В статье 179 КТМ РФ упоминаются билет
пассажира и багажная квитанция. Однако содержание этой статьи может быть
истолковано распространительно, поскольку проезд может быть осуществлен,
например, туристом по путевке, по иным документам, дающим право на проезд, по
льготным, детским или бесплатным билетам. Для организованных групп пассажиров,
следующих в одном направлении, может быть выписан один билет (или один
отдельный билет на каждую из групп пассажиров, следующих в каютах определенной
категории) с указанием фамилий и имен членов группы, следующих по этому
билету.
В билете для проезда на судах каботажных
линий указываются: фамилия и инициалы пассажира, номер и серия паспорта или
документа, его заменяющего, порты отправления и назначения, дата и время
отхода, название судна, номер каюты и места, стоимость проезда, дата выдачи
билета, подпись кассира.
Оформление проездных документов на
международных линиях производится только при предъявлении документа,
удостоверяющего личность пассажира. Прямой билет оформляется на русском и
английском языках, обратный билет - на английском языке, помарки и исправления
не допускаются. Билет всегда именной, содержащий примерно те же реквизиты, что
и билет, используемый в каботаже. Если с пассажиром следует ребенок,
указывается возраст ребенка. Выданный пассажиру билет не подлежит передаче
другим лицам.
Рассмотрим также статью 180 «Багаж и
каютный багаж»:
Для целей настоящей главы:
багажом является любой предмет или любая
автомашина, перевозка которых осуществляется перевозчиком по договору морской
перевозки пассажира, за исключением предмета или автомашины, перевозка которых
осуществляется по договору морской перевозки груза, либо животных;
каютным багажом является багаж, который
находится в каюте пассажира либо иным образом находится в его владении, под
его охраной или контролем. Каютный багаж включает в себя багаж, который
пассажир имеет в своей автомашине или на ней, за исключением случаев применения
правил, установленных статьей 182 и пунктами 2-5 статьи 190 настоящего
Кодекса.
Определение багажа, содержащееся в ст. 180
КТМ, основано на пп. 5 и 6 ст. 1 Афинской конвенции. Основное отличие режимов
перевозки багажа и каютного багажа состоит в том, что ответственность за
сохранность багажа в течение всего периода перевозки несет перевозчик, а
каютный багаж находится под охраной и контролем пассажира. Специфика каютного
багажа состоит также в том, что пассажиру в пределах допускаемых норм
разрешается перевозить в качестве каютного багажа такие предметы, которые по
своим габаритам и свойствам без затруднения размещаются в пассажирских
помещениях и не создают неудобств для других пассажиров. Запрещается
перевозить каютным багажом вещи, которые могут повредить или загрязнить судно,
вещи или одежду других пассажиров, зловонные, огнеопасные,
легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, радиоактивные и другие опасные
вещества-и предметы.
Каютный багаж - это компактно упакованные и
свободно размещаемые в каюте или на полках в общих местах вещи пассажира,
перевозимые им при себе в пределах установленного количества. Провоз каютного
багажа не требует заключения особого договора, кроме уже заключенного между
сторонами договора морской перевозки пассажира. Если по условиям договора
морской перевозки пассажира осуществляется перевозка автомашины, то каютным
считается также багаж, находящийся в автомашине или на ней.
Каютный багаж находится во владении
пассажира и перевозится под его охраной и контролем. Однако при наличии вины на
перевозчика может быть возложена ответственность за несохранность каютного
багажа, происшедшую в период перевозки. Основания и пределы такой
ответственности определяются договором перевозки пассажира, в рамках которого
перевозился каютный багаж.
В отличие от «каютного багажа» «багаж»,
если он сдается пассажиром, оформляется выдачей багажной квитанции и передается
во владение перевозчика под его ответственность. Каждое место багажа должно
быть подготовлено к перевозке исходя из требований обеспечения сохранности при
хранении, погрузке, транспортировании и выгрузке. Упакованные или
неупакованные места должны иметь приспособления для их перевозки. Каждый
сдаваемый в багаж предмет принимается отдельно. Пассажир может объявить его
ценность - как общую для всех мест, так и каждого места в отдельности. Сумма
объявленной ценности вносится в багажную квитанцию. В порту назначения багаж
выдается пассажиру по предъявлении багажной квитанции.
Статья 181. Плата за проезд пассажира и
плата за провоз его багажа
1. Плата за проезд пассажира и плата за
провоз его багажа определяются соглашением сторон.
Плата за проезд пассажира и плата за провоз
его багажа транспортом общего пользования определяются на основании тарифов,
утвержденных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Пассажир имеет право:
перевозить с собой бесплатно, в заграничном
сообщении - в соответствии с льготным тарифом одного ребенка в возрасте не
старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в
возрасте не старше двух лет, а также дети в возрасте от двух до двенадцати лет
перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных
мест;
перевозить с собой бесплатно каютный багаж
в пределах установленной нормы.
За перевозку пассажира и его багажа
взимается провозная плата, устанавливаемая соглашением сторон, если иное не
предусмотрено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 790 ГК). Плата за
перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на
основании тарифов, утверждаемых в установленном порядке (п. 2 ст. 790 ГК).
Таким образом, установлен двоякий порядок определения провозной платы: 1) по
утвержденным тарифам на транспорте общего пользования и 2) по соглашению сторон
- по Другим перевозкам. Оба порядка, сформированные в качестве общего положения,
не исключают более детального их урегулирования в правилах работы судов на
определенных линиях и направлениях. Действующее в России законодательство о
государственном регулировании цен (тарифов) предусматривает различный порядок
установления провозных платежей в зависимости от вида транспорта и вида
оказываемых им услуг. Пока на уровне Федерации нет единого закона о
ценообразовании, а общее нормативное регулирование ценообразования (тарифов)
складывается на уровне указов Президента и постановлений Правительства РФ.
Размер платы за проезд зависит от
расстояния морской перевозки, вида плавания (каботажное, заграничное
сообщение), от скорости доставки пассажира (по экспрессной, скорой или
грузопассажирской линии), комфортабельности судна, а также от места, занимаемого
пассажиром (в каютах I, II, III классов и т. п.).
Установление регулируемых цен, а также
контроль за их исполнением осуществляют различные государственные органы
исполнительной власти. Федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим государственное регулирование установления и применения цен и
контроля за ними является Минэкономики России (СЗ РФ. 1995. № 36. Ст. 3551), а
также Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
В субъектах Федерации аналогичные функции возложены на соответствующие комитеты
(департаменты) экономики администрации. Другие федеральные органы исполнительной
власти и органы субъектов Федерации исполняют функции по ценообразованию,
ценоприменению и контролю за ценами в пределах их полномочий. Особая роль при
этом принадлежит антимонопольным органам.
К перевозкам пассажиров на судах,
работающих на совместных с иностранными судовладельцами линиях, применяются
тарифы этих линий.
При перевозке пассажиров и багажа
применяются правила, тарифы и сборы, которые действуют в день приобретения
билета и выдачи багажной квитанции.
Оплата перевозки детей зависит от вида
плавания (каботаж или заграничное сообщение) и возраста ребенка, который
определяется на день начала перевозки в начальном порту отправления,
указанного в билете, на основании свидетельства о его рождении либо отметки в
паспорте родителей.
Один ребенок до двух лет, если ему не
предоставляется отдельное место, перевозится в каботажном плавании бесплатно.
Об этом делается отметка в билете взрослого пассажира. На проезд детей в
возрасте от 2 до 12 лет оформляется билет, в соответствии с которым ребенку
предоставляется отдельное место. В билеты детей, имеющих отдельное место,
вписываются фамилия, имя, отчество пассажира, в сопровождении которого они
следуют на судне. На практике в зависимости от категории места за проезд
ребенка в возрасте от 2 до 12 лет взимается от 50 до 75 % стоимости проезда
взрослого пассажира. За проезд ребенка старше 12 лет взимается плата как за
проезд взрослого пассажира.
Пассажир имеет право на каждый полный или
детский билет провозить каютный багаж, нормы которого определяются принятыми в
установленном порядке правилами перевозки пассажиров и багажа транспортом
общего пользования либо правилами работы на линиях или договором при разовых
или нерегулярных рейсах.
Порядок и условия перевозки туристов в
заграничных круизах определяются соответствующими положениями,
предусмотренными договорами. При проведении круизных рейсов на судах,
арендованных иностранными фирмами или российскими туристическими организациями,
порядок и условия перевозки туристов устанавливаются отдельными соглашениями.
Перевозка пассажира включает в себя
следующие периоды:
в отношении пассажира и его каютного багажа
- период, в течение которого пассажир и (или) его каютный багаж находятся на
борту судна, период посадки и высадки пассажира, а также период, в течение
которого пассажир и его каютный багаж доставляются водным путем с берега на
судно либо наоборот, если стоимость такой перевозки включена в стоимость билета
или используемое для такой вспомогательной перевозки судно предоставлено перевозчиком
в распоряжение пассажира. В отношении пассажира перевозка не включает в себя
период, в течение которого пассажир находится на морском вокзале, причале или в
любом ином портовом сооружении либо на нем;
в отношении каютного багажа - также период,
в течение которого пассажир находится на морском вокзале, причале или в любом
ином портовом сооружении либо на нем, если этот багаж принят перевозчиком, его
работником или агентом и не выдан пассажиру;
в отношении иного багажа, который не
является каютным багажом, -период с момента принятия такого багажа
перевозчиком, его работником или агентом на берегу либо на борту судна до
момента выдачи такого багажа перевозчиком, его работником или агентом
пассажиру.
Определяя по-разному периоды перевозки для
багажа, каютного багажа и собственно пассажира, статья 182 исходит из общего
правила о том, что ответственность перевозчика возникает за ущерб, который был
причинен во время перевозки.
Часть 1 ст. 182 соответствует подп. «а» п.
8 ст. 1 Афинской конвенции, которая четко устанавливает периоды перевозки
пассажира и каютного багажа:
начало посадки; время нахождения на борту
судна; период высадки. В это время включается также доставка пассажира и
каютного багажа водным путем с берега на судно или наоборот, но лишь при
условии, что такая вспомогательная доставка осуществляется перевозчиком.
Пассажир, ожидающий посадки в порту или на
причале, еще не вступил в стадию перевозки и, возможно, не вступит, если
откажется от поездки или рейс не состоится по причинам, от него не зависящим.
Поэтому нахождение пассажира на морском вокзале, причале и т. п. в период
перевозки не включается.
Для пассажира, прибывшего к борту судна на
собственном транспорте или на транспорте, нанятом им самим, а не
предоставленным перевозчиком, рейс и
период перевозки начнутся с момента
вступления его на трап судна перевозчика. Только с этого момента перевозчик
будет нести ответственность за безопасность пассажира и его доставку в
определенный пункт назначения.
Для каютного багажа период перевозки может
не совпасть с периодом перевозки пассажира. Если пассажир сам доставляет свой
багаж на борт судна и не передает его агентам или работникам перевозчика ни в
момент посадки (высадки), ни в период доставки водным транспортом на судно, ни
в момент нахождения каютного багажа на борту судна, то периоды перевозки
пассажира и его каютного багажа совпадают. Если же багаж, который пассажир
имеет в виду перевозить при себе (каютный багаж), передается перевозчику, его
работникам или агенту для доставки на борт судна или для доставки на причал,
вокзал и т. п., то для каютного багажа период перевозки закончится с момента,
когда он окажется во владении пассажира. Это правило соответствует подп. «b» п. 8 ст. 1 Афинской конвенции.
Период перевозки для иного багажа
начинается с момента принятия его в свое ведение перевозчиком и не зависит от
того, находится ли багаж на борту судна или на борту другого судна, доставляющего
его к борту судна или на берег. Заканчивается период перевозки багажа и
связанная с этим ответственность перевозчика за его сохранность выдачей багажа
пассажиру. Это положение основано на подп. «с» п. 8 ст. 1 Афинской конвенции.
Приобретая билет с целью использования
услуг определенного перевозчика, пассажир бронирует для себя место на судне
этого перевозчика. Он может также воспользоваться правом перевезти с собой
ребенка, каютный багаж, багаж или животное. Момент покупки билета и начала рейса
отделяются обычно друг от друга периодом, различным по своей продолжительности.
За это время может произойти многое, что изменит планы и намерения пассажира.
Закон предоставляет пассажиру право в любое время отказаться от договора
морской перевозки. Поэтому отказ пассажира от договора морской перевозки может
быть сделан либо в порту отправления до отхода судна, либо в промежуточном
порту захода судна.
Отказ как способ расторжения договора
морской перевозки пассажира предполагает совершение пассажиром действия,
направленного на оформление этого отказа. Если пассажир, не отказавшись от
договора, не появится на борту судна к началу рейса, за ним сохраняется право
использовать оплаченное им место в любом другом порту захода судна, если по
условиям перевозки перевозчик не оговорил право на использование не занятого
пассажиром в порту отправления места по своему усмотрению. Пассажир, не
использовавший купленный им билет и не заявивший об отказе от договора,
лишается права на получение от перевозчика каких бы то ни было выплат.
Предоставление пассажиру права на односторонний отказ от договора в любое
время до отхода судна из порта отправления, а после начала рейса - в любом
порту захода, где разрешена посадка пассажиров, является льготой,
предоставленной пассажиру как потребителю.
Правовые последствия расторжения договора
по инициативе пассажира зависят от того, уведомил ли пассажир перевозчика или
его агента о намерении расторгнуть договор, когда он это сделал, какими
причинами вызван отказ пассажира от договора перевозки.
При каботажных перевозках пассажиру
возвращается вся внесенная плата за проезд (за билет, плацкарту и скорость) и
провоз багажа:
если пассажир отказался от перевозки не
позднее срока, установленного правилами морской перевозки пассажиров, утвержденными
федеральными органами исполнительной власти в области транспорта;
если пассажир не явился к отходу судна
вследствие болезни, что подтверждается составлением акта, служащего основанием
для выплаты денег;
если пассажир до отхода судна отказался от
договора морской перевозки вследствие болезни. Поскольку пассажиру,
отказавшемуся от перевозки до отхода судна, но не позднее установленного срока
возвращается внесенная плата независимо от причин отказа, то в данном случае
оговариваются те же последствия расторжения договора и на случай, когда
пассажир отказывается от договора, хотя и до отхода судна, но за период
времени меньший, чем установленный правилами срок, а причиной отказа явилась
его болезнь;
если отказ от договора происходит по
причинам, зависящим от перевозчика. Такой причиной может отказаться перенос
отхода судна на другой срок, отмена рейса.
Если отказ пассажира происходит не менее
чем за 30 суток до начала рейса, задаток возвращается ему полностью. Если
пассажир отказывается от поездки менее чем за 30 суток до начала рейса, то
задаток ему не возвращается (пп. 3.6.1 Правила перевозки пассажиров, ручной
клади и багажа и предоставления услуг на судах и в портах ММФ, утвержденных
Минморфлотом СССР 28 февраля 1987 г.). Задаток в полном размере возвращается
также в случае, если отказ от забронированного места вызван болезнью, смертью,
привлечением пассажира к исполнению государственных обязанностей или по требованию
органов власти, если по изложенным причинам не может совершить запланированную
поездку один из членов семьи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|