Возвращаясь к
решению проблем функционирования экономики, группа ученых-экспертов под
руководством В. Фролова выдвинула свою концепцию налогообложения. Предпосылкой
ее рождения послужило российское налоговое законодательство с его тяжелой
адаптацией к новым экономическим условиям. Сторонник неоклассических методов
В. Фролов, сравнивая ситуацию в России начала 90-х годов XX в. с военной депрессией в
1929-1931 гг., предлагает не применять слепо «заемные рецепты», а учитывать
специфику хозяйственных экономических связей. Ученый считает, что «корни
инфляции кроются не в злонамеренном вздувании цен и получении сверхприбыли, а в
искаженной структуре экономических пропорций». Возникает парадокс: государство
поддерживает производства, находящиеся на грани банкротства, чтобы не
произошло экономического и социального краха, кредитами, различного рода
льготами, списанием долгов и т.п., нарушая хозяйственные связи, создавая
систему банковского контроля за неплатежами, а вместе с этим — базу для
инфляции, монополизм. На выполнение задачи по подъему производственной сферы
должны быть настроены все экономические механизмы, в том числе и налоговая
система как регулятор экономических процессов.
Данная концепция
перекликается с идеями теории «экономики предложения». Налоговый механизм
здесь используется по аналогии с известным механизмом регулирования макроэкономических
процессов, основанных на управлении уровнями учетных ставок.
В. Фролов не
поддерживает и традиционную классификацию налогов, согласно которой они
делятся на прямые, которые выплачивают производители, и косвенные,
оплачиваемые потребителем. По его мнению, такая классификация хороша только на
ранних стадиях развития теории налогов. Ученый предлагает свой принцип
классификации, позволяющий оценить влияние каждого налога на мотивы
экономического поведения производителя. Налоги подразделяются им на
фиксированные, то есть напрямую не зависящие от уровня производства
(имущественные налоги, налоги на отдельные виды деятельности), и
перераспределительные, более мобильно и плотно контролирующие экономическую
деятельность (налоги с доходов, акцизы).
Экономисты-исследователи
все чаще обращаются к прикладным наукам и рассматривают налоги как регулятор
экономических процессов. Поскольку уже доказана объективность налогов,
странам остается максимально использовать функциональные преимущества
налоговой системы в конкретный период.
История
экономического развития большинства стран демонстрирует многогранность
структуры и приоритетов налоговой политики. Эта политика, в частности,
преследует цели: стимулировать или ограничивать деятельность хозяйственных
субъектов, обеспечивать доходы бюджета, поддерживать интересы общества.
Варьирование налоговых методов, их дифференциация позволяют эффективнее
воздействовать на динамику и структуру производства, регулировать уровень
капиталовложения и занятость, распределение доходов.
Экономические реформы,
проведенные в 80-е годы в США, основывались на таких принципах построения
современной налоговой системы, как:
» справедливость по
вертикали, когда налог соответствует материальным возможностям
налогоплательщика;
» справедливость по
горизонтали, когда применяются единые налоговые ставки для одних и тех же
доходов;
» эффективность,
предполагающая возможность экономического роста и развития
предпринимательства;
» нейтральность, то
есть отсутствие зависимости от сфер инвестиционных вложений;
» простота в
подсчете, доступность и ясность.
Однако для эффективного функционирования налоговой системы не
всегда достаточно только знания принципов ее построения, уяснения сущности
налогов, их видов и форм. Современные налоговые теории в ходе поиска
оптимальных границ действия налогов строят исследования на анализе конкретной
налоговой системы, выявлении ее позитивных и негативных последствий и
корректировке ее составляющих. И хотя практически невозможно определить эти
границы, но вполне реально проследить тенденцию взаимосвязи между развитием
экономики, долей налоговых поступлений в бюджет и структурой налогов. Ученые
различных экономических течений предлагают теоретические методы и средства для
использования в макроэкономическом управлении; необходимы их согласованность и
направленность для решения наиболее важных задач в развитии общества. Иными
словами, должен быть продуман и скорректирован набор экономических регуляторов
для успешного достижения желаемого результата.
1.3 Сущность и функции налогов
Необходимость
налогов вытекает из функций и задач государства (политических, экономических,
внешнеэкономических, оборонных, социальных и др.), выполнение которых требует
средств. Кроме налогов у государства нет иных методов мобилизации средств. Для
покрытия расходов оно может использовать государственные займы, но их
необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных
расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к
выпуску денег в обращение. Однако это чревато тяжелыми экономическими
последствиями для страны — инфляцией. Таким образом, на долю налогов,
являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства,
приходится 80-90 % всех бюджетных поступлений (в развитых странах).
Экономическая
сущность налогов непосредственно вытекает из сущности финансов. Началом и
исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный
в сфере производства прибавочный продукт. Если рассматривать совокупный
общественный продукт как С + V + т, то одна часть
прибавочного продукта (т) в результате первичного распределения направляется
на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства (С)
и рабочей силы (V), другая его часть
направляется в доход государства.
Объективный
характер финансовых отношений с государством носит перераспределительный
характер, связанный с выполнением государством своих функций.
Следует
особо подчеркнуть, что именно прибавочный продукт является как объектом
обеспечения воспроизводственного процесса созданного совокупного общественного
продукта, как и объектом формирования централизованного фонда денежных
ресурсов государства. В этом процессе финансы сферы материального производства
являются исходным звеном финансовой системы, в котором создаются совокупный
общественный продукт и национальный доход, являющиеся главным источником
доходов государства.
Таким
образом, прибавочный продукт выражает сущнос-тные черты, свойства, природу и
функции финансов в широком смысле как исходного звена финансовой системы; налог
определяет сущностные черты государственных финансов и его основной категории
— государственного бюджета. Налоги, в качестве перераспределительной
категории, являются средством и источником образования централизованного фонда
финансовых ресурсов государства. Именно с появлением государства возникает
такая финансовая категория, как налоги. С развитием государства и
товарно-денежных отношений сформировалась группа более сложных категорий —
государственные доходы и расходы, а на их основе — категории государственного
бюджета. Финансовые отношения в этих звеньях финансовой системы носят характер
перераспределения созданного в сфере производства прибавочного продукта и
являются производными и зависимыми по отношению к финансам сферы материального
производства.
Что
касается сущности налогов, то она связана с тем, что государство, выражая
интересы общества в различных сферах деятельности, вырабатывает и осуществляет
соответствующую политику. При этом для государственного регулирования социально-экономических
процессов в качестве средства взаимодействия используется финансово-бюджетный
механизм и его составная часть — налоги.
В
своем движении совокупный общественный продукт и национальный продукт проходят
четыре фазы: производство, распределение (первичное и вторичное), обмен и
потребление. Каждая из фаз характеризуется присущими только ей производственными
отношениями. Как уже отмечалось, налоги возникают и функционируют только на
второй фазе — распределения, а точнее, перераспределения совокупного общественного
продукта (СОП) и национального дохода (НД), отражая определенную сторону
экономической деятельности, связанную с процессом изъятия перераспределяемой
части стоимости СОП и НД в денежной форме в пользу государства.
Процесс
перераспределения стоимости СОП и НД в денежной форме, то есть мобилизация ее
с помощью налоговых мето дов в доходной части государственного бюджета и
использование через систему государственных расходов, представляет совокупность
(или систему) финансовых отношений государства. Налоги же, а точнее налоговые
отношения, выражают лишь ту сторону финансовых отношений, которая связана с
мобилизацией и формированием доходной базы бюджета.
Налоги
носят объективный характер, поскольку связаны непосредственно с объективной
деятельностью и функционированием государства и отображают реально
существующие финансовые отношения. Подобно государственному кредиту, расходам
государства и т.п., они являются одним из элементов системы финансовых отношений
и находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми
категориями, обладают свойствами, присущими другим финансовым категориям, и
дают ключ к пониманию финансовой системы в целом. В то же время налоги имеют
признаки, которые выделяют их.
Такой
особенностью налогов является то, что они, участвуя в перераспределительном
процессе, обеспечивают государство финансовыми ресурсами. Источником налогов
хозяйствующих субъектов выступает прибавочный продукт, созданный в производстве
трудом, капиталом и природными ресурсами, часть которого поступает
хозяйствующему субъекту для расширенного воспроизводства. Эта часть
прибавочного продукта в процессе первичного распределения находится вне
налоговых отношений. Вторую часть получает государство посредством принудительного
перераспределения прибавочного продукта в свою пользу. Налоги в этих условиях
являются для государства главным методом мобилизации части прибавочного
продукта.
Последующая
стадия перераспределения — использование бюджетных средств — также выходит за
пределы налогообложения и является выражением расходов государства.
Принимая
участие в перераспределительном процессе, налоги или налоговые отношения
предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между
которыми возникает движение стоимости.
Именно
прямое безвозмездное движение стоимости в денежной форме является объектом
налоговых отношений, а их особенность состоит в том, что налоговые отношения
носят односторонний характер — от налогоплательщика к государству, при этом
отсутствует эквивалентность, то есть плательщик конкретно за свой платеж
ничего не получает. Налоги в этом качестве обладают специфической формой
производственных отношений.
Налоги,
функционируя в фазе распределения через разнообразные способы налогового
изъятия, используемые и регламентируемые государством, оказывают решающее
влияние на другие фазы движения СОП — на производство, обмен и потребление,
ускоряя процессы общественного производства или замедляя их.
Налог
как специфическая форма производственных отношений оказывает влияние на
основные факторы общественного производства и различные социальные группы.
Работники наемного труда, получив заработную плату, расходуют ее преимущественно
на потребление товаров и услуг, уплату налогов. В связи с этим налоги
воздействуют на экономику в зависимости от уровня оплаты труда. Во-первых,
размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые
платежи. Во-вторых, они влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через
механизм рынка содействуют развитию производства или тормозят его. Обусловлено
это тем, что преобладающая часть доходов лиц наемного труда предназначена для
потребления в данный момент или в перспективе. Поэтому изменение величины
налогообложения сразу отражается на их спросе и в целом на платежеспособности
страны. В-третьих, налоги определяют соотношение между издержками производства
и ценой товаров и услуг. Влияние налогов распространяется и на владельцев
капитала, хотя оно своеобразно, так как налоги нейтральны к личному потреблению
предпринимателя, поскольку его прибыль, как правило, превышает затраты на удовлетворение
его потребностей. В то же время налоги воздействуют на собственника капитала
через другие рычаги.
Мобилизация
части прибавочного продукта в денежной форме осуществляется государством
принудительно в форме налоговых платежей, взимаемых как с хозяйствующих
субъектов, так и с населения страны. Отчужденная и присвоенная принудительно
часть новой стоимости превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов
государства. Весь процесс, связанный с образованием государственного денежного
фонда, выступает как содержание финансов.
Таким
образом, исследуя сущность налогов с учетом специфических черт, можно дать
следующее определение налогов. Налоги — это обязательные платежи юридических и
физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые
государством в форме перераспределения части общественного продукта,
используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.
Финансовые
отношения между государством и хозяйствующими субъектами и населением по
формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями.
Подавляющая
часть налоговых изъятий не возвращается плательщику, а расходуется властью на
управление, военные цели и другие непроизводственные мероприятия. И лишь относительно
небольшая доля поступлений налогов через систему расходов бюджета направляется
на рост доходов определенных групп населения (пенсии, стипендии и др.).
При
этом следует иметь в виду, что при принудительной уплате налогов владельцы
капитала могут утратить часть своего капитала, а следовательно, существует
вероятность ограничения развития производства. При значительных обложениях не
исключено возникновение кризисной экономической ситуации в обществе.
С
другой стороны, наемные работники, заплатив налоги государству, сокращают свои
потребительские расходы или сбережения. В результате государство, забрав у них
часть заработанного дохода, при определенных условиях лишает большинство
населения возможности увеличивать потребление. Отсюда вытекает важный для
государства вывод: надо устанавливать такой уровень налогообложения, чтобы он
был, с одной стороны, достаточным для выполнения государственных функций, а с
другой — не оказывал отрицательного влияния на экономику и население.
Функции
любой экономической категории раскрывают ее сущность, внутреннее содержание и
значение. Функция налога — это проявление его сущности в действии,
способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется
общественное назначение данной экономической категории как инструмента
стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Из
определения налогов вытекает, что им присущ обязательный и принудительный характер
изъятия платежей в бюджет. Именно устойчивость делает налоги основой государственных
доходов, позволяет с их помощью покрывать общественные потребности. Данная
способность налога определялась как фискальная (от латинского fiscus
— государственная казна) функция, которая долгое время была достаточной для
выражения сути и назначения налога. В тоталитарных и экономически слабых
государствах, как правило, фискальная функция налога превалирует над
остальными. Тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения
интересам государства приводит к тому, что налогоплательщики не только не
выполняют возложенных на них налоговых обязательств, но и изыскивают законные и
незаконные пути ухода от налогов.
По
мере становления и развития товарно-денежных отношений, экономического
обособления хозяйствующих субъектов возникает необходимость то стимулировать,
то сдерживать воспроизводство, воздействовать на платежеспособный спрос населения,
способствовать воспроизводству и оптимальному размещению капитала. Все это
делается с помощью налогов.
Положения
о функциях системы налогообложения до настоящего времени составляют предмет
научных дискуссий. В экономической литературе приводятся самые разные
трактовки налоговых функций. Базовую основу функционального проявления системы
налогообложения составляют функции финансов как всеобщей экономической
категории распределения. Общепризнанными являются распределительная и контрольная
функции финансов, в рамках каждой из которых формируются функции налоговых отношений,
реализующие главное предназначение налога: обеспечивать доходы государства без
ущерба для развития бизнеса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|