На первом этапе
предполагается реализовать следующие первоочередные мероприятия, рассчитанные
на немедленное получение результатов уже во время реализации первого этапа
Концепции:
·
инвентаризация,
реструктуризация и ликвидация задолженности бюджета, бюджетных организаций и
других потребителей (в т.ч.населения) перед предприятиями ЖКХ;
·
прекращение
практики перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
·
ликвидация
дотационности жилищно-коммунального комплекса;
·
установка
в жилых домах приборов учета и регулирования потребления населением всех видов
коммунальных услуг и переход на реальные договорные отношения в
жилищно-коммунальном комплексе;
·
совершенствование
механизмов социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Планируется
привлекать бюджетные ресурсы, а также средства международных кредитных
организаций для финансирования наиболее эффективных (в том числе с точки зрения
социальной эффективности) инвестиционных проектов в ЖКХ, имеющих важное
значение для обеспечения жизнедеятельности муниципальных образований области.
Планируется также
в основном завершить формирование необходимой законодательной и иной
нормативной базы, провести углубленный анализ технического состояния объектов
жилищно-коммунального комплекса, комплексную экспертизу издержек и независимый
аудит жилищно-коммунальных предприятий – естественных локальных монополистов.
На втором этапе
предполагается обеспечить:
·
развитие
конкурентных отношений в жилищном хозяйстве;
·
переход к
профессиональному конкурсному управлению жилищным фондом, создание системы
регулирования естественных локальных монополий;
·
развитие
концессионных механизмов;
·
повсеместный
полномасштабный переход к системе персонифицированных социальных счетов
граждан.
На третьем этапе
предполагается реализовать стратегические мероприятия, направленные на
обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса на
основе привлечения частных инвестиций, апробировать механизмы привлечения
инвестиций в форме банковских кредитов и облигационных займов, реализовать комплекс
мер по снижению рисков кредитования путем предоставления государственных и
муниципальных гарантий.
Мероприятия
Концепции. Концепция включает как технические мероприятия по восстановлению
основных фондов и реализации новых инженерно-технических решений, так и
мероприятия по созданию организационно-управленческих и финансово-экономических
механизмов, обеспечивающих стабильную и эффективную работу жилищно-коммунальных
предприятий.
Эти мероприятия
предусматривают:
·
обеспечение
финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса.
Обеспечение
финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса является основным
условием формирования нормальных рыночных экономических взаимоотношений в этом
секторе экономики и предусматривает решение следующих задач, которые носят в
основном краткосрочный характер и эффект от реализации которых должен быть
получен уже в течение 2007-2008 годов.
Для оздоровления
финансовой ситуации в ЖКХ необходимо в первую очередь провести инвентаризацию,
реструктуризацию и ликвидацию задолженности предприятий ЖКХ, в том числе
реструктурировать задолженность бюджета и бюджетных организаций перед
предприятиями ЖКХ и установить реальные и жесткие сроки ее ликвидации.
·
обеспечение
мер социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату
жилищно-коммунальных услуг
Предполагается
усовершенствовать принцип расчета жилищных субсидий, перейдя к расчету по
одному основанию, который обеспечит строгую зависимость размера предоставляемой
жилищной субсидии от размера совокупного дохода семьи.
Предполагается также
рассмотреть вопрос о переводе основных льгот по оплате жилищно-коммунальных
услуг в категорию жилищных субсидий. Предусматривается пересмотр и отмена ряда
льгот при введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и
наиболее уязвимых слоев населения, перевод льгот , установленных для различных
категорий работающих граждан в форму денежных выплат.
·
формирование
рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий
для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг
Одна из основных
задач второго этапа реализации Концепции – это создание конкурентной среды в
жилищной сфере.
Для этого
необходимо осуществить разделение функций и формирование договорных отношений
между собственником жилья (или организацией, им уполномоченной), управляющими
компаниями и подрядными организациями.
Орган местного
самоуправления как собственник жилищного фонда должен обеспечить:
·
соблюдение
нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и
объектов коммунальной инфраструктуры;
·
обеспечение
необходимого уровня финансирования для содержания принадлежащей ему
недвижимости;
·
заключение
договоров социального найма, найма или аренды жилых и нежилых помещений в принадлежащем
ему жилищном фонде;
·
заключение
договоров с выбранной на конкурсной основе либо созданной организацией на
управление муниципальным жилищным фондом, а также на предоставление услуг по
организации учета и контроля потребления энергетических ресурсов.
Управляющая
организация должна обеспечить:
·
поддержание
в надлежащем состоянии и модернизацию на основе современных технологий и
материалов принятой от собственника в управление недвижимости в соответствии с
требованиями собственника и государственными стандартами качества
предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
·
выбор
подрядчика по выполнению работ и поставке ресурсов для предоставления
жилищно-коммунальных услуг (или выполнение этих функций силами управляющей
организации) во вверенном ему в управление жилищном фонде;
·
заключение
договоров с подрядчиками на выполнение работ и предоставление ресурсов
требуемых объема, качества и стоимости;
·
осуществление
системы контроля за выполнением договоров;
·
организацию
сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги.
·
государственную
поддержку реконструкции и модернизации жилищно-коммунального комплекса и
привлечение инвестиций в эту сферу.
Государственная
поддержка модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных
технологий и материалов осуществляется по двум направлениям:
·
первое
направление предусматривает срочное привлечение бюджетных ресурсов и ресурсов
международных кредитных организаций под гарантии Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для
финансирования наиболее приоритетных и эффективных инвестиционных проектов в
жилищно-коммунальном комплексе;
·
второе
направление (стратегическое) - предусматривает создание финансовых механизмов
минимизации рисков привлечения частного капитала посредством заемного
финансирования и прямых инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, в том числе
под государственные гарантии, создание системы рефинансирования кредитов за
счет привлечения под государственные и муниципальные гарантии средств вторичных
инвесторов и других механизмов. На этом направлении предполагается формирование
внешних условий для минимизации рисков инвестирования, а также процедур
предоставления заемного финансирования.
1.4. Источники снижения себестоимости услуг предприятий ЖКХ
В числе
разнообразных потребностей человека в услугах социальной сферы существует их
особый вид – потребность в жилищно-коммунальных услугах.
Жилищно-коммунальная
услуга, как экономическая категория, выражает отношение между людьми по поводу
производства, распределения и потребления специфических (в форме услуг) благ,
относящихся к сфере личного потребления. Это полный цикл работ обеспечивающий
конечный результат - реализация услуги непосредственно потребителю –
включающий техническое обслуживание инженерных систем, конструктивных элементов
и ремонт жилых зданий, в том числе выполнение заявок на неотложно-аварийные
работы, независимо от того выполняются все работы по производству и реализации
услуг одним предприятием или отдельные работы поручаются генеральным
подрядчиком другим предприятиям и частным фирмам.
Развитие
материального производства, а также разделение труда в сфере
жилищно-коммунальных услуг привели к разнообразию их видов, которые можно
классифицировать по ряду признаков (табл.1.2).
Таблица
1.2
Классификация
жилищно-коммунальных услуг
|