Организационные мероприятия по снижению затарат на предоставление услуг МУП "ЖКХ Гидролизный&qu...
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3
1. Теоретические аспекты снижения
затрат на оказание услуг в сфере ЖКХ 6
1.1.Проблемы
жилищно-коммунальной отрасли России........................... 6
1.2. Характеристика
жилищно-коммунального комплекса Свердловской области 13
1.3. Перспективы развития
жилищно-коммунальной отрасли Свердловской области................................................................................................................... 16
1.4. Источники снижения
себестоимости услуг предприятий ЖКХ...... 23
1.5. Факторы снижения
себестоимости.................................................... 29
1.5.1. Внутрипроизводственные
факторы снижения себестоимости.. 30
1.5.2. Внепроизводственные
факторы.................................................. 34
2. Характеристика исследуемого
объекта...................................................... 36
2.1. Краткая характеристика
МУП «ЖКХ Гидролизный»........................ 36
2.2.
Роль и место МУП
«ЖКХ Гидролизный» в инфраструктуре поселка
Лобва. 40
2.3. Структура управления........................................................................ 41
2.4. Кадровый состав................................................................................ 45
2.5. Анализ организации
оплаты труда и средней заработной платы...... 51
2.6. Финансовый анализ
деятельности МУП «ЖКХ Гидролизный»........ 56
3. Анализ затрат на предоставление
услуг МУП «ЖКХ Гидролизный»....... 73
3.1.Анализ объема и качества
услуг ЖКХ................................................ 73
3.2. Анализ затрат на
производство услуг................................................ 82
3.3.Анализ
организационно-технического уровня................................... 84
4.Разработка организационных
мероприятий, направленных на снижение затрат МУП «ЖКХ Гидролизный».................................................................................... 94
4.1. Разработка программы по
энергосбережению.................................. 94
4.2. Снижение затрат на
теплоснабжение................................................. 97
4.2.1.Применение пароструйных
насосов............................................ 99
4.2.2.Установка
предизолированных труб......................................... 101
4.2.3.Применение
индивидуальных тепловых пунктов...................... 102
4.2.4.Оснащение
муниципального жилого фонда и организаций бюджетной сферы приборами учета и
регулирования энергоресурсов и воды.............. 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 109
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 111
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................ 113
Целью деятельности любого
предприятия жилищно-коммунальной сферы является оказание услуг,
выполнение работ установленного объема и
качества, в определенные сроки. Но при установлении объемов производства услуг следует исходить не только из народнохозяйственных
и индивидуальных потребностей, но и в необходимости учитывать достижение
максимального уровня их
эффективности. Поэтому оценивать качество работы предприятия жилищно-коммунальной
сферы следует, прежде всего,
посредством определения экономической эффективности производимых услуг.
В настоящее время
предприятия жилищно-коммунальной сферы находятся в сложном положении. Это вызвано
различными причинами, среди которых можно выделить следующие:
ü
проблемы инфляции;
ü
проблемы будущих цен на
ресурсы;
ü
платежеспособность;
ü
отсутствие практического
опыта формирования инвестиционной политики;
ü
недостаточность проработки методических
вопросов разработки инвестиционных программ;
ü
сложность поиска источников финансирования и другие.
В этих условиях особую
важность приобретает формирование продуманной и тщательно
разработанной производственно-хозяйственной политики
предприятия, рассчитанной на долговременную перспективу. Политика
предприятия должна строиться от будущего к настоящему,
а не наоборот. Сказанное следует понимать так, что предприятие в первую очередь определяет уровень
развития, которого оно хочет
достигнуть через определенный период, и то, каким образом оно будет пытаться это сделать.
Проведение экономической реформы, рост сферы услуг, повышение ее эффективности,
научно-технический прогресс обеспечивается в процессе осуществления капитальных
вложений. Высокая эффективность сферы услуг является необходимой и решающей
предпосылкой систематического расширенного воспроизводства.
Эффективность сферы услуг относится к числу
ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели развития производства в
целом и каждого предприятия в
отдельности. В связи с этим тема является актуальной.
Объектом исследования данной дипломной работы является
предприятие МУП
«ЖКХ Гидролизный».
Цель
данного дипломного проекта – рассмотрение
основных теоретических аспектов снижения себестоимости услуг, проведение
анализа затрат на предоставляемые услуги, выявление имеющихся недостатков и разработка
организационно-технических мероприятий, направленных на снижение себестоимости
услуг МУП «ЖКХ
Гидролизный».
Задачей дипломной работы является выявление резервов снижения
себестоимости услуг предприятии жилищно-коммунальной сферы, и разработка мероприятий
направленных на её понижение.
Методологические
основы для выполнения работы явились труды Российских и зарубежных авторов, а
так же статистическая и бухгалтерская отчетность предприятия МУП «ЖКХ Гидролизный».
Для
достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
·
рассмотреть
состояние изучаемой отрасли и перспективы развития;
·
изучить
основные методы повышения экономической эффективности предприятий городского
хозяйства;
·
изучить
методику составления проектов по внедрению новых услуг на предприятии
жилищно-коммунального хозяйства;
·
изучить
методику снижения себестоимости услуг предприятий ЖКХ;
·
изучить
методы оценки эффективности внедрения проектов.
В начале
экономических реформ в жилищно-коммунальной сфере предполагалось, что в течение
достаточно короткого периода будет завершен переход к ее бездотационному
функционированию.
Начала 90-х годов
экономическая ситуация в жилищно-коммунальной отрасли сильно изменилась. Если в
90-х годах 65% жилого фонда было государственным, то уже к 2000 г. 59%
находились в частной собственности, если 80% расходов на жилищное строительство
покрывалось из бюджетных источников, то к 2000 г. на 80% - это внебюджетное
финансирование, а 40% всего строительства приходится на индивидуальную
застройку, если в 1994 г. доля частных предприятий в сфере ЖКХ составляла лишь
3%, а 73% - государственные, то в 1998 г. пропорции изменились и составили,
соответственно, 48% и 4%. Доля оплаты населением коммунальных услуг за
указанный период выросла в среднем по России с 17% до 55%. Но несмотря на
накопленный опыт реформирования, ЖКХ остается проблемной сферой экономики.
Круг проблем ЖКХ
имеет два аспекта: стоимостный и качественный.
В 1998 г.
жилищно-коммунальной отраслью были оказаны услуги на сумму 360 млрд.руб., что
чуть меньше объема федерального бюджета. Какова структура финансовых потоков
этой сферы?
На содержание
жилищно-коммунального хозяйства расходуются значительные бюджетные средства
(например в 1996 г. государство потратило 88,6 трлн.руб., в 1997 г. – отрасль
получила около 100 млн.руб. дотаций, что составило пятую часть расходной части
бюджета, в 1999 г. расходы на содержание отрасли составили 123 млрд.руб. или 8%
от ВВП). Причем реальное финансирование составляло лишь 70% от федерального
норматива. Управление финансовыми потоками происходит рассогласованно. Если
доходные полномочия практически целиком принадлежат ведению субъектов
Федерации, то основную тяжесть расходов ЖКХ ложится на местные бюджеты (от 1/3
до 2/3 местных бюджетов). Региональные бюджеты являются лишь «буфером» для
перераспределения средств между федеральным и местными бюджетами. Например, в
бюджетах мегаполисов затраты на жилищно-коммунальное хозяйство составляют
17-37% (для сравнения социальная политика – 7%, а культура и искусство – 3%),
что по абсолютной цифре может превышать бюджет развития городов.
Несбалансированность
межбюджетных отношений и нескоординированность финансовых потоков ведут к тому,
что инвестиционные средства не доходят до уровня муниципальных предприятий, а
заканчиваются проведением взаимозачетов между министерствами и ведомствами.
Управление и финансирование отрасли носит виртуальный характер.
Кроме того,
предприятия жилищно-коммунального хозяйства не заинтересованы экономически в
снижении издержек. Во-первых, полученные в результате экономии ресурсы будут
изъяты в форме недоплаты из местного бюджета разницы в коммунальных тарифах или
отнесены к прибыли и практически полностью уйдут на уплату налогов, погашение
кредиторской задолженности. Во-вторых, формирование тарифов монополий
происходят затратным методом:
Цена = S*(1+Hпр), где S-себестоимость; Нпр –
норма прибыли; Цена – тариф на жилищно-коммунальную услугу.
Анализ первых
попыток реализации инвестиционных проектов по развитию систем коммунального
обслуживания показывает, что все эти проекты в основном направлены на
экстенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предполагают
меры по сокращению затрат, потерь и утечек.
В итоге, затраты
электроэнергии на производство и реализацию 1 кубического метра воды в России
на 30 процентов выше среднеевропейского уровня, потребление воды на одного
жителя в 1,5-2 раза выше, чем в западноевропейских странах, а численность
персонала в расчете на 1000 обслуживаемых жителей в 1,5-2 раза выше, чем на
аналогичных европейских предприятиях.
Планирование,
учет и калькулирование затрат на жилищно-коммунальные услуги осуществляются с
позиции определения расходов жилищной организации, а не расходов на управление
и содержанием объекта недвижимости (жилого дома). Так как рост цены не
ограничен влиянием конкуренции со стороны потребителей или других
производителей, то увеличивая себестоимость, предприятие одновременно повышает
абсолютную величину прибыли (массу прибыли). Это означает, что при
фиксированной величине нормы прибыли предприятие не заинтересовано в снижении
себестоимости.
Таблица
1.1
Уровень
оплаты жилья и коммунальных услуг по ФЗ «Об основах федеральной жилищной
политики»
|