Конкретные правила отказа от договора и
порядок оформления возврата оплаченного проезда устанавливаются в соответствии
с правилами и тарифами перевозчика, а в каботажных перевозках - правилами,
которым подчиняется публичный перевозчик.
Правилами обычно устанавливаются условия,
при которых возможен частичный возврат платы за проезд. Это происходит в
случаях, когда пассажир из-за болезни или непредоставления ему места в
соответствии с билетом оставляет судно после начала рейса (в этом случае ему
возвращается разница между полной стоимостью проезда (провозом багажа) и
стоимостью проезда (провоза багажа) за преследованное расстояние) или при
возврате билета в кассу менее чем за установленное правилами количество часов
до отправления судна, или при возврате билета для поездки на судне
международных линий или в заграничном круизном рейсе по причине, не связанной
с болезнью, действием непреодолимой силы, или иной, не названной в качестве
основания для возврата платы за проезд.
Рассмотрев отказ пассажира от договора
морской перевозки следует также рассмотреть статью 184 «Отказ перевозчика от
исполнения договора морской перевозки пассажира»:
1. Перевозчик вправе отказаться от
исполнения договора морской перевозки пассажира при наступлении следующих не
зависящих от перевозчика обстоятельств:
1) военные или иные действия, создающие
угрозу захвата судна;
2) блокада пункта отправления или пункта
назначения;
3) задержание судна по распоряжению
соответствующих властей по причтам, не зависящим от сторон договора;
4) привлечение судна для государственных
нужд;
5) гибель судна или его захват;
6) признание судна непригодным к плаванию.
При отказе перевозчика от исполнения
договора морской перевозки пассажира до отхода судна пассажиру возвращаются
вся плата за провоз пассажира и плата за провоз его багажа, после начала рейса
- их часть в размере, пропорциональном расстоянию, на которое перевозка
пассажира не была осуществлена.
2. Перевозчик, отказавшийся от исполнения
договора морской перевозки пассажира при наступлении обстоятельств,
предусмотренных настоящей статьей, обязан за свой счет доставить пассажира по
его требованию в пункт отправления или возместить пассажиру реально понесенные
им расходы.
Эта статья закрепляет право перевозчика на
отказ от исполнения договора и условия, при которых он допускается. Она
распространяется на ситуации, когда отказ от исполнения договора не связан с
нарушением сторонами обязательств по нему.
Хотя в статье не говорится о конкретном
времени, в течение которого перевозчик вправе отказаться от исполнения
договора, представляется, что он может это сделать в любое время до завершения
перевозки. Последствия же зависят от того, оказался пассажир в стадии
перевозки или рейс еще не начался. Если перевозчик отказался от исполнения
договора по обстоятельствам, от него не зависящим, до отхода судна, то обязан
вернуть пассажиру всю сумму платы за провоз пассажира и плату за провоз его
багажа. Предполагается, что этой суммы будет достаточно, чтобы пассажир, прибегнув
к услугам другого перевозчика, обеспечил удовлетворение своей потребности в
перемещении до определенного пункта назначения.
Если пассажир на судне перевозчика уже
проследовал определенное расстояние и перевозчик по не зависящим от него
обстоятельствам вынужден отказаться от дальнейшего исполнения договора, то
обязан вернуть пассажиру часть платы за провоз пассажира и платы за провоз его
багажа, но пропорционально расстоянию, на которое перевозка пассажира не была
осуществлена. Другими словами, перевозчик в этом случае сохраняет за собой
право на получение вознаграждения за выполненную часть пути.
Поскольку пассажир, покинув пункт
отправления, не достиг пункта назначения, перевозчик, отказавшийся от
исполнения договора, обязан за свой счет доставить пассажира в пункт
отправления. Однако эта обязанность возникает у перевозчика в качестве
дополнительной к возврату платы за неисполненную часть пути, если пассажир
намерен вернуться в пункт отправления и требует возмещения реально понесенных
им расходов или доставки его в пункт отправления за счет перевозчика. Реально
понесенные им расходы - это расходы, подкрепленные соответствующими
документами, по транспортировке пассажира и его багажа от пункта, в котором
была прервана первоначальная перевозка в связи с отказом перевозчика от
исполнения договора по основаниям п. 1 ст. 184 КТМ, до пункта отправления по не
исполненному перевозчиком договору.
КТМ дает исчерпывающий перечень
обстоятельств, ссылаясь на которые, перевозчик вправе отказаться от договора
морской перевозки пассажира. Следует отметить, что обстоятельства, указанные в
подп. 1-4 ст. 184, упоминаются также в ст. 156 при отказе от исполнения
договора морской перевозки груза, в которой право отказаться от исполнения не
обусловлено не зависящими от перевозчика обстоятельствами. Что касается
обстоятельств, упомянутых в подп. 5-6, то здесь прекращение договора может быть
вызвано невозможностью его исполнения, в том числе и по обстоятельствам,
зависящим от перевозчика.
Гибель судна или его захват делают
невозможным продолжение рейса. В связи с объективной невозможностью исполнения
договор должен быть прекращен по инициативе перевозчика. Гибель судна не всегда
приводит к последствиям, предусмотренным ст. 184 КТМ. В зависимости от причин
гибели судна, а также от того, кому судно принадлежало и кто им (перевозчик или
фактический перевозчик) владел и управлял, могут возникнуть правоотношения,
связанные с возмещением причиненного вреда как пассажиру, так, возможно, и
перевозчику, понесшему убытки в связи с досрочным прекращением договора
перевозки пассажира.
Захват судна следует отличать от задержания
судна. Задержание судна имеет формальное основание в виде распоряжения
соответствующих властей. Захват судна таких оснований не имеет и происходит
фактически в связи с военными действиями, угрозой военных действий или
пиратством.
Признание судна непригодным к плаванию
может служить основанием для отказа от исполнения договора морской перевозки
пассажира, поскольку продолжение рейса на непригодном к плаванию судне опасно
для пассажира либо может быть технически неисполнимо. Непригодность судна к
плаванию должна наступить по обстоятельствам, не зависящим от перевозчика. Если
непригодность судна к плаванию произошла в связи с тем, что перевозчик не
проявил должной заботливости по приведению судна в мореходное состояние, то
перевозчик не может ссылаться на ст. 184 КТМ и должен нести ответственность за
ненадлежащее исполнение договора.
Статья 185 «Изменение договора морской
перевозки пассажира» закрепляет за перевозчиком исключительное право без
предварительного предупреждения задержать отход судна, т. е. задержать или
перенести отправление судна на другое время, изменить предусмотренный маршрут
перевозки, изменить пункты посадки и высадки пассажиров, если такие действия
продиктованы необходимостью защиты интересов самих пассажиров, перевозчика и
общества и возникли по обстоятельствам, не зависящим от перевозчика. Такими
обстоятельствами становятся чаще всего, стихийные явления, которые могут иметь
характер непреодолимой силы в силу своей чрезвычайности и непреодолимости, но
могут выражаться также в опасностях и случайностях на море, возникающих из
специфики природных условий в которых осуществляется морское судоходство, и
особенностей профессиональной деятельности морского перевозчика.
Для отнесения того или иного явления,
присущего морской стихии, к обстоятельствам, дающим перевозчику право на
изменение договора морской перевозки пассажира, не имеет значения его
интенсивность. Необходимо, чтобы оно возникло случайно, неожиданно и не по
вине перевозчика и его служащих. Поскольку стихийное явление возникло
неожиданно, перевозчик не может предотвратить его вредных воздействий и
вынужден поэтому изменить время или маршрут перевозки пассажира. Явления стихийного
характера, вынудившие перевозчика к изменению договора, могут возникнуть не
только в период самой перевозки, но и до начала рейса или после объявления
посадки.
Неблагоприятные
санитарно-эпидемиологические условия понимаются как вспыхнувшие эпидемии инфекционных
заболеваний, опасных для пассажиров и членов экипажа судна, используемого для
перевозки. В целях безопасности перевозчик вынужден изменить пункт отправления,
пункт назначения или объявленный маршрут следования судна.
Изменения времени, маршрута движения,
пунктов посадки и высадки, естественно, не соответствуют планам пассажира,
поэтому последний, не согласившись с изменением условий перевозки, может
отказаться от договора морской перевозки. Размер суммы, возвращаемой при этом
пассажиру, зависит от того, когда поступил отказ пассажира от договора, и
устанавливается по правилам ст. 183 КТМ.
Если изменение условий перевозки перевозчик
вынужден произвести после отхода судна из пункта отправления, пассажир также
вправе отказаться от договора и при этом потребовать доставить его в пункт
отправления за счет перевозчика или возместить ему фактически понесенные
расходы по возвращению в пункт отправления.
Ответственность перевозчика определяет
статья 186 КТМ РФ:
1. Перевозчик несет ответственность за смерть
пассажира и повреждение его здоровья, а также за утрату багажа пассажира или
повреждение его багажа, если происшествие, вследствие которого причинен ущерб
пассажиру, произошло во время перевозки пассажира и его багажа по вине
перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих
обязанностей (полномочий).
Утрата багажа пассажира или повреждение его
багажа включает в себя Ущерб, причиненный тем, что багаж не выдан пассажиру в
разумный срок после прибытия судна, на котором багаж перевозился или должен был
перевозиться.
2. Обязанность доказывания того, что
происшествие, в результате которого причинен ущерб пассажиру, произошло во
время перевозки пассажира и его багажа, а также размера причиненного ущерба
возлагается на истца.
3. Вина перевозчика, его работников или
агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий),
предполагается, если не доказано иное, в случаях, если смерть пассажира или
повреждение его здоровья либо утрата или повреждение каютного багажа произошли
в результате кораблекрушения, столкновения, посадки судна на мель, взрыва или
пожара на судне или недостатков судна либо в связи с кораблекрушением,
столкновением, посадкой судна на мель, взрывом или пожаром на судне или
недостатками судна. В отношении утраты или повреждения иного багажа, который
не является каютным, вина указанных лиц предполагается, если не доказано иное,
независимо от характера происшествия, вызвавшего утрату или повреждение такого
багажа. В других случаях обязанность доказывать вины лежит на истце.
Следует иметь в виду, что согласно ст. 197
содержащиеся в ст. 186 правила применяются:
а) при перевозке пассажиров в заграничном
сообщении, если только перевозчик и пассажир не являются организациями или
гражданами Российской Федерации;
б) при перевозке багажа в заграничном
сообщении независимо от того, являются ли пассажир и перевозчик организациями
или гражданами Российской Федерации.
Основное правило об ответственности
перевозчика за смерть пассажира и повреждение его здоровья, а также за утрату
или повреждение багажа соответствует ст. 3 Афинской конвенции.
Перевозчик несет предусмотренную ст. 186
КТМ ответственность, если происшествие произошло во время перевозки пассажира и
его багажа.
Вина перевозчика, его работников или
агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий),
предполагается, если не доказано иное, в случаях, когда смерть пассажира или
повреждение его здоровья произошли в результате кораблекрушения, столкновения,
посадки судна на мель, взрыва или пожара на судне или недостатками судна.
Доказать отсутствие своей вины в данном случае должен перевозчик. Эта статья
довольно детально распределяет бремя доказывания между участниками процесса. По
общему правилу истец доказывает обстоятельства, на которые он ссылается, в
частности, должен доказать размер причиненного ему ущерба и то, что ущерб
причинен во время перевозки.
При решении вопроса о возмещении за утрату
или повреждение багажа имеет значение, в чьем владении и под чьим надзором
находился багаж. Вина перевозчика за гибель и повреждение каютного багажа
предполагается тогда, когда имели место обстоятельства (кораблекрушение,
столкновение, посадка судна на мель, взрыв, пожар на судне, недостатки,
связанные с немореходными качествами самого судна) экстремального характера,
при которых пассажир должен был думать прежде всего о собственной безопасности,
а не о сохранности каютного багажа. К тому же естественно предположить, что
возникшая ситуация, выходящая за рамки обычного мореплавания, возникла из-за
упущений перевозчика и его команды. Доказать противное должен сам перевозчик.
Если багаж был сдан пассажиром перевозчику
для перевозки тем же судном и в этом смысле находился во владении и под
контролем перевозчика и был утрачен или поврежден, вина перевозчика, его
работников или агентов предполагается независимо от характера происшествия.
Доказать отсутствие вины в этом случае должен перевозчик.
В других случаях повреждения или утраты
имущества пассажиров вину перевозчика должен доказать истец.
Статья 187. Фактический перевозчик
1. В случае, если осуществление перевозки
пассажира или ее части поручено фактическому перевозчику, перевозчик тем не
менее несет ответственность в соответствии с правилами, установленными
настоящей главой, за всю перевозку пассажира. При этом фактический перевозчик
несет обязанности и имеет права, предусмотренные установленными настоящей
главой правилами, в отношении осуществляемой им самим части перевозки
пассажира.
2. В отношении перевозки пассажира,
осуществляемой фактическим перевозчиком, перевозчик несет ответственность за
действия или бездействие фактического перевозчика, его работников или агентов,
действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий).
3. Любое соглашение о том, что фактический
перевозчик принимает на себя обязанности, не возложенные на него правилами,
установленными настоящей главой, или отказывается от прав, предоставленных
такими правилами, имеет силу для фактического перевозчика только при наличии
его согласия на это в письменной форме.
4. В случае, если ответственность несут
перевозчик и фактический перевозчик, их ответственность является солидарной.
5. Правила, установленные настоящей главой,
не затрагивают право регресса перевозчика и фактического перевозчика друг к
другу.
Фактический перевозчик не состоит в
договорных отношениях с пассажиром, поэтому за надлежащее исполнение
договорных обязательств по-прежнему ответствен первоначальный перевозчик,
значащийся в качестве такового в билете (путевке). С фактическим перевозчиком
состоит в правоотношениях первоначальный (договорный с пассажиром) перевозчик,
который, возлагая на первого обязанность по перевозке, фактически замещает им
самого себя.
В отношении перевозки пассажира,
осуществляемой фактическим перевозчиком, перевозчик несет ответственность за
действия или бездействие фактического перевозчика, его работников или агентов,
действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий).
При совместном причинении вреда пассажиру
перевозчик и фактический перевозчик отвечают перед пассажиром солидарно. Пассажир
по своему усмотрению вправе предъявить свои требования в полном объеме к
любому из них или к ним обоим.
Статья 188. Утрата и повреждение ценностей
Перевозчик не отвечает за утрату и
повреждение денег, ценных бумаг, золота, изделий из серебра, драгоценностей,
украшений, произведений искусства или других ценностей, если только такие
ценности не были сданы на хранение перевозчику, который согласился сохранять их
в целости. За сданные на хранение ценности перевозчик несет ответственность не
выше предела, предусмотренного пунктом 4 статьи 190 настоящего Кодекса, если в
соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса не согласован более высокий
предел ответственности.
Условия ответственности перевозчика за
утрату или повреждение ценностей соответствуют ст. 5 Афинской конвенции. Если
с перевозчиком либо организованной им службой договор о хранении ценностей не
заключен и вещи пассажира в виде денег, ценных бумаг, драгоценностей и пр.
находятся в каюте, на перевозчика распространяются общие правила ответственности
за каютный багаж.
Перевозчик отвечает перед пассажиром за
убытки, причиненные утратой или повреждением ценностей, по правилам
общегражданской ответственности, предусмотренной ст. 393 ГК, т. е. за вину,
если нет оснований для признания его профессиональным хранителем.
Профессиональным он может быть признан, если занятие хранением является его
предпринимательской деятельностью, т. е. систематической, самостоятельной и
направленной на извлечение прибыли. Тогда ответственность перевозчика за сохранность
принятых на хранение ценностей должна основываться на правилах ст. 401 ГК.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|