| Оценка бизнеса |
На втором этапе составляется список «кандидатов».
Поскольку аналитику требуется дополнительная информация сверх официальной
отчетности, он должен собрать ее непосредственно на предприятиях-аналогах.
Поэтому первоначальный список может сократиться из-за отказа некоторых фирм в
представлении необходимых сведений, а также из-за плохого качества,
недостоверности представленной информации. Критерии отбора должны
соответствовать важнейшим характеристикам фирм. Если аналог отвечает всем
критериям, то он может использоваться на последующих этапах оценки.
Окончательное решение о степени сопоставимости предприятий принимает оценщик.
На третьем этапе составляется окончательный список аналогов,
который позволит аналитику определить стоимость оцениваемой фирмы. Включение
предприятий в этот список основано на тщательном анализе дополнительно
полученной информации. На этом этапе аналитик ужесточает критерии
сопоставимости и оценивает такие факторы, как уровень диверсификации
производства, положение на рынке, характер конкуренции и т. д.
Состав критериев сопоставимости определяется условиями
оценки, наличием необходимой информации, приемами и методами, наработанными
оценщиком. На практике невозможно проанализировать все факторы, по которым
осуществляется окончательный отбор, однако критерий отраслевого сходства
является обязательным. Рассмотрим некоторые критерии отбора.
Отраслевое сходство. Список потенциально сопоставимых
компаний всегда принадлежит одной отрасли, однако не все предприятия,
входящие в отрасль или предлагающие свои товары на одном рынке, сопоставимы.
Оценщик должен учитывать следующие дополнительные факторы:
Уровень диверсификации производства. Если какое-либо
предприятие выпускает один вид продукта или какой-то товар существенно
доминирует в производстве и обеспечивает 85% общей прибыли, а сравнимая
компания ориентирована на широкий круг товаров и услуг, либо рассматриваемый
продукт дает не более 20% от общей массы прибыли, то такие компании не являются
для оценщика сопоставимыми.
Возможность перепрофилирования производства и
заменимость производимых продуктов. Так технологическое оборудование одного из
предприятий может обеспечивать производство только конкретного продукта. В
случае изменения ситуации на рынке, такое предприятие будет нуждаться в
серьезном техническом перевооружении. Аналог выпускает сходный продукт на
оборудовании, которое можно легко переналадить для производства новых товаров.
Следовательно, предприятия не одинаково прореагируют на изменение ситуации на
рынке.
Зависимость результатов деятельности от одних и тех же
экономических факторов. Стоимость капитала строительных компаний, работающих в
районах массового строительства и в отдаленных экономических районах, будет
существенно отличаться при достаточном сходстве других критериев, таких как
численность работающих, состав парка строительных машин и механизмов.
Необходимо отметить, что аналитик, выявив различия, может либо вычеркнуть предприятие
из списка аналогов, либо рассчитать величину корректировки цены аналога для
определения стоимости оцениваемой компании.
Стадия экономического развития оцениваемой компании и
аналогов. Опытная компания, проработавшая не один год, имеет неоспоримые преимущества
и дополнительную прибыль за счет стабильного функционирования, хорошей
клиентуры и поставщиков сырья и т. д.
Размер является важнейшим критерием, оцениваемым
аналитиком при составлении окончательного списка аналогов. Оценка размера
компании определяется по таким параметрам, как степень капитализации,
численность персонала, объем реализованной продукции и услуг, объем прибыли,
число филиалов и так далее. Однако принятие решения о включении компании в
список только на основе размера может привести оценщика к неправильным
выводам, так как объективно закрытые компании, наиболее часто нуждающиеся в
оценке, обычно меньше, чем открытые. Кроме того, оценщик должен учитывать, что
более крупная компания не будет автоматически иметь большую прибыль только за
счет своего размера. Поэтому оценщик должен в первую очередь учитывать факторы,
обеспечивающие величину прибыли:
Географическая диверсификация — крупные компании
обычно имеют более разветвленную сеть потребителей своей продукции, тем самым
уменьшается риск нестабильности объемов продаж. Количественные скидки — крупные
компании закупают сырье в большем объеме, чем небольшие фирмы, и получают при
этом значительные скидки. Кроме того, аналитик должен иметь в виду, что
коэффициент использования оборудования в крупных компаниях лучше. Поэтому
мультипликатор, рассчитанный для открытой компании, должен быть скорректирован
и понижен для оценки закрытой компании.
Ценовые различия по сходным товарам — крупные компании
зачастую имеют возможность устанавливать более высокие цены, так как
потребитель предпочитает приобретать товар у хорошо зарекомендовавших себя
фирм, оплачивая, по сути, товарный знак, гарантирующий качество. В конечном
счете данный фактор оказывает влияние на уровень выручки от реализации и
величину ценового мультипликатора.
Перспективы роста. Оценщик должен определить фазу
экономического развития предприятия, поскольку она оказывает влияние на
соотношение доли дивидендных выплат и доли чистой прибыли, направляемой на
развитие предприятия. Оценивая перспективы роста компании, аналитик должен
учитывать влияние трех основных факторов:
• Общий уровень инфляции.
• Перспективы роста, отрасли в целом и
индивидуальные возможности развития конкретной фирмы в рамках отрасли.
• Динамика доли предприятия на рынке.
Эксперт должен внимательно изучить конкурентные
преимущества и недостатки оцениваемой компании по сравнению с аналогами.
Финансовый риск. Уровень финансового риска оценивается на основании следующих
критериев:
• Структура капитала или соотношение собственных
и заемных средств.
• Уровень ликвидности или возможности оплачивать
текущие обязательства текущими активами.
• Кредитоспособность фирмы или ее способность
привлекать заемные средства на выгодных условиях.
Качество менеджмента. Анализ этого фактора является
наиболее сложным, так как проводится на основе косвенных данных, таких как
качество отчетной документации, возрастной состав, уровень образования, опыт,
зарплата управленческого персонала, а также место компании на рынке.
Решение вопроса о возможности использования зарубежных
компаний в качестве аналогов осложняется несколькими причинами. Во-первых, это
зачастую несопоставимые объемы реализации и других финансово-производственных
показателей отечественных и зарубежных компаний. Данное несоответствие можно
частично нивелировать с помощью проведения процедуры логарифмирования
показателей для устранения эффекта масштаба.
Во-вторых, это различия в условиях хозяйствования
казахстанских и зарубежных компаний, которые, в первую очередь, определяются
макроэкономическими параметрами, а также различиями в системе учета
хозяйственных операций и результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Выявленная несопоставимость требует внесения поправок, учитывающих различия в
макроэкономической и политической ситуации в странах (поправка на страновой
риск), и трансформацию бухгалтерской отчетности. При больших объемах выборки,
последняя процедура представляется достаточно трудоемкой. Размер поправки на
страновой риск зачастую носит субъективный характер и неадекватно учитывает
постоянно меняющуюся ситуацию казахстанской политической и экономической
жизни. Третья проблема связана с неразвитостью казахстанского фондового рынка и
другими причинами «недооцененности» казахстанских компаний на отечественном
рынке. Здесь практикующие оценщики расходятся во мнениях. Часть экспертов
придерживается позиции, которая говорит о необходимости использования
информации о зарубежных компаниях для того, чтобы избежать неоправданного
занижения стоимости казахстанских предприятий. Практика показывает, что
результаты, полученные по зарубежным аналогам, как правило, превышают
результаты расчета стоимости по отечественным компаниям в несколько раз.
Остальные считают, что данный подход не отражает реальной рыночной стоимости
казахстанских компаний на рынке в конкретный момент, так как акции других
предприятий продаются и покупаются на отечественном фондовом рынке по более
низкой цене.
Перечень критериев сопоставимости, приведенный выше,
не является исчерпывающим, и эксперт имеет возможность самостоятельно
дополнять список дополнительными факторами. Оценщик редко находит компании
абсолютно идентичные с оцениваемой, поэтому на основе анализа критериев он
может сделать один из двух альтернативных выводов:
• компания сопоставима с оцениваемой по ряду
характеристик и может быть использована для расчета мультипликаторов;
• компания недостаточно сопоставима с
оцениваемой и не может быть использована в процессе оценки.
Эксперт должен в письменной форме объяснить, почему он
сделал данное заключение.
Итоговый список должен включать не менее трех
аналогичных компаний. Оценщик может использовать зарубежные компании в качестве
аналогов, однако в этом случае необходимо убедиться, что уровень производства
сходен с оцениваемым российским предприятием, трансформировать отчетность и
скорректировать расчетную величину ценового мультипликатора на уровень
странового риска.
Сопоставление финансовых показателей оцениваемой
компании и фирм-аналогов. Сравнительный подход к оценке предприятия предполагает
использование уже существующих в казахстанской практике приемов и методов
финансового анализа. Оценщик анализирует балансы, отчеты о прибылях и убытках,
дополнительную информацию, рассчитывает финансовые коэффициенты. Финансовый анализ
является важнейшим компонентом определения сопоставимости аналогичных
компаний с оцениваемым предприятием. Отличительные черты финансового анализа
при сравнительном подходе проявляются в следующем:
во-первых, только по результатам финансового анализа
оценщик принимает решение о сопоставимости и включении тех или иных фирм в
список компаний-аналогов;
во-вторых, финансовый анализ позволяет определить
место или ранг оцениваемой компании среди аналогов;
в-третьих, финансовый анализ является основой для внесения
необходимых корректировок, обеспечивающих нужное сходство оцениваемой компании
с аналогами;
в-четвертых, финансовый анализ позволяет обосновать
степень доверия оценщика к конкретному виду ценового мультипликатора в их общем
числе и в конечном счете определить вес каждого варианта стоимости при
выведении итоговой величины.
По результатам финансового анализа составляется так
называемая Сводная таблица финансовых коэффициентов, которая должна отражать
следующую информацию:
Таблица 5.1. Сводные финансовые коэффициенты
|
Компания
Финансовые коэффициенты
|
1. Аналог № 1
|
2. Аналог № 2
|
3. Аналог № 3
|
4. Аналог № 4
|
5. Аналог №5
|
6. Оцениваемая компания
|
7. Среднеарифметическое значение
|
8. Медиана
|
9. Место оцениваемой компании
|
Таблица составляется в произвольной форме, однако она
должна содержать по оцениваемой компании и полному списку аналогов расчетную
величину наиболее важных финансовых коэффициентов, например, таких, как:
• Доля чистой прибыли в выручке от реализации;
• Доля собственного капитала в суммарных
источниках финансирования фирмы;
• Коэффициенты ликвидности;
• Коэффициенты оборачиваемости активов.
В связи с тем, что значение показателей по аналогам и
оцениваемой фирме, вероятнее всего, будет существенно различаться, для
принятия последующих решений, кроме расчетных фактических значений финансовых
коэффициентов по аналогам и оцениваемой фирме, необходимо в таблицу включить
вспомогательные показатели, такие как среднее арифметическое значение и
медиана. Чрезвычайно важно на завершающем этапе финансового анализа определить
место, занимаемое оцениваемой компанией среди отобранных аналогов по каждому из
представленных показателей. Совокупность занимаемых мест служит основой для
определения итогового рейтинга оцениваемой фирмы.
Материалы данной таблицы будут использованы аналитиком
на этапе выбора величины ценового мультипликатора для оцениваемого бизнеса.
Характеристика ценовых
мультипликаторов
Основным инструментом определения рыночной
стоимости собственного капитала предприятия сравнительным подходом являются
ценовые мультипликаторы.
Ценовой мультипликатор отражает соотношение между
рыночной ценой предприятия и каким-либо его показателем, характеризующим
результаты производственной и финансовой деятельности.
В качестве таких показателей можно использовать не
только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации
и некоторые другие.
Ценовой мультипликатор рассчитывается по всем
аналогичным предприятиям.
Для оценки рыночной стоимости оцениваемой компании выбранная
аналитиком величина ценового мультипликатора используется как множитель к ее
аналогичному показателю.
Для расчета ценового мультипликатора необходимо:
1. Определить величину капитализации или рыночную
стоимость собственного капитала компании аналога. Для этого рыночная цена акции
аналогичной компании умножается на число акций в обращении. Это даст нам
значение числителя в формуле. Цена акции берется на последнюю дату, предшествующую
дате оценки, либо она представляет среднюю величину между максимальной и
минимальной ценой за последний месяц.
2. Вычислить необходимые финансовые показатели:
прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и другие. Это даст нам
величину знаменателя. В этом качестве может выступать показатель финансовых
результатов либо за последний отчетный год, либо за последние 12 месяцев, либо
средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки.
В оценочной практике используются два типа ценовых
мультипликаторов: интервальные и моментные.
К первому типу можно отнести мультипликаторы:
1. «Цена/прибыль».
2. «Цена/денежный поток».
3. «Цена/ дивидендные выплаты».
4. «Цена/выручка от реализации».
К моментным мультипликаторам относят:
1. «Цена/балансовая стоимость».
2. «Цена/ чистая стоимость активов».
Деление ценовых мультипликаторов на интервальные и
моментные важно с точки зрения используемого в расчетах числа акций в
обращении. Так при расчете интервальных ценовых мультипликаторов необходимо рассчитать
среднее число акций в обращении за такой же период, какой использовался при
определении конкретного показателя. Например, если чистая прибыль
рассчитывалась как средняя величина за три последних года, то необходимо
рассчитать среднее число акций в обращении за те же годы.
Рассмотрим порядок расчета, сферу и основные условия
применения ценовых мультипликаторов.
Мультипликаторы «цена/прибыль»,
«цена/денежный поток»
Данная группа мультипликаторов является самым
распространенным способом оценки, т.к. информация о прибыли оцениваемой
компании и предприятий-аналогов является наиболее доступной. Для расчета
мультипликатора может использоваться любой показатель прибыли, который может
быть получен аналитиком в процессе ее распределения. Поэтому, кроме показателя
чистой прибыли, можно использовать прибыль до налогообложения, прибыль до
уплаты процентов и налогов и т.д. Основное требование — полная идентичность
используемого показателя для аналога и оцениваемой фирмы, т.е. мультипликатор,
исчисленный на основе прибыли до уплаты налогов, нельзя применять к прибыли до
уплаты процентов и налогов. Мультипликатор «цена/прибыль» существенно зависит
от методов ведения бухгалтерского учета, поэтому, если в качестве аналога
выступает зарубежная компания, необходимо привести систему распределения
прибыли к единым стандартам. Только после проведения всех необходимых
корректировок можно достигнуть необходимого уровня сопоставимости,
позволяющего использовать мультипликатор.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38
|