В приведенной цитате речь идет об
арендодателях - “единоналожниках”, которые сдают собственные земельные участки
(здания, сооружения, расположенные на этих земельных участках) в аренду. По
мнению авторов письма, в таком случае арендодатель должен выплачивать налог на
землю, поскольку такая земля используется не в предпринимательской
деятельности. Однако с таким аргументом согласиться нельзя, поскольку (как
указывалось выше) деятельность арендодателя в полной мере можно назвать
предпринимательской (в том случае, если в уставе арендодателя отмечен этот вид
деятельности), которая подпадает под действие статьи 1 Закона Украины “О
предпринимательстве” от 07.02.91 г. № 698-XII, с изменениями и дополнениями.
Поэтому эти заключения ГНАУ явно не отвечают действующему законодательству.
Сбор на обязательное государственное
пенсионное страхование
Согласно Указу № 746 налогоплательщики единого
налога не являются плательщиками сборов в Пенсионный фонд. Следовательно,
начислять и перечислять сбор в размере 32 % от фонда оплаты труда своих
работников им не требуется.
При этом налогоплательщики единого налога не
освобождаются от обязательного удержания сбора на обязательное государственное
пенсионное страхование (1 или 2 %) с совокупного налогооблагаемого дохода своих
работников.
Однако законодательством также предусмотрено,
что сбор в Пенсионный фонд взыскивается при осуществлении таких операций, как:
– покупка-продажа валют;
– торговля ювелирными изделиями по золоту
(кроме обручальных колец), платине и драгоценным камням);
– отчуждение легковых автомобилей, кроме
легковых автомобилей, которыми обеспечиваются инвалиды в соответствии с
законодательством, и тех автомобилей, которые переходят в собственность
наследникам в соответствии с законом.
Кроме того, Законом Украины от 15 июля 1999
года № 967-XIV “О внесении изменений в Закон Украины “О сборе на обязательное
государственное пенсионное страхование” (далее – Закон № 967) введен сбор со
стоимости:
– изготовленных в Украине и
импортированных табачных изделий;
– недвижимости;
– услуг сотовой мобильной связи.
Поскольку “единоналожники” не являются
плательщиками сбора в Пенсионный фонд, они формально также не должны
выплачивать сборы в Пенсионный фонд при осуществлении этих операций. Однако на
практике ситуация складывается таким образом, что налогоплательщик единого
налога все же таки выплачивает сборы в Пенсионный фонд с отмеченных операций.
В соответствии с Законом № 967 субъекты
предпринимательской деятельности – юридические и физические лица, а также
отделенные подразделения юридических лиц, которые имеют наемных работников, но
не осуществляют расходов на оплату их труда, являются плательщиками сбора в
Пенсионный фонд. Сумма этого сбора определяется такими плательщиками расчётно
как произведение минимального размера заработной платы и количество работников
плательщика сбора, которым осуществляется начисление заработной платы.
Как следует из положений Закона № 400 и
Порядка № 1740, к кругу плательщиков сбора в Пенсионный фонд, исчисляемый
исходя из минимальной заработной платы (далее – сбор в Пенсионный фонд с
минимальной заработной платы), входят те субъекты предпринимательской
деятельности, которые имеют наёмных работников, но не осуществили расходов на
оплату труда, т.е. не начислили и не выплатили заработную плату.
Исходя из этого, можно сделать следующий
вывод: те субъекты предпринимательской деятельности, которые перешли на уплату
единого налога, не являются плательщиками сбора в Пенсионный фонд с минимальной
заработной платы. Это вытекает из того, что в Законе № 400 сказано, что объект
налогообложения – произведение минимальной заработной платы и количество
работников, которым не начислялась и не платилась заработная плата, –
определяется расчетно именно плательщиками сбора в Пенсионный фонд. В статье 6
Указа № 746 определено, что субъект малого предпринимательства, который
выплачивает единый налог, не является плательщиком сбора на обязательное
государственное пенсионное страхование.
Налогоплательщики единого налога сбор в
Пенсионный фонд с минимальной заработной платы выплачивать не должны, даже в
случае не начисления своим наемным работникам заработной платы.
Работники Пенсионного фонда Украины по этому
вопросу следуют противоположной точке зрения. В письме от 11.10.2000 г. №
06/5419 высказано точку зрения, что налогоплательщики единого налога в случае
не начисления своим наемным работникам заработной платы обязаны выплачивать
сбор в Пенсионный фонд с минимальной заработной платы. По нашему мнению, это
разъяснения в связи с вышеприведенными аргументами является полностью
безосновательным.
Налог на дивиденды
Обращает на себя внимание проблема
налогообложения при выплате дивидендов предприятием – налогоплательщиком
единого налога. На сегодня нельзя однозначно ответить на вопросы, нужно ли
начислять и удерживать налог на дивиденды предприятию – налогоплательщику
единого налога.
С одной стороны, в соответствии с пп. 7.8.2
ст. 7 Закона о налоге на прибыль налогоплательщик, который платит дивиденды
своим акционерам (владельцам), должен начислять и удерживать налог на дивиденды
в размере 30 % начисленной суммы выплат за счет таких выплат независимо от
того, является ли эмитент налогоплательщиком на прибыль.
С другой стороны, пунктом 1.29 статьи 1 Закона
о налоге на прибыль определено, что налог на дивиденды является одним из видов
налога на прибыль. А поскольку налогоплательщик единого налога освобожден от
уплаты налога на прибыль, можно говорить, что и налог на дивиденды начисляться
и удерживаться не должен. Однако, если следовать этой точке зрения, следует
учитывать, что на уплачиваемые дивиденды не будет распространяться льгота,
предусмотрена п. п. “т” п. 1 статьи 5 Декрета Кабинета Министров Украины
от 26.12.92 г. № 13-92 “О подоходном налоге с граждан”, с изменениями и
дополнениями (далее – Декрет № 13-92). При выплате дивидендов необходимо будет
удерживать подоходный налог.
Таким образом, предприятие – плательщик
единого налога при выплате дивидендов своим акционерам (учредителям) должно
выбрать один из двух путей разрешения этой проблемы: или начислить и удержать
налог на дивиденды в размере 30 %, или налог на дивиденды не начислять, а осуществить
соответствующие удержания подоходного налога с полученного в виде дивидендов
дохода акционеров. Представители налоговых органов следуют мнению, что
налогоплательщик единого налога при выплате дивидендов должен начислять и
удерживать 30-процентный налог на дивиденды.
Налоги и сборы, связанные с выплатой
заработной платы работникам.
Особое внимание следует уделить вопросом
касающихся налогов и сборов, связанных с выплатой заработной платы работникам.
Как уже указывалось, плательщики единого
налога – юридические лица, освобождаются от обязанности начислять в фонд оплаты
труда своих работников сборы в Пенсионный фонд (32 %), в Фонд социального
страхования (4 %) и в Государственный фонд содействия занятости населения (1,5
%).
Однако в соответствии с Указом № 746
юридические лица – плательщики единого налога не освобождаются от обязанности
осуществлять удержание с совокупного налогооблагаемого дохода своих работников
сумм подоходного налога, сбора на обязательное государственное пенсионное
страхование (1 или 2 %), сбора на обязательное социальное страхование на случай
безработицы (0,5 %).
Налоги и сборы, от уплаты которых плательщик
единого налога не освобождается
Плательщик единого налога не освобождается от
уплаты таких налогов и сборов, как:
– НДС (для плательщиков единого налога,
которые избрали ставку 6 %);
– акцизный сбор;
– пошлина;
– государственная пошлина;
– налог с владельцев транспортных
средств и других самоходных машин и механизмов;
– сбор на развитие виноградарства,
садоводства и хмелеводство;
– сбор за загрязнение окружающей среды.
Также в соответствии с Указом № 746
плательщики единого налога не освобожденные от обязанности уплаты ряда местных
налогов и сборов (за исключением сбора за выдачу разрешения на размещение
объектов торговли и сферы услуг), рентных платежей и тому подобное.
8. Некоторые вопросы, связанные с
деятельностью плательщиков единого налога
Возврат товара
Неурегулированной является ситуация с
возвратом товаров (а такая операция как в оптовой, так и в розничной торговле –
явление достаточно распространённой).
Предположим, что к переходу на уплату единого
налога по ставке 10 % предприятие отгрузило товары покупателю, который по
каким-либо причинам возвратил товар. Такое предприятие оказывается в очень
невыгодном положении: оно не может выписать дополнение 2 “Расчет
корректирования количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной”
и не может уменьшить налоговые обязательства, относительно которых уже
рассчиталось с бюджетом, поскольку не является плательщиком НДС, следовательно,
такое предприятие заплатит налог с этого товара дважды: НДС – при продаже
покупателю, который возвратил этот товар, и единый налог – при дальнейшей
реализации этого товара другому покупателю.
В противоположной ситуации, если к переходу на
уплату единого налога по ставке 10 % предприятие покупает товар, а потом по
любым причинам возвращает его поставщику, то НДС, отнесенный в состав
налогового кредита при приобретении, не может быть сторнирован, поскольку
предприятие уже не является плательщиком НДС. При этом страдает бюджет,
поскольку он недополучает соответствующую сумму налога.
Рассуждая логично, допускать факт двойного
налогообложения нельзя, ровно как нельзя допускать и неуплату налогов в бюджет.
Однако из-за отсутствия любых разъяснений
единственное, что можно порекомендовать для избежания недоразумений, –
действовать по формальному принципу: в первой ситуации облагать налогом товары
дважды, а во второй – не сторнировать сумму НДС.
Проблема двойного налогообложения
Проблема двойного налогообложения у
“единоналожников” может возникнуть в такой ситуации. Предположим, что отгрузка
продукции осуществлена до перехода на уплату единого налога, а оплата
осуществляется после этого момента. При формальном подходе предприятие должно с
одной и той же суммы оплатить и налог на прибыль, и НДС, а после получения
оплаты – еще и единый налог.
Такой подход не может считаться обоснованным,
ведь в пункте 9.3 статьи 9 Закона Украины “О системе налогообложения” от
25.06.91 г. № 1251-XII отмечено, что “обязательства юридического лица
касающиеся уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) прекращается с
уплатой налога, сбора (обязательного платежа) или его отменой”. В этом случае
предприятие выполнило свое обязательство перед бюджетом, заплатив с суммы полученного
дохода налог на прибыль.
Поэтому, на наш взгляд, единственно правильным
выходом из такой ситуации является обложение суммы реализации только один раз
(или налогом на прибыль и НДС, или единым налогом).
9. Налоговая отчетность плательщиков единого
налога
По результатам хозяйственной деятельности за
отчетный период (квартал) плательщики единого налога подают в органу
государственной налоговой службы до 20 числа месяца, следующего за отчетным
периодом, расчеты об уплате единого налога, а также платежные поручения на
уплату единого налога за отчетный период с отметкой банка о зачислении средств,
акцизного сбора и в случае избрания ими единого налога по ставке 6 % –
декларацию по НДС.
При этом важно обратить внимание на следующие:
в Указе определено, что единый налог выплачивается ежемесячно не позже 20 числа
месяца, следующего за отчетным, т.е. последним днем уплаты считается 20 число.
Платежное поручение за отчетный период с отметкой банка о зачислении средств
должно быть подано к 20 числу вместе с Расчетом об уплате единого налога, т.е.
последним днем предоставления является 19 число.
Единый налог за последний месяц отчетного
квартала необходимо оплатить к 20 числу, следующему за отчетным кварталом,
чтобы вовремя подать платежные поручения.
Формы расчетов уплаты единого налога, субъекта
малого предпринимательства – юридическим лицом утверждены приказом ГНАУ от
12.10.99 г. № 553. Расчет единого налога заполняется нарастающим итогом с
начала года. В нем также отображаются данные за отчетный квартал и в том числе
справочно – за первый и второй месяцы кварталу.
Сумма единого налога перечисляется
предприятием на счет соответствующего отделения Государственного казначейства
Украины.
Отделения Государственного казначейства
Украины следующего дня после поступления средств перечисляют суммы единого
налога в таких размерах:
в Государственный бюджет Украины – 20 %;
в местный бюджет – 23 %;
в Пенсионный фонд Украины – 42 %;
на обязательное социальное страхование – 15 %
(в том числе в Государственный фонд содействия занятости населения – 4 %).
10. Особенности перехода “единоналожников” на
обычную систему налогообложения
После окончания срока действия Свидетельства,
отказа от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности,
нарушения условий касающихся объема выручки и среднеучетной численности,
предусмотренной Указом № 746, а также в случае ликвидации юридического лица в
установленном законодательством порядке Свидетельство подлежит возврату в орган
государственной налоговой службы, который его выдал.
Плательщики единого налога, которые приняли
решение отказаться от применения упрощенной системы налогообложения, учета и
отчетности и вернуться к общей системе налогообложения, могут сделать это с
начала следующего квартала. При этом необходимо подать заявление к налоговым
органам не позже, чем за 15 дней до окончания предыдущего отчетного квартала.
Кроме того, плательщикам 10 % единого налога,
которые решили перейти на обычную систему налогообложение, необходимо иметь в
виду следующее. Согласно Постановлению КМУ от 16.03.2000 г. № 507 “О
разъяснениях Указа Президента Украины от 03.07.98 г. № 727” (далее –
Разъяснения № 507), в случае выдачи заявления об отказе предприятию в
регистрации как плательщика единого налога, которые до перехода на уплату
единого налога не были зарегистрированы как плательщики НДС, обязаны
осуществить регистрацию в порядке, установленном Положением о Реестре
налогоплательщиков на добавленную стоимость, утвержденным приказом ГНАУ от
01.03.2000 г. № 79, с изменениями и дополнениями (далее – Положение № 79). Так,
в соответствии с п. 7 этого документа лица, которые, выплачивая единый налог по
ставке 10 %, нарушили требования, установленные статьей 1 Указа № 746
(среднеучётная численности работающих превысила 50 человек или объем выручки от
реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год превысил 1 миллиона грн.),
обязаны зарегистрироваться как плательщики НДС, начиная с последующего
отчетного периода (квартала). Однако норму, обязывающую бывших
“единоналожников” регистрироваться плательщиками НДС, было внесено в Положение
№ 79 в связи с тем, что в соответствии с п. 9.3 ст. 9 Закона о НДС субъекты
предпринимательской деятельности, которые создавались после вступления в силу
действия этого Закона, т.е. после 1 октября 1997 г., были обязаны
зарегистрироваться как плательщики НДС независимо от вида деятельности и
объемов операций по продаже товаров, (работ, услуг). Однако Законом Украины “О
внесении изменений в Закон Украины “О налоге на добавленную стоимость” от
14.09.2000 г. № 1955-III, который набрал действию 05.10 2000 г., редакцию п.
9.3 ст. 9 Закона о НДС было изменено. Согласно новой редакции указанного пункта
регистрация плательщиков НДС осуществляется только в том случае, если такое
лицо подпадает под определение налогоплательщика в соответствии со статьей 2
Закона о НДС. Следовательно, невзирая на норму, которая содержится в Положении
№ 79, у плательщиков единого налога по ставке 10 %, которые переходят на
обычную систему налогообложения, необходимость в регистрации как плательщиков
НДС возникнет только в том случае, если они подпадут под определение
плательщиков в соответствии со статьей 2 Закона о НДС.
В связи с этим хотелось бы заметить, что в
соответствии с Законом Украины от 14.09.2000 г. № 1955-III “О внесении
изменений в Закон Украины “О налоге на добавленную стоимость” была увеличена
граница объема налогооблагаемых операций по продаже товаров (работ, услуг) до
3600 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, достижения которых в
течение любого периода с последнего двенадцати календарных месяцев обязывает
субъекта предпринимательской деятельности зарегистрироваться плательщиком НДС.
При этом к такому объему включаются операции по продаже товаров (работ, услуг),
которые облагаются налогом, как по полной ставке, так и по нулевой ставке
налога, а также операциям по продаже товаров (работ, услуг), освобожденных от
обложения НДС. Если у предприятия, которое переходит с 10 % единого налога на
обычную систему налогообложения, объемы по продаже товаров (работ, услуг) не
превысили установленного размера, но при этом такое предприятие признало за
целесообразное зарегистрироваться как плательщик НДС, ему следует учитывать,
что за заявлением таких плательщиков осуществляется их регистрация как
добровольная, а это значит, что такие плательщики не смогут получить бюджетное
возмещение, а аннулирование Свидетельства может произойти не раньше чем через
24 месяца после даты такой регистрации при условии не достижения ими
необходимых объемов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|