Статья 154 КТМ РФ предусматривает
возможность одностороннего отказа от исполнения обязательства по договору
морской перевозки грузов при определенных условиях. Согласно ст. 310 ГК
односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением
случаев, предусмотренных законом (например, при существенном нарушении
договора, т. е. нарушении, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что
она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при
заключении договора).
Отказ перевозчика от исполнения возможен
при одновременном наличии двух условий:
а) стоимость погруженного груза не
покрывает фрахта и других расходов перевозчика по грузу;
б) отправитель или фрахтователь не внес
полностью фрахта перед отправлением судна и не предоставил дополнительного
обеспечения.
Обычно перевозчик может не выдавать груз в
порту назначения впредь до уплаты фрахта и других расходов, продать
удерживаемый груз и тем самым возместить свои расходы. Однако в тех случаях,
когда стоимость груза не покрывает фрахта и расходов перевозчика, залоговое
право не обеспечивает полного удовлетворения его требований. Поэтому закон
предоставил перевозчику право одностороннего отказа от исполнения договора
морской перевозки груза при наступлении указанных обстоятельств.
Отправитель или фрахтователь обязан в
рассматриваемых случаях не только возместить стоимость выгрузки груза, но и
уплатить перевозчику половину полного фрахта, платы за простой, а также другие
расходы, произведенные перевозчиком за счет груза.
Отказ отправителя или фрахтователя от
исполнения договора морской перевозки груза
При предоставлении всего судна для
перевозки груза отправитель или фрахтователь вправе отказаться от исполнения
договора морской перевозки груза при условии уплаты:
1) одной второй полного фрахта, при наличии
простоя платы за простой, произведенных перевозчиком за счет груза и не
включенных в сумму фрахта расходов, если отказ отправителя или фрахтователя
наступил до истечения сталийного или контрсталийного времени, установленного
для погрузки груза, либо до выхода судна в рейс, в зависимости от того, какой
из указанных моментов наступил раньше;
2) полного фрахта, других сумм, указанных в
подпункте 1 настоящего пункта, если отказ отправителя или фрахтователя наступил
после одного из моментов, указанных в подпункте I настоящего пункта, и договор
морской перевозки груза заключен на один рейс;
3) полного фрахта за первый рейс, других
сумм, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и одной второй фрахта за
остальные рейсы, если отказ отправителя или фрахтователя наступил после одного
из моментов, указанных в подпункте I настоящего пункта, и договор морской
перевозки груза заключен на несколько рейсов.
При отказе отправителя или фрахтователя от
исполнения договора морской перевозки груза до выхода судна в рейс перевозчик
обязан выдать отправителю или фрахтователю груз, если даже выгрузка груза
может задержать судно более установленного срока.
При отказе отправителя или фрахтователя от
исполнения договора морской перевозки груза во время рейса отправитель или
фрахтователь вправе требовать выдачи груза только в том порту, в который судно
должно зайти в соответствии с договором морской перевозки груза или зашло в
силу необходимости.
2. В случае, если для перевозки груза
предоставлено не все судно, отправитель или фрахтователь может отказаться от
исполнения договора морской перевозки груза при условии уплаты полного фрахта,
при наличии простоя платы за простой, возмещения расходов, произведенных
перевозчиком за счет груза и не включенных в сумму фрахта. Перевозчик обязан по
требованию отправителя или фрахтователя выдать груз до его доставки в порт
назначения только в случае, если этим не будет причинен ущерб перевозчику и
другому отправителю или фрахтователю. (ст. 155 КТМ РФ)
Статья 155 предоставляет право отправителю
или фрахтователю в одностороннем порядке отказаться от договора перевозки.
Отправитель не обязан сообщать перевозчику мотивы отказа от договора и может
заявить о таком отказе в любое время.
В случае перевозки груза по чартеру, когда
договор заключен с предоставлением для перевозки всего судна, отправитель
может отказаться от исполнения договора перевозки груза: до начала погрузки;
во время погрузки, в течение которой перевозчик держит судно под погрузкой без
дополнительных к фрахту платежей; после окончания сталийного времени; после
выхода судна в рейс. Выбор времени одностороннего отказа от исполнения договора
перевозки влияет лишь на правовые последствия, которые он влечет для
отправителя или фрахтователя.
Если отказ от исполнения договора
последовал до истечения сталийного или контрсталийного времени либо до
отправления судна в плавание, отправитель уплачивает половину полного фрахта,
плату за простой (если простой имел место), а также возмещает перевозчику
расходы, произведенные за счет груза.
Полный фрахт и другие суммы уплачиваются
отправителем, если отказ от исполнения договора наступил после выхода судна в
рейс или даже тогда, когда судно все еще находится в порту погрузки, однако
сталийное (или контрсталийное) время истекло. В последнем случае перевозчик
обязан за счет отправителя выгрузить груз из судна и выдать его отправителю,
даже если это связано с простоем судна. Выдача груза производится при условии
возврата перевозчику оригиналов коносамента (если они были выданы) или
предоставления соответствующей гарантии.
В тех случаях, когда договор перевозки
груза был заключен на несколько рейсов, для отправителя или фрахтователя
наступают те же последствия, что и при фрахтовании на один рейс: если он
отказывается от исполнения договора в сроки, указанные в подп. 1 п. 1 ст. 155
КТМ, уплачивается половина полного фрахта за все количество груза, которое
подлежало перевозке в течение нескольких рейсов, платы за простой и т. д. Если
отказ от исполнения договора последовал в то время, когда судно, принявшее
груз, в первом рейсе уже вышло из порта или истекло сталийное (или
контрсталийное) время, уплачивается полный фрахт за первый рейс и половина
фрахта за остальные рейсы.
Как в первом, так и во втором случае при
отказе от исполнения договора во время рейса отправитель или фрахтователь не
могут требовать от перевозчика направления судна в иной порт по его желанию.
Перевозчик может выдать груз в том порту, куда судно следует в соответствии с
договором или другом порту, в который судно было вынуждено зайти.
В случае, предусмотренном п. 2 статьи 155
КТМ РФ, перевозчик предоставляет судно в распоряжение нескольких фрахтователей,
и поэтому последствия одностороннего отказа от договора одного из фрахтователей
являются иными. Во-первых, отказ может иметь место лишь при условии уплаты
полного фрахта и других расходов независимо от того, истекло ли сталийное (или
контрсталийное) время. Во-вторых, перевозчик может выдать груз в пору
отправления или в любом промежуточном порту при условии, что это не нанесет
ущерба самому перевозчику или другим отправителям. Таким образом, если при
отказе от исполнения договора перевозки отправитель потребует выгрузки груза и
его выдачи, например в порту отправления, перевозчик не обязан это делать, если
в результате может быть нанесен ущерб другим лицам (задержка судна, просрочка в
доставке грузов, принадлежащих другим грузовладельцам, и т. п.).
Статья 156. Отказ от исполнения договора
морской перевозки груза каждой из его сторон
1. Каждая из сторон договора морской
перевозки груза вправе отказаться от его исполнения без возмещения другой
стороне убытков при наступлении до отхода судна от места погрузки груза
следующих обстоятельств:
1) военные или иные действия, создающие
угрозу захвата судна или груза;
2) блокада места отправления или места
назначения;
3) задержание судна по распоряжению
соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора морской
перевозки груза;
4) привлечение судна для государственных
нужд;
5) запрещение соответствующими властями
вывоза груза, который предназначен для перевозки, из места отправления или
ввоза груза в место назначения.
Обстоятельства, предусмотренные подпунктами
3 и 5 настоящего пункта, не могут служить основанием для отказа от исполнения
договора морской перевозки груза без возмещения другой стороне убытков, если
задержка судна предвидится кратковременная.
При наступлении обстоятельств,
предусмотренных настоящим пунктом, перевозчик не несет расходов на выгрузку
груза.
2. Каждая из сторон договора морской
перевозки груза вправе отказаться от его исполнения вследствие наступления
любого из обстоятельств, предусмотренных пунктом I настоящей статьи, также во
время рейса. При этом отправитель или фрахтователь возмещает перевозчику все
расходы на груз, в том числе расходы на его выгрузку, а также фрахт в размере,
пропорциональном фактически пройденному судном расстоянию.
Право отказаться от исполнения договора
каждой из сторон до отхода судна из места погрузки при наступлении определенных
обстоятельств осуществляется отправителем, фрахтователем или перевозчиком в
одностороннем порядке.
Среди обстоятельств, с наступлением которых
может наступить отказ от исполнения договора морской перевозки груза, названы
военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна или груза. Само
понятие «военные действия» обычно трудностей не вызывает: это любые военные
действия между враждующими сторонами, которые могут вестись как непосредственно
воюющими сторонами, так и их союзниками, формально не объявившими состояние
войны. Не обязательно, чтобы и сами воюющие стороны формально объявили войну
друг другу. В понятие военных действий включаются и действия, совершаемые в
процессе гражданских войн.
Под «блокадой» понимается преграждение
доступа с моря к побережью и портам с целью прервать отношения с морскими
странами. Различают несколько категорий блокады, в том числе коммерческую,
которая проводится при отсутствии военных действий с целью воспрепятствовать
морской торговле путем предотвращения захода судов в блокируемый район (порт) и
выхода из этого района. Блокада должна быть эффективной, т. е. поддерживаться и
осуществляться рядом судов, расположенных вокруг блокируемого района, в количестве,
достаточном для того, чтобы прервать коммуникации и создать риск захвата судна.
Для того чтобы блокада носила обязательный характер, необходимо наличие
соответствующей декларации. Прорыв блокады влечет за собой конфискацию судна и
груза.
Задержание судна по распоряжению властей
может служить основанием к отказу от исполнения договора морской перевозки
груза без возмещения убытков лишь в том случае, если оно было вызвано
причинами, не зависящими от перевозчика или отправителя. Например, согласно ст.
80 КТМ судну может быть отказано в разрешении на выход из порта в результате
неуплаты установленных сборов и штрафов. По требованиям, основанным на общей
аварии, столкновении и т. п., судно может быть арестовано по постановлению суда
или председателя МАК (Морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной
палате РФ).
Согласно ст. 417 ГК, если в результате
издания акта государственного органа исполнение обязательства становится
невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в
соответствующей части. Так, государство вправе привлекать для специальных
надобностей суда, плавающие под его флагом. Обычно суда привлекаются для
выполнения мобилизационной подготовки в связи с необходимостью обеспечения
военных действий и т. п.
В соответствии со ст. 20 ТК ввоз на
территорию Российской Федерации и вывоз отдельных товаров может быть запрещен
исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного
порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и
растений, охраны окружающей среды и т. д.
Задержание судна и запрещение вывоза и
ввоза груза не могут служить основанием к отказу от исполнения договора
перевозки без возмещения другой стороне убытков, если задержка предвидится
кратковременная. Задержание судна при обычных обстоятельствах длится
сравнительно недолго, и во многих случаях его освобождение зависит от перевозчика.
Сравнительно быстро можно выяснить и причину запрета на ввоз или вывоз
определенных грузов. Поэтому закон стимулирует обе стороны к активным
действиям, направленным на скорейшее уточнение времени задержки судна или
запрещения ввоза (вывоза) груза. Срок «кратковременной задержки» зависит от
конкретных обстоятельств, свойств груза и т. п.
Если обстоятельства, (военные или иные
действия, создающие угрозу захвата судна или груза перечисленные в п.1 статьи
156), наступают уже после выхода судна из порта отправления, во время рейса,
то при отказе от исполнения договора перевозки отправитель уплачивает
перевозчику фрахт пропорционально пройденному расстоянию и возмещает ему все
понесенные по грузу расходы (по выгрузке, хранению, простою судна и др.).
Необходимо рассмотреть статью 157
«Прекращение договора морской перевозки груза вследствие невозможности его
исполнения»:
1. Договор морской перевозки груза
прекращается без обязанности одной стороны договора возместить другой стороне
договора вызванные прекращением договора убытки, если после его заключения и
до отхода судна от места погрузки груза вследствие не зависящих от сторон
обстоятельств:
судно погибнет или будет насильственно
захвачено;
судно будет признано непригодным к
плаванию:
погибнет груз, индивидуально определенный;
погибнет груз, определенный родовыми
признаками, после сдачи его для погрузки и отправитель не успеет сдать другой
груз для погрузки.
2. Договор морской перевозки груза
прекращается вследствие указанных в пункте 1 статьи обстоятельств и во время
рейса; при этом перевозчику причитается фрахт в размере, пропорциональном
фактически пройденному судном расстоянию, исходя из количества спасенного и
сданного груза.
Согласно ст. 416 ГК обязательство
прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельствами, за
которые ни одна из сторон не отвечает. Статья 157 КТМ определяет не только
обстоятельства, при которых договор прекращается вследствие не зависящих от
сторон обстоятельств, но и последствия прекращения договора.
Договор морской перевозки прекращается без
обязанности одной стороны возместить другой стороне убытки, если после его
заключения и до отхода судна из места погрузки вследствие обстоятельств, не
зависящих от сторон:
а) судно погибнет или будет насильственно
захвачено. Под гибелью судна понимается не только его полная утрата в
результате, например, действия непреодолимой силы, но и полная конструктивная
гибель, когда устранение понесенных судном повреждений экономически
нецелесообразно. Насильственный захват судна может иметь место при попытке прорвать
блокаду, а также в результате нападений на суда в некоторых районах Мирового
океана и т. п.;
б) судно будет признано непригодным к
плаванию. Следует отличать непригодность к плаванию, вызванную непроявлением
перевозчиком должной заботливости по приведению судна в мореходное состояние и
признание судна непригодным к плаванию по обстоятельствам, не зависящим от
перевозчика. В первом случае положения ст. 157 КТМ не применяются и перевозчик
будет нести ответственность, предусмотренную договором;
в) погибнет груз, индивидуально
определенный. Вещи, участвующие в гражданском обороте, подразделяются на
индивидуально-определенные и вещи, определяемые родовыми признаками (существует
и иное деление вещей, например, на делимые и неделимые и др.). Гибель
индивидуально-определенного груза (например, конкретного механизма и т. п.)
влечет за собой прекращение договора перевозки груза;
г) погибнет груз, определяемый родовыми
признаками. Этот груз характеризуется общими для данного рода вещей свойствами
(зерно, уголь, железная руда и т. д.), и его гибель ведет к прекращению
договора лишь при определенных условиях: во-первых, груз до его гибели уже
должен быть предъявлен к перевозке, во-вторых, отправитель не успеет сдать
другой груз вместо погибшего. Отправитель может предъявить другой груз в
течение сталийного или контрсталийного времени, установленного для погрузки.
Если указанные выше обстоятельства
произошли во время рейса, договор также прекращается, причем перевозчик имеет
право на получение фрахта пропорционально фактически пройденному расстоянию. В
основном здесь речь идет о том случае, когда судно будет признано непригодным к
плаванию. При спасательных операциях относительно судов, терпящих бедствие,
часть груза (иногда весьма значительная), оказывается спасенной несмотря на
гибель судна. В этих случаях перевозчик также имеет право на получение фрахта
исходя из количества спасенного и сданного груза.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|