Конкретными
формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей,
устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой
стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в
определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов
налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные
принципы, образуют налоговую систему страны. /24/
Главным среди
прямых налогов, взимаемых с юридических и физических лиц, является налог на
прибыль (доход) предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях
рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она становится
важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен
использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности
предприятий в повышении эффективности производства и улучшении его
материально-технической оснащенности.
Банки и
другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих
началах, уплачивают в бюджет налог на доходы. Система подоходного обложения
распространяется также на страховые организации, получающие доходы от страховых
видов деятельности.
Необходимо
отметить, что за счет подоходных налогов формируется около ¼ доходов
бюджета. (таблица 1.2.2)
Наличие
разных форм собственности, их экономическое соперничество вызывает
необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости
имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода
предприятия. Поэтому налог на недвижимость – неотъемлемая часть налоговой
системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования,
являющихся собственниками имущества на территории РБ. На долю налога на
недвижимость приходится около 2,3-3,4% доходов бюджета.
Основное
место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог.
Переход к рыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов
граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее
по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах
денежные средства, необходимые для проведения социальных программ.
Таблица 2.2.2
Структура прямых налогов в РБ (1998-2001гг.)
/16, с. 89/
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
%
в доходах бюджета
|
%
в доходах бюджета
|
%
в доходах бюджета
|
%
в доходах бюджета
|
1. Имущественные налоги
|
2,6
|
0,9
|
2,3
|
3,4
|
1.1. Налог на недвижимость
|
2,6
|
0,9
|
2,3
|
3,4
|
2. Подоходные налоги
|
25,2
|
24,8
|
25,6
|
23,8
|
2.1. Подоходный налог
|
10,5
|
8,5
|
8,7
|
9,1
|
2.2. Налог на прибыль
|
12,3
|
13,4
|
12,6
|
11,4
|
2.3. Налог на доходы
|
0,3
|
0,4
|
1,4
|
1,6
|
2.4. Рентный сбор
|
-
|
-
|
0,5
|
-
|
2.5. Сбор на
содержание и развитие инфрастуктуры
|
0,6
|
0,6
|
1,0
|
0,8
|
2.6. Транспортный сбор
|
1,2
|
1,5
|
1,3
|
0,8
|
2.7. Другие целевые сборы
|
0,1
|
0,1
|
0,0
|
0,0
|
2.8. Сборы с пользователя
|
0,2
|
0,2
|
0,1
|
0,1
|
2.9. Единый налог с индивидуальных
предпринимателей и иных физических лиц
|
-
|
-
|
-
|
0,8
|
ВСЕГО:
|
27,8
|
2,6
|
27,9
|
28,0
|
Отметим
нововведение 2001 года: с целью упрощения налогообложения малого
предпринимательства был принят Декрет Президента РБ от 17.05.2001г. №12 «О
введении единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических
лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг), и о некоторых вопросах,
связанных с указанной деятельностью».
В системе
налогов республики с момента ее создания и до настоящего времени значительную
роль играют косвенные налоги. Большой удельный вес данной категории налогов в
формировании доходов бюджета (более 50%) обусловлен необходимостью решения
объективно возникающих задач по государственной поддержке отдельных отраслей и
финансированию инфрастуктуры, которые в переходный период не могут быть решены
иными средствами, кроме как за счет централизованных в рамках бюджета
финансовых ресурсов.
Крупнейшим из
категории косвенных - является налог на добавленную стоимость (НДС). Он введен
с января 1992г. и количественно заменил (вместе с акцизами) ранее действовавшие
налог с оборота и налог с продаж. Доля НДС в доходах бюджета в течение
1998-2001гг. сохранялась практически на неизменном высоком уровне – в пределах ¼
всех доходов бюджета.
По данным (табл.
2.2.3) прослеживается тенденция к постоянному увеличению доли оборотных
платежей (платежей из выручки без НДС) в доходах консолидированного бюджета с
12,1% в 1988 году до 20,6% в 2001 году.
Одновременно
с НДС в системе косвенного обложения используются также акцизы, устанавливаемые
на отдельные виды и группы товаров. Их введение с 1992г. обусловлено отменой
налога с оборота. Доля акцизов в формировании доходов бюджета снизилась с 11,1%
в 1998 году до 7,6% в 2001 году.
Таблица 2.2.3.
Структура косвенных налогов в РБ
(1998-2001гг.) /16, с. 92/
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
% в доходах бюджета
|
% в доходах бюджета
|
% в доходах бюджета
|
% в доходах бюджета
|
1. Акцизы (налог с производителя)
|
11,1
|
9,5
|
8,0
|
7,6
|
2. Налоги с розничного
товарооборота
|
0,9
|
0,9
|
1,6
|
2,2
|
3. Налоги с продаж
|
0,7
|
0,7
|
0,8
|
1,3
|
4. Налоги на отдельные виды услуг
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,6
|
5. Отчисления в республиканский
фонд поддержки производителей с/х продукции и продовольствия
|
4,5
|
4,6
|
5,7
|
-
|
6. Отчисления в фонд стабилизации
экономики производителей с/х продукции и продовольствия
|
-
|
4,2
|
3,8
|
-
|
7. Целевые сборы на финансирование
расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда
|
1,8
|
3,8
|
3,4
|
-
|
8. Целевые сборы на содержание
детских дошкольных учреждений
|
-
|
-
|
2,2
|
-
|
9. Отчисления в дорожный фонд
|
5,8
|
6,7
|
5,6
|
2,6
|
10. Отчисления в местный целевой
бюджетный жилищно-инвестиционный фонд
|
-
|
-
|
2,2
|
-
|
11. Отчисления в республиканский
ф-д поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки и
отчисления пользователями автомобильных дорог в дорожные ф-ы
|
-
|
-
|
-
|
8,3
|
12. Отчисления в местные целевые
бюджетные ф-ды стабилизации экономики производителей с/х продукции и
продовольствия, местные бюджетные целевые жил-инвестиц. ф-ды и целевой сбор
на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного ф-да
|
-
|
-
|
-
|
9,7
|
13. Налог на добавленную стоимость
|
25,8
|
25,1
|
26,2
|
25,3
|
14. Прочие
|
0,1
|
0,1
|
0,7
|
0,3
|
ВСЕГО:
|
49,9
|
54,8
|
58,7
|
55,7
|
Проанализировав
данные таблицы, можно отметить, что в 2001г. ряд платежей был объединен (вместо
6 отчислений и сборов в различные фонды в 2000г. – 3 платежа в 2001г.). Это
несколько упростило порядок расчетов, а также уменьшило налоговую нагрузку на
2,3%.
Платежи и
налоги, включаемые в себестоимость и имеющие признаки как прямых, так и
косвенных налогов некоторые авторы выделяют в группу смешанных налогов.(табл.
2.2.4)
Таблица 2.2.4.
Структура смешанных налогов в РБ
(1998-2001гг.) /16. с. 95/
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
% в доходах бюджета
|
% в доходах бюджета
|
% в доходах бюджета
|
% в доходах бюджета
|
Социальные платежи
|
5,5
|
5,3
|
3,1
|
3,3
|
Чрезвычайный налог
|
2,6
|
2,3
|
2,3
|
-
|
Отчисления в государственный фонд
содействия занятости
|
1,0
|
0,8
|
0,8
|
-
|
Единый платеж от ФЗП в размере 5%
|
-
|
-
|
-
|
3,3
|
Отчисления в местный ф-д на
содержание детских дошкольных учреждений
|
1,9
|
2,2
|
-
|
-
|
Прочие налоги и сборы
|
2,5
|
1,9
|
1,6
|
1,9
|
Земельный налог
|
1,1
|
0,7
|
0,6
|
0,8
|
Налог на добываемые из природной
среды ресурсы
|
0,2
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
Отчисления в фонд охраны природы
|
0,7
|
0,4
|
0,4
|
0,5
|
Отчисления в другие целевые
бюджетные фонды
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Экологический налог за переработку
нефти
|
0,3
|
0,3
|
0,2
|
0,3
|
Налоги за пользование лесными
фондами
|
0,2
|
0,4
|
0,3
|
0,2
|
ВСЕГО:
|
8,0
|
7,2
|
4,7
|
5,2
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|