Физический износ гусеничных тракторов устанавливается
равным 12% в год, колесных тракторов — 10% в год независимо от пробега.
Физический износ прицепов для легковых автомобилей и жилых автомобилей (типа
автомобиль-дача) принимается равным 8% в год независимо от пробега.
При наличии информации только о продолжительности
эксплуатации или только о пробеге с начала эксплуатации автотранспортного
средства, являющегося собственностью юридического лица, его физический износ
может быть рассчитан в соответствии с нормами амортизации. Расчет в данном
случае проводится по формулам
(11.14)
(11.15)
Где —
норма амортизационных отчислений по пробегу % на 1000 км пробега;
—
годовая норма амортизационных отчислений, %
При расчете оценки рыночной стоимости подержанного
автотранспортного средства замена агрегатов базовой комплектации на аналогичные
учитывается при условии, что она произведена на агрегаты той же модели.
Рекомендуется учитывать замену основных агрегатов, стоимость которых в новом
состоянии с учетом затрат на замену на дату оценки в месте оценки составляет не
менее 5% , а
также замену шин и аккумуляторов. Она должна быть подтверждена документально
или фактически (запись в паспорте автотранспортного средства для номерных
агрегатов, оплаченный заказ-наряд предприятия по техническому обслуживанию и
ремонту автотранспортных средств, запись в сервисной книжке, маркировка даты
выпуска агрегата или узла более поздняя, чем дата выпуска автотранспортного
средства и т. п.).
Расчет оценки стоимости нового агрегата (узла,
системы, механизма) базовой комплектации, установленного при замене аналогичного
агрегата, на дату оценки проводится прямым или одномерным косвенным методом.
Для использования одномерного косвенного метода необходимо на основе
статистического исследования стоимости агрегатов автотранспортных средств
построить зависимости, подобные той, которая представлена формулой (11.16).
Физический износ i-го агрегата (узла, системы, механизма) базовой
комплектации ,
установленного при замене аналогичного агрегата, на дату оценки определяется
методом расчета физического износа с контролем технического состояния,
нормативным методом с корректированием и расчетным методом с учетом возраста и
пробега с начала эксплуатации. При замене агрегата базовой комплектации на
капитально отремонтированный агрегат величина рассчитанного физического износа дополнительно
увеличивается на 20%.
При оценке физического износа i-го
агрегата с контролем технического состояния расчет износа на дату оценки проворятся
по формуле
(11.16)
Где —
эффективный пробег (возраст, наработка) агрегата с даты замены на дату оценки,
определенный по результатам контроля технического состояния, тыс. км (годы,
моточасы);
—
нормативный пробег (срок службы) агрегата до списания (капитального ремонта)
на дату оценки, тыс. км (годы, моточасы).
Значения эффективного пробега (возраста, наработки) на
дату оценки определяются по результатам контроля технического состояния
(диагностики) агрегатов автотранспортного средства. При этом необходимо
учитывать критерии списания (направления на капитальный ремонт) агрегатов.
Агрегат автотранспортного средства направляется на капитальный ремонт или
списывается по следующим критериям:
базовая и основные детали требуют ремонта с полной разборкой
агрегата;
работоспособность агрегата не может быть восстановлена по техническим
причинам или ее восстановление путем проведения текущего ремонта экономически
нецелесообразно. Текущий ремонт предназначен для обеспечения работоспособности
агрегата посредством восстановления или замены всех его деталей, кроме
базовых.
При проведении оценки автотранспортного средства высота рисунка
протектора новой шины определяется следующим образом. Сначала устанавливаются
модель и типоразмер шин автотранспортного средства по маркировке на боковине
шины. В соответствии с методикой, приведенной в Правилах эксплуатации
автомобильных шин, определяется тип рисунка протектора шины. Для установленных
модели, типоразмера и рисунка протектора по данным приложения находится
числовое значение высоты рисунка протектора новой шины.
Для восстановленных шин высота рисунка протектора
принимается равной 80% высоты рисунка протектора новой логичной шины.
Фактическая высота рисунка протектора для каждой и
определяется как среднее арифметическое значение измерений в 4—6 точках средней
части беговой дорожки протектора при помощи глубиномера или штангенциркуля.
Минимально допустимая высота рисунка протектора и по
условиям безопасности дорожного движения составляет легковые автомобили — 1,6
мм; грузовые автомобили — 1мм, автобусы — 2 мм; мотоциклы и мопеды — 0,8 мм.
Для прицепов устанавливаются нормы минимально допустимой высоты рисунка
протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств — тягачей.
Дополнительный износ шины , обусловленный наличием повреждений
и дефектов, для различных их видов имеет следующие значения:
выкрашивания, сколы, трещины на протекторе или трещины
боковины без обнажения — 10%;
местный износ (пятнистость) протектора — 15%.
Расчет дополнительного износа шины (%) определяемого сроком ее эксплуатации,
проводится по формуле
(11.17)
где —
срок эксплуатации шины, годы.
Для шин, не пригодных к дальнейшей эксплуатации и
восстановлению, устанавливается физический износ, равный 100%.
Срок эксплуатации определяется по дате изготовления
шины в соответствии с заводской маркой по ГОСТ-4754-80. Для восстановленных шин
дата восстановления указывается на боковине или в плечевой зоне протектора.
Расчет по формуле проводится для каждой шины
автотранспортного средства (включая запасное колесо). При этом в формуле каждая
шина, с учетом ее стоимости и физического износа, рассматривается отдельно.
Стоимость камерной дины равна стоимости шины с камерой. Стоимость
восстановленной покрышки равна сумме стоимости восстановительного ремонта и
залоговой стоимости покрышки, подлежащей восстановлению.
Физический износ аккумуляторной батареи определяется
по формуле
(11.18)
Где —
фактический срок эксплуатации аккумуляторной
батареи на дату оценки, годы;
—
нормативный срок службы аккумуляторной батареи до замены (списания), годы.
Фактический срок службы аккумуляторной батареи определяется
продолжительностью периода между датой оценки автотранспортного средства и
датой ее изготовления, которая известна но маркировке, нанесенной на корпус
аккумуляторной батареи сбоку (сверху) или выполненной в виде цифровой набивки
на перемычках и выводных клеммах (полюсах). На аккумуляторных батареях
иностранного производства может применяться буквенно-цифровая маркировка даты
изготовления, где буква соответствует месяцу, а цифра — году изготовлениия
(например, маркировка А8 обозначает дату изготовления- январь 1998 г.).
Аккумуляторные батареи отечественного производства имеют маркировку даты
изготовления, состоящую из двух пар цифр, первая из которых обозначает номер
месяца, а вторая — год выпуска (например, маркировка 01.98 обозначает дату
изготовления — январь 1998 г.). Кроме того, на аккумуляторных батареях
отечественного производства может использоваться маркировка, которая принята на
импортных аккумуляторных батареях. В качестве дополнительной информации
используется маркировка даты изготовления моноблоку (корпуса), которая обычно
наносится на его днище.
Срок службы аккумуляторной батареи до замены
(списания) рекомендуется принимать равным:
4 годам — при среднегодовом пробеге автотранспортного средства до 40
тыс. км включительно;
3 годам — при среднегодовом пробеге автотранспортного средства более 40
тыс. км.
Оценка стоимости нового l-го агрегата (узла, системы, элемента) базовой
комплектации, отсутствующего на дату оценки на автотранспортном средстве в
результате его разукомплектации (кроме замененных при переоборудовании),
определяется прямым или одномерным косвенным методом.
Оценка стоимости установки l-го агрегата (узла, системы, элемента) базовой
комплектации, отсутствующего на дату оценки в месте оценки на автотранспортном
средстве вследствие его разукомплектации, рассчитывается многомерным косвенным
методом посредством составления калькуляции затрат.
При учете оборудования, дополнительно установленного
при переоборудовании автотранспортного средства взамен агрегатов (узлов,
систем, механизмов) базовой комплектации, следует проверить у заказчика наличие
свидетельства о соответствии конструкции автотранспортного средства требованиям
безопасности, выданного ГИБДД по результатам контроля за внесением изменений в
конструкцию оцениваемого автотранспортного средства. При отсутствии такого
документа, подтверждающего соответствие оцениваемого автотранспортного средства
требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения его безопасности,
указанный факт следует отразить в отчете об оценке и согласовать с заказчиком
необходимость учета указанного вида переоборудования при оценке автотранспортного
средства.
Оценка стоимости нового t-го оборудования, дополнительно
установленного при переоборудовании автотранспортного средства взамен
агрегатов (узлов, систем, механизмов) базовой комплектации, определяется прямым
или одномерным косвенным методом.
Физический износ t-го оборудования, дополнительно установленного
при переоборудовании автотранспортного средcтва взамен агрегатов (узлов, систем,
механизмов) базовой комплектации, на дату оценки определяется в соответствии с
данными о дате его установки и нормативном сроке службы. Фактический срок
службы дополнительно установленного оборудования должен быть подтвержден
документально (чек, паспорт и пр.). Если данные о нормативном сроке службы
отсутствуют, годовой физический износ принимается равным 10%.
Оценка стоимости нового агрегата (узла, механизма, системы)
базовой комплектации, который заменен при переоборудовании автотранспортного
средства на t-е оборудование, рассчитывается прямым или одномерным
косвенным методом.
Оценка затрат на переоборудование автотранспортного средства
с заменой агрегата (узла, механизма, системы) базовой комплектации на
дополнительно установленное t-е оборудование на дату оценки в месте оценки
определяется многомерным косвенным методом на основе калькуляции затрат.
В общем случае расчет морального износа автотранспортного средства
проводится по формуле
(11.19)
Где — р-й
фактор, учитываемый при определении морального износа автотранспортного
средства, %.
Значение первого фактора, учитывающего прекращение на
дату оценки производства автотранспортного средства, вычисляется по формуле
(11.20)
где —
срок, прошедший с даты снятия автотранспортного средства с производства до
даты оценки, годы.
Значение фактора морального износа , учитывающего прекращение выпуска
запасных частей к автотранспортному средству, равно 20%.
Значение фактора моральною износа , учитывающего попадание ранее (до
даты оценки) автотранспортного средства в дорожно-транспортное происшествие,
равно 5%.
Значение фактора морального износа , учитывающего количество владельцев
автотранспортного средства (более 3 владельцев по данным регистрационных
документов), равно 20%.
К видам оборудования, дополнительно устанавливаемого
при переоборудовании автотранспортного средства без замены агрегатов (узлов,
систем, механизмов) базовой комплектации, относятся дополнительное
газобаллонное оборудование, противотуманные фары, подушки безопасности, чехлы
на сиденья, кондиционер, подкрылки, катализатор, магнитола, проигрыватель
компакт-дисков, другая автоаудиотехника, охранные и противоугонные системы,
автономная печка для грузовых автомобилей, дополнительный бензобак, лебедка,
багажник, скамейка в кузове, тент на кузов и другие виды оборудования.
Стоимость нового j-го оборудования, дополнительно установленного
при переоборудовании автотранспортного средства без замены агрегатов (узлов,
систем, механизмов) базовой комплектации, включает затраты на установку.
Оценка стоимости самого оборудования определяется прямым или одномерным
косвенным методом. Оценка затрат на установку рассчитывается многомерным
косвенным методом посредством составления калькуляции затрат.
Физический износ j-го оборудования, дополнительно установленного
при переоборудовании автотранспортного средства без замены агрегатов (узлов,
систем, механизмов) базовой комплектации, на дату оценки определяется в
соответствии данными о дате его установки и нормативном сроке службы.
Фактический срок службы дополнительно установленного оборудования должен быть
подтвержден документально (чек, паспорт и пр.). Если данные о нормативном сроке
службы отсутствуют, считается, что годовой физический износ равен 10%.
В качестве отказов, неисправностей и эксплуатационных
дефектов при оценке рыночной стоимости автотранспортного редства учитываются:
повреждения и неисправности, при которых запрещается
эксплуатация автотранспортных средств по условиям безопасности дорожного
движения и экологической безопасности;
отказы и неисправности автотранспортного средства, не
влияющие на безопасность дорожного движения и экологическую безопасность и
приведшие к потере работоспособности или ухудшению функциональных и
эксплуатационных характеристик автотранспортного средства, его агрегатов,
узлов, механизмов систем;
эксплуатационные дефекты, приведшие к ухудшению
внешнего вида автотранспортного средства и вида внутри салона (кабины),
моторного и багажного отделений из-за воздействия климатических и дорожных
условий эксплуатации, факторов вешней среды, агрессивных по отношению к
автотранспортному средству, нарушения правил эксплуатации, некачественного
технического обслуживания и ремонта, воздействия водителя и пассажиров при
пользовании автотранспортным средством.
При оценке автотранспортного средства учитываются
отказы, неисправности и эксплуатационные дефекты дополнительно установленного
оборудования.
Отказы, неисправности и эксплуатационные дефекты,
связанные с физическим износом, основными причинами которого являются процессы
трения, пластические деформации и усталостные разрушения, не учитываются.
Потеря работоспособности, ухудшение функциональных и
эксплуатационных характеристик автотранспортного средства агрегатов, узлов,
механизмов и систем из-за отказа и не исправностей устанавливается в результате
проверки его функциональных характеристик на ходу, а также проверки
функциональных характеристик агрегатов, узлов, механизмов и систем. Основными
внешними признаками неисправностей являются, повышение уровня вибрации или
шума, детонация, стук (при включении, выключении и движении), нестабильность
работы, значительный люфт, прорыв газов, пробуксовка, ослабление крепления,
натяжения или соединения, перегрев, показания контрольных приборов
(завышенные, заниженные, нестабильные или их отсутствие), течь
топливно-смазочных материалов и спецжидкостей.
Эксплуатационные дефекты, приведшие к ухудшению
внешнего вида автотранспортного средства и вида внутри салона (кабины),
моторного и багажного отделений из-за воздействий климатических и дорожных
условий эксплуатации, фактора внешней среды, агрессивных по отношению к
автомобилю нарушения правил эксплуатации, некачественного технического
обслуживания и ремонта, воздействия водителя и пассажиров при пользовании
автотранспортным средством, разделяются на две группы и учитываются в
зависимости от величины износа автотранспортного средства.
Независимо от величины износа автотранспортного
средства учитываются следующие виды эксплуатационных дефектов:
мелкие механические повреждения (вмятины, неровности,
риски, царапины и т. д.) кузова, кабины, оперения, салона, моторного и
багажного отделений, не являющиеся следствием дорожно-транспортного
происшествия или аварийного случая;
трещины, сколы и риски на стекле, приборах светотехники,
на пластмассовых и пластиковых деталях;
следы некачественного технического обслуживания и
ремонта, рихтовки, правки, подгонки, ремонтной сварки элементов кузова, рамы и
других элементов автотранспортного средства;
повреждения шин, к которым относятся пробои и (или)
порезы протектора или боковин, запрессовка твердых включений с повреждением
слоев каркаса, повреждения борта, потеря герметичности бескамерных шин,
повреждение или обрыв вентиля;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38
|