Меню
Поиск



рефераты скачать Механизм налогового планирования на предприятии в условиях трансформационной экономики

Кроме того, следует подробнее рассмотреть вопрос, когда в базу налогообложения единым налогом включается валютная выручка, которая подлежит обязательной продажи на межбанковской валютной бирже: в момент ее зачисления на распределительный счет или в момент зачисления суммы на основной или один из дополнительных текущих счетов в национальной валюте? Этот вопрос важен тем, что валютная выручка, которая поступает на распределительный счет, учитывается по курсу НБУ, а обязательная продажа валютной выручки осуществляется по коммерческому курсу. В результате гривневый эквивалент суммы, который находится на распределительном счете, будет отличаться от суммы, зачисленной от продажи на текущий счет, а следовательно, есть разница в определении базы налогообложения единым.

Для ответа на этот вопрос разберемся, что представляют собой распределительные счета. Распределительные счета являются балансовыми учетными счетами банка, хотя и персонифицированными относительно клиентов, поэтому, по нашему мнению, в момент поступления на распределительный счет валютной выручки еще нет оснований включать указанные суммы в базу налогообложения единым налогом. Выручка, которая подлежит обязательной продажи, включается в объект налогообложение единым налогом в момент зачисления суммы, полученной вследствие ее продажи на межбанковской валютной бирже, на текущий счет предприятия в национальной валюте.



4. Ставки единого налога и порядок его уплаты юридическими лицами

Субъект предпринимательской деятельности – юридическое лицо, который перешел на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в соответствии с Указом № 746 имеет право самостоятельно избрать одну из таких ставок единого налога:

-       6 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора, но при этом выплачивать НДС в соответствии с Законом Украины “О налоге на добавленную стоимость” от 03.04.97 г. № 168/97-ВР (далее – Закон о НДС);

-       10 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), за исключением акцизного сбора, в случае включения НДС в состав единого налога.

Юридические лица, которые перешли на уплату единого налога по ставке 10 %, не являются плательщиками НДС и, следовательно, не имеют права:

– выписывать налоговые накладные и указывать в них суммы НДС;

– получать налоговый кредит относительно сумм налога, оплаченных при приобретении товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины при их ввозе на таможенную территорию Украины, а также на возмещение налога, оплаченного поставщикам в связи с приобретением товаров, вывезенных за границы таможенной территории Украины, или работ (услуг), предназначенных для использования и потребления за границами таможенной территории Украины. Отмеченные суммы налога включаются в стоимость товаров (работ, услуг). Операции по дальнейшей продаже товаров (работ, услуг) как покупаемых, так и собственного производства, осуществляются без начисления НДС.

Налогоплательщики единого налога, которые избрали способ налогообложения по ставке 6 %, являются плательщиками НДС и выплачивают этот налог в соответствии с требованиями Закона о НДС. Следовательно, на таких плательщиков распространяются все нормы этого Закона, в том числе касающиеся ведения налогового учета (книг учета приобретения и книг учета продажи товаров (работ, услуг), заполнения налоговых накладных, предоставление налоговых деклараций с НДС. В соответствии с разъяснениями, изложенными в письме ГНАУ от 23.09.99 г. № 14310/7/15-1317 (далее – письмо № 14310), для этой категории плательщиков отчетным (налоговым) периодом является квартал.

Если субъект предпринимательства не является плательщиком НДС, то он не имеет права перейти на уплату единого налога по ставке 6 %.

Такой субъект сможет работать на упрощенной системе, только применяя ставку единого налога в размере 10 %.

Еще один вопрос, на который хотелось бы обратить внимание, касается изменения налогоплательщиком единого налога в течение года ставки с 6 % на 10 % и наоборот.

Представители налоговых органов в своих разъяснениях по этому вопросу утверждают, что субъекты малого предпринимательства не могут в течение года перейти с 6-процентной на 10-процентную ставку единого налога, ссылаясь при этом на ст. 4 Указа № 746, где определено такое: “решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности независимо от выбора ставки единого налога – 6 или 10 % – может быть принятое не более одного раза за календарный год”. Однако этот пункт Указа не может трактоваться как запрещение на изменение ставки в течение календарного года, поскольку в рассмотренной ситуации выбор ставки единого налога осуществляется уже в пределах упрощенной системы налогообложения, а следовательно, это не может расцениваться как изменение решения о переходе на уплату единого налога.

Снятие с регистрации как плательщика НДС при переходе на уплату единого налога по ставке 10 %.

Предприятие, которое избрало ставку единого налога в размере 10 %, при переходе на упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС. Поэтому если раньше такое предприятие было налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, то оно обязано сдать в налоговый орган, по месту регистрации, свидетельство плательщика НДС, подав в орган государственной налоговой службы заявление о принятии решения о переходе на уплат единого налога по ставке 10 % и отмене регистрации как плательщика НДС. При этом в соответствии с разъяснениями ГНАУ, изложенными в письме от 21.10.99 г. № 15795/7/16-1121, такое предприятие обязано:

–     подать в орган государственной налоговой службы налоговую декларацию с НДС, к которой должны быть включены все операции за истекший период с начала текущего отчетного периода ко дню сдачи налоговым органам свидетельства плательщика НДС и его копий;

–     внести в бюджет суммы НДС, которые подлежат уплате согласно этой декларации, и погасить задолженность перед бюджетом (в случае ее наличия) за предыдущий отчетный период.

При переходе на уплату единого налога по ставке 10 % предприятие обязано погасить всю задолженность относительно НДС, которая значится в учете как кредитовый остаток по счету 641/НДС.

Далее рассмотрим ситуацию, когда при переходе на уплату единого налога по ставке 10 % у предприятия в учете значится дебетовый остаток по счету 641/НДС, т.е. переплата относительно НДС.

Возмещение из бюджета сумм НДС таким предприятием может быть осуществлено на основании данных декларации за последний отчетный период до перехода на уплату единого налога. Однако субъекты малого предпринимательства, которые в соответствии с Порядком заполнения и предоставления налоговой декларации по НДС, утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166, с изменениями и дополнениями, к переходу на уплату единого налога подали декларацию по сокращенной форме, получить бюджетное возмещение не смогут, поскольку в соответствии с Порядком возмещения НДС, утвержденного приказом ГНАУ в редакции от 06.05.98 г. № 222/38, с изменениями и дополнениями, бюджетное возмещение для таких предприятий не предусмотрено. Дебетовое сальдо по счету 641/НДС рекомендуется списать на другие операционные расходы (дебет счёта 84).

Сумы НДС, которые подлежат возмещению из бюджета, согласно Указу Президента Украины “О некоторых изменениях в налогообложении” от 07.08.98 г. № 857/98, могут быть полностью или частично зачисленны в счет платежей относительно НДС или других налогов, сборов (обязательных платежей), которые зачисляются в Государственный бюджет Украины, таких, как акцизный сбор, сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводство.

Нельзя осуществить зачисление таких сумм НДС в счет уплаты единого налога. Это связано с тем, что сумма единого налога, выплачиваема юридическим лицом, зачисляется в Государственный бюджет Украины только частично, в размере 20 % суммы единого налога. Остаток единого налога распределяется между местным бюджетом, Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и Государственным фондом содействия занятости населения.


5. Бухгалтерский учет субъектов малого предпринимательства

Предприятия, которые согласно действующему законодательству избрали способ налогообложения доходов по единому налогу, ведут бухгалтерский учет, руководствуясь Положением об упрощенной форме бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 30.09.98 г. № 196 (далее – Положение № 196), в соответствии с каким субъекты малого предпринимательства – юридические лица могут применять упрощенную форму бухгалтерского учета, порядок ведения которой установлен Указаниями о составе и порядке заполнения учетных регистров малыми предприятиями, утвержденными приказом Министерства финансов Украины от 31.05.96 г. № 112 (далее – Указания № 112).


6. Ведение учета доходов и расходов

Предприятие, которое перешло на упрощенную систему налогообложение, учета и отчетности, обязано вести Книгу учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства – юридического лица, которое применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности на 200__/200__ год, форма которой, а также порядок ее ведения, утверждены приказом ГНАУ от 12.10.99 г. № 554. Книга учета доходов и расходов (далее – Книга) обязательно должна быть прошнурована и иметь пронумерованные страницы. На последней странице указывается количество страниц, которые есть в книге, надпись об этом заверяется подписью руководителя, печатью предприятия и органа государственной налоговой службы, в котором зарегистрировано такое предприятие. Если страницы в Книге закончились, предприятие должно зарегистрировать в органе государственной налоговой службы по своему местонахождению новую Книгу. При этом дата первой записи в новой Книге должна приходиться на день, следующий за днем последней записи, сделанной в Книге, зарегистрированной раньше.

В Книге, предприятие в хронологической последовательности отображает операции, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде.

Все записи в Книге должны осуществляться на дату зачисления или списания денежных средств по банковскому счету или кассе плательщика. Данные о полученных доходах отображаются в Книге с учетом НДС, но без учета акцизного сбора.


7. Единый налог и другие налоги и сборы

Налогоплательщик единого налога освобождается от уплаты таких налогов и сборов:

– налога на добавленную стоимость, кроме случаев, когда юридическое лицо избрало способ налогообложения доходов по единому налогу по ставке 6 процентов;

– налога на прибыль предприятия;

– платы (налога) на землю;

– сбора за специальное использование природных ресурсов;

– сбора в Государственный инновационный фонд;

– сбора на обязательное социальное страхование;

– отчислений и сборов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Украины;

– коммунального налога;

– сбора на обязательное государственное пенсионное страхование;

– сбора за выдачу разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг;

– взносов в Фонд Украины социальной защиты инвалидов;

– взносов в Государственный фонд содействия занятости населения;

– платы за патенты.

Невзирая на то, что в Указе приведено исчерпывающий перечень налогов и сборов, от которых освобождается налогоплательщик единого налога, на сегодня существует немало вопросов касающихся необходимости уплаты того или другого налога (сбора, обязательного платежа).

Налог на добавленную стоимость

Согласно Указу № 746 от уплаты НДС освобождаются налогоплательщики единого налога, которые уплачивают единый налог по ставке 10 %. Однако, если руководствоваться разъяснениями ГНАУ и Государственной таможенной службы, даже в том случае, если “единоналожник” не является плательщиком НДС, ему при ввозе товаров на таможенную территорию Украины или при получении от нерезидента работ услуг для потребления на таможенной территории Украины необходимо будет платить НДС (хотя, есть основания считать, что и “ввозной” НДС “единоналожник” выплачивать не должен).

Плата (налог) за землю

Налогоплательщики единого налога согласно части 5 статьи 6 Указа № 746 освобожденные от платы (налога) на землю.

Именно такая формулировка – “плата (налог) за землю” – стала мотивом для неправильной трактовки норм Указа № 746 и возникновению различных противоречивых мыслей.

Так, у субъектов малого предпринимательства, которые перешли на упрощенную систему налогообложение, учета и отчетности, могут возникнуть такие вопросы:

1. Должен ли арендатор – налогоплательщик единого налога, заключив договор аренды с владельцем земли, выплачивать арендную плату за землю на бюджетный счет последнего? Должен ли арендатор – налогоплательщик единого налога, заключив договор аренды с местным советом, выплачивать на счет последней арендную плату за землю?

2. Должен ли арендодатель – владелец земли, будучи налогоплательщиком единого налога и сдавая землю в аренду, выплачивать налог на землю?

3. Должен ли землепользователь (который не является арендатором) – налогоплательщик единого налога выплачивать налог на землю?

Для ответа на поставленные вопросы необходимо определиться, что имеет в виду действующее законодательство под такими понятиями, как “плата (налог) за землю” и “арендная плата за землю”.

Плата (налог) за землю в Законе Украины “О системе налогообложения” от 25.06.91 г. № 1251-XII, с изменениями и дополнениями, определенная как общегосударственный налог и сбор (обязательны платеж), т.е. в соответствии со статьей 2 этого же Закона является обязательным взносом в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд. Арендуя землю у владельца, арендатор выплачивает арендную плату за землю не в бюджет (или государственного целевого фонда), а на счет арендодателя, причем “единоналожники” в соответствии с абзацем 1 статьи 6 Указа № 746 освобожденные именно от “уплаты налогов и сборов (обязательных платежей)”. Следовательно, в этом случае говорить о том, что арендатор освобожден от арендной платы, нет ни одних оснований, даже если сумму налога на землю включено в состав арендной платы.

Можно привести другой аргумент. Арендатор оформляет свои отношения с арендодателем путем составления договора аренды, в котором предостерегаются его существенные условия: срок аренды, сумма арендной платы и тому подобное. Следовательно, размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются исключительно по соглашению сторон, как это определено статьей 19 Закона № 2535 и статьей 19 Закона Украины “Об аренде земли” от 06.10.98 г. № 161-XIV, с изменениями и дополнениями.

Иными словами, эти отношения имеют гражданско-правовой характер, поэтому регулировать вопрос уплаты (или неуплаты) арендной платы можно исключительно в пределах таких договорных отношений между их субъектами.

Что касается второго вопроса (субъект малого предпринимательства, который является владельцем земли и сдает ее в аренду), то, по нашему мнению, на таких субъектов полностью распространяется норма части 5 статьи 6 Указа № 746. Такие “единоналожники” не является плательщиками платы (налога) на землю, которую они раньше выплачивали за принадлежащие им участки земли (т.е. освобожденные от уплаты непосредственно в бюджет). То же именно касается и четвертой ситуации, когда землепользователь (не арендатор) использует землю для собственных потребностей, – такой землепользователь освобождается от уплаты земельного налога. По нашему мнению, такие субъекты малого предпринимательства не должны давать расчет земельного налога, поскольку они не являются его плательщиками.

К порядку уплаты арендной платы за землю определенную путаницу внесло письмо ГНАУ от 07.08.2000 г. № 4467/6/15-1316. В этом письме речь идет о том, что норма части 5 статьи 6 Указа № 746 распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, которые являются владельцами земли или землепользователями, в том числе арендаторов.

Такой “либеральный”, но незаконный подход налоговых органов просуществовал недолго. Письмом ГНАУ от 27.10.2000 г. № 14312/7/18-0617 (далее – письмо № 14312) было установлено, что субъекты малого предпринимательства, которые перешли на упрощенную систему налогообложение, не освобождаются от уплаты арендной платы за землю, а письмо № 4467 считается таким, который потерял действие. Именно такая точка зрения отвечает Указу № 746.

Однако в письме № 14312 приведено другое мнение ГНАУ, на которое нельзя не обратить внимания, а именно: “субъект малого предпринимательства, который перешел на упрощенную систему налогообложения и не является налогоплательщиком земельного налога, освобождается от его уплаты только за те земельные участки, которые он использует для осуществления предпринимательской деятельности. При передаче этих земельных участков под зданиями, сооружениями, их частями другим субъектам, которые в свою очередь используют их для осуществления своей предпринимательской деятельности, он выплачивает земельный налог на общих основаниях”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.