Требование, связанное с расходами на
принятие мер по предотвращению или уменьшению ущерба, в том числе окружающей
среде, не было включено в перечень, предусмотренный Конвенцией 1952 г. В
настоящее время
ущербом от загрязнения и предупредительными
мерами являются ущерб и меры, предусмотренные подп. 5 и 6 п. 1 ст. 316, а
также подп. 4 и 5 п. 2 ст. 327.
Требование в связи с расходами на подъем,
удаление или уничтожение затонувшего судна или его груза также базируется на
Конвенции 1999 г. (подп. «е» п. 1 ст. 1).
Под требованиями, вытекающими из любого
договора по использованию судна, понимаются требования между сторонами
тайм-чартера или бербоут-чартера и любого другого договора (за исключением
требований, вытекающих из договора перевозки груза или договора перевозки
пассажира, а также из утраты или повреждения груза или багажа). В эту категорию
включаются перевозки по чартеру, коносаменту, морской накладной,
комбинированные (смешанные) перевозки. Требования, вытекающие из перевозки
грузов и пассажиров, а также по возмещению ущерба грузу и багажу отдельно
упомянуты в конвенциях 1952 г. и 1999 г.
Убытки, причиненные при лоцманской
проводке, как обязательной, так и факультативной, также могут служить
основанием ареста судна. Например, лоцманская организация может предъявить
требование в связи с причинением вреда жизни или здоровью лоцмана в результате
невыполнения судном правил по безопасному приему и высадке лоцмана. Что
касается требований по лоцманским сборам, то они считаются связанными с
лоцманской проводкой.
Под требования, связанные с буксировкой,
подпадают любые требования, вытекающие из договора как морской, так и портовой
буксировки. Убытки могут быть причинены нарушением договора или в результате
повреждений, нанесенных буксирующим судном буксируемому судну и наоборот.
Под предоставлением материалов,
оборудования и т. п. понимается не только их покупка, но и аренда, лизинг.
Исходя из основных принципов Конвенции 1952 г., только в том случае, если
оборудование было арендовано для эксплуатации на конкретном судне, оно может
быть арестовано в связи с указанным требованием.
Требования в связи с постройкой, ремонтом и
т. д. ограничены только работами, проводимыми на судне, поскольку в ст. 389 не
упоминается об оснащении судна и доковых сборах. Следует обратить внимание на
то, что требования об уплате доковых расходов и сборов не обеспечиваются
морским залогом в соответствии со ст. 367, хотя и сохранены в Конвенции 1999 г.
Дисбурсментские расходы обязательно должны
быть произведены в отношении судна. Хотя в Конвенции 1952 г. упоминаются
дисбурсментские расходы, произведенные отправителем груза, фрахтователем или
агентом, они не могут рассматриваться как морское требование, если не были
произведены от имени судна (в отношении судна).
До принятия Конвенции 1999 г. страховая
премия (включая взносы по взаимному страхованию), агентское, комиссионное и
брокерское вознаграждения, уплачиваемые собственником судна или его
фрахтователем по бербоут-чартеру либо от их имени, не относились к морским
требованиям. Это необходимо учитывать при применении положений ст. 389.
Статьей 380 внесено важное уточнение в
положение о том, что наряду с любым спором о праве собственности на судно к
морскому требованию относится и спор о праве владения им. В это требование включается
и спор между несколькими собственниками относительно права собственности или
владения судном. К числу морских относится требование в связи со спором между
двумя или несколькими собственниками судна относительно использования судна и
распределения прибыли.
Традиционно «морским» считается требование
в связи с ипотекой судна.[30]
Статья 390 КТМ РФ «Судно, которое может
быть арестовано»:
1. Судно, в отношении которого возникло
морское требование, может быть арестовано при условии, если:
1) морское требование к судовладельцу
обеспечено морским залогом на судно и относится к требованиям, предусмотренным
пунктом 1 статьи 367 настоящего Кодекса;
2) морское требование основывается на
ипотеке судна или обременении судна того же характера, зарегистрированных в
установленном порядке;
3) морское требование касается права
собственности на судно или владения им;
4) морское требование не подпадает под
подпункты I, 2 и 3 настоящего, пункта, но лицо, которому судно принадлежит на
праве собственности в момент возникновения морского требования, является
ответственным по такому требованию и его собственником в момент начала
процедуры, связанной с арестом судна, или фрахтователь судна по бербоут-чартеру
в момент возникновения морского требования является ответственным по такому
требованию и в момент начала процедуры, связанной с арестом судна, является
его фрахтователем по бербоут-чартеру или собственником.
2. Любое другое судно или любые другие суда
могут быть также арестованы, если в момент начала процедуры, связанной с их
арестом, суда находятся в собственности лица, которое является ответственным
по морскому требованию и являлось в момент возникновения требования собственником
судна, в отношении которого морское требование возникло, либо фрахтователем по
бербоут-чартеру, тайм-чартеру или рейсовому чартеру такого судна.
Правило, установленное настоящим пунктом,
не применяется к требованию, касающемуся права собственности на судно или
владения им.
В качестве основного правила эта статья
устанавливает, что может быть арестовано лишь то судно, в отношении которого
возникло
морское требование. При этом необходимо,
чтобы было соблюдено одно из следующих условий:
а) морское требование обеспечено морским
залогом на судно, т. е. одним из пяти требований к судовладельцу, указанных в
п. 1 ст. 367;
б) морское требование основано на ипотеке
этого судна, зарегистрированной в установленном порядке;
в) морское требование касается права
собственности на это судно или владение им.
Обязательным является условие, чтобы лицо,
которому принадлежало судно в момент возникновения требования и которое несет
ответственность по этому требованию, оставалось собственником судна и на момент
предъявления требования о его аресте.
В отношении морских требований, не
перечисленных в подп. 1-3 п. 1 этой статьи, арест конкретного судна допускается
при соблюдении того же принципа, т. е. когда лицо, которому судно принадлежало
на праве собственности в момент возникновения морского требования, несет
ответственность по этому требованию и остается собственником судна на момент
начала процедуры ареста.
Если ответственным по морскому требованию в
момент его возникновения являлся не собственник судна, а его фрахтователь по
бербоут-чартеру, который остается таковым при начале процедуры ареста (или к
нему перешло право собственности на судно), арест судна также допускается.
В п. 2 ст. 390 сформулировано правило
ареста «sister ship», т. е. другого судна, принадлежащего
лицу, ответственному по морскому требованию, и которое в момент возникновения
требования являлось собственником или фрахтователем судна, в отношении
которого это требование возникло. Как и в некоторых других положениях главы
XXIII, этот пункт содержит существенные отступления от Конвенции 1952г.
Во-первых, добавлены слова «или любых других судов». Это соответствует п. 2 ст.
3 Конвенции 1999 г. и направлено на то, чтобы исключить ограничительное
толкование п. 1 ст. 3 Конвенции 1952 г., согласно которому допускается арест
«любого другого судна» и истец может отобрать для ареста лишь одно судно из
ряда судов. Во-вторых, наряду с бербоут-чартером предусматривается возможность
ареста судна, находящегося в тайм-чартере, и судна, зафрахтованного по рейсовому
чартеру. Для применения правила «sister ship» необходимо
установить связь между судном, в отношении которого возникло морское
требование, и лицом, ответственным по морскому требованию (в момент ареста
судно может уже не принадлежать этому лицу), а также между другим судном и этим
лицом (оно должно быть собственником этого судна в момент ареста, и не
обязательно судно должно было принадлежать ему в момент возникновения морского
требования).
Правило «sister ship»
не применяется к требованию, касающемуся права собственности на судно или
владения им. При присоединении к Конвенции
1952 г. Российская Федерация сделала
оговорку о неприменении правил Конвенции 1952 г. к аресту судов по указанному
требованию, имея в виду, что к такому требованию будет применяться
законодательство Российской Федерации.
1. Судно может быть освобождено от ареста
только на основании постановления суда, арбитражного суда или указанного в
пункте 1 статьи 388 настоящего Кодекса третейского суда при предоставлении
достаточного обеспечения в приемлемой форме.
2. При отсутствии соглашения сторон о форме
и размере обеспечения суд, арбитражный суд или указанный в пункте 1 статьи 388
настоящего Кодекса третейский суд определяет форму обеспечения, а также размер
обеспечения, который не должен превышать стоимость судна.
3. Любая просьба об освобождении судна от
ареста в связи с предоставлением обеспечения не означает признание
ответственности, отказ от средств защиты или от права на ограничение
ответственности.
4. Лицо, предоставившее обеспечение в
соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, может в любое время обратиться в
суд, арбитражный суд или указанный в пункте 1 статьи 388 настоящего Кодекса
третейский суд с просьбой об уменьшении, изменении или отмене такого
обеспечения. (Статья 391 КТМ РФ Освобождение судна от ареста).
Положения ст. 391 соответствуют ст. 5
Конвенции 1952 г. и п. «б» ст. 4 Конвенции 1999 г.
Освобождение судна осуществляется тем же
судом (арбитражным судом), который вынес постановление об аресте, при
предоставлении «достаточного обеспечения в приемлемой форме».
Достаточным является обеспечение,
учитывающее все возможные требования и проценты, однако размер его не должен
превышать стоимости судна. Что касается формы обеспечения, то прежде всего она
должна быть приемлемой для истца. Согласно ГК одним из видов обеспечения
исполнения обязательств является банковская гарантия, под которой понимается
гарантия банка, иного кредитного учреждения или страховой организации (ст. 368
ГК). В качестве гаранта в торговом мореплавании часто выступают клубы взаимного
страхования. Для банковских гарантий могут быть использованы Унифицированные
правила для гарантий по требованию Международной торговой палаты.[31]
Поскольку арест судна в соответствии с
главой XXIII является обеспечительным арестом, и суд, осуществивший арест,
далеко не всегда компетентен рассматривать спор по существу, гарантия или иное,
финансовое обеспечение, предоставленное с целью освобождения судна, должны
конкретно предусматривать, что они предоставлены в качестве обеспечения
исполнения любого судебного решения, которое в конечном итоге может быть
вынесено судом, обладающим компетенцией рассматривать дело по существу.
Конвенция 1952 г. (ст. 7) предусматривает
два случая, когда суд, осуществивший обеспечительный арест, устанавливает срок
для предъявления иска в другом суде. Во-первых, суд должен установить срок, в
течение которого лицо, имеющее требование к должнику, обязано предъявить иск в
компетентном суде. Во-вторых, если стороны договорились передать спор для
разрешения в конкретный суд или арбитраж, суд, наложивший арест на судно, может
установить срок, в течение которого лицо, имеющее требование, может предъявить
иск. Как в первом, так и во втором случае ответчик может ходатайствовать об
освобождении судна либо гарантии или иного обеспечения, если иск не был
предъявлен в установленный срок. Таким образом, суд может установить срок на
предъявление иска в компетентном суде или в арбитраже, согласованном сторонами,
либо в момент вынесения решения об аресте (когда суд не компетентен
рассматривать спор по существу), либо при освобождении судна при предоставлении
гарантии или иного обеспечения.
КТМ предусмотрены и другие условия, при
выполнении которых судно подлежит освобождению. Это связано с созданием фондов
ограничения ответственности, предусмотренных ст. 322, 333 и 363.
В случае, если стороны не могут достичь
соглашения о форме, размере и условиях обеспечения, они определяются судом,
указанным в п. 1 ст. 388.
В п. 3 ст. 391 закреплен принцип, в
соответствии с которым любые действия по освобождению судна и предоставлению
обеспечения не должны впоследствии рассматриваться как признание
ответственности и т. п. (см. также п. 4 ст. 354).
На практике нередко случается, что по
прошествии некоторого времени после предоставления обеспечения стороны уточняют
размер причиненных убытков, который оказывается значительно ниже, чем это
предполагалось; в результате расследования происшествия с судном
устанавливается степень вины столкнувшихся судов и т. д. Если сторонам не
удается договориться о снижении размера обеспечения или изменении его условий,
лицо, предоставившее обеспечение, может обратиться в суд с просьбой об
уменьшении, изменении или отмене обеспечения.
Статья 392. Повторный и многократный арест
судна
В случае, если судно арестовано для
обеспечения морского требования или обеспечение предоставлено для
предотвращения ареста судна либо для освобождения его от ареста, такое судно не
может быть арестовано вновь или арестовано по тому же морскому требованию, если
только:
1) размер обеспечения, полученного по тому
же морскому требованию, является недостаточным при условии, что общий размер
обеспечения не может превышать стоимость судна;
2) лицо, которое предоставило обеспечение,
не в состоянии выполнить свои обязательства полностью или частично;
3) судно, которое арестовано, или
обеспечение, которое предоставлено, освобождено:
по просьбе или с согласия лица, имеющего
право на морское требование, и при наличии разумных оснований для такой просьбы
или согласия;
в связи с невозможностью лица, имеющего
право на морское требование. воспрепятствовать освобождению судна посредством
принятия разумных мер.
2. В случае, если судно арестовано для
обеспечения морского требования или обеспечение предоставлено для предотвращения
ареста судна либо для освобождения его от ареста, любое другое судно, которое
могло бы быть арестовано по тому же морскому требованию, не подлежит аресту,
если только:
1) размер уже полученного обеспечения по
тому же морскому требованию является недостаточным;
2) применяются правила, установленные
подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи.
3. Правила, установленные настоящей
статьей, не применяются по отношению к любому незаконному освобождению судна
от ареста или уходу его от ареста.
Конвенцией 1952г. установлено общее правило
(п. 3 ст. 3), согласно которому не допускается наложение ареста на судно более
одного раза по одному и тому же требованию одного и того же лица в пределах
юрисдикции одного или нескольких договаривающихся государств. Вместе с тем
допускался повторный арест ~в том случае, если существовала «веская» причина
для такого ареста. В Конвенции 1999 г. это положение было уточнено, и ст. 392
КТМ соответствует ст. 3 этой Конвенции.
Размер обеспечения может оказаться недостаточным
в силу внезапной девальвации валюты, в которой оно было предоставлено, либо
может быть уточнен после постановки судна в док и выявления дополнительных
повреждений корпуса и т. д. Однако и после повторного ареста размер
обеспечения не должен превышать стоимости судна.
Обычно дела в связи с морскими требованиями
ведутся достаточно продолжительное время, и может оказаться, что банк,
предоставивший гарантию, солидность которого в момент ареста судна не вызывала
сомнений, уже не в состоянии выполнить свои обязательства по гарантии.
Разумеется, истец первоначально настаивает на замене обеспечения и обращается
к повторному аресту судна лишь тогда, когда переговоры не привели к
удовлетворительному результату.
Судно или обеспечение могут быть
освобождены как с согласия лица, имеющего право на морское требование, так и по
решению суда, несмотря на то, что истцом были приняты все разумные меры,
препятствующие освобождению. В этом случае также может быть осуществлен
повторный арест.
Пункт 2 ст. 392 КТМ РФ содержит правило «sister
ship», которое базируется на тех же принципах: любое другое
судно не подлежит аресту в связи с тем же морским требованием. Однако из этого
правила и здесь сделано исключение: арест возможен, если размер полученного
обеспечения является недостаточным; лицо, предоставившее обеспечение, не в
состоянии выполнить свои обязательства; судно, которое арестовано, освобождено.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|