В случае оставления иска без рассмотрения
истец после выполнения им всех требований, предписываемых претензионным
порядком рассмотрения споров, вправе повторно обратиться в юрисдикционный орган
с тем же иском (п. 4 ст. 88 АПК; ч. 2 ст. 222 ГПК).
Правило о предъявлении претензии до
предъявления иска распространяется и на те случаи, когда к перевозчику
заявляется встречный иск (п. 2 ст. 110, п. 8 ст. 102 АПК). При этом АПК
одновременно допускает вступление в дело, возбужденное по требованию к
перевозчику, третьего лица с самостоятельным исковым требованием, даже если
последним не был соблюден претензионный порядок (ст. 38 АПК). По-видимому, это
может быть объяснено лишь тем, что возбуждение производства в арбитражном суде
последовало после того, как претензионный порядок был соблюден истцом по делу.
При возникновении между сторонами спора
относительно соблюдения претензионного порядка исковое заявление принимается к
производству юрисдикционным органом. Однако если в ходе рассмотрения этого
заявления будет установлено, что претензионный порядок не был соблюден,
наступают определенные последствия.
При разрешении юрисдикционным органом спора
о соблюдении претензионного порядка подлежат сопоставлению претензия и иск по
их предмету, основанию и размеру требования. Если предмет, основание и размер
требования, указанные в исковом заявлении, изменены по сравнению с теми,
которые были изложены в претензии, но это изменение не затронуло существа
материально-правового спора между сторонами и не требует дополнительного выяснения
и расследования (например, была допущена арифметическая ошибка и т. п.), то
такое изменение признается допустимым. В случае, когда подобные изменения были
вызваны обстоятельствами, которые при их рассмотрении в претензионном порядке
могли привести к удовлетворению претензии, их следует рассматривать как
недопустимый обход порядка, предусмотренного ст.403.
Если п. 1 ст. 403 установлено обязательное
предъявление претензий в связи с перевозкой груза в каботаже, то п. 2 этой
статьи называются лица, к которым могут быть предъявлены эти претензии. Этими
лицами являются перевозчик, осуществлявший перевозку груза, а в том случае,
когда перевозка не была выполнена, перевозчик, который в соответствии с
договором морской перевозки груза был обязан ее осуществить.
По требованиям, вытекающим из перевозки
груза в смешанном сообщении, претензии должны предъявляться к перевозчику,
доставившему груз в конечный пункт перевозки.
Отсутствие в тексте п. 2 ст. 403 указания,
что данная норма имеет в виду перевозку груза в каботаже, для предъявления
требований по которой установлен обязательный претензионный порядок (п. 1 ст.
403), дает основание для признания претензионного порядка обязательным, когда
он предусмотрен договором о соответствующей перевозке.
Право на предъявление претензий может быть
передано или не передано в соответствии со ст. 404 КТМ РФ:
1. Передача права на предъявление претензий
и исков другим организациям или гражданам не допускается, за исключением
случаев передачи такого права отправителем получателю или наоборот, а также
отправителем или получателем экспедитору либо страховщику.
2. Передача права на предъявление претензии
и иска удостоверяется переуступочной надписью на коносаменте или ином
перевозочном документе.
Данная норма определяет допустимость
передачи права на предъявление претензий и исков другим лицам, круг этих лиц, а
также порядок такой передачи.
В отличие от ранее действовавшего КТМ 1968
г. в этой статье не содержится перечня лиц, пользующихся правом предъявления
претензий и исков. По смыслу норм, регламентирующих договор морской перевозки
груза в каботаже, такими лицами могут быть отправители и грузополучатели.
По требованиям, вызванным неподачей судна в
порт отправления или опозданием в его подаче, лицами, обладающими правом
предъявления перевозчику претензий и исков, будут являться отправители груза.
Поскольку при перевозках груза на условиях чартера в ряде случаев суда
фрахтуются получателем груза, правом предъявлять претензии и иски по
требованиям такого характера обладают и грузополучатели.
По поводу недостачи доставленного груза или
его повреждения в ходе его перевозки, а также просрочки в доставке либо задержки
в выдаче груза правом предъявления претензий и исков пользуются
грузополучатели.
Как отправители, так и получатели имеют
право предъявлять к перевозчику претензии и иски в связи с полной утратой
груза и о возврате перебора провозных платежей. Кому из указанных лиц
принадлежит это право, определяется фактом оплаты стоимости груза и провозных
платежей данным конкретным лицом.
В отличие от общих положений гражданского
законодательства, допускающего уступку требования любому лицу (ст. 382-390
ГК), передача прав на предъявление перевозчику претензий и исков, вытекающих из
перевозки, разрешается только ограниченному кругу лиц, точно обозначенных в
ст. 404, а именно: отправителем - получателю, экспедитору либо страховщику;
получателем - отправителю, экспедитору либо страховщику.
Устанавливая право передачи права на
предъявление претензий и исков экспедитору, эта статья имеет в виду не вообще
экспедитора, а только того, который принимал участие в этом качестве в
осуществлении перевозки, из которой возникло соответствующее требование,
реализуемое получателем или отправителем путем предъявления претензии или
иска.
От передачи права на предъявление претензии
и иска страховщику следует отличать так называемую суброгацию, предусмотренную
ст. 281. В соответствии с этой статьей к страховщику, уплатившему страховое
возмещение, переходят в пределах уплаченной суммы все права страхователя по
требованиям об убытках, возмещенных по договору страхования. Эти права
основаны на законе и факте выплаты страхового возмещения, а не на передаче
права требования. При этом страховщик, основываясь на положениях ст. 281,
вправе требовать возмещения только тех убытков, которые были объектом
страхования, и только в размере, не превышающем уплаченной страховщиком суммы
страхового возмещения. При передаче страховщику права на предъявление
претензии и иска в порядке, предусмотренном ст. 404, страховщик не связан
вышеназванными условиями,
Передача права на предъявление претензии и
иска отправителем получателю груза (или наоборот) не требуется, когда
претензия и иск могут быть предъявлены как отправителем, так и получателем.
Передача права на предъявление претензий и
исков может быть произведена в отношении как только претензий и только исков,
так и одновременно претензий и исков. Согласно п. 2 ст. 404 передача права на
предъявление претензий и исков удостоверяется переуступочной надписью на
перевозочном документе. Переуступочная надпись, гласящая, что «право на
предъявление претензий и исков передано» названному в этой надписи лицу,
подписывается руководителем организации, делающей эту надпись, и заверяется ее
печатью.
В соответствии с п. 2 ст. 1 настоящего
Кодекса к передаче права на предъявление претензий и исков во всем, что не
предусмотрено этим законом, в частности ст. 404 КТМ, применяются правила
гражданского законодательства. Из этого следует ряд практически важных выводов.
Первый: поскольку закон (ст. 404) не
связывает передачу права на предъявление претензий и исков с согласием
должника, такая передача не требует одобрения перевозчика (п. 2 ст. 382 ГК);
Второй: до предъявления претензии или иска
лицом, которому было передано на это право, или до получения иного уведомления
о такой передаче перевозчик вправе произвести выплату причитающейся с него
суммы лицу, передавшему право на предъявление претензий и исков (п. 3 ст. 382
ГК;
Третий: перевозчик может выдвигать против
претензии и иска, предъявленных лицом, которому право на их предъявление было
передано, все возражения, которые он имел против первоначального кредитора к
моменту получения уведомления о передаче права требования (ст. 386 ГК);
Четвертый: передача права на предъявление
претензий и исков не влечет изменения срока исковой давности и способа его
исчисления (ст. 201 ГК).
Статья 405. Порядок предъявления претензии
1. Претензия предъявляется в письменной
форме.
К претензии об утрате или о повреждении
груза кроме перевозочных документов должны быть приложены документы,
подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, удостоверяющие
количество и стоимость отправленного груза.
Перевозочные документы предъявляются в
подлиннике.
2. Перевозчик имеет право в двухнедельный
срок после получения претензии возвратить ее без рассмотрения, если к претензии
не приложены документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи. В случае,
если перевозчик в указанный срок не возвратит заявителю ненадлежаще оформленную
претензию, она считается принятой к рассмотрению.
Для соблюдения «письменной формы», о которой
применительно к претензиям говорится в п. 1 ст. 405 КТМ РФ, необходимо, чтобы
требование, являющееся предметом претензии, было изложено в письменном заявлении,
подписанном руководителем организации, заявляющей претензию, или гражданином -
заявителем претензии.
Претензия должна содержать наименование
лица, к которому адресуется требование, наименование заявителя претензии и его
почтовый адрес, а также требование, с которым заявитель претензии обращается к
должнику, основания для его предъявления, сумму, которую требует заявитель
претензии, и при необходимости расчет этой суммы. В претензии указывается номер
расчетного или иного счета заявителя претензии, наименование и адрес банка, в
котором открыт этот счет, перечень приложенных к претензии документов.
Относительно прилагаемых к претензии
документов закон предписывает, что дополнительно к перевозочным документам,
которые обязательно представляются в подлинниках (ч. 3 п. 1 ст. 405),
заявитель обязан представить документы, подтверждающие право предъявить
претензию. К числу последних относится коммерческий акт, а в тех случаях, когда
перевозчиком было отказано в его составлении или когда этот акт был составлен
с нарушением Правил составления актов, акт дополнительного осмотра,
произведенного независимыми сюрвеерами.
Кроме указанного к претензии прилагаются
документы, удостоверяющие количество и стоимость отправленного груза, его
оплату, а также оплату иных причитающихся в связи с перевозкой груза платежей,
например фрахта, если он не входит в цену груза. Такими документами могут быть
счета (фактуры-инвойсы) поставщика и/или грузоотправителя, банковские поручения
с отметками о произведенных платежах, справки банка.
Все перечисленные выше документы, кроме
перевозочных, могут представляться в надлежащем образом заверенных копиях или
выписках из таких документов, если для рассмотрения претензии имеет значение
только часть документа (п. 2 ст. 60 АПК). Подлинные документы могут быть по
просьбе представившей их стороны возвращены после окончания рассмотрения
претензии.
Как мы видим заявитель претензии вправе
прибегать к любым способам пересылки претензий. Они могут быть направлены
заказными или ценными письмами, переданы по телеграфу, телетайпу или телефаксу,
а также по радио. Допустима передача претензии нарочным под расписку. При этом
время направления претензии через почтовое ведомство удостоверяется
квитанцией, а время получения претензии, доставленной нарочным, - распиской
адресата.
В случае, когда заявитель претензии
направил ее без приложения документов, перечисленных в п. 1 ст. 405,
перевозчик вправе возвратить претензию без рассмотрения. Такой возврат может
быть произведен в двухнедельный срок после получения претензии. Невозвращение
претензии или ее возвращение заявителю с нарушением названного срока согласно
п. 2 ст. 405 расценивается как принятие этой претензии к рассмотрению.
Статья 406. Срок для предъявления
претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза
Претензия к перевозчику, вытекающая из
договора морской перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока
исковой давности.
Эта статья определяет срок для предъявления
претензий к перевозчику по требованиям, вытекающим из договора морской
перевозки груза, путем отсылки к сроку исковой давности, установленному для
такого рода требований. Продолжительность последнего равняется одному году.
О моменте, с которого начинает исчисляться
срок для предъявления претензии к перевозчику из договора морской перевозки
груза.
В силу правила, приведенного в этой статье,
а также п. 2 ст. 407, предусмотревшего приостановление течения срока исковой
давности до рассмотрения претензии другой стороной или истечения срока,
установленного для ответа на претензию (п. 1 ст. 407), у заявителя последней,
даже в случае ее направления в предшествующий окончанию течения срока исковой
давности день, остается некоторое время для передачи соответствующего иска на
рассмотрение юрисдикционного органа.
Установленный ст. 406 срок для предъявления
претензий к перевозчику независимо от совпадения его продолжительности со
сроком исковой давности является пресекательным сроком, т. е. сроком
существования самого права. Этот срок в отличие от срока исковой давности не
подлежит продлению ни при каких обстоятельствах.
Срок для рассмотрения претензии, вытекающей
из договора морской перевозки груза определяет ст. 407 КТМ РФ:
1. Перевозчик обязан рассмотреть претензию,
вытекающую из договора морской перевозки груза, в течение тридцати дней со дня
ее получения и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее.
2. Со дня предъявления к перевозчику
претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза, течение срока
исковой давности приостанавливается до получения ответа на претензию или
истечения установленного для ответа срока.
Пункт данной статьи предусматривает
обязанность перевозчика по договору морской перевозки груза рассмотреть
направленную ему претензию в установленный для такого рассмотрения срок и
уведомить заявителя претензии об ее удовлетворении или отклонении (см. также п.
2 ст. 797 ГК).
О принятом перевозчиком решении
удовлетворить претензию полностью или частично либо отклонить ее должен быть
уведомлен заявитель претензии. При этом в случае удовлетворения претензии ее
сумма в признанной перевозчиком части должна быть перечислена кредитору. В
случае отклонения претензии перевозчик должен сообщить ее заявителю основания,
по которым она была отклонена.
Установленный п. 1 ст. 407 тридцатидневный
срок для рассмотрения претензии перевозчиком исчисляется со дня ее получения
последним, т. е. дня, когда текст претензии был вручен перевозчику, доставившим
эту претензию нарочным или по почте.
В п. 2 ст. 407, который формально не входит
в параграф 2 «Исковая давность» главы XXV КТМ, приведено правило о
приостановлении течения срока исковой давности по требованиям из договора
морской перевозки груза. Необходимость помещения такого правила в ст. 407
объясняется тем, что в силу ст. 406 претензия предъявляется в течение срока
исковой давности и время, предоставленное законом для рассмотрения претензии
перевозчиком и уведомления заявителя претензии о результатах такого
рассмотрения (п. 1 ст. 407), не должно использоваться во вред заявителю
претензии за счет сокращения срока, предоставленного для заявления иска.
Под приостановлением течения срока исковой
давности понимается прекращение его течения на период, на который действие
этого срока было приостановлено. После окончания указанного периода течение
срока исковой давности возобновляется, и при этом оставшаяся неистекшей на
момент приостановления часть срока исковой давности начинает отсчитываться с
момента окончания упомянутого периода.
Поскольку приостановление течения срока
исковой давности производится на период со дня предъявления перевозчику
претензии и до получения
ответа на претензию или истечения
установленного для ответа срока, при определении длительности этого периода к
каждом отдельном случае необходимо принимать во внимание время, затрачиваемое
для доставки претензии перевозчику и ответа перевозчика на претензию. При
исчислении сроков, установленных для предъявления и рассмотрения претензий,
подлежат применению общие правила гражданского законодательства, определяющие
порядок исчисления сроков (глава XI ГК).
Сформулированное применительно к
претензионному рассмотрению споров специальное правило о приостановлении
течения срока исковой давности по требованиям к перевозчику, вытекающим из
договора морской перевозки, в КТМ РФ не является единственным. Приостановление
течения срока исковой давности в КТМ предусмотрено также для требований, зависящих
от расчетов по общей аварии (ст. 412).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|