Рис. 2 Схемы расстановки подвижного состава в помещениях
стоянки
Помещения и сооружения для производства ТО и ТР подвижного
состава
7.
Производственно-складские помещения ТО и ТР предприятий по обслуживанию
автомобилей I, II и III категорий следует размещать в одном здании. Допускается
размещение в отдельном здании помещений комплекса ЕО, окрасочных, кузовных,
шиномонтажных и сопутствующих им работ ТР подвижного состава.
8. Для выполнения
отдельных видов или группы работ ТО и ТР подвижного состава, устанавливаемых
технологической частью проекта, с учетом их противопожарной опасности и
санитарных требований следует предусматривать отдельное помещение для
выполнения следующих групп работ ТО и ТР подвижного состава:
а) моечных,
уборочных и других работ комплекса ЕО, кроме заправки автомобилей топливом;
б) постовых работ
ТО-1, ТО-2, общего диагностирования, разборочно-сборочных и регулировочных
работ ТР;
в) постовых работ
углубленного диагностирования;
г) агрегатных,
слесарно-механических, электротехнических и радиоремонтных работ, работ по
ремонту инструмента, ремонту и изготовлению технологического оборудования,
приспособлений и производственного инвентаря;
д) испытания двигателей;
е) ремонта
приборов системы питания карбюраторных и дизельных двигателей;
ж) ремонта
аккумуляторных батарей;
з) шиномонтажных
и вулканизационных работ;
и)
таксометрических работ;
к)
кузнечно-рессорных, медницко-радиаторных, сварочных, жестяницких и арматурных
работ;
л)
деревообрабатывающих и обойных работ;
м) окрасочных
работ.
Примечания.
1. Работы по
ремонту приборов системы питания допускается производить в одном помещении
категории "Д" совместно с выполнением работ, указанных в подпункте
"г".
2. В предприятиях
при количестве автомобилей I, II и III категории до 200 включительно и
количестве автомобилей IV категории до 50 включительно, а также на СТОА с
количеством постов ТО и ТР до 10-и включительно работы, указанные в подпунктах
б) и г) допускается производить в одном помещении.
3. Шиномонтажные
работы допускается производить в помещении постов ТО и ТР подвижного состава.
4. В предприятиях
при количестве автомобилей I категории до 200 включительно посты углубленного
диагностирования допускается размещать в помещении постов ТО и ТР подвижного
состава.
5. Для АТП и
промышленных филиалов при количестве автомобилей I категории 500 и более, II и
III категории 300 и более и IV категории 100 и более, для БЦТО, ПТК, ЦСП
выполнение работ, указанных в подпунктах б), г), к) и м) допускается
предусматривать в отдельных помещениях без устройства противопожарных
перегородок в пределах каждой группы.
6. Помещения для
выполнения окрасочных работ следует предусматривать в соответствии с
требованиями "Правил и норм техники безопасности, пожарной безопасности и
производственной санитарии для окрасочных цехов", утвержденных
Минхимнефтемашем.
7. На СТОА с
количеством постов ТО и ТР до 10 включительно в помещении постов ТО и ТР
допускается размещать посты для ремонта кузовов с применением сварки при
условии, что указанные посты должны быть ограждены сплошными несгораемыми
экранами высотой 2,5 м от пола и обеспечены централизованным газоснабжением.
8. Проемы между
помещениями моечных работ комплекса ЕО и смежными с ними помещениями хранения,
постов ТО и ТР подвижного состава допускается заполнять водонепроницаемыми
шторами.
9. Для
автомобилей, предназначенных для перевозки пищевых продуктов, следует
предусматривать отдельные посты для санитарной обработки кузовов, выполняемое
после наружной мойки автомобилей, их кабин, шасси и трансмиссии.
Для хранения
химикатов и приготовления моющих растворов, предназначенных для санитарной
обработки кузовов, следует предусматривать отдельное помещение.
10. Для
выполнения постовых работ ТО и ТР автомобилей, перевозящих фекальные жидкости и
мусор, ядовитые материалы, инфицирующие материалы, горюче-смазочные материалы
следует предусматривать для каждого типа подвижного состава отдельные
помещения, отвечающие аналогичным требованиям, изложенным в ВСН-01-89 для
помещений хранения указанных групп автомобилей.
11. Для
выполнения моечных, уборочных и других работ комплекса ЕО при температуре
наружного воздуха 0С° и выше допускается предусматривать посты, расположенные
на открытой площадке или под навесом.
12. В районах со
средней температурой наружного воздуха самого холодного месяца года 0°С и выше
работы ТО-1, ТО-2, разборочно-сборочные работы по замене агрегатов и узлов,
регулировочные, шиномонтажные, сварочные, жестяницкие и деревообрабатывающие
работы ТР допускается производить на постах, расположенных под навесом из
негорючих материалов.
13. В помещении
для размещения сварочных, жестяницких участков, а также в помещении
деревообрабатывающего участка допускается размещать посты для выполнения соответственно
сварочно-жестяницких или столярных работ непосредственно на подвижном составе.
Сварочные работы
непосредственно на автомобиле следует производить при соблюдении Правил
пожарной безопасности для предприятий автомобильного транспорта общего пользования
и ГОСТ 12.3.003-86.
Посты сварочных,
жестяницких и арматурных работ для автомобилей IV категории с количеством
постов не более 2-х допускается отделять от помещений постов ТО и ТР
перегородкой из негорючих материалов высотой не менее 4-х метров для
обеспечения пропуска подъемно-транспортных средств.
Ацетиленовые и
кислородные баллоны в количестве не более 10 шт. каждого наименования для
организации сварочных постов следует размещать в соответствии с положениями
ВСН-01-89 Минавтотранса РСФСР.
14. Подачу
автомобилей на посты окраски и сушки следует предусматривать устройствами,
исключающими заводку двигателя и образование искрения.
15. Для
выполнения аккумуляторных работ следует предусматривать три помещения:
- для ремонта
аккумуляторных батарей;
- для зарядки
аккумуляторных батарей;
- для хранения
кислоты и приготовления электролита.
На предприятиях,
где не предусмотрен ремонт аккумуляторов, специальный шкаф для зарядки
аккумуляторных батарей допускается размещать в помещениях категорий
"Д" по пожарной опасности.
16. Для хранения
запасных частей и материалов, указанных ниже в каждом подпункте, следует
предусматривать отдельное помещение, выгороженное противопожарными
перегородками и перекрытиями в зависимости от степени огнестойкости здания:
а) двигателей,
агрегатов, узлов, деталей, непожароопасных материалов, металлов, инструмента,
ценного утиля (цветной металл и т.п.);
б) автомобильных
шин (камер и покрышек);
в) смазочных
материалов;
г) лакокрасочных
материалов;
д) твердых
сгораемых материалов (бумага, картон, ветошь).
Хранение на АТП
баллонов с ацетиленом, кислородом и азотом должно предусматриваться в отдельно
стоящем одноэтажном здании не ниже II степени огнестойкости или под навесом из
несгораемых материалов в общем количестве не более 80 шт.
Баллоны с
ацетиленом и кислородом должны храниться отдельно друг от друга в изолированных
помещениях, выделенных. глухими ограждающими конструкциями с пределом
огнестойкости не менее 0,75 часа. Для этих помещений следует предусматривать
изолированные выходы наружу. Противопожарные разрывы от зданий и навесов с
указанными баллонами до других зданий и сооружений производственного назначения
следует принимать не менее 20 м, до административно-бытового назначения - не
менее 25 м, до жилых и общественных зданий - не менее 100 м. Допускается
пристраивать навесы с баллонами к противопожарной стене 1-го типа
производственных зданий категории "В" не ниже II степени
огнестойкости.
Помещение для
хранения автомобильных шин площадью более 50 м2 должно располагаться у наружной
стоны здания с оконным проемом.
17. Хранение
сменной потребности двигателей, агрегатов, узлов, деталей, материалов (за
исключением ЛВЖ и ГЖ) и инструмента - допускается производить непосредственно в
помещении постов ТО и ТР подвижного состава в кладовой, выгороженной
перегородками из негорючих материалов без нормированного предела огнестойкости.
18. Хранение
автомобильных шин допускается совместно с другими материалами исходя из условия
совместности хранения при общей площади помещения до 50 м2 включительно.
19. При
необходимости заправки автомобилей топливом после ремонта указанные операции
следует производить на ТЗП, размещаемых на территории предприятия в
соответствии с требованиями ВСН-01-89.
Устройства и сооружения для осмотра автомобилей
20. Для обеспечения
доступа к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу подвижного состава, в
процессе выполнения работ ТО и ТР преимущественно должны использоваться
напольные механизированные устройства (гидравлические и электрические
подъемники, передвижные стойки, опрокидыватели и т.п.). В отдельных случаях в
соответствии с требования технологического процесса допускается устройство
осмотровых канав.
21. Размеры
осмотровых канав должны проектироваться с учетом следующих требований:
длина рабочей
зоны осмотровой канавы должна быть не менее габаритной длины подвижного
состава;
ширина осмотровой
канавы должна устанавливаться, исходя из размеров колеи подвижного состава с
учетом устройства наружных или внутренних реборд;
глубина
осмотровой канавы должна обеспечивать свободный доступ к агрегатам, узлам и
деталям, расположенным снизу подвижного состава и составляет:
для легковых
автомобилей и автобусов особо малого класса - 1,3-1,5 м
для грузовых
автомобилей и автобусов - 1,1-1,2 м
для внедорожных
автомобилей-самосвалов - 0,5-0,7 м.
На въездной части
осмотровой канавы следует предусматривать рассекатель высотой 0,15-0,20 м.
22. Проездные
осмотровые канавы, располагаемые параллельно друг другу, должны, как правило,
объединяться тоннелями (подземными переходами), а тупиковые канаве - открытыми
траншеями.
Высота от пола до
низа покрытия тоннеля должна составлять не менее 2 м, ширина тоннеля - не менее
1 м.
Ширина траншеи
принимается равной 1,2 м без размещения в оборудования и 2,0-2,2 м при
размещении в ней оборудования.
Для входа в
осмотровые канавы следует предусматривать лестницы шириной не менее 0,7 м в
количестве:
для тупиковых
осмотровых канав, объединенных траншеями - не менее одной на три канавы; для
индивидуальных проездных осмотровых канав, объединенных тоннелями - не менее
одной на четыре канавы;
для проездных
осмотровых канав поточных линий - не менее двух на каждые поточные линии,
расположенные с противоположных сторон (расстояние до ближайшего выхода должно
быть не более 25 м;
для тупиковых
осмотровых канав, не объединенных траншеями - по одной на каждую канаву.
Входы в
осмотровые канавы не должны располагаться под автомобилями и на путях движения
(за исключением постов для специальной обработки подвижного состава в
соответствии СНиП 2.01.57-85) и маневрирования подвижного состава и иметь
ограждение перилами высотой 0,9 м.
23. На тупиковых
осмотровых канавах следует предусматривать устройство упоров для колес
автомобилей.
Осмотровые канавы
должны иметь ниши для размещения электрических светильников и розетки для
включения переносных ламп напряжением 12 В.
Для обеспечения
подъема подвижного состава на осмотровых канавах следует предусматривать
передвижные или стационарные канавные подъемники.
Осмотровые канавы
должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией в соответствии с
требованиями ВСН-01-83 Минавтотранса РСФСР.
Здания и сооружения для эксплуатации
газобаллонных автомобилей
Проектирование
стоянок для хранения, помещений и сооружений постов ТО и ТР автомобилей,
работающих на СНГ и СПГ должно осуществляться с учетом ограничительных
требований, указанных в действующем перечне категорий помещений и сооружений
автотранспортных и авторемонтных предприятий по взрывопожарной и пожарной
опасности и классов взрывоопасных и пожароопасных зон по правилам устройства
электроустановок, а также в ВСН-01-89 Минавтотранса РСФСР.
25. При
проектировании КПП следует предусматривать организацию проверки герметичности
газовой системы питания.
Автомобили с
нарушением герметичности газового баллона и запорной аппаратуры должны поступать
на специальный пост для осуществления слива сжиженного газа или сжатого газа в
аккумулирующие баллоны.
Общее количество
50-литровых баллонов для аккумулирования сжатого природного газа при выпуске
его из баллонов автомобиля не должно превышать 40 шт.
Навесы для поста
выпуска газа и баллонов для аккумулирования газа должны быть отделены друг от
друга глухой несгораемой перегородкой.
Площадка для
выпуска газа с аккумулирующими баллонами должна располагаться от
производственных зданий и сооружений АТП на расстоянии не менее 20 м, от жилых
и общественных зданий - не менее 100 м, до административно-бытового назначения
не менее 25 м, от зданий и сооружений других предприятий - не менее 50 м.
При
соответствующем технико-экономическом обосновании и соблюдении мер по
взрывопожаробезопасности, в порядке исключения, допускается выпуск сжатого газа
в атмосферу на открытой специально оборудованной площадке.
После опорожнения
баллоны должны быть продуты негорючим (инертным) газом непосредственно на
автомобиле.
26. Движение
газобаллонных автомобилей в помещениях стоянки и постов ТО и ТР, кроме
помещений малярных участков, допускается осуществлять своим ходом при работе
двигателя на бензине и дизельном топливе и при условии закрытых магистральных
вентилей в выработанном газе из системы питания.
При работе на
газе допускается проведение диагностирования мощности параметров и регулировка
двигателей на малых оборотах холостого хода, а также движение автомобилей на
открытых стоянках.
27.
Переосвидетельствование баллонов, а также испытание (опрессовка) газовой
системы питания после сборки должны осуществляться централизованно на
специальных пунктах (станциях).
28. Участки
ремонта приборов газовой системы питания, снятых с автомобилей, допускается
размещать в помещениях участков приборов системы питания карбюраторных и
дизельных двигателей.
29. Площадки
открытого хранения газобаллонных автомобилей допускается оборудовать средствами
подогрева и разогрева для облегчения запуска двигателей в холодное время года
при условии исключения нагрева газовых баллонов, установленных на автомобилях.
Требования
безопасности, санитарно-гигиенической и производственной эстетики
30.
Технологический процесс ТО и ТР автомобилей должен соответствовать общим
требованиям безопасности труда согласно ГОСТ 12.3.002-75Х, а также требованиям
безопасности к различным группам производственных процессов:
"Ремонт и
техническое обслуживание автомобилей" - ГОСТ 12.3.017-79;
ГОСТ
12.3.017-79 прекратил свое действие с 01.07.90 г.
"Работы
окрасочные" - ГОСТ 12.3.005-75Х;
"Работы
электросварочные" - ГОСТ 12.3.003-85Х;
"Термическая
обработка металлов" - ГОСТ 12.3.004-75Х;
"Деревообработка"
- ГОСТ 12.3.007-75Х,
"Оборудование
производственное" - ГОСТ 12.2.003-74Х,
и др. ГОСТов из
системы стандартов безопасности труда охраны природы, а также
нормативно-методических документов по охране атмосферного воздуха, утвержденных
Госкомгидрометом.
Мероприятия,
обеспечивающие безопасные условия труда, специфичные для производства ТО и
ремонта автомобилей, необходимо учитывать в соответствии с "Правилами по
охране труда на автомобильном транспорте", утвержденными отраслевым ЦК
профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог, 1979г.
При
проектировании участков по ремонту аккумуляторов следует учитывать
"Санитарные правила организации процессов пайки мелких деталей сплавами,
содержащими свинец", № 952-72.
При
проектировании участков, в которых применяются ультразвуковые установки,
необходимо учитывать "Санитарные нормы и правила при работе на
промышленных ультразвуковых установках", № 1733-77.
31. Для мойки
деталей и агрегатов двигателей следует применять пожаробезопасные моечные
составы.
32.
Централизованную раздачу свежих и сбор отработанных моторных и трансмиссионных
масел следует предусматривать в АТП при количестве автомобилей более 50 и на
СТОА с числом постов 10 и более.
33. Отдельные
компрессоры установленной мощностью до 14 кВт в сборе с воздухосборниками
допускается устанавливать в помещениях для постов мойки автомобилей и в
помещениях для постов ТО и ТР в АТП до 50 автомобилей и СТОА с числом постов до
5 включительно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|