Так как
установленный рост тарифов не предполагает привязку и росту доходов населения,
то увеличение расходов на ЖКУ в структуре семейных расходов ведет к снижению
реальных доходов граждан и росту социальной незащищенности населения. В
конечном итоге это приводит к дополнительным ассигнованиям бюджетных средств,
будь то выплаты субсидий или разовая социальная помощь. Примерно 63% населения
имеет льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, что обходится казне в 23
млн.руб. в год. Уже сейчас, до перехода на 100%-ную оплату, в структуре
платежей населения за жилищно-коммунальные услуги по источникам возмещения лишь
65% составляют собственные платежи граждан, 10% - субсидии и 25% - льготы.
Последние (льготы и субсидии) часто представляют собой выпадающие доходы
жилищно-коммунальных предприятий. Таким образом, рост тарифов на
жилищно-коммунальные услуги при прочих равных условиях не ведет к снижению
дотационности отрасли.
Другим следствием
роста тарифов является рост дебиторской задолженности жилищно-коммунальных
предприятий и, как следствие, их убыточность. По построенным моделям был сделан
прогноз ее роста, хотя уже на момент анализа просроченная задолженность
населения сравнялась с суммой начислений. Покрытие роста убытков ЖКХ из бюджетных
источников является второй стороной проблемы, связанной с повышением тарифов на
жилищно-коммунальные услуги.
Таким образом,
астрономические бюджетные расходы разных уровней поступают на лечение
«синдромов», а не самой «болезни» жилищно-коммунальной сферы. Ликвидировать
причину, т.е. высокую затратность ЖКХ невозможно без кардинальных наукоемких
преобразований в отрасли. Решение проблемы затратности жилищно-коммунального
хозяйства только с помощью такого маркетингового инструмента как ценообразование
в виде повышения доли оплаты жилищно-коммунальных услуг населением, не приводит
к желаемому результату.
Вследствие роста
тарифов и, в лучшем случае, при тех же потребительских свойствах качество
жилищно-коммунальных услуг как соотношение «ценность к цене» ухудшается.
Потребительские свойства оказываемых услуг (надежность, экологическая
безопасность и устойчивость городской инфраструктуры) можно повысить лишь с
помощью инвестиций на реновацию. Рост тарифов не ведет к росту
удовлетворенности жителей, а также не решает проблему сокращения бюджетных
расходов.
Вопрос
финансирования развития городской инфраструктуры обладает острой актуальностью
как на уровне отдельного муниципального образования, семьи и
жилищно-коммунального предприятия, так и на макроуровне экономики страны в
целом.
Техническое
состояние коммунальной инфраструктуры, характеризующееся высоким уровнем
износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей
и большими потерями энергоносителей, привело к тому, что планово-предупредительный
ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в
2-3 раза выше, чем затраты на проведение планово-предупредителдьного ремонта.
Проблема
усугубляется и огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной
сфере, которая является источником цепочки неплатежей, охватывающей практически
все отрасли экономики.
Основными
причинами сложившегося на сегодняшний день тяжелого положения с кредиторской
задолженностью в жилищно-коммунальном хозяйстве являются:
·
многолетнее
занижение муниципальными образованиями уровня платежей граждан в совокупности с
их бюджетной неплатежеспособностью, выразившееся в несоответствии установленных
показателей уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание
и ремонт жилья и инженерной инфраструктуры и установленного областного уровня
при формировании бюджетных средств;
·
секвестирование
и невозмещение до сегодняшнего дня бюджетных средств, запланированных
жилищно-коммунальному хозяйству;
·
хронически
возрастающие неплатежи граждан за физически потребленные ими
жилищно-коммунальные услуги в период изменения их уровня оплаты при проведении
жилищно-коммунальной реформы;
·
крайне
замедленный ход установки приборов учета теплоэнергии и воды, сдерживаемый
исполнительными органами власти муниципальных образований и учрежденными ими
муниципальными предприятиями, монопольно предоставляющими коммунальные услуги,
поскольку потери ресурсов (теплоэнергии и воды), связанные с крайней
изношенностью и плохой теплоизоляцией инженерных сетей, как правило,
списываются жилищно-коммунальными предприятиями на потребителей, а при
фиксированном уровне их оплаты населением – на неплатежеспособный муниципальный
бюджет;
·
несовершенство
тарифной политики в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг и
систематическое изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы с
последующим соответствующим изменением тарифов на коммунальные услуги в течение
одного финансового года без корректировки утвержденного на этот год
финансирования;
·
высокая
дебиторская задолженность за потребленные жилищно-коммунальные услуги
организациями, финансируемыми из бюджетов различного уровня;
·
отсутствие
в муниципальных образованиях системы договорно-экономических взаимоотношений в
сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг на основе муниципального заказа
в соответствии со статьями 71 и 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Неспособность
органов местного самоуправления выполнять свои договорные обязательства привела
к повсеместному рецидиву административного принуждения подрядчиков в нарушении
существующего в Российской Федерации законодательства и фактическому отходу от
выполнения в полном объеме контрольных функций за производством и
предоставлением населению качественных и технически и экономически обоснованных
жилищно-коммунальных услуг.
По тем же
причинам не удалось в полной мере обеспечить действенный государственный
контроль качества предоставления населению жилищно-коммунальных услуг,
проводимый органами государственной жилищной инспекции Свердловской области.
Недофинансирование
жилищно-коммунальной сферы обуславливает и отсутствие интереса в создании
товариществ собственников жилья, что в еще большей степени снижает перспективы
развития конкуренции.
Невыполнение
бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур
формирования и изменения тарифов обуславливают непривлекательность
жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций.
Все это говорит о
наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших
проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели
устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса в условиях
рыночной экономики необходимо использование программно-целевого метода.
Сегодня
жилищно-коммунальные услуги населению в 72 муниципальных образованиях
Свердловской области оказывают порядка 1800 предприятий и организаций различных
подотраслей жилищно-коммунального хозяйства, в которых работает около 100 тысяч
человек.
Жилищно-коммунальное
хозяйство области включает в себя:
·
89
миллионов квадратных метров общей площади жилищного фонда при средней
обеспеченности населения области жилой площадью 19,3 квадратных метра на
человека;
·
более 3
тысяч единиц котельных и центральных тепловых пунктов;
·
свыше 30
тысяч километров тепло-водо-газопроводных сетей в однотрубном исчислении.
Уровень
благоустройства жилищного фонда области характеризуется обеспеченностью:
·
центральным
отоплением – на 80 процентов;
·
горячим
водоснабжением – на 70 процентов;
·
водопроводом
– на 79 процентов;
·
канализацией
– на 77 процентов;
·
газом –
на 66 процентов.
При этом 1,5
миллиона квадратных метров или 1,7 процента жилищного фонда области относится к
категории ветхого и аварийного. В нем проживает более 98 тысяч человек или
более 37 тысяч семей без реальной перспективы на улучшение жилищных условий в
ближайшие годы.
Практически во
всех муниципальных образованиях области социальную защиту малообеспеченных
граждан путем предоставления нуждающимся компенсаций (субсидий) на оплату жилья
и коммунальных услуг обеспечивают службы субсидий.
В то же время
сегодня, вместо ожидаемого прогресса, вся система жизнеобеспечения городов и
населенных области находится на критической отметке, прежде всего, потому, что
средний уровень износа инженерных коммуникаций составляет порядка 60% и около
четверти основных фондов полностью отслужили свой срок.
Материалы,
представленные муниципальными образованиями, показывают, что для полного
восстановления жилищно-коммунального хозяйства области на сегодняшний день
необходимо более 24 миллиарда рублей.
При этом на
текущее приведение в технически исправное состояние объектов
жилищно-коммунального хозяйства области необходимо ежегодно по укрупненной
оценке 1,4 миллиарда рублей, в том числе 900 миллионов рублей – на жилищный
фонд и 500 миллионов рублей – на инженерную инфраструктуру.
Однако упадок
отрасли спровоцирован не только нехваткой средств, а и плохой ее организацией и
устаревшей структурой управления, которые мало изменились с момента объявления
в 1992 году о проведении в России жилищно-коммунальной реформы.
Дискредитировавшие
себя еще в советское время планово-распределительные отношения в
жилищно-коммунальной сфере до сих пор не изжиты. Руководящие и экономические
кадры отрасли, привыкшие работать в условиях ее плановой убыточности, до сих
пор не научились управлять жилищно-коммунальным хозяйством в условиях рыночной
экономики, поэтому основное бремя расходов по содержанию находящейся в упадке
жилищно-коммунальной сферы постепенно стало переноситься с плеч государства на
плечи населения, хоть и не ставшего обеспеченным, но все же являющегося
наиболее надежным поставщиком денег (к тому же наличных). Дальнейшее перекладывание
бремени расходов по содержанию жилищно-коммунальной сферы с плеч государства на
плечи населения без кардинального изменения экономической ситуации в ней
чревато не только доведением населения до нищенского состояния, но и серьезными
социальными взрывами.
Бюджеты всех
уровней, в нарушении существующего сегодня в Российской Федерации
законодательства, как правило, не внедряют в практику своей деятельности новые
договорно-экономические отношения и, соответственно, не перечисляют всех
положенных жилищно-коммунальному хозяйству средств. Особенно плохо обстоят дела
с финансированием ведомственного и частного жилья. У ведомственных и частных
предприятий нет средств, чтобы содержать его даже на том уровне, на котором
поддерживается муниципальное жилье.
Таким образом,
содержание жилищно-коммунального комплекса Свердловской области в его нынешнем
виде становится все более непосильным как для населения – потребителей
жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы, а также для
ведомственных и частных предприятий.
Сегодня, когда
жилищно-коммунальное хозяйство стало главенствующей отраслью экономики по
количеству и масштабам аварий и чрезвычайных ситуаций, а также по количеству
расходуемых на их ликвидацию сил и средств (особенно в зимний период), когда ни
бюджет, ни население не покрывают полных и необходимых ресурсов
жилищно-коммунального хозяйства, без введения целевой государственной и
муниципальной финансовой поддержки жилищно-коммунальной сферы в течение
ближайших 10 лет независимо от устанавливаемого для населения уровня оплаты
потребляемых жилищно-коммунальных услуг невозможно не только проведение
качественной жилищно-коммунальной реформы, но и ежедневное безаварийное
функционирование отрасли.
Без целевой
государственной и муниципальной финансовой поддержки в условиях, когда
предприятия жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, как и
большинства регионов России, работают сегодня не в эксплуатационном, а в
аварийно-восстановительном режиме, вполне реален крупномасштабный
инфраструктурный кризис, связанный с серьезными, а то и массовыми авариями на
объектах жилищно-коммунального хозяйства, тем более, что именно с уровня 60
процентов износа оборудования и коммуникаций число аварий на них начинает
возрастать лавинообразно.
Таким образом,
для активизации работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства
государственная и муниципальная финансовая поддержка в течение ближайших 10 лет
независимо от уровня оплаты населением потребляемых жилищно-коммунальных услуг
должна осуществляться через реализацию следующих специальных федеральных,
региональных и местных целевых программ:
·
переселение
граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
·
реконструкции
и модернизации жилищного фонда первых массовых серий;
·
реконструкции
и модернизации инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства;
·
энергоресурсосбережения
и установки приборов учета и регулирования потребляемых населением
жилищно-коммунальных услуг на уровне жилого дома;
·
подготовки
и сертификации кадров по управлению жилищно-коммунальной сферой в условиях
рыночной экономики.
В итоге,
применение программно-целевого метода в совокупности с внедрением новых
договорно-экономических отношений в жилищно-коммунальной сфере позволит точно
определить финансовые средства, необходимые для полного восстановления
жилищно-коммунального комплекса, а реализация специальных федеральных,
региональных и местных программ окажет реальную помощь в процессе активизации
работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и переводу его
управления на рельсы рыночной экономики.
Для вывода
жилищно-коммунальной отрасли из кризиса разработана Концепция реформирования
жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области. Данная Концепция включает
в себя комплекс мероприятий по внедрению в жилищно-коммунальное хозяйство
Свердловской области рыночных форм экономики и энергосберегающих технологий и
материалов, повышающих надежность функционирования коммунальных систем
жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности
жилищно-коммунального комплекса и способствующих режиму его устойчивого
достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные
условия проживания людей, оплату потребленных ими жилищно-коммунальных услуг по
фактическим показаниям приборов учета и регулирования на уровне жилого дома и
адресную социальную защиту малообеспеченных слоев населения.
Концепция
предусматривает разработку и широкое внедрение мер по ликвидации
сверхнормативного износа основных фондов, стимулированию эффективного и
рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий,максимальному
использованию ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения
задач надежного, устойчивого, технически и экономически обоснованного уровня
обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг.
В результате
решения определенных Концепцией задач повысится надежность, качество и
экономическая эффективность жилищно-коммунального обслуживания населения,
эффективность и устойчивость работы предприятий и организаций
жилищно-коммунального комплекса Свердловской области независимо от их формы
собственности.
Основные цели
Концепции – это, прежде всего, повышение технической и экономической
эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем
жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную
отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат на
производство и предоставление их потребителям, адресная социальная защита
малообеспеченных слоев населения при оплате ими фактически потребленных по
показаниям приборов учета жилищно-коммунальных услуг и нормативов потребления
коммунальных услуг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|