Возможность зафрахтовать судно для иных,
чем перевозка, целей торгового мореплавания - одно из отличий тайм-чартера от
договора морской перевозки груза и, в частности, от договора фрахтования судна
на рейс чартера.
Эксплуатация зафрахтованного на время судна
может осуществляться только в целях торгового мореплавания. Судно по этому
договору не может использоваться как гостиница, склад, ресторан. Именно это
отличает договор фрахтования судна на время от договора имущественного найма.
Хотя в статье говорится о предоставлении
судна в пользование фрахтователя, следует признать, что к последнему на время
переходит также правомочие владения судном. В вопросах коммерческой эксплуатации
ему подчинен экипаж судна. Но судно в этом случае не выходит и из обладания
судовладельца. Члены экипажа остаются его работниками, его распоряжения,
относящиеся к управлению судном, обязательны для всех членов экипажа. Поэтому
есть все основания говорить о временном двойном владении (или совладении)
судном.
Вторая обязанность судовладельца состоит в
оказании им фрахтователю услуг по управлению судном и его технической
эксплуатации. Строго формально оказание таких услуг выходит за пределы
предмета аренды и сближает тайм-чартер с договорами об оказании услуг,
результаты которых не имеют вещественной формы. Однако в ГК договоры об аренде
транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической
эксплуатации отнесены к одному из видов договора аренды. Тем самым в законодательстве
окончательно решен вопрос о правовой природе тайм-чартера, бывший ранее
дискуссионным.
В определении тайм-чартера закреплена
обязанность фрахтователя уплатить фрахт, поскольку судно предоставляется ему
за обусловленную плату. Договор, таким образом, носит возмездный характер.
Размер фрахта не зависит от количества перевозимого груза или эффективности
эксплуатации судна в какой-либо иной форме.[23]
Анализ определения тайм-чартера показывает,
что каждая из сторон этого договора имеет правомочия и несет юридические
обязанности. Тайм-чартер признается заключенным с момента достижения
контрагентами соглашения по всем его существенным условиям. Наконец,
тайм-чартер - это возмездное обязательство. Следовательно, тайм-чартер - это
двусторонне обязывающий, консенсуальный и возмездный договор.
Условия тайм-чартера определяются прежде
всего соглашением сторон. Следовательно, положения договора имеют приоритет над
нормами главы Х КТМ. Таким образом, правила, содержащиеся в главе Х КТМ (за
исключением ст. 198) носят диспозитивный характер. Это означает, что они
подлежат применению, если не противоречат договору между сторонами, или
регулируют отношения, не решенные либо не до конца решенные в таком договоре.
В тайм-чартере должны быть указаны
наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные
(грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), район плавания, цель
фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок
действия тайм-чартера. (Ст. 200 КТМ РФ «Содержание тайм-чартера»)
В статье 200 КТМ приведен перечень данных,
указываемых в тайм-чартере. Этот перечень не является исчерпывающим; в
проформах договора содержится более широкий круг данных, включаемых в договор.
Отсутствие в договоре каких-либо данных из
числа указанных в ст. 200 КТМ не влечет недействительности договора, но может
снизить доказательственную ценность документа, оформляющего обязательство.
В договоре указываются наименования сторон
- судовладельца и фрахтователя, и их адреса. Точное наименование требуется для
их последующего уведомления во всех необходимых случаях, а также для
отграничения их от агентов (поверенных), подписывающих договор от имени их
доверителей, но не вступающих в какие-либо правоотношения по договору.
Название судна служит способом его
индивидуализации. Если судно названо, судовладелец может заменить его лишь при
наличии в договоре соответствующей оговорки о замене (субституции) или
согласия фрахтователя на такую замену. В случае, когда в договоре нет
соответствующей оговорки и фрахтователь не согласен на замену судна, гибель
последнего до предоставления фрахтователю его или в период пользования им
судном означает прекращение договора. От фрахтователя нельзя требовать принятия
другого судна, хотя бы и совпадающего с прежним по своим показателям и
параметрам.
Поскольку по тайм-чартеру коммерческая
эксплуатация судна осуществляется фрахтователем, его интересует по сравнению с
перевозчиком по договору морской перевозки груза более широкий круг
показателей, характеризующих судно и могущих влиять на уровень
эксплуатационных расходов. Так, для определения провозной способности судна и
калькуляции эксплуатационных расходов в договоре указываются: дедвейт судна,
включая запасы бункера, иных материалов и воды для котлов, вместимость его
грузовых и бункерных помещений, регистровая вместимость, скорость при хорошей
погоде и спокойном море, класс, год постройки, мощность двигателей, расход и
род топлива. При фрахтовании судна в целях его использования для перевозки
груза немаловажное значение приобретают данные о числе трюмов, танков,
твиндеков, палуб, размере люков, наличии кранов, стрел и других грузовых
механизмов, осадке с грузом и в балласте. С политической и коммерческой точки
зрения для фрахтователя важно также, какой флаг несет судно, так как от этого в
определенное время (например, во время войны) зависит безопасность судна или
возможность осуществления фрахтователем торговых операций.
Несоответствие между данными о судне,
зафиксированными в договоре, И фактическим состоянием его может иметь
отрицательные последствия для судовладельца.
В международной практике фрахтования судов
на время фрахтователь может аннулировать договор и взыскать понесенные им
убытки вследствие неправильного описания судна при наличии одного из трех
условий:
1) неправильное описание судна затрагивает
существо договора и ведет к лишению фрахтователя прибыли в значительной части;
2) судовладелец не может выполнить
требование о пригодности или готовности судна к дате канцелинга и тем самым
устранить несоответствие между описанием судна и его фактическим состоянием;
3) судовладелец не может привести судно в
состояние, отвечающее его описанию по договору, или отказывается сделать это.
При отсутствии оснований аннулировать
договор фрахтователь может взыскать убытки, понесенные им вследствие
неправильного описания судна в договоре.
В договоре обычно указывается
географический район, в котором фрахтователь может эксплуатировать судно (п. 2
тайм-чартера «Балтайм», строки 27-31 тайм-чартера «Нью-Йорк Продьюс»). При
определении границ этого Района учитываются как технико-эксплуатационные
параметры и характеристики судна, так и коммерческо-политические интересы
сторон. Район мирового океана, в котором допускается плавание судна, обычно
определяется путем установления запрета эксплуатировать судно в высоких широтах
либо зонах, опасных для мореплавания, или заходить в порты определенной
береговой полосы либо того или иного государства (государств). Такое условие
договора означает, что судно может быть направлено в любой географический район
за изъятиями, согласованными сторонами и установленными в договоре.[24]
Цель фрахтования может быть обозначена в
тайм-чартере с разной степенью определенности и детализации. В договоре,
например, может быть указан лишь вид деятельности: «для перевозки законных грузов»,
«для добычи полезных ископаемых». При использовании судна для перевозки груза в
договоре может быть назван род груза, не принимаемого на судно в связи с его
свойствами, представляющими опасность с технологической или коммерческой точки
зрения (например, живой скот, вредные воспламеняющиеся или опасные грузы,
оружие и военное снаряжение, контрабанда и т. д.). Стороны могут договориться
и о перевозке определенного вида груза, например зерна, руды, леса, или добыче
тех или иных полезных ископаемых. В договоре может быть определен вид морского
промысла или научно-исследовательской деятельности в случаях, когда
предполагается использовать судно в этих целях.
В тайм-чартере указываются время передачи
зафрахтованного судна судовладельцем фрахтователю и время его возврата (выдачи
из аренды). Это время часто обозначается указанием периода, в который судно
должно быть передано или возвращено («от ... и до ...»). Иногда наряду с
датами в договоре указываются часы, в которые следует произвести передачу или
возврат («в период между 9 часами утра и 6 часами дня ...»). Обычно возврат
судна должен хотя бы примерно совпадать с окончанием срока, на который был
заключен тайм-чартер.
В договоре обычно указывается не
определенный порт, в котором судно должно быть передано фрахтователю, а отрезок
береговой полосы, в пределах которого фрахтователю принадлежит право выбрать
порт приемки-возврата судна, т. е. рейндж.
Судовладелец обязан передать судно в
пользование фрахтователя у доступного причала или дока (п. 1 проформы
«Балтайм», строка 20 проформы «Нью-Йорк Продьюс»). В договор, как правило,
включается условие о том, чтобы у причала или в доке судно было в безопасном
состоянии и находилось всегда на плаву (п. 1 проформы «Балтайм», строка 20
проформы «Нью-Йорк Продьюс»). По условиям договора иногда требуется также,
чтобы порт сдачи был свободен ото льда.
Фрахтователь обязан номинировать порт и
причал, дав судовладельцу об этом нотис за несколько дней до сдачи судна. В
случае, когда причал не был номинирован или оказался недоступным для судна,
например вследствие скопления судов, судовладелец вправе получить
обусловленный фрахт за все время ожидания.
Размер фрахта по тайм-чартеру определяется
на основании суточной ставки за судно в целом или месячной ставки за каждую
тонну дедвейта. Уровень ставки фрахта определяется с учетом конъюнктуры на
мировом фрахтовом рынке. На ставку фрахта влияют данные о судне, районе его
эксплуатации и другие условия договора.
Срок, на который заключается договор, может
быть указан в виде периода (обычно от 2 до 10 лет) или времени, необходимого
для выполнения одного либо нескольких рейсов по перевозке груза, буксирной
либо спасательной операции и т. д. (трип-чартер). Исчисление срока начинается с
момента предоставления судна в пользование фрахтователя.
В этой главе нам следует рассмотреть статью
201 «Форма тайм-чартера»:
Тайм-чартер должен быть заключен в
письменной форме.
Тайм-чартер должен быть заключен в
письменной форме. В силу п. 1 ст. 609 ГК договор аренды подлежит заключению в
письменной форме только тогда, когда он заключается на срок более года либо
когда хотя бы одной из сторон этого договора является юридическое лицо. Но в
изъятие из этого правила в ст. 633 ГК и ст. 201 КТМ требование соблюдения
простой письменной формы в отношении аренды транспортных средств с экипажем, в
частности тайм-чартера, выдвинуто безотносительно к сроку действия договора и
его субъектному составу. Морские суда, а также суда внутреннего плавания относятся
к недвижимому имуществу. Однако правило о государственной регистрации
договоров аренды недвижимого имущества (п. 2 ст. 609 ГК) к аренде транспортных
средств с экипажем не применяется (ст. 633 ГК).
На практике тайм-чартер заключается на
основании отпечатанных типографским способом проформ (стандартных форм)
тайм-чартеров, в которых изложены наиболее часто применяемые условия этих
договоров. Использование проформ ускоряет и облегчает процесс выработки и
согласования содержания договора и дает возможность сконцентрировать внимание
на согласовании условий, которые индивидуализируют данный договор. Кроме того,
применение проформ в определенной степени способствует унифицированному регулированию
отношений, возникающих на основании договора.
При заключении тайм-чартера широкое
применение получила универсальная проформа тайм-чартера «Балтайм». Эта
проформа была разработана БИМКО в 1939 г., а в 1950 г. - изменена и дополнена
Советом по документации Палаты судоходства Великобритании. Судовладельцы и
фрахтователи ФРГ широко применяют проформу тайм-чартера «Дойтцайт», французские
судовладельцы и грузовладельцы - проформу «Франкотайм». Для перевозки грузов
из портов американского континента часто используется проформа «Нью-Йорк
Продьюс», разработанная в 1913 г. и в последний раз пересмотренная в 1946 г.
Фрахтование наливных судов на время нередко
осуществляется на основании проформы «Танкер тайм-чартер парти» (кодовое
название «STB TIME»). Для эксплуатации в линейном
сообщении зафрахтованных на время судов БИМКО в 1968 г. разработало проформу
«Лайнертайм». Фрахтование на время судов, предназначенных для перевозки
пассажиров, нередко осуществляется на основе проформы «Инчарпасс»,
разработанной институтом брокеров Великобритании.
Согласно п. 2 ст. 162 ГК несоблюдение
требуемой законом формы влечет за собой недействительность сделки лишь в
случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон. Статья 633 ГК,
требуя заключения договора аренды транспортного средства с экипажем в
письменной форме, не предусматривает признание договора недействительным
вследствие несоблюдения письменной формы. Поэтому нарушение требований закона
относительно простой письменной формы договора связывается с
процессуально-правовыми последствиями: факт заключения договора и его
содержание в случае спора могут быть доказываемы другими письменными
доказательствами (письмами, телеграммами, радиограммами, телексами, факсами и
т. д.) и любыми другими доказательствами, кроме свидетельских показаний.
Согласно ст. 209 КТМ РФ «Гибель судна и
уплата фрахта» гибель судна автоматически, т. е. без какого-либо соглашения
сторон или волеизъявления одной из них, прекращает действие тайм-чартера.
Прекращение же договора влечет за собой прекращение уплаты фрахта.
Под гибелью судна понимается не только его
физическое уничтожение, например в результате пожара, но и пропажа без вести.
Гибелью судна считается также его конструктивное разрушение, при котором оно
не может быть использовано как судно.
Установлена обязанность фрахтователя
уплатить фрахт по день гибели судна или по день получения последнего известия о
нем. Об обязанности уплатить фрахт по день гибели судна говорится также в
проформе «Балтайм» (п. 16, строка 119). Что же касается пропажи судна без
вести, то согласно условию проформы «Балтайм» (п. 16, строка 120) в случае,
когда день гибели установить невозможно, фрахт уплачивается в половинном
размере со дня получения последнего сообщения о судне до расчетной даты
прибытия судна в порт назначения.
Еще одной из наиболее распространенных форм
договора перевозки морским транспортом является договор фрахтования судна без
экипажа (бербоут-чартер). Определение этого договора дается в статье 211 КТМ
РФ:
По договору фрахтования судна без экипажа
(бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт)
предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не
укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов,
пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.(ст. 211 КТМ РФ)
Договор фрахтования судна без экипажа
(бербоут-чартер) - разновидность аренды транспортного средства, аренда без
предоставления услуг по управлению транспортным средством и его технической
эксплуатации. Отношения, связанные с таким договором, подпадают под действие
раздела 2 параграф 3 главы 34 ГК. Кроме того, регулированию отношений по
бербоут-чартеру посвящены нормы главы XI КТМ. Несмотря на явную близость
тайм-чартера и бербоут-чартера в КТМ каждому из этих договоров посвящена
самостоятельная глава.
В главе XI КТМ договор фрахтования судна
без экипажа назван бербоут-чартером. Весьма часто в торговом мореплавании этот
договор обозначается как димайз-чартер. В большинстве случаев эти два термина
употребляются как синонимы. Между тем бербоут-чартер представляет собой договор
фрахтования судна, в формировании экипажа которого судовладелец не принимает
никакого участия. Димайз-чартер охватывает как договор, по которому к фрахтователю
переходит только судно, так и договор, на основании которого к фрахтователю
переходит не только судно, но и поступает на службу его экипаж или часть его.
При любом из этих двух вариантов все члены прежнего экипажа рассматриваются в
качестве служащих фрахтователя.
Предметом бербоут-чартера служит передача
фрахтователю судна на время без предоставления услуг экипажа. Вследствие такой
передачи к фрахтователю переходят правомочия пользования и владения судном
(последнее он осуществляет через подчиненный ему во всех отношениях экипаж).
Более того, если зафрахтованное в бербоут-чартер судно используется для
перевозки грузов, то и правомочие владения грузом на то время, в течение
которого он находится на судне, переходит к фрахтователю.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|