Теория реформирования системы налогообложения и практика ее применения в Республике Беларусь
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.
Теоретические основы налоговых отношений
1.1
Возникновение налогов, их развитие. Эволюция учения о налогах
1.2 Основные налоговые теории
1.3 Сущность и функции налогов
2.
Характеристика современного налогообложения в Республике Беларусь
2.1 Основные принципы и механизмы построения налоговой
системы Беларуси
2.2
Современное состояние налоговой системы Республики Беларусь
3. Зарубежный опыт реформирования системы
налогообложения и практика его применения в Республике Беларусь
3.1
Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения
3.2
Совершенствование системы налогообложения в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетные
отношения характеризуют финансовые отношения, возникающие между предприятиями,
учреждениями и населением с государством и связанные с формированием и
использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для
совместного потребления. Бюджетные отношения характеризуются многосторонностью
в силу того, что опосредуют разные направления распределительного процесса
(финансовых связей между секторами экономики, сферами общественной деятельности,
отдельными отраслями экономической системы, территориями страны) и охватывают
все уровни хозяйствования (касательно нашей республики – это республиканский и
местный уровни). Бюджетные отношения зависят от методов ведения хозяйства,
социально-культурного развития страны, от финансовой политики государства.
Необходимость в таких отношениях связана с тем, что в руках государства
концентрируется определенная доля национального дохода (отчисления в виде
налогов и платежей с доходов), которая должна быть распределена для нужд
воспроизводства всего общества, для решения общественных задач, таких, как
управление, оборона, социально-культурное развитие. В процессе функционирования
бюджетные отношения овеществляются в бюджетном фонде страны, величина которого
зависит от потребностей общества в развитии тех или иных отраслей народного
хозяйства, структурных сдвигов в экономике.
В
доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают
между плательщиками и государством. Проявляются эти экономические отношения при
совершении платежей в виде налогов и сборов, направляемых на формирование
бюджетного фонда государства. Создание рыночной экономики диктует необходимость
использования в качестве основных методов формирования доходов установление различных
налогов. Экономическая сущность налогов заключается в том, что возникают
денежные отношения, имеющие четкую объективную обусловленность, а именно они
позволяют государству получать определенную сумму денежных средств от первичных
получателей доходов. Любой налог рассматривается в качестве экономической
категории, которая выполняет две основные функции: фискальную, при помощи
которой формируется бюджетный фонд, и экономическую, оказывающую влияние на
воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабевая
накопление капитала, расширяя или сокращая платежеспособность населения.
Проблемы,
затрагиваемые в данной работе, являются весьма актуальными для нашего
государства. Без надлежащего формирования доходной части бюджета невозможно
финансирование целевых государственных проектов, поддержание науки,
здравоохранения, образования, повышение уровня жизни в государстве, а так как
основным источником доходов бюджета являются налоги, то необходимо проводить
грамотную налоговую политику, которая позволит и налоги собрать и
налогоплательщиков не разорить.
Целью
данной работы является изложение теоретических основ налогообложения в
Республике Беларусь, а также проведение исследования состава, структуры и
динамики налогов Республики Беларусь. Также автор попытается выявить
положительные и отрицательные тенденции в развитии структуры налоговой доходной
части бюджета, и, соответственно, предложить меры по поиску путей оптимизации
налоговой системы, а также по совершенствованию системы налогообложения. В этих
целях при написании данной работы широко использовались периодические издания,
в частности газеты «Национальная экономическая газета», «Белорусский рынок» и
«Белорусская газета», а также соответствующие законодательные акты.
Объектом
дипломного исследования является налоговая система Республики Беларусь, которая
формируется из платежей граждан и субъектов хозяйствования.
Данная
дипломная работа состоит из трех разделов: первый носит теоретический характер,
в нем также приводятся данные о структуре и состоянии объекта исследования.
Второй раздел носит рекомендательный характер: в нем указывается на достоинства
и недостатки современной системы налогообложения Республики Беларусь.
Оценка
системы налогообложения отдельного государства невозможна без ее сравнения с
аналогичными показателями по другим странам. Поэтому, в третьем разделе дана
краткая характеристика наиболее распространенных в экономически развитых
странах налогов, так же освещен опыт налоговых реформ в развитых странах мира.
При
исследовании налоговой системы автор работы использовал следующие методы: метод
экономического анализа, метод статистической обработки данных, метод сравнения.
Использование вышеуказанных методов облегчает восприятие цифровой информации, а
также позволяет провести всесторонний анализ данных, выделить факторы и выявить
резервы.
1. Теоретические основы налоговых отношений
1.1. Возникновение налогов, их развитие. Эволюция
учения о налогах
Налоги
возникли на заре человеческой цивилизации. Они стали необходимым звеном
экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.
Развитие и изменение форм государственного устройства неизбежно сопровождаются
преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основная
форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый
механизм используется для экономического воздействия государства на общественное
производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического
прогресса.
В
историческом развитии механизма взимания налогов обычно выделяют три основных
этапа. Начальный этап (от древнего мира до начала средних веков)
характеризуется отсутствием финансового аппарата для определения и сбора
налогов: государство лишь устанавливало общую сумму средств, которую желало
получить, а сбор налогов поручало городу или общине. Очень часто оно прибегало
к помощи откупщиков.
На
втором этапе (XVI-XIX вв.) в
стране возникла сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и
государство выполняло часть функций: устанавливало квоту обложения, наблюдало
за процессом сбора налогов, определяло этот процесс. Роль откупщиков налогов в
этот период была еще очень велика.
Третий
(современный) этап характеризуется тем, что государство взяло в свои руки все
функции установления и взимания налогов. Региональные органы управления,
местные органы власти играют роль помощников государства, имея определенную
степень самостоятельности. Правила и законы налогообложения выработаны.
На
самых ранних ступенях развития государства начальной формой налогообложения
было жертвоприношение. Оно признавалось неписаным законом, бывало как
принудительная выплата или сбор. Причем процентная ставка была достаточно
определенной и составляла 10 % от всех полученных доходов (десятину). В Библии
сказано: «Всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева
принадлежит Господу». Начало десятине на Руси было положено князем Владимиром,
который возвел в Киеве Церковь Святой Богородицы и дал ей десятину от всех
доходов.
По
мере развития государства наряду с десятиной церковной возникла десятина в
пользу князей. Она просуществовала в различных странах на протяжении многих
столетий — от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Египте взимался
поземельный налог, который достиг высокой точности; в Китае, Вавилоне, Персии —
поголовный или подушный налог. В Древней Греции представители знати, закладывая
основы государства, ввели налоги на доходы в размере одной десятой или одной
двадцатой части доходов. В те времена уже были и акцизы в виде привратных
сборов (у ворот города). Это позволяло концентрировать и расходовать средства
на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство
храмов, водопроводов, дорог и другие общественные цели.
Многое
в современном государстве уходит истоком в Древний Рим, в том числе и система
налогов. Там же были заложены основы декларации о доходах. Определение суммы
налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками. Граждане
Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и
семейном положении.
По
мере разрастания Римского государства происходили изменения в налоговой
системе. Появились коммунальные (местные) налоги и повинности, величина
которых зависела от размеров состояния граждан. Суммы налогов пересматривались
каждые пять лет.
Длительное
время римские провинции обходились без государственных финансовых органов,
которые бы профессионально устанавливали и взимали налоги. Отсутствие четких
правил в налогообложении вело к полному произволу, злоупотреблениям и
коррупции. Преобразование финансового хозяйства и прежде всего налоговой
системы начал Юлий Цезарь: он для каждой общины определил сумму, которую она
должна была внести. Многие города получили налоговые льготы.
Император
Август Октавиан продолжил эту деятельность: во всех провинциях были созданы
финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением; оценен налоговый
потенциал с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их
отдачи; произведены обмеры и составлены кадастры с данными о землевладельцах по
каждому городу; проведена перепись имущественного состояния граждан. Каждый
житель обязывался в определенный день представить властям общины декларацию.
Основным
источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем
его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя
применялись и особые формы налогообложения (на количество фруктовых деревьев,
включая виноградные лозы). Облагалась налогом и другая собственность:
недвижимость, живой инвентарь (включая рабов), ценности. Каждый житель
провинции платил единую для всех подушную подать.
В
б г.н.э. император Август ввел налог с наследства — 5 %. Налог носил целевой
характер, и эти средства направлялись для пенсионного обеспечения
профессиональных солдат.
Кроме
того, в Римской империи существовали налог с оборота (или акциз) на внутреннее
потребление по ставке обычно 1 % и особый налог с оборота при торговле рабами;
были введены новые таможенные пошлины во всех провинциях со всех вывозимых или
ввозимых на продажу товаров; установлен промысловый налог. Таким образом, уже
в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели роль
стимулятора развития хозяйства. Поскольку налоги вносились деньгами, то они
способствовали расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса
разделения труда.
Позднее
традиции и устои Древнего Рима перешли к Византии. В империи существовал 21
вид прямых налогов: поземельный налог, подушная подать, налоги на оснащение
армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно
было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров, пошлина
на выдачу государственных актов и т.д. Широко практиковались чрезвычайные
налоги на строительство флота и др.
Несколько
позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского
государства началось лишь с конца IX в.
Основным источником доходов княжеской казны тогда была дань — по сути сначала
нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог.
К
той эпохе относятся и первые сведения о русской гривне. Население Новгорода
обязано было ежегодно платить князю 300 гривен — целевой сбор на содержание
наемной дружины. Гривной назывался слиток серебра различной формы, служив ший
самым крупным денежным знаком на Руси вплоть до XIV в.
В
Древней Руси практиковалось поземельное обложение. Главным источником
внутренних доходов были пошлины. Косвенное налогообложение происходило в форме
торговых пошлин, взимавшихся при любом передвижении, складировании или продаже
товаров, а также таможенных и судебных пошлин. Наиболее крупными источниками
дохода были торговые сборы. В летописях упоминается пошлина с серебряного
литья, с клеймения лошадей, гостиная, с соляных варниц, с рыбных промыслов,
сторожевая, медовая, пошлина с браков и т.д.
Торговые
пошлины очень часто отдавались на откуп, что служило серьезным препятствием для
развития торговли, особенно из-за усложнения, придирок, вымогательств со
стороны откупщиков и нанятых ими сборщиков. Сохранились многие решения царя,
касающиеся таможенных сборов. В царскую казну шли пошлины с гостиных дворов и
лавок, сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа
пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.
Кроме
дани источником дохода казны служили оброки. На оброк тем, кто платил больше,
отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Описание земель
имело важное значение, поскольку на Руси получила развитие посошная подать,
включавшая в себя и поземельный налог, который определялся не только
количеством земли, но и качеством.
Несмотря
на политическое объединение Русских земель к концу XV
в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще
долго. Для новой династии Романовых финансы были наиболее слабым местом.
Необдуманность налогообложения, ошибочность некоторых практических шагов
порой приводили к тяжелым последствиям. Так, увеличение акциза на соль привело
в 1648 г. к соляным бунтам.
Крупномасштабные
государственные преобразования во всех сферах экономики России, включая
финансы, связаны с именем Петра Великого (1672-1725). Ранее финансовая система
ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания
потребностей казны — вне связи с реальным экономическим положением страны.
Петр предпринял усилия для развития производительных сил Руси, видя в этом
необходимое условие укрепления финансового положения. В народнохозяйственный
оборот вошли новые промыслы, началась разработка нетронутых богатств, получили
развитие горное дело, обрабатывающая промышленность. При Петре создавались казенные
фабрики и заводы, которые затем передавались в частные руки. Зачинателям
производства предоставлялись значительные денежные ссуды и льготы. В этот
период в России возникли металлургия, горнозаводская промышленность, судостроение,
суконное дело и парусное дело. Все это сказалось на расширении налоговой базы.
Кроме
того, Россия вела непрерывные войны, требовавшие расходов на реорганизацию
армии, строительство флота. Вводились новые военные налоги. Царь даже учредил
особую должность — прибылыциков, обязанностью которых было изобретать новые
источники доходов казны. Так были введены гербовый сбор, подушный сбор с
извозчиков, налоги с постоялых дворов, с печей, с арбузов, с орехов, с продажи
съестного, с найма домов и другие налоги и сборы. Усилиями прибылыциков была
наложена пошлина на усы и бороды (сибирские жители от этой пошлины
освобождались). В дальнейшем прибылыцики предложили коренное изменение системы
налогообложения, а именно переход от налогообложения «по сохе» к подушной подати
и от подворной системы обложения к поголовной, когда налогом облагалась каждая
мужская душа.
Давали
доход и оброчные ставки: казенные рыбные ловли, мельницы, соляные варницы,
сенные покосы, огороды, бобровые гоны, ледоколы, публичные бани, кладовые,
амбары, воскобойни, винокурни, пивоварни, солодовни и др. Петр 1 близко
подошел к идее промыслового налога, когда учитывались не только дворы, характер
промыслов и ремесел, но и объем промыслов и наемная плата за помещение.
Одновременно
был принят ряд мер, обеспечивающих справедливость налогообложения,
равномерность раскладки налогов. Тяжесть некоторых из них была ослаблена, в
первую очередь для малоимущих людей.
А
как в других государствах? Проблемы налогообложения постоянно занимали умы
экономистов, философов, государственных деятелей всех стран в различные эпохи.
Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII
вв. в Европе. Оно еще не имело теории налогов и достаточного аппарата
чиновников для их регулярного сбора. В качестве основных налогов во всех
странах практиковались поземельные, налоги со строений, подушные (поголовные)
налоги, акцизы, таможенные пошлины, коммунальные или местные налоги.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|