Меню
Поиск



рефераты скачать Механизм налогового планирования на предприятии в условиях трансформационной экономики

На основании Указа Президента Украины "О взимании НДС с импортных товаров" от 30.06.95 г. следуют следующие льготы: импортное сырье, материально-технические ресурсы, комплектующие изделия, оборудование, материалы, техника и другие товары, ввозимые хозяйствующими всех форм собственности, в том числе посредниками (прямыми поставщиками), для производственных и собственных нужд (т.е. без последующей реализации), а также энергоносители (нефть и газ), которые ввозятся для производственных нужд, в том числе по бартерным операциям, не подлежат обложению НДС во время перемещения через таможенную границу Украины.

В  случае использования указанных товаров не на производственные и собственные нужды или для последующей их продажи, НДС взимается исходя из их стоимости с учетом НДС, но ниже таможенной стоимости, пересчитанной в национальной валюте по курсу НБУ на день предоставления декларации.

Следует учитывать особенности налогообложения НДС совместных предприятий. В соответствии Кабинета Министров Украины № 55-93 от 20.05.93 введенным в действие с 05.06.93, внесены существенные изменения в порядок налогообложения предприятий с иностранными инвестициями. Таким считается предприятие любой организационно-правовой стороны, созданной по законам Украины, если на протяжении календарного года в его уставный фонд, имеется квалификационная иностранная инвестиция.    

Действие Инструкции о порядке исчисления и уплаты НДС №3 от 10.03.93 г. имеет  при применении к совместным предприятиям. В основе деятельности СП лежат экспортно-импортные операции, поэтому действие вышеизложенной Инструкции регламентируется еще одной Инструкцией о порядке исчисления и уплаты НДС и акцизного сбора за товары, ввезенные из-за пределов таможенных границ Украины, экспорта товаров, работ и услуг №44 от 31.05.94 г.

Особенностью налогообложения импортных операций  является то, что полученная выручка за экспортную продукцию не является объектом налогообложения. В этом случае (т.е. при исчислении НДС и акцизов) объектом обложения при экспорте является сумма отгруженной продукции. При этом НДС и акциз, уплаченные ранее, возмещаются предприятиям после поступления выручки на счет, но не позже чем через год после выпуска продукции.

НДС и акциз на импорт начисляются по декларированной стоимости товара и учитываются в покупной цене импортируемого товара. НДС и акциз экспортно-импортных операций уплачиваются в момент нахождения товара на таможенном складе. Лишь после уплаты налога товар может быть отгружен за границу или на склад потребителю.


2. Акцизный сбор.

В указе Президента Украины от 18.08.95 "О введении марок акцизного сбора на алкогольные напитки и табачные изделия" было утверждено положение о вышеуказанных марках акцизного сбора. Кабинету Министров Украины предписывается в двухнедельный срок  утвердить правила изготовления, хранения и продажи марок акцизного сбора и маркировки алкогольных напитков и табачных изделий, а также порядок реализации или уничтожения конфискованных алкогольных напитков и табачных изделий.

Далее:

установить размеры платы за марки акцизного сбора и условных фиксированных ставок акцизного сбора для расчета предварительной уплаты акцизного сбора в денежной форме или в форме обязательств по векселям, выдаваемым в случае приобретения марок акцизного сбора.

Представить Верховному Совету Украины проект закона о внесении изменений и дополнений в уголовный Кодекс Украины и кодекс Украины об административных правонарушениях относительно ответственности за незаконное изготовление, подделку, незаконную передачу (продажу) марок акцизного сбора и незаконное использование немаркированных товаров.

Министерству финансов Украины и Главной налоговой Инспекции Украины обеспечить изготовление марок акцизного сбора и начать до 20.09.95 их реализацию по заявкам производителей и заказчиков (импортеров) алкогольных напитков и табачных изделий.

Государственному Таможенному Комитету  Украины определить в двухнедельный срок порядок таможенного оформления марок акцизного сбора в случае их вывоза с таможенной территории Украины для передачи иностранным производителям алкогольных напитков и табачных изделий в целях контроля над соответствием количества вывезенных марок акцизного сбора количеству ввезенных товаров.

Марка акцизного сбора - специальный знак, которым маркируюется алкогольные напитки и табачные изделия и наличие которого подтверждает уплату акцизного сбора или надлежащее оформление векселя, в случае осуществления операций с указанными товарами на территории Украины.

Плата за марки акцизного сбора - плата, вносимая заказчиками (импортерами) и украинскими производителями алкогольных напитков и табачных изделий для покрытия затрат государства на изготовление, хранение и реализацию этих марок.

Производство субъектами предпринимательской деятельности в целях реализации на территории Украины алкогольных напитков и табачных изделий без обозначения марками акцизного сбора, а также ввоза на территорию Украины, транспортировке и хранения, приема на комиссию и консигнацию  для продажи реализации алкогольных напитков и табачных изделий, на которых нет марок акцизного сбора установленного образца, запрещается.

Уплата акцизного сбора с алкогольных напитков и табачных изделий может производиться по выбору покупателя марок акцизного сбора. В денежной форме до получения марок акцизного сбора или в форме обязательств по простым векселям на сумму акцизного сбора с отсрочкой платежа не более чем на 90 дней с момента предоставления заявки на покупку марок.

Суммы акцизного сбора, которые уплачиваются в денежной форме или в форме обязательств по простым векселям, выданным покупателям марок акцизного сбора во время их приобретения, рассчитываются покупателями марок самостоятельно исходя из объемов производства (импорта) на основе условной фиксированной (специфической) ставки акцизного сбора (то есть фиксированной суммы в долларах США или в экю на единицу  соответствующего подакцизного товара). Сумма к уплате по векселю указывается в нем соответственно в долларах США или экю и подлежит взысканию по векселю, в случае несвоевременной уплаты акцизного сбора по приобретенным маркам в украинской валюте по официальному курсу НБУ на дату платежа согласно обязательствам по векселю.

Из сказанного выше мы видим, что количество налогов и сборов, которые необходимо уплатить предприятию в бюджет около четырех десятков. К этому нужно присовокупить довольно часто меняющееся законодательство в области применения того или иного налога (сбора), в связи с чем возникают спорные вопросы между представителями фискальных органов и предпринимателями.

Становится очевидным, что  учет всех налогов и сборов, которые предприятию необходимо уплатить не простая задача, требующая определенной квалификации. Предприятие, как налогоплательщик, находится по жестким прессингом со стороны государства и его фискальных и силовых органов.


1.3. Проблема сокрытия налогов от налогооблажения.


Для стабилизации финансовой системы государства большое значение имеет налоговая дисциплина, то есть своевременное и в надлежащих размерах внесение физическими и юридическими лицами установленных обязательных платежей и сборов в государственный и местный бюджеты. К сожалению, за весь период существования независимой Украины ни разу не был выполнен бюджет в его доходной части.

Половина или даже больше всей многострадальной отечественной экономики упрямо «прохлаждается в тени», не утруждая себя какими-либо отчислениями в государственную казну. Предидущий глава ГНА Николай Азаров всенародно признает, что уплачиваемость налогов в основных отраслях не превышает 50% и при этом упоминает о новой концепции взаимоотношений, в которой «не налогоплательщик для нас, а мы для него».

Главным фактором снижения поступлений в бюджет на 25% стало уклонение от уплаты налогов. Такое явление происходит и в странах с развитой рыночной экономикой, тем не менее там на пути к стремлению припрятать доходы от государства стоит веками выверенное налоговое законодательство.

В Украине в целом налоги снижаются, и они не выше, чем за границей, но доходы, из которых они платятся, - мизерные. Например, в конце 80-х - в начале 90-х лет в США частица налогов в ВНП была в границах 30%, в ФРГ - близко 40, Франции - 44, Италии -38, Англии - 36. Дании - 54, в Швеции - 57%. В среднем для Западной Европы эта величина колебалась от 40 до 42%. В Украине же наибольшая часть налогов в ВНП в доходах сведенного бюджета была в 1994 г. (43%), а в 1999г. не превышала 25,2%. Но даже такое значительное сокращение не повлияло положительно на инвестиционный климат в стране, не увеличило количество рабочих мест и объемы выпуска продукции. Это свидетельствует о том, что налоговое послабление наши товаропроизводители используют непроизводительно, не для развития производства и укрепления его материально-технической базы (МТБ), а для собственного обогащения, для получения прибылей.

Подобная ситуация складывается у нас и с налоговыми льготами - существует их много, а результат мизерный. В развитых странах налоговые льготы широко используются для стимулирования производства, укрепления его МТБ, применения новых технологий, нетрадиционных видов энергии и т.п.. В частности, в США налоговые скидки к середине 80-х лет имели целью стимулирование капиталовложений, обновления производственных фондов. Корпорации, которые увеличивали инвестиции, платили на 30% меньше налогов. В 1986 г. налоговая реформа отменила эти льготы, так как уже не было особой потребности наращивать производственный потенциал за счет бюджета. Но предприятиям предоставляется скидка, которая стимулирует экономию энергоресурсов и использование альтернативных (нетрадиционных) видов энергии. Корпорациям предоставлено право отсчитывать от суммы налогов 15% стоимости оборудования, которое использует солнечную и ветровую энергию. Система налоговых льгот практикуется и в других развитых странах, чтобы направлять сэкономленные средства на стимулирование НТП. Государство пристально контролирует эти процессы.

Налоговое законодательство Украины также предоставляет производителям (юридическим и физическим лицам) при определенных условиях льготы. Их цель - стимулировать инновационные, инвестиционные процессы развития производства, привлекать к тому иностранный капитал путем создания СП. Но когда льготы используются только для обогащения отдельных лиц, увеличения доходов корпораций, то они наносят большой ущерб бюджету страны, лишая его ресурсов.

Внимание специалистов в значительной степени сконцентрировано на так называемой "виртуальной экономике", охватывающей различные неденежные формы расчетов и тесно связанной с неплатежами, в том числе налоговыми.

Кратко выделим принципиальные отличия украинских схем от аналогичных, используемых за рубежом. Ключевая особенность схем ухода от налогов, основанных на неучтенном наличном обороте и широко распространенных в украинском легальном бизнесе, заключается в систематическом использовании фиктивных операций.

В одних случаях ("обналичивание", или обмен официально заработанных безналичных денег, находящихся на расчетном счете в банке, на неучтенные наличные) речь идет о заключении фиктивного договора на выполнение работ или оказание услуг. Этот договор служит основанием для перевода денег со счета фирмы-налогоплательщика на счет подставной фирмы-однодневки Х, которая затем за вычетом своей комиссии возвращает их уже как неучтенные ("черные"). Эти деньги обычно используются для выплат "черной" зарплаты работникам, формирования личных доходов менеджеров и собственников соответствующих предприятий-налогоплательщиков, а также идут на взятки чиновникам, "откаты" представителям крупных клиентов за выгодные заказы и т.д. В целом операции "обналичивания" способствуют искажению реальной структуры издержек за счет замещения зарплаты и прибыли (которые облагаются НДС, подоходным налогом и социальными отчислениями либо налогом на прибыль, а также оборотными налогами) фиктивными материальными затратами (которые на практике облагаются лишь оборотными налогами).

Другой случай - "обезналичивание", или обмен неофициально заработанных наличных денег на безналичные средства, легально зачисляемые на счет соответствующей фирмы, что идентично понятию "отмывание денег". Функции фирмы Х в такой схеме заключаются в том, что она за минимальную плату принимает от розничного торговца неучтенные наличные и осуществляет безналичный платеж на банковский счет соответствующего оптовика, для чего заключаются два контракта: один - на приобретение фирмой Х товара у оптовика, другой - на поставку этого же товара розничному торговцу. Оба контракта являются фиктивными, так как товар на самом деле передается оптовиком непосредственно розничному торговцу.

Фиктивные операции используются здесь для разрыва стандартной "цепочки" "оптовик - розничный торговец". Отметим, что основным ограничением для массового занижения валовой выручки в розничной торговле в Европе или США является высокая вероятность встречной проверки счетов за отгруженные товары, которые оптовик выставил своим клиентам, и счетов за полученные товары, которые оплатили розничные предприятия согласно их официальной финансовой отчетности. В случае, когда у конкретного розничного торговца сумма "входящих" счетов оказывается меньше суммы "исходящих" от его оптового поставщика, налоговые органы имеют веские основания предполагать занижение валовой выручки от реализации в розничном звене либо сокрытие товара в оптовом звене для его последующего выведения в неучтенный оборот. Первая гипотеза в целом более вероятна, так как обычно оптовик - крупная фирма, не склонная рисковать и предпочитающая уходить от налогов легальными способами. Тем не менее обе ситуации для налогоплательщиков чреваты крупными штрафными санкциями, что объективно сдерживает масштабы занижения валовой выручки и уклонения от налогов в розничной и оптовой торговле, а также в сфере услуг.

Появление между реальным оптовиком и реальным розничным торговцем подставной фирмы-однодневки Х решает проблему и снимает названное ограничение. Теперь, согласно отчетности оптовика, он поставил товар некой неизвестной ему фирме Х, которая своевременно оплатила поставку. На самом деле, как мы уже говорили, оптовик передал его розничному торговцу. По отчетности последнего, однако, данный товар проходит как полученный им от фирмы Х на реализацию, то есть без какой-либо предварительной оплаты. Эта отчетность сохраняется розничным торговцем до момента продажи всей партии товара (то есть пока товар хранится на его складе), после чего вся документация, касающаяся его, уничтожается. Такое возможно, поскольку розничный торговец уверен, что налоговые органы никогда не смогут сопоставить его "входящие" счета с "исходящими" счетами его оптового поставщика, ведь фирма-однодневка Х в полном соответствии со своим предназначением исчезает, а вместе с ней исчезает и вся информация о ее контрагентах.

Внедрение подобных схем резко расширяет возможности уклонения от уплаты налогов в легальном бизнесе. В случае "обналичивания" это происходит за счет того, что широкий доступ к неучтенным наличным получают предприятия, реализующие свои товары и услуги по безналичному расчету, как правило - компании с небольшой численностью работников (в пределах 100 человек), что соответствует понятию малых предприятий в производственном секторе. Однако в финансовой сфере или в области консалтинга это могут быть уже весьма крупные фирмы. В целом, по результатам некоторых исследований, на предприятиях подобного типа у наемных работников доля "черных" выплат в заработной плате составляла от 50 до 95%. "Черная" составляющая в доходах менеджеров и собственников обычно была еще выше.

В случае "обезналичивания" у украинских розничных торговых предприятий снимаются все значимые ограничения на занижение выручки от реализации, полученной ими в наличной форме. Например, была одна фирма, продававшая товары из Юго-Восточной Азии на киевских мелкооптовых рынках. В течение четырех лет она регулярно декларировала 1% своей торговой выручки, при этом ее реальный оборот составлял от 400 до 500 тыс. долларов в месяц. Зарплата работников и доходы собственников в данном и других подобных случаях практически полностью формировались за счет "черного нала".

Подобные масштабы оборота неучтенных наличных предполагают наличие соответствующей инфраструктуры и организационно-технического обеспечения. Данные функции в украинской экономике выполняет ряд мелких и средних банков, а также инвестиционных компаний, в совокупности образующих относительно самостоятельную и весьма рентабельную отрасль финансового бизнеса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.