Машинный
агрегат
Машинным
агрегатом
(рис. 1.8) - называется техническая система, состоящая из одной или нескольких
соединенных последовательно или параллельно машин и предназначенная для
выполнения каких-либо требуемых функций. Обычно в состав машинного агрегата
входят: двигатель, передаточный механизм и рабочая или энергетическая машина. В
настоящее время в состав машинного агрегата часто включается контрольно-управляющая
или кибернетическая машина. Передаточный механизм в машинном агрегате необходим
для согласования механических характеристик двигателя с механическими
характеристиками рабочей или энергетической машины.
Двигатель
Передаточный механизм Рабочая машина
Контрольно-управляющая
машина
Рис.1.8
Типовыми
механизмами
будем называть простые механизмы, имеющие при различном функциональном
назначении широкое применение в машинах, для которых разработаны типовые методы
и алгоритмы синтеза и анализа.
Рассмотрим в
качестве примера кривошипно-ползунный механизм. Этот механизм широко
применяется в различных машинах: двигателях внутреннего сгорания, поршневых
компрессорах и насосах, станках, ковочных машинах и прессах. В каждом варианте
функционального назначения при проектировании необходимо учитывать
специфические требования к механизму. Однако математические зависимости, описывающие
структуру, геометрию, кинематику и динамику механизма при всех различных
применениях будут практически одинаковыми. Главное или основное отличие ТММ от
учебных дисциплин изучающих методы проектирования специальных машин в том, что
ТММ основное внимание уделяет изучению методов синтеза и анализа, общих для
данного вида механизма, независящих от его конкретного функционального
назначения. Специальные дисциплины изучают проектирование только механизмов
данного конкретного назначения, уделяя основное внимание специфическим
требованиям. При этом широко используются и общие методы синтеза и анализ,
которые изучаются в курсе ТММ.
Если при
рассмотрении структуры машины для её элементов, не принимается во внимание их
форма и внутреннее строение, а рассматривается только выполняемые ими функции,
то такие элементы называются функциональными. Для механической системы
элементами могут быть: деталь, звено, группа, узел, простой или типовой механизм.
Деталь - элемент конструкции не
имеющий в своем составе внутренних связей (состоящий из одного твердого тела).
Звено - твердое тело, или система
жестко связанных твердых тел (может состоять из одной или нескольких деталей),
входящее в состав механизма и совершающее особое относительное движение по
отношению к другим телам. Одно из звеньев механизма всегда неподвижно – это
стойка.
Стойка - звено, которое при
исследовании механизма принимается за неподвижное (корпус механизма).
Звенья механизма
связаны между собой кинематическими парами. Кинематическая пара – это
подвижное соединение двух соприкасающихся звеньев.
Группа - кинематическая цепь,
состоящая из подвижных звеньев, связанных между собой кинематическими парами
(отношениями), и удовлетворяющая некоторым заданным условиям.
Узел - несколько деталей
связанных между собой функционально, конструктивно или каким-либо другим
образом.
С точки зрения
системы узлы, группы, простые или типовые механизмы рассматриваются как
подсистемы. Самым низким уровнем разбиения системы при конструировании является
уровень деталей; при проектировании - уровень звеньев. Элементы из системы
можно выделить только после определения взаимосвязей между ними, которые
описываются отношениями. Для механических систем интерес представляют отношения
определяющие структуру системы и ее функции, т. е. расположения и связи. Расположения
- такие отношения между элементами, которые описывают их геометрические относительные
положения. Связи - отношения между элементами, предназначенные для
передачи материала, энергии или информации между элементами. Связи могут осуществляться
с помощью различных физических средств: механических соединений, жидкостей,
электромагнитных или других полей, упругих элементов.
Механические
соединения могут быть подвижными (кинематические пары) и неподвижными.
Неподвижные соединения делятся на разъемные (винтовые, штифтовые) и неразъемные
(сварные, клеевые).
Механизмом называется система твердых
тел, предназначенная для передачи и преобразования заданного движения одного
или нескольких тел в требуемые движения других твердых тел.
Кинематическая
цепь -
система звеньев, образующих между собой кинематические пары.
Число степеней свободы или подвижность
механизма - число независимых обобщенных координат, однозначно определяющее
положение всех его звеньев на плоскости или в пространстве.
Из теоретической
механики:
Системы материальных тел (точек), положения и движения которых подчинены
некоторым геометрическим или кинематическим ограничениям, заданным наперед и не
зависящим от начальных условий и заданных сил, называется несвободной.
Эти ограничения, наложенные на систему и делающие ее несвободной называются связями.
Положения точек системы, допускаемые наложенными на нее связями называются
возможными. Независимые друг от друга величины однозначно определяющие
возможные положения системы в произвольный момент времени называются обобщенными
координатами системы.
Входные звенья - звенья, которым сообщается
заданное движение или соответствующие силовые факторы (силы или моменты); выходные
звенья - те, на которых получают требуемое движение и силы.
Начальное
звено -
звено, координата которого принята за обобщенную. Начальная кинематическая
пара - пара, относительное положение звеньев в которой принято за
обобщенную координату.
Рассмотрим пример
механизма представленного на рис. 1.9: он состоит из трех подвижных звеньев,
одного неподвижного звена – стойки и четырёх кинематических пар (все они
разрешают только вращательное движение), (звенья на структурной схеме обозначаются
цифрами; кинематические пары буквами латинского алфавита, соединения со стойкой
нумерацией стойки с индексом соединяемого подвижного звена – 01, 03).
Рис. 1.9
Строение механизмов
Как отмечалось
выше, структура любой технической системы определяется функционально связанной
совокупностью элементов и отношений между ними. При этом для механизмов под
элементами понимаются звенья, группы звеньев или типовые механизмы, а под
отношениями подвижные (кинематические пары) или неподвижные соединения. Поэтому
под структурой механизма понимается совокупность его элементов и отношений
между ними, т.е. совокупность звеньев, групп или типовых механизмов и подвижных
или неподвижных соединений. Геометрическая структура механизма полностью
описывается заданием геометрической формы его элементов, их расположения,
указания вида связей между ними. Структурная схема - графическое
изображение механизма, выполненное с использованием условных обозначений
рекомендованных ГОСТ (см. например ГОСТ 2.703-68) или принятых в специальной
литературе, содержащее информацию о числе и расположении элементов (звеньев,
групп), а также о виде и классе кинематических пар, соединяющих эти элементы. В
отличие от кинематической схемы механизма, структурная схема не содержит
информации о размерах звеньев и вычерчивается без соблюдения масштабов.
(Примечание: кинематическая схема - графическая модель механизма,
предназначенная для исследования его кинематики).
Задачей
структурного анализа является определение параметров структуры заданного
механизма - числа звеньев и структурных групп, числа и вида кинематических пар,
числа подвижностей (основных и местных), числа контуров и числа избыточных связей.
Задачей
структурного синтеза является синтез структуры нового механизма, обладающего
заданными свойствами: числом подвижностей, отсутствием местных подвижностей и
избыточных связей, минимумом числа звеньев, с парами определенного вида
(например, только вращательными, как наиболее технологичными) и т.п.
Степень
подвижности механизма - число независимых обобщенных координат однозначно
определяющее положение звеньев механизма на плоскости или в пространстве.
Связь - ограничение, наложенное на
перемещение тела по данной координате.
Избыточные
(пассивные)
- такие связи в механизме, которые повторяют или дублируют связи, уже имеющиеся
по данной координате, и поэтому не изменяющие реальной подвижности механизма.
При этом расчетная подвижность механизма уменьшается, а степень его статической
неопределимости увеличивается. Иногда используется иное определение: Избыточные
связи - это связи, число которых в механизме определяется разностью между
суммарным числом связей, наложенных кинематическими парами, и суммой степеней
подвижности всех звеньев, местных подвижностей и заданной (требуемой)
подвижностью механизма в целом.
Местные
подвижности
- подвижности механизма, которые не оказывают влияния на его функцию положения
(и передаточные функции), а введены в механизм с другими целями (например,
подвижность ролика в кулачковом механизме обеспечивает замену в высшей паре
трения скольжения трением качения).
Классификация
кинематических пар
Кинематические
пары определяют характер относительного движения звеньев и налагают условия
связи, т.е. ограничивают движения соединяемых звеньев.
Кинематические
пары классифицируются по следующим признакам:
1.
по числу
условий связей (согласно этой классификации класс пары равен числу условий
связей, или числу ограничений накладываемых на относительные движения звеньев).
Классификация кинематических пар по числу подвижностей и по числу связей
приведена в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Классификация кинематических по числу условий связей
|