Меню
Поиск



рефераты скачать Договор перевозки морским транспортом

Хотя в рассматриваемой статье говорится, что другая сторона в сделке должна не просто дать согласие на то, чтобы агент совершал действия в пользу обеих сторон, а уполномочить агента на такие действия, смысл ее состоит в том, что агент действует с согласия обеих сторон, как это предусмотрено в п. 2 ст. 184 ГК. Отношения между морским агентом и другой стороной (постав­щиком предметов снабжения, топлива, портовых услуг и т. д.) при этом регули­руются не договором морского агентирования, а агентским договором.

Представляется, что в любом случае агент обязан исполнять поручения, данные ему обеими сторонами, с заботливостью обычного предпринимателя, как это предписывается п. 1 ст. 184 ГК, т. е. он должен проявлять равную за­ботливость в интересах обеих сторон. Если агент, исходя из конкретных об­стоятельств сделки, приходит к выводу, что проявить равную заботливость в интересах сторон не представляется возможным, ему следует отказаться от поручения одной из сторон. Последняя должна будет соответственно либо вы­ступить в сделке непосредственно, либо назначить другого агента или предста­вителя.

Субъекты, с которыми взаимодействует морской агент при осуществле­нии своих функций, могут быть условно разделены на две группы: во-первых,

официальные органы и лица и, во-вторых, лица, вступающие в договорные от­ношения с судовладельцем.

К официальным органам и лицам относятся: портовые власти (ст. 9), капи­тан морского (рыбного) порта (ст. 74), таможенные, пограничные, санитарные власти, органы внутренних дел, консульства, нотариусы, судебные органы и др.

Правила ст. 235 КТМ РФ относятся только ко второй группе - к ли­цам, вступающим с судовладельцем в договорные отношения, в число которых входят прежде всего организации, участвующие в договоре перевозки (отправи­тели и получатели груза, фрахтователи, их агенты, страховые организации). Кроме этого, в данную группу входят:

предприятия, обслуживающие груз - экспедиторские, терминальные, стиви­дорные, тальманские компании, а также морские торговые порты, предостав­ляющие соответствующие услуги;

организации, обслуживающие судно (предоставляющие лоцманские, бук­сирные, швартовые, судоремонтные и др. услуги);

организации, выполняющие снабженческие функции (бункерные, водолейные и др.);

предприятия, обслуживающие парк оборудования (лизинговые, ремонтные, железнодорожные и автотранспортные, контейнерные депо).

Рассматривая агентирование судов нам следует рассмотреть также некоторые аспекты морского субагентирования:

Статья 236. Договор морского субагентирования

Морской агент вправе в целях исполнения договора морского агентирова­ния заключать договоры морского субагентирования с другими лицами, оста­ваясь при этом ответственным за действия морского субагента перед судов­ладельцем. Морской субагент не вправе заключать с третьими лицами сделки от имени судовладельца, если только морской субагент не действует на осно­ве передоверия.

Договор морского субагентирования относится к тому же отдельному виду агентского договора, что и основной договор морского агентирования. Соответственно к нему mutatis mutandis применяются правила главы XIII КТМ.

Субагент должен иметь лицензию на агентское обслуживание.

Право морского агента заключать договоры морского субагентирования действует только в том случае, если в основном договоре не предусмотрено иное. Такое положение соответствует правилу п. 1 ст. 1009 ГК.

Субагенту не может быть передано право на заключение сделок от име­ни судовладельца, если он (субагент) не может действовать на основе передо­верия в соответствии с правилами ст. 976 и 187 ГК. Из этого следует, что мор­ской агент (при невозможности для морского субагента действовать на основе передоверия) может поручить морскому субагенту совершать за счет судовла­дельца, но от своего (т. е. субагента) имени юридические и иные действия, целью которых является исполнение основного договора морского агентирования. Оче­видно, что морской агент в данной ситуации может также поручить морскому субагенту выступать от имени морского агента. В любом случае морской агент остается ответственным за действия морского субагента перед судовладельцем.

Договор морского субагентирования может использоваться в отноше­ниях между генеральным агентом, зона действия которого охватывает опреде­ленную территорию, и агентами в портах, находящихся на этой территории, которые осуществляют непосредственное обслуживание судов судовладельца-принципала.

Положения Генерального агентского соглашения ФОНАСБА 1993 г. во многом идентичны положениям Стандартного линейного агентского соглашения ФОНАСБА, но между ними есть и различия, отражающие разницу в положении между портовым агентом и генеральным агентом. Задачи последнего носят, скорее, контролирующий характер, в то время как портовый агент непосредственнее контактирует с участниками соот­ветствующих отношений - третьими лицами.

В пунктах об общих условиях генерального агентского соглашения преду­сматривается, что соглашение регулирует генеральную агентскую работу на территории. Она включает обязанности по маркетингу, ведению операций, уче­ту и финансам, перечисленные в соглашении. Работа, выполняемая генераль­ным агентом в качестве портового агента, исключается из сферы соглашений, и к ней должно применяться отдельное Стандартное линейное агентское согла­шение. В числе общих обязанностей генерального агента указываются следую­щие: представлять принципала на территории и контролировать всю деятель­ность, осуществляемую на территории от имени принципала, прилагая все усилия для неукоснительного выполнения любых разумных конкретных указаний прин­ципала, включая применение документации и условий принципала; в консульта­ции с принципалом по необходимости рекомендовать или назначать от имени и за счет принципала портовых агентов, агентов в глубине территории и субагентов.

В качестве примера субагентского соглашения можно привести стандарт­ную международную форму договора морского субагентирования - Субагент­ское соглашение ФОНАСБА (первое издание, октябрь 1998 г.), рекомендован­ное БИМКО. По своему содержанию это соглашение относится к договору морского субагентирования. В соглашении прямо указывается наличие у гене­рального агента полномочий от «линии», т. е. принципала. Субагент выполняет обязанности, перечисленные в агентском соглашении между генеральным аген­том и принципалом, но при этом действует от имени генерального агента.

Статья 237. Права и обязанности морского агента

1. Морской агент выполняет различные формальности, связанные с прихо­дом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, оказывает помощь капитану судна в установлении контактов с портовыми и местными властями и в организации снабжения судна и его обслуживания в порту, оформляет документы на груз, инкассирует суммы фрахта и иные при­читающиеся судовладельцу суммы по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, оплачивает по распоряжению судовладельца и капита­на судна суммы, подлежащие уплате в связи с пребыванием судна в порту, при­влекает грузы для линейных перевозок, осуи)ествляет сбор фрахта, экспедиро­вание груза и совершает иные действия в области морского агентирования.

2. Морской агент обязан:

осуществлять свою деятельность в интересах судовладельца добросове­стно и в соответствии с практикой морского агентирования;

действовать в пределах своих полномочий;

вести учет расходования средств и предоставлять судовладельцу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором морского агентирования.

Хотя статья называется «Права и обязанности морско­го агента», в ней в основном регулируются только обязанности морского агента.

Статья 237 состоит из двух частей. В п. 1 перечисляются действия мор­ского агента. Подразумевается, что морской агент имеет право осуществлять названные юридические действия в пользу и за счет судовладельца, если только это не противоречит договору морского агентирования. Перечень не является исчерпывающим. Он в целом соответствует общепринятой международной практике, как она выражается в агентских договорах, заключаемых на практи­ке, и в стандартных формах агентских договоров.

Перечень действий, установленных в п. 1 ст. 237, должен рассматриваться как определяющий для цели квалификации деятельности того или иного лица как осуществляющего агентское обслуживание морских судов в морских пор­тах в качестве отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию.

Подобный перечень действий, обычно выполняемых морскими агентами, содержится, например, в международном Стандартном линейном агентском соглашении ФОНАСБА. Согласно соглашению агент может выполнять сле­дующие обязанности:

представлять принципала на территории, прилагая все усилия для неукосни­тельного выполнения его любых разумных конкретных указаний, включая при­менение документации и условий принципала;

в консультации с принципалом по необходимости рекомендовать и (или) назначать от имени и за счет принципала субагентов;

в консультации с принципалом по необходимости рекомендовать и (или) назначать от имени и за счет принципала стивидоров, вахтенных, тальманов, операторов терминалов, береговых перевозчиков и всякого рода поставщиков;

агент не несет ответственности за небрежность или упущение субагента или субподрядчика за исключением случаев, когда агент не проявил должной за­ботливости при назначении такого субагента или субподрядчика или при осу­ществлении контроля над ним; вместе с тем агент несет ответственность за действия его дочерних компаний, назначенных в рамках соглашения;

постоянно соблюдать законы и правила страны о судоходстве и возмещать принципалу любые штрафы, санкции, расходы и ограничения, которые могут возникнуть из-за того, что агент сознательно нарушит эти законы или правила;

в области маркетинга и реализации услуг судовладельца - осуществлять на территории деятельность по маркетингу в соответствии с общими принципами, установленными принципалом, подыскивать и буксировать грузы, широко ин­формировать об услугах и поддерживать контакты с отправителями и получа­телями грузов, экспедиторами, портовыми и другими властями и организация­ми предпринимателей; представлять статистику и информацию и докладывать о букировках грузов и выделении мест, объявлять об отходах и прибытиях, квотировать ставки фрахта, объявлять тарифы на перевозки и изменения к ним;

организовывать работу по связям с общественностью (включая рекламу, пресс-релизы, расписания отходов и другие маркетинговые материалы) в соответст­вии со сметой, согласованной с принципалом, и за его счет; по требованию принципала заниматься конференциальными вопросами от имени принципала и за его счет, выпускать от имени принципала коносаменты и грузовые манифе­сты, документы, требуемые конференциями, деливери-ордера, свидетельства и такие иные документы, которые могут разумно требоваться;

в области портового агентирования - организовывать постановку судов к причалу, погрузку и выгрузку грузов в соответствии с местными обычаями и условиями; контролировать и координировать все виды деятельности операто­ров терминалов, стивидоров, тальманов и всех других подрядчиков с целью обеспечить надлежащее выполнение обычных требований в интересах макси­мально эффективной эксплуатации и скорейшей обработки судов принципала;

организовывать вызов, приемку и погрузку отгружаемых грузов, выгрузку при­бывающих грузов и заниматься перегрузкой транзитных грузов; по мере необ­ходимости заниматься вопросами бункеровки, снабжения, замен в экипаже, пассажиров, судов запасов, запасных частей, технической, навигационной и медицинской помощи; удовлетворять потребности принципала в отношении претензионной работы, вопросов «Р & I», общей аварии и страхования, а также назначения сюрвееров; заниматься всей необходимой документацией и по мере необходимости консульскими вопросами; организовывать разрешения для су­дов, следить за их действием и организовывать все другие услуги, необходимые Для прохождения судов через порт; докладывать принципалу о положении суд­на и готовить стейтменты-оф-фэктс по заходам и (или) портовые журналы; ре­гулярно и своевременно информировать принципала об условиях в порту и ус­ловиях работы, которые могут влиять на скорость обработки судов принципала;

в области перевозок в контейнерах и на судах типа «ро-ро» - организовы­вать букировку единиц для судна; организовывать укладку и выемку грузов, не требующих отдельного контейнера, в порту и в консультации с принципалом организовывать использование терминалов для грузов, не требующих отдельного контейнера, для сухопутных перевозок, а также по мере необходимости контролировать эту деятельность; подготавливать дополнительную контейнер­ную документацию; создавать надлежащую систему контроля и регистрации оборудования и управлять ее действием либо обеспечивать действие соответст­вующей системы принципала; организовать запас оборудования на территории, обслуживаемой агентом, и, если это требуется, предусмотреть хранение, раз­мещение и перемещение оборудования; соблюдать таможенные требования и оформлять документацию по обмену оборудованием в отношении тех его пере­движений, за которые агент несет ответственность, а также контролировать наличие и использование замков, пломб и ярлыков; организовывать наземную перевозку по мере необходимости; от имени и за счет принципала осуществ­лять аренду оборудования с его приемкой в систему и последующим возвратом;

обеспечивать действие надлежащей системы контроля за повреждениями обо­рудования в соответствии с указаниями принципала; организовывать по мере необходимости обслуживание и ремонт оборудования и докладывать о состоя­нии оборудования, находящегося под контролем агента.

В п. 2 ст. 237 перечислены обязанности морского агента. Их следует рассматривать как основные обязанности морского агента по отношению к су­довладельцу в рамках договора морского агентирования. Договор может преду­сматривать и иные обязанности морского агента.

Так, в области учета и финансов агент обязан: обеспечивать надлежащее ве­дение документации о финансовом положении принципала в книгах агента, которые должны предоставляться для просмотра по требованию, и подготавли­вать периодические финансовые сводки, которые могут разумно требоваться;

проверять все первичные документы, полученные в связи с оказанными услуга­ми, и готовить надлежащий дисбурсментский счет за каждый рейс и отчетный период; извещать принципала обо всех изменениях портовых тарифов и других сборов, как только о них становится известно; производить расчет фрахта и других сборов согласно тарифам, предоставленным принципалом, и проявлять должную заботливость и внимательность при применении всех положений и условий этих тарифов и других соглашений по фрахту; собирать фрахт и свя­занные с ним платежи и переводить принципалу весь фрахт и другие суммы, принадлежащие принципалу, в сроки, установленные принципалом; сообщать принципалу об обычной практике и условиях кредита.

Если агент вынужден предоставлять клиентам кредит по коммерческим со­ображениям, то риск в отношении несобранных сумм ложится на принципала - при условии, что агент не предоставил кредит без ведома и без предварительно­го согласия принципала. Агент уполномочен удерживать средства из собранного фрахта для покрытия прошлых и текущих дисбурсментских расходов при условии регулярного предоставления принципалу сводок о движении денежных средств. При выполнении своих обязанностей по соглашению он не несет ответственности перед принципалом за убытки или ущерб, причиненные банком, брокером или иным лицом, которому агент добросовестно дал поручение, за исключением слу­чаев, когда они возникают в результате сознательной небрежности или упуще­ния агента. Бремя доказывания небрежности агента лежит на принципале.

Обязанность морского агента действовать добросовестно и одновре­менно в соответствии с практикой морского агентирования является особенно­стью договора морского агентирования по отношению к правилам общеграж­данского агентского договора, которые не содержат аналогичных положений, но отсылают к правилам договора поручения и договора комиссии. Последние содержат соответственно обязанность поверенного исполнять поручение в со­ответствии с указаниями доверителя (п. 1 ст. 973 ГК) и обязанность комиссио­нера исполнить поручение на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре таких указа­ний - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъ­являемыми требованиями (ч. 1 ст. 992 ГК).

Представляется, что данное различие в формулировках не имеет существен­ного практического значения. Если законные указания судовладельца морскому агенту находятся в противоречии с практикой морского агентирования, мор­ской агент обязан действовать в соответствии с указаниями судовладельца.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.