первой инстанции (форма № 6); 8) приложение к статистической карточке
формы № 6 на преступление по делу частного обвинения.
Реквизиты
статистических карточек (за исключением статистической карточки формы № 6) с
письменного согласия надзирающего прокурора могут быть расширены ИЦ дополнительными
показателями для отражения специфики субъектов учета. Приложение к
статистической карточке формы № 6 представляет собой выборку показателей из
статистических карточек форм №№ 1, 1.1, 2, 5, необходимых для заполнения судьей
в случае вынесения обвинительного приговора, вступившего в законную силу, по
уголовным делам частного обвинения, принятым судьей по заявлениям потерпевших
или их законных представителей.
Структура Инструкции «О
порядке заполнения и представления учетных документов»:
1). Общие положения.
2). Общие правила заполнения
и представления статистических карточек.
3). Порядок заполнения и
представления статистической карточки формы №1.
4). Порядок заполнения и
представления статистической карточки формы №1.1.
5). Порядок заполнения и
представления статистической карточки формы №2.
6). Порядок заполнения и
представления статистической карточки формы №3.
7). Порядок заполнения и
представления статистической карточки формы №4.
8). Порядок заполнения и
представления статистической карточки формы №5.
9). Порядок заполнения и
представления статистической карточки формы №6.
10). Порядок заполнения
талона-уведомления о передаче уголовного дела по подследственности.
11). Порядок ведения единого
журнала.
12). Порядок ведения
контрольного журнала.
2. Сущность латентной
преступности и источники её формирования.
Кроме тех преступлений,
которые попали под регистрацию, существуют и другие преступления, оказавшиеся
за её пределами по тем или иным причинам. Такие преступления принято называть
латентными.
Регистрируемая
преступность лишь примерно и неполно отражает преступность реальную, в связи с
чем возникает вопрос: как определить реальное состояние преступности или её
конкретных составляющих на данной территории за данное время? Ответ на поставленный
вопрос был бы прост, если мы имели дело только с зарегистрированным числом
преступлений. Между тем, вполне очевидно, что число зарегистрированных
преступлений существенно отличается от числа преступлений реально совершенных.
Информация о некоторой части, совершенных преступлений не попадает в
официальную статистическую отчетность по ряду причин: 1) потерпевшие в силу
различных причин не хотят или не могут заявить о преступлении; 2) лица,
совершившие преступления, по понятным причинам, довольно редко пишут явки с
повинной; 3) лица, которым известно о совершении преступления в силу различных
причин не информируют официальные органы; 4) лица, ответственные за регистрацию
преступлений, сами укрывают некоторые преступления от учета, например,
неочевидные и трудно раскрываемые, чтобы не ухудшать показатели работы отдельных
служб органов внутренних дел.
В.В.Лунеев
справедливо разделяет латентную преступность по механизму образования на три
вида: незаявленные преступления, неучтенные преступления и не установленные
преступления, отмечая при этом, что масштабы латентной преступности в точности,
как правило, не известны: они определяются путем применения различных
социологических, статистических и аналитических методик (сравнительный анализ
взаимосвязанных показателей уголовной статистики; сопоставление сведений
уголовного учета с данными административных и дисциплинарных нарушений, с данными
медицинских учреждений об оказании помощи по поводу телесных повреждений, со
статистикой жалоб, заявлений, писем граждан в правоохранительные и другие
государственные органы; опросы граждан, осужденных и заключенных; экспертные
оценки специалистов[24].
Таким образом, представление о реальном числе, совершенных на данной территории
преступлений, может быть получено только с помощью статистическо-вероятностных
методов.
В настоящей работе предлагается относительно надежный
статистическо-вероятностный метод определения коэффициента латентности и
реального числа преступлений на данной территории за тот или иной период
времени.
Пусть преступность – совокупность деяний, запрещенных уголовным
законом: Сr = , где Сr – преступность (от англ. - crime),
сi – каждое конкретное преступление. По своей структуре
она весьма неоднородна:
Сr = ,
где уi – умышленное убийство, gj – грабежи и т.д. Для разных структурных элементов преступности
характерны разные коэффициенты латентности (куда мы будем включать и укрытие
преступлений от учета) в одно и то же время (1), и для одних и тех же
структурных элементов преступности в разное время характерны разные
коэффициенты латентности (2):
КL(t0)= 1-Pс(t0)
=1-,
где КL – общий (агрегированный) коэффициент
латентности для всех преступлений в фиксированный момент времени (по аналогии
вводятся коэффициенты латентности для конкретных структурных составляющих), Pс(t0) – вероятность преступления быть зарегистрированным в фиксированный
период времени, (Pс ≤ 1); m – число зарегистрированных преступлений, (m≥0);
N – общее число, совершенных на данной территории преступлений за время t. При
неограниченном возрастании числа N в соответствии с центральной предельной
теоремой частость Wс=m/N (случайная величина) стремится к вероятности
(неизвестному истинному и фиксированному параметру в данной генеральной
совокупности).
Ясно, что «плавающий» по времени коэффициент
латентности умышленных убийств, должен быть существенно ниже «плавающего» по
времени коэффициента латентности краж. То есть вероятность кражи быть
зарегистрированной в среднем значительно меньше вероятности регистрации
умышленного убийства(Рк<<Pyy), а коэффициент латентности краж существенно
выше коэффициента латентности умышленных убийств (Кк>>Куу).
Предположим, что на энской территории в течение года совершается 47 тысяч
умышленных убийств и 3,5 млн. краж, из которых в официальную статистику
попадает 30 тысяч умышленных убийств и 500 тысяч краж. Тогда Руу
=30000/47000=0,638 или 63,8%, а Куу=1-0,638=0,362 или 36,2%. Для
краж: Рк=500000/3500000=0,14 или 14%, а Кк=1-0,14=0,86
или 86% (86>36,2→Кк>Куу в 2,37 раза). Шансы
регистрации краж: Sк = Pк/1-Pк=0,14/1-0,14=0,16; Syy = 0,638/0,362=1,762. Следовательно, шансы умышленного убийства быть
зарегистрированным на данной территории за данное время в 11 раз выше, чем
шансы регистрации кражи. Именно поэтому изучение детерминант преступности
необходимо проводить, прежде всего, по её структурным составляющим, в том числе
с учетом фактора времени (в динамике), поскольку действие конкретных
детерминант на преступность, и её структурные составляющие не является константным
по времени: Cr=f(x, t) ≠const, УУ=f(x, t) ≠const (УУ – умышленные убийства) и т.п., а также
коэффициенты латентности каждого вида преступности и преступности в целом
являются «плавающими» по времени КL(t)≠const и отличаются друг от друга. Например,
очевидно, что в России коэффициент латентности умышленных убийств в 1980 году
был существенно ниже аналогичного показателя 1994 года, так как в 1980 году
было значительно меньше без вести пропавших, неопознанных трупов, нагрузка на
соответствующие службы была меньше, а требования по регистрации умышленных
убийств жестче и умышленное убийство, как правило, попадало в нужную графу статистической
отчетности (за исключением, пожалуй, ч.2 ст.108 УК РСФСР).
Таким образом, номинальная преступность – это зарегистрированная
преступность (m), а реальная (N) находится по следующей схеме: 1). В ходе
выборочного исследования определяем по эмпирическим данным частость регистрации
преступлений (или преступлений данного вида) в фиксированный период времени на
данной территории Wс(t0)=m/N,
которой заменяем истинную вероятность регистрации преступлений Pс(t0) в генеральной совокупности. Для приближения Wс(t0) к Pс(t0) можно провести ряд выборочных исследований,
и, получив несколько значений Wс(t0),
взять .
2). Находим реальное число совершенных преступлений по формуле:
СrR= или СrR=m/ Wс(t0),
где СrR=N.
Как видно, зависимость между реальным числом,
совершенных преступлений и вероятностью регистрации является обратной: чем
меньше вероятность регистрации, тем больше реальное число преступлений; а
зависимость между реальным числом совершенных и зарегистрированных преступлений
является прямой.
Рассмотрим теперь более внимательно
вероятность регистрации конкретного вида преступлений. Очевидно, что мы имеем
дело со сложной вероятностью:
1) А – вероятность регистрации
преступления компетентными органами;
2) В – вероятность заявления о
совершенном или подготавливаемом преступлении со стороны заинтересованных лиц
(потерпевшие, их близкие и т.п.);
3) С – вероятность явки с
повинной;
4) АВ – произведение
вероятностей регистрации преступления в компетентных органах и поступления
заявления со стороны заинтересованных лиц;
5) ВС – произведение
вероятностей явки с повинной и заявления о преступлении со стороны
заинтересованных лиц;
6) АС – произведение
вероятностей регистрации преступления в компетентных органах и поступления явки
с повинной;
7) АВС – произведение
вероятностей регистрации преступления в компетентных органах, поступления
заявления со стороны заинтересованных лиц и поступления явки с повинной.
При этом, очевидно, что
официальная регистрация произойдет тогда и только тогда, когда совместно
произойдут по меньшей мере два события: 1) информация о преступлении поступит в
регистрирующий орган; 2) в регистрационном органе фактически произведут регистрацию.
Разберем учебный пример. Пусть Р(В)=0,9; Р(С)=0,1 (Р(В)+Р(С)=1); РВ(А)=0,92
– вероятность регистрации поступившего в ОВД заявления; РС(А)=0,999
– вероятность регистрации поступившей явки с повинной. Нас интересует: 1)
какова вероятность того, что преступление будет зарегистрировано? 2) Какова
вероятность того, что преступление не будет зарегистрировано?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
|