Оба указанных основания для приостановления
течения срока исковой давности не исключают, однако, приостановления течения
этих сроков по основаниям, предусмотренным нормами гражданского
законодательства, например таких, как непреодолимая сила, мораторий на
исполнение обязательств, приостановление действия правовых норм, регулирующих
соответствующие отношения, и пр. (см. п. 1 ст. 412).
Приостановлению течения сроков исковой
давности при наличии оснований, перечисленных в гражданском законодательстве,
не должно препятствовать отсутствие в КТМ общего положения, в соответствии с
которым к требованиям из торгового мореплавания допускается применение общих
правил гражданского законодательства, определяющих порядок приостановления
течения сроков исковой давности, подобных тем, которые были приведены в ст. 307
КТМ 1968 г.
Включение в КТМ специальных правил о
приостановлении течения срока исковой давности (п. 2 ст. 407 и ст. 412) лишь
дополняет общие правила гражданского законодательства, но не дает оснований
применять к этим срокам положения пп. 2 и 3 ст. 202 ГК, связывающих
приостановление течения сроков исковой давности с возникновением перечисленных
в п. 1 ст. 202 ГК обязательств в последние шесть месяцев срока давности, что
дает основание для удлинения этих сроков.
Сроком исковой давности является
установленный законом «срок для защиты права лица, право которого нарушено»
(ст. 195 ГК). С истечением этого срока указанное выше лицо утрачивает право
требовать от юрисдикционного органа защиты нарушенного или оспариваемого права.
Требование о защите нарушенного или
оспариваемого права принимается к рассмотрению юрисдикционными органами
независимо от истечения срока исковой давности (п. 1 ст. 199 ГК).
Сам по себе факт пропуска срока исковой
давности не является основанием для принятия юрисдикционным органом решения об
отказе в иске, если на такой пропуск не сослался ответчик (п. 2 ст. 199 ГК).
Ссылка ответчика на пропуск истцом срока
исковой давности должна быть сделана до вынесения юрисдикционным органом
решения по делу. В качестве такой ссылки признается отказ ответчика от
удовлетворения искового требования истца по мотиву пропуска исковой давности,
сделанный в отзыве на исковое заявление или в ответе на требование, заявленное
в претензионном порядке.[34]
Закон (ст. 205 ГК) предусмотрел возможность
восстановления юрисдикционным органом, рассматривающим соответствующее дело,
пропущенного срока исковой давности по требованию истца-гражданина. Основанием
для восстановления пропущенного срока исковой давности является признание
причин такого пропуска уважительными.
Установленный законом срок исковой давности
и порядок его исчисления не может быть изменен по соглашению сторон (п. 1 ст.
198 ГК). Должник, исполнивший свою обязанность по истечении срока исковой
давности, не вправе требовать исполненное обратно независимо от того, знал ли
он в момент исполнения об истечении срока исковой давности (ст. 206 ГК).
В силу п. 1 ст. 408 КТМ РФ (соответственно
п. 3 ст. 797 ГК) к требованиям из договора морской перевозки груза применяется
годичный срок исковой давности. Этот срок согласно п. 1 ст. 197 ГК относится к
числу специальных сроков исковой давности.
Установленный ст. 408 срок исковой давности
применяется независимо от того, осуществлялась ли перевозка груза в каботажном
или в заграничном плавании, являются ли участники такой перевозки физическими
или юридическими лицами и относятся ли последние к коммерческим или
некоммерческим предприятиям (организациям).
Исчисление срока исковой давности по
требованию из договора морской перевозки груза производится по правилам,
приведенным в п. 2 ст. 408, в зависимости от содержания предъявляемого
требования.
Если содержанием требования из договора
морской перевозки груза является возмещение ущерба за утрату груза, то срок
исковой давности исчисляется с момента истечения тридцати дней со дня, в
который этот груз должен быть выдан перевозчиком.
День выдачи груза определяется:
при перевозке груза на судне, следовавшем
по расписанию, - днем, когда это судно по расписанию должно было прийти в порт
назначения;
при перевозке, выполнявшейся вне
расписания, но в направлении, для которого был установлен срок доставки, -
днем, в который истек этот срок;
при перевозке, выполнявшейся вне
расписания, но в направлении для которого срок доставки не установлен, - днем
окончания времени, обычно затрачиваемого и разумно необходимого (ст. 792 ГК)
для доставки груза в порт назначения.
Если содержанием требования из договора
морской перевозки груза является возмещение ущерба за утрату груза,
перевозившегося в смешанном сообщении, то срок исковой давности исчисляется со
дня истечения 4 месяцев со дня приема груза к перевозке.
Если содержанием требования из договора
морской перевозки груза являются возмещение ущерба за повреждение груза,
просрочку в его доставке, а также возврат перебора или взыскание недобора
провозных платежей, срок исковой давности исчисляется со дня выдачи груза и,
если груз не был выдан, со дня, в который он должен быть выдан.
Если содержанием требования из договора
морской перевозки груза являются возмещение убытков за неподачу судна или
подачу его с опозданием, плата за простой судна, премии за досрочную погрузку
или выгрузку груза, срок исковой давности исчисляются со дня окончания месяца,
следующего за тем, в котором началась или должна была начата перевозка груза.
По требованиям из договора морской
перевозки груза, предъявляемым во всех остальных случаях, днем, с которого
начинает исчисляться срок исковой давности, является день наступления события,
послужившего основанием для предъявления требования.[35]
Статья 232. Определение договора морского
агентирования:
По договору морского агентирования морской
агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет
судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени
судовладельца в определенном порту или на определенной территории. (ст. 232 КТМ
РФ)
В КТМ 1968 г. отсутствовали нормы,
регулирующие морское агентирование, за исключением ст. 63, предписывающей, что
агентское обслуживание судов в морском торговом порту должно осуществляться
государственными агентскими организациями, являющимися юридическими лицами.
Агентирование как институт появилось в
российском законодательстве с введением в действие части второй ГК в 1996 г., в
которой содержится глава 52 «Агентирование».
В постановлении Высшего Арбитражного Суда №
5056/98 от 26 января 1999 г. отмечалось, что «услуги судового агента,
оформленные агентским договором, понятие и признаки которого содержатся, в
главе 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, непосредственно связаны с
товарами, работами и услугами, потребляемыми судном при его обслуживании в
порту, поскольку на протяжении длительного периода времени в морском
судоходстве сложилась такая их форма обслуживания в портах, что закреплено в
действующих в Российской Федерации актах и нормах международного права».
Проанализировав содержание услуг судового агента, ВАС пришел к выводу, что
такого рода услуги имеют сходство с услугами экспедитора в договоре
транспортной экспедиции (п. 1 ст. 801 ГК) и что, следовательно, услуги
судового агента не являются посредническими (Вестник ВАС РФ. 1999. № 5. С.
29-30).
Договор морского агентирования является
разновидностью агентского договора. Особенности договора морского агентирования
определяются тем, что он используется при предоставлении как услуг по
совершению сделок, так и иных услуг в сфере предпринимательской и иной
деятельности в области тортового мореплавания в порту или на определенной
территории. Правила ст. 232 КТМ РФ соответствуют положениям ч. 1 п. 1 ст. 1005
ГК. Они вместе с положениями других статей главы XIII КТМ предусматривают
особенности договора морского агентирования как отдельного вида агентского
договора согласно п. «4» ст. 1005 ГК.
В главе XIII «Договор морского
агентирования» КТМ РФ не содержится положений о форме договора морского
агентирования, однако следует иметь в виду, что такой договор должен заключаться
в простой письменной форме. Это требование содержится в подп. 1 п. 1 ст. 161
ГК, устанавливающей, что сделки юридических лиц между собой и с гражданами
должны совершаться в простой письменной форме. На практике в линейном
судоходстве агентские договоры заключаются путем составления одного документа,
подписанного сторонами, а в трамповом судоходстве нередки случаи заключения
агентского договора путем обмена документами посредством электронной и иной
связи, что соответствует положениям п. 2 ст. 434 ГК.
В качестве морского агента могут выступать
юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, и индивидуальные
предприниматели, имеющие лицензию на агентское обслуживание морских судов в
морских портах в соответствии с Законом о лицензировании. В международной
практике морской агент в том значении, которое определено КТМ РФ, иногда
называется портовым агентом (port agent).
В качестве принципала в договоре морского агентирования
во всех случаях выступает судовладелец.
Договор морского агентирования является
возмездным. К агентскому вознаграждению применяются правила ст. 1006 ГК.
Договор морского агентирования должен
предусматривать территориальную сферу его действия. Морской агент действует
либо в определенном порту (или нескольких определенных портах), либо во всех
портах, находящихся на определенной территории, непосредственно или через
субагентов. В последнем случае морского агента принято называть генеральным агентом.
Правила договора морского агентирования применимы и к договорам судовладельцев
с генеральными агентами.
Статья 233. Применение правил,
установленных настоящей главой
Правила, установленные настоящей главой,
применяются, если соглашением сторон не установлено иное.
Данная статья 233 КТМ РФ устанавливает, что
нормы главы о договоре морского агентирования являются диспозитивными, т. е.
позволяющими сторонам согласованно отказываться от их применения и
регулировать свои отношения иным образом. Очевидно, что диспозитивность не
распространяется на определение данного договора. В случае, если конкретный
договор между судовладельцем и морским агентом не соответствует этому
определению, правила главы XIII КТМ не должны применяться, и отношения сторон
будут регулироваться другими нормами права.
Положения ст. 233 дают возможность
российским морским агентам и их принципалам использовать международные формы
агентского договора. В морской практике, прежде всего в линейном (регулярном)
судоходстве, широко распространено применение стандартных форм агентского
договора. Крупные линейные судоходные компании имеют собственные формы, разработанные
ими в соответствии с их потребностями организации агентского обслуживания и с
характером эксплуатации судов. В СССР для всех государственных морских
пароходств применялась единая форма - Стандартная форма агентского соглашения
ВВО «Совфрахт» 1979 г.
Авторитетные формы стандартных агентских
договоров разрабатываются, одобряются или рекомендуются к применению ведущими
неправительственными международными организациями. На высоком уровне составлены
стандартные линейные соглашения, разработанные Федерацией национальных
ассоциаций морских брокеров и агентов (ФОНАСБА) и рекомендованные к применению
БИМКО - организацией судовладельцев. Совместное принятие документа этими двумя
организациями, которые как бы представляют две стороны агентского договора,
обеспечивает их сбалансированность с точки зрения учета интересов сторон. Речь
идет о Стандартном линейном агентском соглашении ФОНАСБА и о Генеральном
агентском соглашении ФОНАСБА (для линейного судоходства).
В этих стандартных формах дается возможно
полный перечень обязанностей агента. При этом имеется в виду, что при
заключении конкретного договора стороны могут исключить положения, не
подлежащие применению, и добавить новые положения, отвечающие их потребностям.
Даже в тех случаях, когда стандартное
соглашение не может быть применено, оно может служить полезным руководством
для выработки конкретного договора.
Последнее, четвертое издание Стандартного
линейного агентского соглашения ФОНАСБА принято в июле 1993 г.
Принципал назначает агента своим линейным
агентом для всех принадлежащих ему или зафрахтованных им судов, включая
возможные чартерные соглашения с частичным участием принципала по обслуживанию
перевозок между портами, указанными в Соглашении. Дается определение
территории, на которой агент будет выполнять свои обязанности. Соглашение
регулирует агентскую работу в порту и (или) на частях территории, расположенных
в глубине страны. Эта работа включает обязанности по маркетингу услуг принципала
и по обработке всех видов грузов, ввозимых на территорию или вывозимых из нее,
как в прямой перевозке, так и в порядке перевалки. Она также включает обработку
судов, находящихся в собственности принципала, зафрахтованных им (в том числе
на условиях чартерных соглашений с частичным отфрахтованием судов и судовых
помещений принципала) или эксплуатируемых им на иной основе в портах
территории.
Работа, выполняемая субъектом в качестве
линейного агента по соглашению, строго отделяется от работы, которая может
выполняться субъектом в качестве генерального агента и к которой применяется
отдельное стандартное генеральное агентское соглашение и отдельное
вознаграждение. В случае сомнений относительно того, какое из двух соглашений
применяется к той или иной работе, действуют условия Стандартного линейного
агентского соглашения.
Случаи ограничения общих полномочий
морского агента предусмотрены в ст. 234 КТМ РФ:
В случае ограничения судовладельцем общих
полномочий морского агента на совершение сделок от имени судовладельца сделка,
совершенная морским агентом с действовавшим добросовестно третьим лицом,
является действительной и создает права и обязанности по совершенной для
судовладельца сделке, если только третьему лицу не было известно о таком
ограничении.
В данной статье рассматривается случай
ограничения судовладельцем «общих полномочий» применительно к договору
морского агентирования. О понятии «общих полномочий» агента упоминается в п. 2
ст. 1005 ГК, где оно, по-видимому, имеет целью отделить случай определения
полномочий агенту в общем виде на совершение сделок от имени принципала от
ситуации, когда полномочия агента определяются путем перечисления конкретных
поручаемых ему действий. В контексте института договора морского агентирования
«общие полномочия» должны пониматься как любые полномочия морского агента,
вытекающие из положений главы XIII КТМ, иных норм права, регулирующих
отношения, возникающие из торгового мореплавания (ст. 1 КТМ), а также из
обычаев делового оборота в торговом мореплавании как области
предпринимательской деятельности (ст. 5 ГК).
Судовладелец может оспорить сделку, если
докажет либо то, что третье лицо действовало недобросовестно, либо что ему
(третьему лицу) было известно об ограничении полномочий агента. В то же время
данную статью следует рассматривать с учетом правила п. 2 ст. 1005 ГК
относительно того, что при наличии письменного договора, предусматривающего
общие полномочия агента на совершение сделок от имени принципала, последний в
отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента
надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было
знать об ограничении полномочий агента.
Об ограничении агентским договором прав
агента см. также ст. 1007 ГК «Ограничение агентским договором прав принципала
агента».
Согласно линейному соглашению ФОНАСБА 1993
г. агент обязуется не выступать в качестве представителя других судоходных
компаний и не заниматься на определенной ему территории деятельностью
перевозчика, не являющегося собственником судов, или такой экспедиторской
деятельностью, которая составит прямую конкуренцию любой перевозочной
деятельности принципала, без его предварительного письменного согласия, в
котором не должно быть отказано без разумных оснований. Принципал обязуется не
назначать на территории агента других лиц для оказания услуг, предусмотренных
соглашением.
Морской агент может совершать юридические и
иные действия с согласия судовладельца также в пользу другой стороны,
уполномочившей его на такие действия. (ст. 235 КТМ РФ)
Норма этой статьи является новой по
отношению к общим нормам ГК об агентировании. Последние не содержат
аналогичного правила, хотя в них подразумевается (на основании п. 2 ст. 184
ГК), что агент как коммерческий представитель может представлять в сделке обе
стороны с их согласия. Между тем агент может выступать не только в качестве
представителя (когда он действует от имени принципала), но и в качестве
комиссионера (когда он действует от своего имени - ст. 1011 ГК).
Рассматриваемая статья КТМ вводит возможность не только представительства
обеих сторон, т. е. совершения сделок от их имени, но и действий агента в
интересах обеих сторон в иных ситуациях, а именно: а) от своего имени в пользу
судовладельца и одновременно от имени и в пользу другой стороны, б) от имени и
в пользу судовладельца и одновременно от своего имени в пользу другой стороны.
Очевидно, что агент не может выступать от своего имени, но в пользу обеих
сторон.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|