Недостатки судна, которые не могли быть
обнаружены перевозчиком, должны быть скрытыми, т. е. такими, которые не могли
быть обнаружены компетентными специалистами при осуществлении проверки с применением
современных методов. Это означает, что недостаток был скрытым не в том смысле,
что перевозчик и его служащие о нем не знали, а в том, что этот недостаток не
мог быть обнаружен при проявлении должной заботливости перевозчиком и его
служащими.
Срок, в течение которого перевозчик
предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без
дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением
сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту
погрузки.[12]
Международные линейные сообщения
организуются морскими перевозчиками на устойчивых географических направлениях
международной торговли готовой промышленной продукцией, полуфабрикатами,
продовольствием и другими товарами. Международные линии связывают между собой
основные мировые экономические центры (Западную Европу, Северную Америку и
Дальний Восток) и эти центры с другими регионами. Особенностью линейного
судоходства является закрепление судов на данном направлении и их регулярные
заходы в определенные порты по заранее объявленному расписанию. Объем услуг,
оказываемый морскими линейными перевозчиками, грузоотправителями и
грузополучателями значительно больше, чем в трамповом судоходстве. Обычно, морские линейные перевозчики принимают на себя
обязательства оплачивать стоимость погрузки товаров в порту отправления и
выгрузки - в порту назначения. Дополнительные издержки судовладельцев,
связанные со спецификой линейных условий, возмещаются в тарифах линейного
судоходства. Конкретное толкование линейных условий перевозок дается в
проформах линейных коносаментов.
Договором перевозки в линейном судоходстве
в большинстве случаев является коносамент (Bill of Lading (англ.), Connaisement
(франц.), Konnossement (немец.), Poliza di cario (итал.), Conocimiento de
embarque (испан.)). Особое значение коносамент имеет в отношениях между
судовладельцем и получателем груза, являясь, по сути, единственным документом,
регулирующим эти отношения. Коносамент является
ценной бумагой, которая выражает право собственности на конкретный указанный в
ней товар. Коносамент - это транспортный документ, содержащий условия договора
морской перевозки. Коносамент представляет собой документ, держатель которого
получает право распоряжаться грузом. Коносамент выдается перевозчиком
отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора.
Коносамент выдается на любой груз независимо от того, каким образом
осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна, отдельных судовых
помещений или без такого условия.
1. После приема груза для перевозки
перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент.
Коносамент составляется на основании
подписанного отправителем документа, который должен содержать данные,
указанные в подпунктах 3-8 пункта I статьи 144 настоящего Кодекса.
2. Отправитель гарантирует перевозчику
достоверность данных, предоставленных для включения в коносамент, и несет
ответственность за убытки, причиненные перевозчику вследствие недостоверности
таких данных.
Право перевозчика на возмещение убытков
отправителем не устраняет ответственность перевозчика по договору морской
перевозки груза перед любым лицом, иным, чем отправитель. (ст. 142 КТМ РФ)
Пункт 1 ст. 142 КТМ РФ соответствует п. 1
ст. 14 Гамбургских правил и вносит полную ясность в вопрос о том, является ли
обязанность перевозчика выдать коносамент безусловной или зависит от
усмотрения отправителя. В КТМ 1968г. соответствующее положение было
сформулировано иначе («перевозчик обязан выдать отправителю коносамент»), что
вызывало определенные споры, хотя по Гаагско-Висбийским правилам (ст. 3)
выдача коносамента также зависит от требования отправителя. Коносамент
выдается после приема груза к перевозке, однако это не означает, что
отправитель должен потребовать выдачи коносамента немедленно. Известны случаи,
когда такое требование отправитель высказывает уже после отхода судна в рейс.
Коносамент выполняет три функции:
а) свидетельствует о заключении договора
перевозки;
б) является распиской в получении груза
перевозчиком;
в) является товарораспорядительным
документом (ценной бумагой). Коносамент является не договором перевозки, а лишь
одним из свидетельств заключения договора перевозки и условий такого договора.
Обычно формы коносаментов разрабатывают сами перевозчики или соответствующие
неправительственные международные организации (БИМКО, ФИАТА и др.). Они
содержат (на лицевой и обратной сторонах) довольно подробные условия перевозки.
В международном мореплавании широко применяются и так называемые «короткие»
формы коносаментов, которые содержат минимум необходимых условий и отсылают к
соответствующим полным условиям или чартерам (если коносамент выдается на
основании чартера). Так, короткая форма, обычно применяемая российскими
перевозчиками, разработана на основе полной формы коносамента КЭ-2.4.Л. Она не
содержит текста на оборотной стороне, а на лицевой стороне указывает, что
договор перевозки, свидетельством заключения которого является данная короткая
форма, регулируется условиями, содержащимися в коносаменте КЭ-2.4.Л, экземпляр
которого может быть получен в конторе перевозчика или его агента.
Согласно ст. 143 ГК к ценным бумагам в
числе других (облигация, вексель, чек, акция и т. д.) относится и коносамент.
Ценной бумагой (ст. 142 ГК) является документ, удостоверяющий с соблюдением
установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права,
осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Как
следует из приведенного перечня ценных бумаг, они могут быть денежными (чек,
вексель), дающими право на определенное участие в деятельности акционерного
общества (акции), товарными, т. е. бумагами, в которых воплощается право на
определенные товары. Коносамент является именно такой товарной ценной бумагой.
Договор морской перевозки груза, заключение
которого подтверждено выдачей коносамента, является договором присоединения в
смысле ст. 428 ГК. Согласно этой статье договором присоединения признается
договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных
стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем
присоединения к предложенному договору в целом. ГК предусматривает различные
правовые последствия присоединения к договору в отношении граждан и предпринимателей.
Гражданин имеет право требовать расторжения или изменения договора, если
договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но
лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида (в
нашем случае - по договору морской перевозки груза), либо содержит явно
обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из
своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности
участвовать в определении условий договора. Что касается предпринимателей, то
ГК исходит из того, что они должны обладать большим опытом и могут потребовать
расторжения или изменения договора лишь в том случае, если будет доказано, что
присоединившаяся сторона не знала или не должна была знать, на каких условиях
заключает договор.
Разумеется, речь идет об условиях,
непосредственно не урегулированных в законе или иных правовых актах. Если же в
законе прямо установлены основания ответственности перевозчика и исключения из
ответственности (см., например, ст. 166-167 КТМ), размер ответственности и ее
ограничения (ст. 169-170 КТМ), то присоединившаяся сторона не вправе требовать
изменения или расторжения договора перевозки по указанным выше основаниям.
Следовательно коносамент - это документ,
выдаваемый судовладельцем грузоотправителю в удостоверении принятия груза к
перевозке морским путем.
Таким образом, коносамент является:
распиской перевозчика или его агента,
подтверждающей, что груз погружен на определенное судно или принят на склад для
погрузки;
доказательством договора морской перевозки
между грузоотправителем и перевозчиком. Разумеется, коносамент в качестве
договора морской перевозки выдается, как правило, после заключения контракта на
перевозку. В этом его отличие от чартера, который фактически содержит в себе
все условия перевозки, и если грузоотправитель является также фрахтователем,
условия чартера имеют привилегию перед коносаментом. В связи с этим важно,
чтобы условия контракта на перевозку не расходились с условиями в коносаменте;
"титульным" документом, ценной
бумагой (a document of title). Будучи распиской перевозчика,
подтверждающей получение груза на борт судна, а также наделенный
грузоотправителем как negotiable instrument. Коносамент
выступает как document of title, который позволяет
покупателю распоряжаться грузом, когда он еще находится в море, передать право
на владение грузом, если груз был индивидуализированным (ascertained good) или специфическим (specific good) товаром при
договоренности сторон.
Некоторые считают, что коносамент выполняет
четвёртую функцию – является как бы оборотным документом – quasi-negotiable instrument.
В коносаменте на одной из сторон указаны
условия перевозки (в напечатанном виде). На другой стороне коносамента указаны
данные, касающиеся данной погрузки, а именно:
1. Наименование судоходной компании.
2. Номер коносамента. Как правило,
коносамент нумеруется согласно портам назначения, однако иногда это правило
нарушается.
3. Ссылка на грузоотправителя, наименование
фирмы, предъявляющей груз к погрузке. В случае необходимости брокер может
обратиться прямо к грузоотправителю.
4. Наименование грузоотправителя. Если в
коносаменте указан агент (форвардинг), как отправитель груза, тогда в нем,
несомненно, будет добавление as agent или as agent for...., то есть, только как агент, с указанием имени настоящего
грузоотправителя Выражение "как агент за ..." является некоторым
риском для брокера в случае трудностей, связанных, с оплатой фрахта. Поэтому
обычно брокер не включает вышеуказанный пункт, пока не будет гарантирована
оплата фрахта.
5. Имя получателя груза (это не относится к
ордерному коносаменту).
6. Адрес, имя партнера в порту назначения,
который должен быть объявлен брокером по прибытии судна; следовательно, он
может организовать приемку доставленного груза.
7. Наименование судна.
8. Наименование порта
погрузки.
9. Наименование порта выгрузки и, если
необходимо, окончательный пункт назначения груза, а также факультативный порт.
10. Порт, где оплачивается фрахт. Штамп "Freight prepaid» означает, что фрахт оплачен в порту погрузки. Фактически грузоотправитель
не сможет распоряжаться коносаментом, пока не оплатит фрахт. Штамп "Freight to be collected" или "Freight payable as
destination" означает, что фрахт должен быть оплачен
в порту назначения. В этом случае фрахт оплачивается перед получением груза.
11. Коносаменты издаются несколькими
экземплярами: оригинал (или оригиналы) и копии. Грузоотправитель решает, какое
количеством оригиналов коносамента должно быть подписано (обычно 2 или 3).
Если сделано более одного оригинала, это
должно быть указано в коносаменте. В случае если один оригинал утерян, груз
можно получить по второму оригиналу.
Оригиналы коносаментов, обычно, посылаются
отдельной почтой. Если в письме указано:
"Herewith we send you 2/3original
B/L., –это значит, что сделано 3 оригинала, 2 из которых
прилагаются.
Количество копий (копии не могут служить
предметом сделки) зависит от потребностей сторон. Такими сторонам являются:
грузоотправитель, судоходная компания (судовладелец), агент в порту погрузки,
грузовой помощник капитана (старший или второй помощник), агент в порту
выгрузки, и (по обстоятельствам) форвардинг - агент, если он действует от имени
грузоотправителя.
12. В коносаменте дается описание груза,
вес брутто, количество мест, маркировка. Обычно описание груза дается кратко.
однако бывает, что требуется подробное описание груза (в случае банковского
кредита или для получения импортной лицензии).
Оговорка
"Said to contain (s.t.c.)" печатается или
наносится штампом и означает "содержание по заявлению", т.е. когда
брокер не может знать содержимое ящика Аналогичное выражение "gross weightl", впечатанное в коносаменте, обычно заканчивается оговоркой "said to be".
13. Внизу коносамента дата и порт доставки.
14. Имя и подпись брокера или подпись лица,
уполномоченного подписать от его имени.
Коносамент не всегда оформляется брокером.
Грузоотправитель может делать это сам; часто коносамент оформляет агент.
Дата на коносаменте должна соответствовать
действительной дате погрузки груза на судно. Однако если брокер решит, он может
поставить дату отхода судна.
В случае, когда покупатель открывает documentory credit в своем банке, продавец
может взять деньги в банке только по предъявлении требуемых документов. Documentory credit
обычно открывается на условиях, что отгрузка произведена не позже фиксированной
даты. Это означает, что документ обусловливается этой датой, и она не может
быть превышена. Такие жесткие условия побуждают иногда заинтересованную сторону
просить брокера поставить дату на коносаменте задним числом (antedate). Ни один брокер не хочет идти на
это, зная, что antedating
наказуемо судом как подлог.
Коносамент может быть трех видов:
ордерный;
на предъявителя;
именной.
Ордерный коносамент (order B/L) - ценная
бумага, по которой груз выдается либо по приказу отправителя или получателя,
либо по приказу банка. Ордерный коносамент является наиболее распространенным в
практике морских перевозок.
Именной коносамент (straight B/L) - ценная
бумага, в которой указывается наименование определенного получателя. Груз
выдаётся прямо получателю, указанному в коносаменте. Именной является прямой
противоположностью ордерному коносаменту.
Коносамент на предъявителя (to bearer B/L) - документ, в котором указывается, что он выдан на
предъявителя, т.е. в нем не содержатся какие-либо конкретные данные относительно
лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения
должен быть выдан любому лицу, предъявившему его.
В последнее время получили развитие
комбинированные перевозки грузов различными видами транспорта – водным,
наземным, железнодорожным и т.д., что потребовало комбинированного
транспортного документа Combined transport B/L. При этом возникает много проблем. Так как он координирует действия
различных видов транспорта, он должен выдаваться одним из перевозчиков -
судовладельцем или грузовым экспедитором, действующем как перевозчик или агент
от имени перевозчика.
Существует также сервисный коносамент (Service
B/L). Этот коносамент может быть использован
в разных случаях. Он не может служить предметом сделки. Брокер сам может
погрузить определённую партию груза – тогда его имя указывается в коносаменте
вместо грузоотправителя, и брокер в порту назначения может выступать в роли
получателя.
Кроме этого, коносамент может быть сквозной
или прямой.
Различают три типа сквозных коносамента:
морской, обычный и коносамент на смешанную перевозку.
Морской сквозной коносамент является серией
самостоятельных договоров для перевозки грузов двумя и более последующими
перевозчиками. Каждый из перевозчиков несет ответственность за вверенный ему
груз на участке и в период времени, определенный его коносаментом.
Обычным сквозным коносаментом является
документ, подтверждающий ответственность лица, выдавшего его за перевозку
грузов последующими перевозчиками от места погрузки до места назначения.
Обычный сквозной коносамент, охватывающий по меньшей мере два различных вида
перевозок, называется коносаментом на смешанную перевозку грузов или
многомодальным.
Иск по морскому сквозному коносаменту может
быть предъявлен первоначальному перевозчику. Против последующего перевозчика
может быть применено залоговое право, так как первоначальный перевозчик для
него выступает в качестве агента грузоотправителя. Если перевозчики в течение
переговоров до предъявления иска письменно не установили, в чьем попечении
находится груз, когда возникли убытки – целесообразно иск предъявить ко всем
перевозчикам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|