Меню
Поиск



рефераты скачать Механизм налогового планирования на предприятии в условиях трансформационной экономики

Кроме того, самим Указом № 746 установлены дополнительные ограничения касающиеся перехода на уплату единого налога. Так, согласно этому Указу не смогут перейти на уплату единого налога также субъекты предпринимательской деятельности, на которых распространяется действие Закона Украины “О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности” от 23.06.96 г. № 98/96-ВР в части приобретения специального торгового патента. Указом № 746 также установлено, что его действие не распространяется на совместную деятельность, определенную п. 7.7 ст. 7 Закона Украины “О налогообложении прибыли предприятий” в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее – Закон о налоге на прибыль).

Не сможет перейти на уплату единого налога филиал или отделенное подразделение предприятия, в случае если главное предприятие не осуществило переход на упрощенную систему налогообложения, т.е. филиал может перейти на уплату единого налога только вместе с главным предприятием.

Запрещение на бартер

Указом № 746 налогоплательщикам единого налога – юридическим лицам запрещено применять другой способ расчетов за отгруженную продукцию, кроме наличных и безналичных расчетов денежными средствами. Следовательно, юридическим лицам придётся отказаться от взаимозачётов и бартера. Однако это не касается расчетов с использованием векселей, которые погашаются денежными средствами.

В связи с этим налогоплательщикам единого налога необходимо иметь в виду следующее. Постановлением КМУ от 07.12.99 г. № 2215 “О некоторых вопросах возмещения сумм налога на добавленную стоимость и упорядочивание расчетов со строительством” предусмотрено, что возмещение сумм НДС в части, которая подлежит зачислению на текущий счет налогоплательщика на добавленную стоимость, может осуществляться:

1)  в счет погашения задолженности кредитора (кредиторов) плательщика относительно платежей в госбюджет;

2)  в счет погашения предоставленных ему или его кредитору кредитов, привлеченных под гарантии государства, и бюджетных ссуд, не погашенных на дату проведения возмещения;

3)  за счет имущества другого налогоплательщика, имущество которого находится в налоговом залоге.

Налоговые органы в своих разъяснениях, изложенных в письме ГНАУ от 01.02.2000 г. № 52 /4/16-1210, утверждают, что такие операции не расцениваются как бартерные. Поэтому налогоплательщики единого налога, которые зарегистрированы как плательщики НДС, кроме тех, которые сдают декларацию по сокращенной форме, могут получать возмещение НДС путем осуществления операций, предусмотренных постановлением № 2215.

Не будет расцениваться как бартер также ситуация, когда предприятие за проданные товары получило вексель, а потом реализовало этот вексель за денежные средства.

Штрафные санкции к налогоплательщикам единого налога, которые нарушили запрещение на проведение бартера (бартерных операций), не предусмотрены. Однако, как уже указывалось, субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществили бартерное соглашение, со следующего квартала обязаны будут перейти на общую систему налогообложения.


Переход на уплату единого налога при наличии задолженности относительно зарплаты

В соответствии с п. 3 Указа № 746 переход на уплату единого налога возможен только при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей, срок уплаты которых наступил на дату предоставления заявления. При этом не может быть основанием для отказа в переходе на уплату единого налога задолженности относительно заработной платы работников. Кроме того, наличие такой задолженности не вызывает задолженности относительно сборов в Пенсионный фонд, Фонда социального страхования и Государственного фонда содействия занятости населения. Дело в том, что в соответствии с положениями статьи 5 Закона Украины “О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование” и статьи 2 Закона Украины “О сборе на обязательное социальное страхование” эти сборы выплачиваются одновременно с получением в банке средств на оплату труда. Исходя из этого срок уплаты таких платежей заканчивается одновременно с выплатой задолженности относительно заработной платы, а следовательно, задолженность относительно сборов в целевые фонды в этом случае может возникнуть только после выплаты задолженности относительно оплаты труда, что в свою очередь исключается механизмом пропорциональной уплаты сборов и выплаты заработной платы, введенным действующим законодательством.

Налоговые органы в своих разъяснениях, изложенных в письме ГНАУ от 17.04.2000 г. № 1988/6/15-1316, высказывают по этому вопросу такое мнение: “Поскольку субъектом малого предпринимательства к переходу на единый налог, т.е. при общей системе налогообложения, в составе валовых расходов учитываются суммы начисленных в отчетном периоде налогов и сборов (обязательных платежей), в том числе суммы сборов на обязательное государственное пенсионное страхование и социальное страхование, то задолженность в бухгалтерском учете относительно отмеченных сборов возникает на первое число месяца, заявленного для перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Таким образом, для целей этого Указа задолженностью относительно налогов и сборов (обязательных платежей), которые возникают в связи с невыплатой заработной платы, считается вся сумма такой задолженности, которая значится на конец последнего отчетного периода в бухгалтерском учете субъектов предпринимательской деятельности, кроме суммы, начисленной за последний отчетный месяц, поскольку на дату предоставления заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения еще не наступил срок выплаты заработной платы за последний отчетный месяц, установленный коллективным договором (трудовыми соглашениями).

Однако с заключениями, сделанными ГНАУ в этом письме, согласиться нельзя.

Во-первых, в Указе как условие для предоставления заявления о переходе на уплату единого налога выдвигается требование об “уплате всех установленных налогов и обязательных платежей за предыдущий отчетный (налоговый ) период”.

При этом все рассуждения в письме о том, что именно “для целей этого Указа” считается задолженностью, нельзя признать ничем другим, как рассуждениями, потому что прерогативу давать разъяснения норм Указа № 746 возложено не на ГНАУ, а непосредственно на Кабинет Министров Украины. В соответствии со статьей 1 Указа № 167/98 “налоговой задолженностью признаются суммы не оплаченных в установленные сроки налогов, сборов (обязательных платежей)...”. Понятно, что касается невыплаченной зарплаты установленные сроки уплаты начислений на нее еще не наступили. И отнесение на валовые расходы или бухгалтерский учет отмеченных сумм здесь абсолютно ни к чему, поскольку в Указе № 746 написано “уплата”, а никак не “начисление”.

Поэтому в описанной ситуации (задолженность относительно зарплаты) субъект малого предпринимательства имеет полное право перейти на уплату единого налога, однако впоследствии при выплате такой зарплаты он обязан оплатить на общих основаниях все соответствующие суммы начисленных ранее налогов и сборов.

1.     Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения

Переход на упрощенную систему налогообложения субъектам малого предпринимательства может осуществить, начиная со следующего отчетного квартала.

Вновь зарегистрированные субъекты малого предпринимательства имеют право стать налогоплательщиками единого налога с того квартала, в котором была осуществлена их государственная регистрация

Для перехода на упрощенную систему налогообложения субъект малого предпринимательства не позже, чем за 15 дней до начала следующего отчетного квартала (15.03, 15.06, 15.09, 15.12) должен подать к органам налоговой службы по месту своей государственной регистрации письменное заявление о выдаче Свидетельства о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства – юридическим лицом.

Обязательным условием для предоставления заявления является уплата всех установленных налогов и обязательных платежей за отчетный налоговый период.

Форма такого заявления, а также форма Свидетельства о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства – юридическим лицом утверждена приказом ГНАУ от 12.10.99 г. № 555.

При заполнении формы заявления о выдаче Свидетельства о праве уплаты единого налога необходимо обратить внимание на ту его часть, в которой указывается объем выручки от реализации. Прежде всего, возникает вопрос, за какой период указывать выручку, – за предыдущий или за текущий год? В самом Указе № 746 ответа на этот вопрос нет. Однако, на наш взгляд, в заявлении должна быть указана выручка за текущий календарный год.

В заявлении указывается фактическая сумма выручки, полученная на день предоставления заявления, а также расчетная сумма, которая определяется исходя из среднемесячной фактической выручки за период, который предшествует переходу на единый налог. Так, если на 1 декабря 2002 года (на дату предоставления заявления) у предприятия объем выручки за 11 месяцев составляет 550 тыс. грн., то в заявлении необходимо отобразить фактически 550 тыс. грн. и расчетно за декабрь – 50 тыс. грн. (550: 11).

Тем предприятиям, которые осуществляют свою деятельность не с начала отчетного года, ту часть заявления, где речь идет об объеме выручки, следует заполнить таким образом.

Предположим, новообразованное предприятие осуществило свою государственную регистрацию 01.05.2002 г.

В течение года у предприятия были такие объемы выручки:

за май

– 0 грн.;

за июнь

– 0 грн.;

за июль

– 0 грн.;

за август

– 500 грн.;

за сентябрь

– 2000 грн.;

за октябрь

– 5000 грн.;

за декабрь

– 20000 грн.


Вместе за семь месяцев деятельности, предприятие получило выручку в сумме 27 500 грн.

Сумма выручки за декабрь, определяется расчетно, и будет составлять:

27,5 тыс. грн.: 7 (месяцев) = 3,93 тыс. грн.

Объем выручки за год составит: 

27,5 тыс. грн. + 3,93 тыс. грн. = 31,43 тыс. грн.

Предприятие планирует с 01.01.2003 г. перейти на уплату единого налога. С этой целью 14 декабря оно подало заявление о выдаче Свидетельства на право уплаты единого налога.

Таким образом, этому предприятию в заявлении следует отобразить:

- объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), имущества, основных фондов за год – 31,43 тыс. грн.;

- в том числе на дату предоставления заявления – 27,50 тыс. грн.,

- за оставшийся месяцев (месяцы) расчетно, выходя со среднемесячной фактической выручки за период, который предшествует переходу, – 3,93 тыс. грн.

В заявлении также следует отметить, какая ставка единого налога (6 или 10 %) выбрана субъектом малого предпринимательства. При выборе юридическим лицом ставки единого налога в размере 10 % в заявлении необходимо заполнить те сроки, которые предусматривают отмену регистрации такого лица как плательщика НДС.

Вновь созданные и зарегистрированные в установленном порядке субъекты малого предпринимательства, которые избрали ставку единого налога в размере 10 % и подали в орган государственной налоговой службы по месту их регистрации заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, не регистрируются как плательщики НДС.

В течение 10 рабочих дней после предоставления заявления о переходе на уплату единого налога орган государственной налоговой службы обязан выдать Свидетельство о праве уплаты единого налога или дать письменный мотивированный отказ. При этом Указом № 746 установлено, что субъект предпринимательской деятельности может принять решение о переходе на уплату единого налога не более одного раза за календарный год.

Юридическим лицам Свидетельство выдается бесплатно сроком на один год. Оно является документом строгой отчетности и не может быть передано другим юридическим лицам.

3. База налогообложения единым налогом

Юридические лица, которые применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, рассчитывают сумму единого налога исходя из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

В соответствии с Указом № 746 выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) определяется как сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) к кассе за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг). При осуществлении операций с реализации основных фондов выручкой считается разница между суммой, полученной от реализации этих фондов, и их остаточной стоимостью.

Следует обратить внимание, что при использовании ставки единого налога в размере 6 % к сумме выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) должны включаться суммы НДС. Это связано с тем, что в соответствии с Указом № 746 выручкой считается сумма, которая поступила на расчетный счет или в кассу предприятия, а эта сумма содержит в себе и НДС. Кроме того, в этом Указе определено, что 6 % суммы выручки рассчитывается только без учета акцизного сбора, а следовательно, с учетом НДС.

Порядок определения выручки для целей налогообложения единым налогом, изложенный в Указе № 746, дал налоговым органам возможность совсем безосновательно считать, что к базе налогообложения единым налогом включаются абсолютно все поступления на расчетный счет субъекта предпринимательства, в том числе средства, которые поступают как внереализационные доходы, а также средства, которые поступают “единоналожнику”-комиссионеру на банковский счет от продажи товаров комитента, суммы гостиничного и рыночного сборов и тому подобное.

Что касается необходимости включения в выручку с целью налогообложения единым налогом средств, которые поступают на банковский счет “единоналожника”-комиссионера от продажи товаров комитента, следует заметить, что ГНАУ отказалась от своей первичной позиции. В письме от 07.11.2000 г. № 14724/7/15-1317 содержатся разъяснения, согласно которым к базе для начисления единого налога включаются только суммы комиссионного вознаграждения. В письме также речь идет и о средствах, которые поступают на счета юридических лиц от предоставления экспедиторских, брокерских услуг. ГНАУ высказывает мнение, что указанные средства не учитываются при определении выручки, поскольку является транзитными.

Кроме того, ГНАУ также согласилась, что суммы гостиничного, рыночного сборов, которые поступают на банковский счет, не берут участия при расчете выручки для целей единого налога.

А вот что касается налогообложения единым налогом внереализационных доходов, то в этом вопросе ГНАУ сурово следует тому мнению, что внереализационных доходы подлежат налогообложению единым налогом.

Однако Министерство юстиции Украины следует другой точке зрения по этому вопросу и в своем письме от 12.09.2000 г. № 20-9-3873 абсолютно справедливо указывает, что суммы внереализационных доходов не подлежат налогообложению единым налогом! Такой же позиции придерживается и Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (письмо от 18.09.2000 г. № 5-513/3395).

Таким образом, сегодня налогоплательщику единого налога приходится делать выбор: или отстаивать в суде свою позицию относительно не включения в базу налогообложения единым налогом внереализационных доходов, или согласиться с мнением ГНАУ и включать эти доходы в базу налогообложения единым.

Средства, полученные на банковский счет или в кассу предприятия как взнос в уставный фонд, не подлежат налогообложению единым налогом.

Также, по нашему мнению, не должны облагаться единым налогом денежные средства, полученные на возвратной основе, поскольку такие средства вообще не является доходом предприятия.

Рассмотрим еще один вопрос, касающийся базы налогообложения единым налогом, а именно: включается ли в эту базу сумма, которая поступила на банковский счет в результате продажи иностранной валюты? Иностранная валюта не является для предприятия товаром, а тем более продукцией. Эта операция представляет собой обмен иностранной валюты на гривну в эквиваленте, рассчитанном по установленному курсу. Поэтому при продаже валюты в контексте Указа № 746 полученные средства не является выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и, следовательно, нет основания для начисления единого налога.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.