Размер ответственности
хранителя-перевозчика различается в зависимости от того, является ли хранение
возмездным или безвозмездным. В случае возмездного хранения хранитель отвечает
за причиненные убытки в полном объеме в соответствии со ст. 15 и 393 ГК, если
договором не предусмотрено иное. При безвозмездном хранении ответственность
хранителя-перевозчика, осуществляющего хранение в качестве дополнительной к
договору перевозки услуги, ограничивается реальным ущербом
поклажедателя-пассажира. Согласно этой статье перевозчик несет ответственность
не выше предела, установленного Афинской конвенцией, т. е. 2,7 тысяч расчетных
единиц на пассажира в отношении перевозки в целом.
Умысел или грубая неосторожность пассажира
предусмотрена статьей 189 КТМ РФ:
В случае, если перевозчик докажет, что
умысел или грубая неосторожность пассажира явились причиной смерти пассажира
или повреждения его здоровья, либо способствовали смерти пассажира или
повреждению его здоровья, либо способствовали утрате багажа пассажира или
повреждению его багажа, перевозчик может быть освобожден от ответственности
полностью или частично.
Вообще эта статья соответствует
общегражданской норме, содержащейся в ст. 1083 ГК, о том, что вред, возникший
вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит.
При грубой неосторожности, когда пассажиром
нарушаются обычные, очевидные для всех требования, необходимые для его
безопасности, применяется принцип смешанной вины, когда размер возмещаемого
перевозчиком пассажиру вреда может быть уменьшен.
Простая неосторожность пассажира, при
которой не соблюдаются некоторые повышенные требования, при определении
размера возмещения в расчет не принимается. При разграничении простой и грубой
неосторожности пассажира учитываются не только поведение лица, но и степень
предвидения им последствий допускаемого нарушения. Предвидя последствия в виде
неизбежности вреда и легкомысленно рассчитывая их избежать, пассажир может быть
признан как действовавший грубо, неосторожно, и в этом случае размер возмещаемого
ему вреда также может быть снижен.
Вопрос о том, допущена ли пассажиром
простая или грубая неосторожность, приведшая к наступлению вреда, должен
решаться в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств дела
(характера поведения потерпевшего, обстановки причинения вреда, индивидуальных
особенностей потерпевшего; применительно к утраченному или поврежденному
багажу следует учитывать действия и упущения пассажира, связанные с
ненадлежащей упаковкой багажа, неправильной или неполной информацией о
свойствах перевозимого имущества и пр.).
Наличие грубой неосторожности может иметь
двоякое последствие. Если грубая неосторожность пассажира содействовала
возникновению вреда или Увеличивала его размер, но при этом имела место вина
перевозчика, суд обязан применить принцип смешанной вины. Если же грубая
неосторожность пассажира допущена в условиях отсутствия вины перевозчика, но
перевозчик как владелец источника повышенной опасности отвечает без вины,
размер возмещения уменьшается. В случаях причинения вреда жизни и здоровью
пассажира полный отказ в возмещении не допускается даже при наличии грубой
неосторожности самого потерпевшего.
Наличие причинно-следственной связи между
противоправным поведением пассажира и наступившим вредом при отсутствии вины
перевозчика в утрате или повреждении багажа может привести к освобождению
перевозчика от ответственности за несохранную доставку багажа. Презумпции вины
пассажира не существует. На перевозчике лежит бремя доказывания того, что умысел
или грубая неосторожность пассажира способствовали утрате или повреждению
багажа пассажира.
Правила, содержащиеся в статье, могут
вызвать на практике определенные трудности. Дело в том, что в ст. 6 Афинской
конвенции, участницей которой является Россия, речь идет не об умысле или
грубой неосторожности, а просто о вине пассажира. При перевозке пассажира в
заграничном сообщении (если он не является гражданином Российской Федерации)
российский перевозчик может настаивать на применении не ст. 189 КТМ, а ст. 6
Афинской конвенции. Более того, в случае повреждения или утраты багажа
пассажира при перевозке в заграничном сообщении перевозчик может настаивать на
применении Афинской конвенции, даже если пассажир является гражданином
Российской Федерации.[20]
В заключение мы рассмотрим пределы
ответственности перевозчика (ст. 190 КТМ РФ):
1. Ответственность перевозчика за вред,
причиненный жизни или здоровью пассажира, не должна превышать 175 тысяч
расчетных единиц в отношении перевозки в целом. В случае, если вред
возмещается в форме периодических платежей, соответствующая общая сумма таких
платежей не должна превышать указанный предел ответственности перевозчика.
2. Ответственность перевозчика за утрату
или повреждение каютного багажа не должна превышать 1,8 тысячи расчетных единиц
на пассажира в отношении перевозки в целом.
3. Ответственность перевозчика за утрату
или повреждение автомашины, в том числе багажа, перевозимого в ней или на ней,
не должна превышать 10 тысяч расчетных единиц за автомашину в отношении
перевозки в целом.
4. Ответственность перевозчика за утрату
или повреждение иного багажа, чем багаж, который указан в пунктах 2 и 3
настоящей статьи, не должна превышать 2,7 тысячи расчетных единиц на пассажира
в отношении перевозки в целом.
5. Перевозчик и пассажир могут заключить
соглашение о возложении ответственности на перевозчика за вычетом франшизы, не
превышающей расчетных единиц в случае повреждения автомашины и не превышающей
135 расчетных единиц на пассажира в случае утраты или повреждения иного багажа.
При этом указанные суммы должны вычитаться из суммы ущерба, причиненного
пассажиру в результате утраты или повреждения автомашины либо иного багажа.
б. Проценты, начисляемые на сумму
возмещения ущерба, и судебные издержки не включаются в пределы
ответственности, предусмотренные пунктами 1-5 настоящей статьи.
Эта статья носит общий характер и
устанавливает предел ответственности за вред, причиненный лично пассажиру и его
багажу. Ее применение рассчитано на перевозки в заграничном сообщении, когда и
перевозчик, и пассажир не являются организациями или гражданами Российской
Федерации. Если же осуществляется каботажная перевозка или перевозка в
заграничном сообщении, но ее участники (перевозчик и пассажир) являются
организациями или гражданами Российской Федерации, ответственность перевозчика
за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, определяется в соответствии с
правилами гражданского законодательства России.
Этот принцип соблюден и при присоединении
Российской Федерации к Протоколу 1996 г. изменении Конвенции об ограничении
ответственности по морским требованиям 1976 г. Россия присоединилась к
Протоколу 1996 г. со следующими заявлениями: «...Российская Федерация... будет
применять к требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью
пассажира судна, законодательство Российской Федерации о возмещении вреда,
причиненного жизни или здоровью гражданина, в полном объеме, если судовладелец
и пассажир являются организациями или гражданами Российской Федерации».[21] Что касается ограничения
ответственности при утрате или повреждении багажа, то оно не применяется
только при перевозке в каботаже.
Перевозчик и пассажир могут своим
соглашением в письменной форме установить более высокие пределы
ответственности, чем те, которые предусмотрены пп. 1-5 ст. 190 КТМ:
Статья 191. Повышение пределов
ответственности перевозчика
Перевозчик и пассажир могут своим
соглашением в письменной форме установить более высокие пределы
ответственности перевозчика, чем те, которые предусмотрены пунктами ]-5 статьи
190 настоящего Кодекса.
Правила статьи 191 соответствуют ст. 10
Афинской конвенции и общей гражданско-правовой норме о том, что соглашения
транспортных организаций с пассажирами об ограничении или устранении
установленной законом ответственности перевозчика недействительны (см. п. 2 ст.
793 ГК).
Статья 192 «Применение пределов
ответственности» КТМ РФ определяет круг лиц, пользующихся правом на применение
пределов ответственности, а также устанавливает, что эти лица имеют право на
защиту на основании тех же правил, что и перевозчик. Эта норма основана на ст.
11 Афинской конвенции:
1. В случае, если к работнику или агенту
перевозчика либо фактического перевозчика предъявлено требование возмещения
ущерба в соответствии с правилами, установленными настоящей главой, работник
или агент, если докажет, что он действовал в пределах своих обязанностей
(полномочий), имеет право воспользоваться пределами ответственности, которые
предусмотрены в отношении перевозчика и фактического перевозчика правилами,
установленными настоящей главой.
2. Пределы ответственности перевозчика,
предусмотренные пунктами 1 - 5 статьи 190 настоящего Кодекса, применяются к
совокупности сумм, подлежащих возмещению по всем требованиям, возникшим в
связи со смертью одного пассажира или с повреждением здоровья одного пассажира
либо утратой или повреждением его багажа.
3. В отношении перевозки пассажира,
осуществленной фактическим перевозчиком, совокупность сумм, подлежащих
возмещению перевозчиком, фактическим перевозчиком, а также их работниками или
агентами, действовавшими в пределах своих обязанностей (полномочий), не может
превышать наибольшую сумму возмещения, которая согласно правилам,
установленным настоящей главой, может быть взыскана с перевозчика или с
фактического перевозчика. При этом ни одно из указанных лиц не должно нести
ответственность выше предела ответственности, подлежащего применению к ним.
4. В случае, если работник или агент
перевозчика либо фактического перевозчика вправе в соответствии с пунктом 1
настоящей статьи воспользоваться пределами ответственности перевозчика,
предусмотренными пунктами 1-5 статьи 190 настоящего Кодекса, совокупность
сумм, подлежащих возмещению перевозчиком либо в соответствующем случае
фактическим перевозчиком, работником или агентом перевозчика либо фактического
перевозчика, не должна превышать указанные пределы.
Правом на применение предела ответственности
пользуются:
фактический перевозчик;
работник или агент перевозчика,
действовавший в пределах своих обязанностей (полномочий);
работник или агент фактического
перевозчика, действовавший в пределах своих обязанностей (полномочий).
Пределы ответственности применяются в
совокупности сумм, подлежащих возмещению по всем требованиям, возникшим в
связи со смертью одного пассажира или повреждением здоровья одного пассажира
либо утратой или повреждением его багажа. Это означает, что к кому бы ни были
предъявлены требования о возмещении причиненного вреда, сумма возмещения не
должна превышать размера причиненного вреда (т. е. действует принцип полного
возмещения вреда), но вместе с тем как разовые, так и периодические выплаты за
вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, не должны превышать 175 тысяч
расчетных единиц в отношении перевозки в целом. Расчет ведется на одного
пассажира. При утрате или повреждении багажа расчет ведется с учетом багажа
одного пассажира
Предел ответственности применяется в
отношении перевозки в целом. Это означает, что при удовлетворении требований
пассажира, предъявленных к перевозчику и фактическому перевозчику, их
работникам и (или) агентам, общая сумма ответственности всех ответчиков
(соответчиков) не должна превышать установленного для этого требования предела
ответственности. Работник или агент перевозчика (фактического перевозчика)
могут воспользоваться установленным пределом ответственности лишь в том
случае, если вред пассажиру или его багажу причинен ими в ходе исполнения
возложенных на них обязанностей (полномочий).[22]
Статья 193. Утрата права на ограничение
ответственности
1. Перевозчик не вправе воспользоваться
пределами ответственности перевозчика, предусмотренными пунктами 1-5 статьи
190 и статьей 191 настоящего Кодекса, если доказано, что ущерб, причиненный
пассажиру, явился результатом его собственного действия или собственного
бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.
2. Работник и агент перевозчика или
фактического перевозчика не вправе воспользоваться пределами ответственности
перевозчика, предусмотренными пунктами 1-5 статьи 190 и статьей 191 настоящего
Кодекса в отношении перевозчика, если доказано, что ущерб, причиненный
пассажиру, явился результатом их собственных действий или собственного
бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.
Вина перевозчика, его работника и агента
является необходимым условиям их ответственности за вред, причиненный пассажиру
и его багажу. За смерть пассажира или причинение вреда его здоровью возможна
ответственность и без вины, если вред причинен деятельностью, создающей
повышенную опасность для окружающих.
Форма вины перевозчика, его работника и
агента не влияет на возникновение самого обязательства по возмещению
причиненного вреда. Однако размер возмещения напрямую зависит от формы вины
причинителя вреда и самого потерпевшего.
Если будет доказано, что вред причинен
пассажиру в результате собственного действия или бездействия перевозчика,
совершенных умышленно или по грубой неосторожности, никто из названных
причинителей не может ссылаться на пределы ответственности, установленные пп.
1-5 ст. 190. О собственных действиях или бездействии, совершенных умышленно
или по грубой неосторожности.
В этой главе мы рассмотрим договор
фрахтования судна на время который еще называют тайм-чартером. Тайм-чартеру
посвящена глава 10 КТМ РФ.
По договору фрахтования судна на время
(тайм-чартеру) судов владелец обязуется за обусловленную плату (фрахт)
предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на
определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей
торгового мореплавания. (ст. 198 КТМ РФ)
Договор фрахтования судна на время
представляет собой один из видов договора имущественного найма (аренды) -
аренды транспортного средства с экипажем. Поэтому отношения, возникающие из
такого договора, регулируются правилами, содержащимися в разделе 1 параграфа 3
главы 34 ГК. Кроме того, особенности аренды такого транспортного средства, как
морское судно с экипажем, отражены в правилах главы 10 КТМ.
В определении договора названы прежде всего
его стороны - носители правомочий и субъективных обязанностей. Стороны договора
- это судовладелец и фрахтователь. Согласно ст. 8 КТМ судовладельцем
признается собственник судна или другое лицо, эксплуатирующее его на ином
законном основании, в частности, судовладельцем, помимо собственника, является
любое лицо, эксплуатирующее судно на праве аренды, хозяйственного ведения,
оперативного управления, доверительного управления и т. д.
Судовладелец от своего имени отфрахтовывает
судно на срок другому лицу - фрахтователю. Последний нуждается в судне и
поэтому от своего имени фрахтует его на определенный срок для осуществления
целей торгового мореплавания.
Употребление в этой статье таких
характерных для морского права понятий, как «судовладелец», «фрахтователь», в
отличие от общегражданских терминов «наймодатель» и «наниматель»
свидетельствует о том, что договор фрахтования судна на время не может быть
приравнен к общегражданскому договору имущественного найма.
Первая обязанность судовладельца
заключается в предоставлении судна фрахтователю. При этом предоставление
понимается прежде всего как передача фрахтователю правомочия пользования,
права коммерческой эксплуатации судна от своего имени.
Судно предоставляется фрахтователю
временно, т. е. на обусловленный срок, по истечении которого фрахтователь
обязан возвратить его судовладельцу. Этот срок может выражаться в календарном
периоде от нескольких месяцев до нескольких лет (иногда до 10 - 15 лет) или во
времени, необходимом для выполнения одного или нескольких рейсов.
Зафрахтованные на время суда могут
использоваться для перевозки грузов. Поэтому стандартные проформы тайм-чартеров
построены с учетом того, что на судне будет перевозиться определенный груз.
Наряду с перевозкой груза в этой статье
упомянуто также о перевозке пассажиров и «иных целях торгового мореплавания»,
под которыми понимаются связанные с использованием судов промыслы водных
биологических ресурсов, разведка и разработка минеральных и других неживых
ресурсов морского дна и его недр, лоцманская и ледокольная проводка и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|