Меню
Поиск



рефераты скачать Договор перевозки морским транспортом

Обязанности морского агента должны исполняться с соблюдением ст. 310 ГК, предусматривающей, что обязательства должны исполняться надлежащим образом добросовестно и т. д. О понятии добросовестности см. п. 2 ст. 6 и п. 3 ст. 10 ГК. Унифицированная проформа дисбурсментского счета, действующая и в настоящее время, утверждена Приказом Минморфлота СССР от 19 октября 1973 г. №172.

На международном уровне требования в отношении деловой этики и про­фессионализма морских агентов зафиксированы в документе ЮНКТАД «Мини­мальные стандарты для морских агентов» от 7 сентября 1988 г., имеющем ре­комендательный характер.

Обязанности судовладельца  по отношению к морскому агенту предусмотрены в статье 238 «Обязанности судовладельца»:

Судовладелец обязан:

предоставлять морскому агенту средства, достаточные для совершения действий в соответствии с договором морского агентирования;

возмещать морскому агенту произведенные им расходы;

нести ответственность за последствия действий морского агента, если мор­ской агент совершает их от имени судовладельца и в пределах своих полномочий;

уплачивать морскому агенту вознаграждение в размере и в порядке, кото­рые установлены договором морского агентирования.(ст. 238 КТМ РФ)

Положения об обязанности судовладельца предоставлять морскому агенту средства и возмещать его расходы соответствуют общим правилам дого­воров поручения и комиссии (главы 49 и 51 ГК), которые применяются к отно­шениям, вытекающим из агентского договора на основании ст. 1011 ГК.

Из статьи вытекает, что судовладелец не несет перед третьими лицами ответственности за последствия действий морского агента, если они совершены морским агентом хотя и в соответствии с договором мор­ского агентирования, но от своего имени. Это соответствует общей норме, со­гласно которой «по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непо­средственные отношения по исполнению сделки» (п. 1 ч. 2 ст. 1005 ГК).

По Соглашению ФОНАСБА обязанности принципала состоят в сле­дующем: обеспечивать всю документацию, необходимую для выполнения аген­том своих задач, а также бланки, использования которых требует принципал;

давать полную и своевременную информацию относительно графика движения судна, портов захода и линейной политики в той мере, в какой она затрагивает портовую и сбытовую деятельность агента; по требованию агента немедленно снабжать его денежными средствами, необходимыми для покрытия авансовых дисбурсментских расходов, если только агент не имеет достаточных денежных средств от собранного фрахта.

Принципал несет обязанность возмещать агенту любые сборы, потери, убытки и расходы, которые могут возникнуть у агента в связи с выполнением им своих обязанностей по соглашению. Эта обязанность распространяется на все действия, случаи и события, имевшие место или происшедшие с агентом в период действия соглашения, независимо от его возможного прекращения, при условии, что оно не распространяется на случаи действий или бездействия агента, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

В случае, когда агент представляет обязательство, гарантию или любой дру­гой вид обеспечения таможенному органу или иному органу власти в целях движения груза от имени принципала либо контейнеров, запасов или иного оборудования принципала, последний предоставляет агенту возмещение немед­ленно по возникновении такого рода требований при условии, что они не воз­никли в результате действий или бездействия агента, совершенных умышленно либо по грубой неосторожности.

По взаимному согласию принципал принимает на себя ведение дела по лю­бому спору, который может возникнуть между агентом и третьим лицом в ре­зультате исполнения обязанностей агента.

Принципал выплачивает агенту за оказанные услуги комиссии и вознаграж­дения, изложенные в приложении к соглашению. Вознаграждения, указанные в приложении в денежных единицах, подлежат пересмотру каждые 12 месяцев и в случае необходимости корректируются в соответствии с признанным индек­сом стоимости жизни, публикуемым в стране агента. В случае, если принципалу потребуется, чтобы агент вел полную обработку и урегулирование претензий, агент будет иметь право на отдельное вознаграждение по договоренности с принципалом, соразмерное выполняемой работе. Вознаграждение, указанное в приложении, относится к обычным и предвидимым обязанностям агента, вхо­дящим в сферу действия соглашения. Если от агента потребуется выполнение обязанностей, выходящих за рамки соглашения, то условия, на которых агент может согласиться выполнять такие обязанности, определяются специальным соглашением между сторонами. Эти обязанности могут включать в себя, на­пример, участие от имени принципала в конференциальной деятельности, про­дажу билетов пассажирам, посылку уведомлений об общей аварии и взыскание сумм по аварийным бондам.

В случае, если курс валюты тарифа к местной валюте изменяется более чем на 10 % с учетом фактора корректировки валютного курса, существующего в данном виде перевозок, основа для расчета вознаграждения подлежит соответ­ствующей корректировке

Если агент использует компьютеры и компьютерные системы, то любые до­полнительные расходы, вызываемые особыми дополнительными требованиями принципала в отношении использования такого компьютерного оборудования для выполнения обязанностей агента перед принципалом, несет принципал.

Прекращение договора морского агентирования наступает:

1. В случае, если договор морского агентирования заключен на определен­ный срок, окончание срока действия такого договора влечет за собой его пре­кращение.

2. В случае, если договор морского агентирования заключен на неопределен­ный срок, каждая из сторон вправе расторгнуть такой договор, известив другую сторону об этом не позднее чем за три месяца до даты расторжения договора. (ст. 239 КТМ РФ)

Общие правила действия договора, заключенного на определенный срок, определены п. 3 ст. 425 ГК.

Пункт 2 ст. 239 КТМ РФ имеет в виду договоры, заключаемые судовладельцами, чьи суда с большей или меньшей регулярностью заходят в определенный порт или порты на определенной территории (так называемый рейндж). Для расторжения договора морского агентирования, заключенного на неопределенный срок, установлено требование о предварительном извещении не менее чем за три месяца. Это создает для договора морского агентирования специальный режим, отличающийся от общего правила, согласно которому агентский договор с неуказанным сроком действия может быть прекращен не­медленно односторонним отказом одной из сторон от исполнения договора (ст. 1010 ГК). Разумеется, поскольку данная норма является диспозитивной, стороны могут предусмотреть в договоре иное решение.

В соответствии с Соглашением ФОНАСБА нотис о прекращении со­глашения должен направляться заказной почтой. Если по какой-либо причине соглашение будет прекращено раньше даты истечения срока поданного нотиса, принципал обязан выплатить агенту компенсацию. Если принципал по какой-либо причине прекратит или приостановит перевозочный сервис, агент может немедленно выйти из соглашения без ущерба для своего требования о компен­сации. При отсутствии применимых законодательных норм за основу компен­сации принимается среднемесячный размер комиссии и вознаграждений, зара­ботанных в предыдущие 12 месяцев. Если прошло менее 12 месяцев, то прини­мается разумная оценка названного среднемесячного размера; определенный таким образом среднемесячный размер умножается на количество месяцев в период со дня прекращения соглашения до того момента, когда договор пре­кратил бы действие в соответствии с обусловленным в соглашении сроком. Кроме того, учитывается валовый размер выходных пособий, которые агент и (или) субагенты будут вынуждены выплатить работникам, подлежащим уволь­нению вследствие прекращения или приостановки перевозочного сервиса принципала либо прекращения соглашения.

Агент имеет общее залоговое право на суммы, подлежащие уплате принци­палу, в отношении любых неоспариваемых сумм, причитающихся агенту, вклю­чая без ограничения комиссии дисбурсментские расходы и пошлины.

В связи с правилом п. 2 ст. 239 в определенных случаях могут возникать трудности при трамповых перевозках, когда договор с морским агентом может заключаться с намерением воспользоваться его услугами только в одном пред­стоящем судозаходе, если при следующем заходе в этот же порт судовладелец пожелает назначить другого агента. Судовладельцам следует иметь это в виду при заключении агентских договоров. Если в случае разового захода при назна­чении морского агента судовладелец прямо укажет, что назначение относится к данному конкретному заходу в порт, то заключенный вследствие этого назна­чения (после его акцепта морским агентом) договор морского агентирования будет рассматриваться как заключенный на определенный срок на основании ч. 2 ст. 190 ГК. Срок действия договора в этом случае будет определен событи­ем выхода судна из порта. После наступления этого события договор будет считаться прекращенным.

В соответствии с п. 1 ст. 978 ГК, применимой к агентскому договору на основании ст. 1011 ГК, если договор прекращен до того, как поручение (например, об обслуживании судна при заходе в порт) исполнено агентом пол­ностью, судовладелец обязан возместить агенту понесенные при исполнении поручения издержки и уплатить ему вознаграждение соразмерно выполненной им работе. Это правило не применяется к исполнению агентом поручения после того, как он узнал или должен был узнать о прекращении поручения.

Поскольку морской агент действует в качестве коммерческого представите­ля, отмена судовладельцем поручения является основанием для возмещения убытков, причиненных агенту прекращением договора морского агентирования (п. 2 ст. 978 ГК).

Отказ морского агента от исполнения поручения судовладельца при наличии за­ключенного договора морского агентирования является основанием для возмещения убытков, причиненных судовладельцу прекращением договора (п. 3 ст. 978 ГК).








Заключение

В заключение подведем итоги.

Обязательство по перевозке может быть определено как обязательство, в силу которого одно лицо – перевозчик (эксплуатант) обязуется совершить в пользу другого лица – грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа или грузобагажа – определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо – оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон.

Договор перевозки как базовый транспортный договор имеет приоритет перед другими транспортными договорами. Однако, правоотношения сторон по договору морской перевозки грузов регулируются не только определенными нормами законодательства или соглашением сторон, но и торговыми обычаями и обыкновениями. Обычное право при морских перевозках не должно иметь приоритетного значения перед законом или договором.

Существуют несколько видов договоров морской перевозки. В дипломной работе мы рассмотрели: общие положения договора морской перевозки, коносамент, договор морской перевозки пассажира, тайм-чартер, бербоут-чартер, некоторые аспекты связанные с арестом судна и агентирование судов.

Как уже говорилось предметом договора морской перевозки груза служит деятельность пе­ревозчика по перемещению груза морем из порта отправления в порт назначе­ния. Эта деятельность направлена на достижение полезного эффекта, который неотделим от процесса перевозки и не может иметь осязаемой (вещественной) формы. Результативный характер деятельности перевозчика отражен в самом определении договора: речь идет не о совершения рейса или плавании судна, а о доставке груза в порт назначения. Договор считается исполненным, лишь когда груз выдан получателю.

В большинстве случаев договором перевозки в линейном судоходстве является коносамент. Особое значение коносамент имеет в отношениях между судовладельцем и получателем груза, являясь, по сути, единственным документом, регулирующим эти отношения. Коносамент является ценной бумагой, которая выражает право собственности на конкретный указанный в ней товар. Коносамент - это транспортный документ, содержащий условия договора морской перевозки. Коносамент представляет собой документ, держатель которого получает право распоряжаться грузом. Коносамент выдается перевозчиком отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора. Коносамент выдается на любой груз независимо от того, каким образом осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна, отдельных судовых помещений или без такого условия.

По договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется пере­везти пассажира в пункт назначения и в случае сдачи пассажиром багажа также доставить в пункт назначения багаж и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную за проезд плату, при сдаче багажа и плату за провоз багажа.

Субъектный состав договора морской перевозки пассажира представлен перевозчиком и пассажиром.

Под термином «перевозчик» обозначается любое морское пароходство или порт, которым или от имени которого заключен договор перевозки. В роли перевоз­чика может также выступать как собственник судна, так и фрахтователь, арен­дующий судно с экипажем или без экипажа.

Как мы видим в отличие от железнодорожного транспорта, перевозки на котором выпол­няются государственным публичным перевозчиком, на морском транспорте перевозки осуществляются перевозчиками различных организационно-право­вых форм. Судовладелец, систематически, самостоятельно на свой риск зани­мающийся перевозочной деятельностью с целью извлечения прибыли, является предпринимателем и в таком качестве должен пройти необходимую регистра­цию в форме индивидуального предпринимателя или учредителя предприятия соответствующей организационно-правовой формы.

Тайм чартер – это договор фрахтования судна и услуг членов экипажа на определенный срок для пе­ревозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. Договор фрахтования судна на время представляет собой один из видов договора имущественного найма (аренды) - аренды транспортного средства с экипажем.

Следует отметить, что к фрахтователю на время перехо­дит также правомочие владения судном. В вопросах коммерческой эксплуа­тации ему подчинен экипаж судна. Но судно в этом случае не выходит и из обладания судовладельца. Члены экипажа остают­ся его работниками, его распоряжения, относящиеся к управлению судном, обязательны для всех членов экипажа. Поэтому есть все основания говорить о временном двойном владении (или совладении) судном.

Бербоут-чартер – это предоставление фрахто­вателю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектован­ное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. Можно сказать что это разновид­ность аренды транспортного средства, аренда без предоставления услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации.

Требования, предъявляемые к мореходности судна, зафрахтован­ного в бербоут-чартер, уже, чем к судну, переданному фрахтователю на осно­вании тайм-чартера. В силу бербоут-чартера от судовладельца нельзя, напри­мер, требовать, чтобы передаваемое фрахтователю судно было укомплектовано экипажем и снаряжено. Поэтому обязанность по приведению зафрахтованного в бербоут-чартер судна в мореходное состояние сформулирована как принятие судовладельцем мер по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования). Эту обязанность судовладелец должен исполнить к моменту передачи судна фрахтователю.

Устанавливается обязанность фрахтователя в течение срока действия договора поддерживать судно в состоянии мореходности. В этом заключается одно из отличий бербоут-чартера от тайм-чартера, где такую обязанность несет судовладелец.

Иначе должен быть решен вопрос о немореходности судна, вызванной его скрытыми недостатками. За немореходное состояние судна, вызванное скрытыми недостатками, судовладелец не несет ответственности, хотя бы они возникли еще до передачи судна фрахтователю. Но устранение скрытых недос­татков, возникших до перехода судна в эксплуатацию фрахтователя, лежит на обязанности судовладельца. В случае, когда скрытые недостатки возникли по­сле перехода судна во владение и пользование фрахтователя, их устранение становится его обязанностью.

Судно может быть арестовано. Арестом является любое задержа­ние или ограничение в передвижении судна независимо от того, какая форму­лировка используется при вынесении постановления (определения) суда. Арест осуществляется для обеспечения морского требования. Председатель Морской арбитражной комиссии при торгово-промышленной палате РФ может по просьбе стороны установить размер и форму обеспечения требования и, в частности, вынести постановление о наложении ареста на находящееся в российском порту судно. Подробнее понятие морского требования подробно было рассмотрено в дипломной работе в главе 2.5.

Перевозчику груза может быть предъявлен иск. До предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже обязательным является предъявление перевозчику претензии.

Претензии, вытекающие из перевозки груза в смешанном сообщении, предъявляются к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки.

Термин «претензия», означает требование об уплате определенной денежной суммы, обращенное к лицу, ко­торое квалифицируется заявителем претензии в качестве должника.

Обязательный порядок предъявления претензии предусматривается фе­деральным законом. Он может быть установлен и договором сторон. Примени­тельно к требованиям, возникающим из отношений в области торгового море­плавания, обязательный порядок предъявления претензии закон предусмотрел только для требований к перевозчику по договору морской перевозки груза в каботаже. Этот порядок не распространяется на требования из дру­гих видов перевозки, а также на требования из иных правоотношений, связан­ных с деятельностью в области торгового мореплавания. Однако если обяза­тельный порядок предъявления претензии установлен договором, то такой по­рядок подлежит применению к требованиям, вытекающим из этого договора, в том числе и к требованиям, которые заявляются перевозчиком.

В претензионном порядке должны предъявляться лю­бые требования к перевозчику, возникающие из морской перевозки груза в ка­ботаже. Этот порядок обязателен.

При возникновении между сторонами спора относительно соблюдения претензионного порядка исковое заявление принимается к производству юрисдикционным органом. Однако если в ходе рассмотрения этого заявления будет установлено, что претензионный порядок не был соблюден, наступают опреде­ленные последствия. По требованиям, вытекающим из перевозки груза в смешанном сообщении, претензии должны предъявляться к перевозчику, доставившему груз в конеч­ный пункт перевозки.

Претензия должна содержать наименование лица, к которому адресует­ся требование, наименование заявителя претензии и его почтовый адрес, а так­же требование, с которым заявитель претензии обращается к должнику, осно­вания для его предъявления, сумму, которую требует заявитель претензии, и при необходимости расчет этой суммы. В претензии указывается номер расчет­ного или иного счета заявителя претензии, наименование и адрес банка, в кото­ром открыт этот счет, перечень приложенных к претензии документов.

Кроме уже рассмотренных договоров существует договор морского агентирования. По договору морского агентирования морской агент обязуется за возна­граждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории.

Таким образом, договор морского агентирования является разновидностью агентского договора. Особенности договора морского агентирования определяются тем, что он используется при предоставлении как услуг по совершению сделок, так и иных услуг в сфере предпринимательской и иной деятельности в области тор­тового мореплавания в порту или на определенной территории.







Список использованных источников

1.         Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / под ред. Г.Г. Иванова. – М.: Спарк, 2000. – 734 с.

2.         Кодексу торгового мореплавания РФ от 1.05.1999.

3.         Положение о Российской транспортной инспекции №1114 от 19.09. 1996г. //Библиотечка российской газеты .- 2001г. – вып.12.

4.         Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Учебник. В 2 Т. – М.: Статус,2000.

5.         Гражданское право. В 2-х т. Т. 2/ Под ред. Е. А. Суханова. М., 1993.

6.         Гражданской Кодекс РФ: В 2ч.: Ч.2.- М., Юристъ,2000.

7.         Кодекс об административных правонарушениях .- М.: Юристъ, 2001.

8.         Комментарии Гражданского кодекса РФ с постатейными аннотациями.- М., 2001.

9.         Коммента­рий части второй ГК РФ для предпринимателей / Рук. колл. М.И.Брагинский..- М., 1999.

10.     Тарасов М. А. Договор перевозки. - Ростов-на-Дону, 1965.

11.     Форма сделки отдельных вопросов осуществления предпринимательской деятельности // Российская газета.- 1997.- 21 сент

12.     Черепахин Б. Б. Ответственность грузополучателя по Договору перевозки.- Иркутск, 1997.

13.     Витрянский В. В. Перевозка (гл. 40). Транспортная экспедиция (гл. 41)//Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель. М., 1996. С. 398-419.

14.     Егиазаров В. А. Транспортное право. Учебное пособие. М., 1999;

15.     Калпин А. Г. Основные условия фрахтования судна и практика их применения. М., 1984.

16.     Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., 1996. С. 147-160; Савичев Г, П. Транспортное право в условиях перехода к рынку// Гражданское право России при переходе к рынку. М., 1995. С. 209- 229.

17.     Фархтдинов Я. Ф. Правовое регулирование транспортного обслуживания граждан. Казань, 1977;

18.     Хаснутдинов А. И. Вспомогательные договоры на транспорте. Иркутск, 1994.









[1] Комментарии Гражданского кодекса РФ с постатейными аннотациями.- М., 2001.

[2] Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1911. С. 444.


[3] Сарбаш С. В. Право удержания как способ обеспечения исполнения обязательств. М., 1998. С. 60, 200; Право удержания как способ обеспечения исполнения обязательств // Вестник ВАС РФ. 1997. № 9. С. 126-135.

[4] Витрянский В. В. Гражданский кодекс о договоре//ВестникВАС РФ. 1995. № 10. С. 119.


[5] Комментарии Гражданского кодекса РФ с постатейными аннотациями.- М., 2001.

[6] Комментарии Гражданского кодекса РФ с постатейными аннотациями.- М., 2001.

[7] Витрянский В. В. Договоры: порядок заключения, изменения и расторжения, новые типы. М., 1995. С. 26.


[8] Егиазаров В. А. Транспортное право. Учебное пособие. М., 1999

[9] Проблемы эффективности законодательства в транспортных обязательствах. М, 1979

[10] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / под ред. Г.Г. Иванова. – М.: Спарк, 2000. – 734 с.


[11] Ст 124 КТМ РФ № 81-ФЗ


[12] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / под ред. Г.Г. Иванова. – М.: Спарк, 2000. – 734 с.

[13] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / под ред. Г.Г. Иванова. – М.: Спарк, 2000. – 734 с.


[14] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / под ред. Г.Г. Иванова. – М.: Спарк, 2000. – 734 с.


[15] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / под ред. Г.Г. Иванова. – М.: Спарк, 2000. – 734 с.

[16] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / под ред. Г.Г. Иванова. – М.: Спарк, 2000. – 734 с.


[17] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / под ред. Г.Г. Иванова. – М.: Спарк, 2000. – 734 с.

[18] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / под ред. Г.Г. Иванова. – М.: Спарк, 2000. – 734 с.


[19] Статья 150. Обязанности перевозчика в отношении груза. Кодекс торгового мореплавания РФ.

[20] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / под ред. Г.Г. Иванова. – М.: Спарк, 2000. – 734 с.


[21] Закон «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1996 года об изменении Конвенции об ограничении ответственности по морским требовани­ям 1976 года» от 17 декабря 1998 г. (6 января 1999 г.) № 9-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 236.

[22] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / под ред. Г.Г. Иванова. – М.: Спарк, 2000. – 734 с.


[23] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / под ред. Г.Г. Иванова. – М.: Спарк, 2000. – 734 с.


[24] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / под ред. Г.Г. Иванова. – М.: Спарк, 2000. – 734 с.


[25] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / под ред. Г.Г. Иванова. – М.: Спарк, 2000. – 734 с.


[26] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / под ред. Г.Г. Иванова. – М.: Спарк, 2000. – 734 с.

[27] Комментарий к Федеральному закону от 4 декабря 1998 г. (6 января 1999 г.) № 13-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 240

[28] п. 4 Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества, утвержденного постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 7 июля 1998 г. № 723 // СЗ РФ. 1998. № 28. Ст. 3362.

[29] Ведомости РФ. 1993. №32. Ст. 1240

[30] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / под ред. Г.Г. Иванова. – М.: Спарк, 2000. – 734 с.

[31] Публи­кация МТП № 458

[32] Общие и специальные правила перевозки грузов. 4-М. М., 1991. С. 329-339

[33] АПК, п. 2 ст. 59; ГПК, п. 2 ст. 56

[34] п. 11 постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 1992г. №23 с изм. и доп., внесенными постановлениями Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1993 г. № 13, от 23 февраля 1994 г. № 8 // Вестник ВАС РФ. 1993. № 2; № 9; Хозяйство и право. 1994. № 6

[35] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / под ред. Г.Г. Иванова. – М.: Спарк, 2000. – 734 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.