Вместе с этим,
созданная налоговая система в силу разных причин имеет существенные недостатки.
Во-первых, налоги носят в основном фискальный характер. При решении вопросов о
налогах главным выступает доходность бюджета, тогда как регулирующей и
стимулирующей роли налогов не придается серьезного значения, хотя именно эти
функции налогов могут способствовать экономическому росту государства.
Во-вторых, важным
недостатком системы является высокий уровень налогообложения хозяйствующих
субъектов. Несмотря на то, что по ставке он сравним с развитыми странами (США,
Япония и др.), экономическое положение национальных юридических лиц намного
скромнее, вследствие чего налоговое бремя отечественных предприятий очень
велико. Суммарные налоговые платежи (все налоги и внебюджетные средства) по
разным оценкам составляют от 40 до 70 % валовых доходов юридических лиц
(прибыль плюс зарплата). Высок уровень косвенных налогов (НДС, акцизы,
таможенные пошлины), оплачиваемых населением, именно они выступают одним из
генераторов инфляционных процессов. При установлении налогов необходимо иметь
в виду, что в экономической науке существует понятие предельного уровня
налогообложения. Доказано (по кривой Лаффера), что у плательщика можно
безболезненно изъять до 20 % совокупного дохода. Расширенное воспроизводство
еще будет продолжаться и при изъятии до 25 % доходов, но последнее вызовет
недовольство предпринимателя, и инфляция начнет набирать темпы. Рост ставок
выше этого предела приведет к прекращению даже простого воспроизводства,
сократятся и поступления в бюджет, возникнут основания для возникновения
гиперинфляции.
В-третьих, большое
количество налогов, сборов, отчислений, взносов — республиканских, местных,
целевых, внебюджетных — осложняет налогообложение.
В-четвертых,
сложность для плательщиков создает и нестабильность налоговых законов,
особенно касающихся налога на прибыль и НДС: существует огромное количество
нормативных актов, к которым не гарантируется право доступа. Если указы
Президента, законы, постановления Правительства публикуются в печати, то
ведомственные письма, инструкции, приказы с важными изменениями и дополнениями
не всегда доходят до налогоплательщиков. В налоговой практике отсутствуют регулярная
публикация и бесплатная раздача тематических сборников, брошюр, как это
принято за рубежом. Порой нечеткость, противоречивость отдельных статей
законов, инструкций не дают уверенности плательщику в правильности совершаемых
им действий, а налоговым органам оставляют возможность вольного их толкования
в пользу бюджета. Методически исчисление налогов и налоговой базы представляет
большие трудности для плательщиков. Особые трудности возникают при определении
НДС, в налоговую базу которого заложена себестоимость продукции, что создает
криминальную основу, связанную с уклонением от уплаты налогов.
В-пятых,
несовершенство налоговой системы связано с неоправданно широкими правами
налоговых органов, которые нередко самостоятельно трактуют положения налогового
законодательства, наказывая непомерным штрафом за нарушения установленных ими
положений, не неся ответственности за собственные ошибки. Справедливости ради
следует отметить, что налоговая система создана и функционирует совсем недавно
и поэтому не гарантирована от ошибок, характерных для переходного периода,
когда экономика подвергается постоянным колебаниям. В условиях коренной ломки
производственных отношений неизбежны изменения и дополнения к ранее изданным
нормативным актам, допускается поспешность в их разработке, в результате возникают
недостатки в налоговой системе.
В
динамике основных доходных статей бюджета (таблица 2.2.1) обращает на себя
внимание снижение на 2 процентных пункта (2 пп.) удельного веса текущих налоговых
доходов, в том числе прямых налогов на прибыль на 1 пп. Учитывая, что никаких
налоговых послаблений на текущий год не предполагается, остается предположить,
что сокращение их удельного веса вызвано, в первую очередь, непропорциональным
ростом иных доходов бюджета. А именно: рост внебюджетных доходов на 2,6 пп.,
в том числе фонда поддержки сельхозпроизводителей на 3,9 пп. А в целом на
сельское хозяйство может уйти 1/9 часть бюджета.
Таблица 2.2.1
Основные статьи доходов республиканских
бюджетов в 1998-2001 годах, в % к итогу (Рассчитана на основании законодательных
актов Республики Беларусь)
Показатели
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
Всего доходов
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Текущие налоговые доходы
|
77,7
|
75,1
|
73,1
|
72,1
|
Прямые налоги на доходы и прибыль
|
14,9
|
16,5
|
15,5
|
15,3
|
Налог на прибыль
|
14,5
|
16
|
15
|
15
|
Налог на доходы предприятий и граждан
|
0,4
|
0,5
|
0,5
|
0,6
|
Внутренние налоги на товары и услуги
|
44,1
|
44,1
|
44,1
|
44,3
|
НДС
|
28,8
|
31,1
|
27,7
|
26,5
|
Акцизы
|
14
|
11,8
|
15,2
|
15,4
|
Налоги, взимаемые с фонда заработной платы (Чрезвычайный
налог)
|
4,6
|
4,2
|
4,1
|
4,2
|
Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций
|
10,3
|
10,3
|
9,3
|
9,6
|
Текущие неналоговые доходы
|
6,6
|
7
|
5,7
|
5,3
|
Доходы от госсобственности и предпринимательской
деятельности
|
1,7
|
3,3
|
1,6
|
1,8
|
в т. ч. прибыль Национального банка
|
0,9
|
2,7
|
0,9
|
1,2
|
Административные сборы и платежи
|
1,5
|
1,8
|
1,6
|
1,7
|
Поступления по штрафным санкциям
|
1,9
|
1,1
|
-
|
1,2
|
Прочие текущие неналоговые доходы
|
1,4
|
0,8
|
2,6
|
2,8
|
Капитальные доходы
|
1,7
|
1,3
|
2,1
|
2,5
|
Доходы от реализации произведенных активов
|
1,7
|
1,3
|
2,1
|
2,3
|
Текущие безвозмездные поступления
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Доходы СЭЗ
|
0
|
0,6
|
0,5
|
0,6
|
Доходы целевых внебюджетных фондов
|
14,1
|
15,9
|
18,5
|
19,3
|
Доходы республиканского фонда поддержки производителей
сельскохозяйственной продукции
|
8,1
|
8,5
|
11,4
|
12,2
|
Республиканского дорожного фонда
|
4
|
5,7
|
5,2
|
5,1
|
Государственного фонда содействия занятости
|
1,8
|
1,5
|
1,8
|
1,7
|
Республиканского фонда "Энергосбережение"
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Республиканского фонда охраны природы
|
0,2
|
0,1
|
0
|
0
|
В этом
аспекте не вызывает особых эмоций и снижение на 3,4 пп. удельного веса НДС и
такое же увеличение доли акцизов. Тем более что последних может быть собрано и
поменьше по причине устойчивой тенденции к сокращению импорта, который в первую
очередь облагается акцизным налогом.
Рис. 2.2.1.
Динамика прямых и косвенных налогов в
доходах республиканского бюджета, % (Рассчитана на основании законодательных
актов Республики Беларусь)
Из
рис. 2.2.1 видно, что удельный вес прямых налогов в доходах государства с
течением времени несколько изменялся, что обусловлено, во-первых,
реформированием в налогообложении доходов как физических, так и юридических
лиц, и, во-вторых, экономическими потрясениями, которые, воздействуя на
благосостояние налогоплательщиков, эхом отражались на доходах государства.
Косвенные же налоги стабильно держат и без того слишком высокую планку.
Принимаемые меры по снижению налоговой нагрузки, включаемой в цену продукции,
как-то снижение ставки чрезвычайного налога, не способствовали снижению уровня косвенного
налогообложения. Не так то просто перестроиться на новую систему
налогообложения, когда почти половина доходов государства образуется именно за
счет внутренних налогов на товары и услуги, а других перспективных источников
доходов на горизонте не предвидится.
Значительная
доля в общем объеме поступлений в бюджет приходится на неналоговые доходы
(приложение 1). Неналоговые платежи являются альтернативным источником
формирования доходов бюджета и, по существу, отражают место государства в
системе экономических отношений, возможность его функционирования наравне с
прочими субъектами хозяйствования при реализации объектов госсобственности,
оказания услуг и т.п. Ограничение и запреты в области финансово-хозяйственной
деятельности предусматривают также материальное (стоимостное) возмещение
издержек (штрафы, финансовые акции) государству как основному распределяющему
органу и формируют неналоговые доходы в виде “государственной ренты”.
Неналоговые
платежи классифицируются по характеру самого поступления платежей в бюджет и
включают: возмездные операции от прямого предоставления государством услуг и
продажи товаров (доходы от собственности и предпринимательской деятельности,
поступления от продажи товаров и услуг и случайных продаж, кассовую прибыль ведомственных
предприятий, т. е. чистую прибыль или проценты, получаемые от Национального банка
и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также
некоторые безвозмездные поступления, такие как штрафы и санкции, конфискации и
все добровольные невозвратные текущие поступления в бюджет из негосударственных
источников (от физических и юридических лиц), поступления от продажи бывших в
употреблении товаров, отходов и лома.
Неналоговые
доходы также можно подразделить на текущие и капитальные. К текущим неналоговым
доходам относятся возмездные, невозвратные платежи в бюджет (5,7% на 2001
год).
В
текущих доходах по форме, методам изъятия и содержания можно выделить несколько
разновидностей:
•
доходы от государственной и предпринимательской деятельности;
•
административные сборы и платежи, поступления от некоммерческих и
сопутствующих продаж;
•
поступления по штрафам и санкциям;
•
прочие текущие неналоговые доходы.
Капитальные
неналоговые доходы включают капитальные трансферты от юридических и физических
лиц и реализацию нефинансовых активов – произведенных и непроизведенных (2,1%
на 2001 год).
Таким
образом, доходная часть бюджета Беларуси весьма схожа с бюджетами развитых
стран. В ней можно найти признаки рыночной экономики, когда решающая часть
доходов формируется за счет множества налогов и сборов. Однако у большинства
налогов высокие ставки, которые не стимулируют в должной мере развитие
производства. Для изыскания источников покрытия всевозрастающих расходов, сбалансированности
бюджета на первое место выдвинута фискальная функция налогов, а их
экономическое воздействие, социальное значение остается незначительным.
В зависимости
от плательщика, доходы можно разделить на две группы. Первую из них образуют
поступления от юридических лиц, т. е. предприятий, организаций, других
коммерческих структур, а вторую – от физических лиц. Первая группа платежей (в
виде налогов, сборов, неналоговых доходов) преобладает в доходах бюджета
республики. Одновременно увеличивается доля платежей в результате расширения
объектов налогообложения, а также роста доходов отдельных групп граждан. Четко
выраженной становится тенденция расширения объектов обложения юридических и
физических лиц за счет включения в налогооблагаемый оборот имущества, земли,
природных ресурсов и др.
Сфера
деятельности позволяет разделить доходы бюджета на платежи, поступающие от
субъектов материального производства, а также от учреждений, организаций,
предприятий непроизводственной сферы. Более детализированной является
классификация их по отраслям хозяйства, культуры, ведомствам (промышленности,
транспорта, сельского хозяйства, торговли, коммунального и жилищного хозяйства
и т. п.). Платежи зависят также от вида предприятия, формы его управления,
организации коммерческой деятельности.
Система
доходных поступлений строится на базе налоговых платежей; взаимоотношения
предприятий с бюджетом носят правовую основу, регулируемую законом.
Экономическая
сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у
государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения
объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение –
мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может
рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя
функциями – фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный
фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или
сдерживая его развитие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|