В
некоторых странах (США, Великобритания) действует два налога — налог с
наследства и налог с дарений, в других (ФРГ) — единый налог с наследств и
дарений. Налогом облагается либо стоимость всего наследства и дарения (США,
Великобритания), либо доля каждого получателя имущества (ФРГ, Франция). Ставки
налога прогрессивные, их размер зависит от рыночной стоимости имущества, а
иногда и степени родства наследователя и наследника. В Великобритании ставки
налога с дарений колеблются от 5 % до 30%, ставки налога с наследства —от 30 %
до 60% .В ФРГ ставки налога с наследства и дарений устанавливаются с учетом
степени родства (четыре налоговых класса) и величины имущества и составляют:
для 1-го класса — 3—35 %; 2-го класса — 6—50 %; 3-го класса — II—65 %; 4-го
класса — 20—70 %. Несмотря на относительно высокие ставки налога, поступления
от него невелики (например, в США и Великобритании они составляют 2—3% доходов
Госбюджета).
Налог
с оборота — один из основных видов косвенных налогов; универсальный акциз,
взимаемый с оборота товаров, произведенных внутри страны (в некоторых
государствах — с товаров иностранного производства), а также с различных услуг.
В отличие от индивидуального акциза, который устанавливается на отдельные
товары и услуги, налог с оборота взимается со стоимости валового оборота
предприятия. Налогом с оборота облагаются преимущественно товары массового
потребления и услуги предприятий сферы обслуживания.
Налог
с оборота возник в период первой мировой войны в Германии и Франции и позднее
получил некоторое распространение в других государствах. Введение налога с
оборота преследовало фискальные цели: удовлетворить потребности в
дополнительных средствах, покрыть острый дефицит бюджета. Рост поступлений
этого налога обеспечивается автоматически: за счет повышающихся в условиях
инфляции цен, а также в результате расширения объектов обложения. Первоначально
налогом облагались стоимость валового оборота товара предприятия
многоступенчатым (каскадным), или так называемым кумулятивным методом, при
котором налог взимался на каждой стадии производства или обращения товара
(исключая обороты внутри компании). Такая система действовала в ФРГ, Бельгии,
Австрии и других государствах до конца 60-х годов. Многократность обложения
затрудняла организацию платежа, так как требовала использования большого
количества документов. Более простой способ обложения, к которому перешло
большинство развитых стран — взимание налога с оборота один раз — на стадии
производства, оптовой или розничной торговли, но по более выгодной ставке.
Разновидностью
налога с оборота является налог на покупки в оптовом звене. Объектом обложения
выступают обороты в процессе производства товара и реализации его оптовыми
фирмами. Если промышленные компании, минуя опт, непосредственно продают товары
в розничную сеть, то их обороты также подлежат обложению налогом на покупки.
Эта форма обложения применяется в Великобритании с 1940 г., Швейцарии —с 1941
г., Португалии — с 1966 г.
Ряд
государств (Норвегия с 1940 г., Швеция с 1960 г., некоторые штаты США,
провинции Канады) широко используют налог на продажи в розничной торговле.
Объект обложения — оборот по реализации товаров конечному потребителю.
Применение этой формы осложняется наличием многочисленных мелких торговых
предприятий. В 60-х годах получил распространение налог на добавленную стоимость
— разновидность налога с оборота.
Широкое
использование налога с оборота в развитых странах мира объясняется не только
его большим фискальным значением в условиях инфляции, но и возможностью
использовать для воздействия на процесс производства. Освобождая
фирмы-экспортеры от обложения налогом с оборота, правительство стимулирует
вывоз товаров за границу. Разрешение на покупку этого налога в сущности
представляет собой государственное субсидирование экспорта, позволяющее монополиям
осуществлять демпинг товаров и услуг. Поступления налога с оборота в бюджет
развитых стран мира быстро увеличиваются. Так, во Франции только за последние
10 лет они утроились и обеспечили половину всех доходов бюджета. Это увеличение
обусловлено значительным ростом ставок налога. В ФРГ ставка налога с оборота
возросла с 12 до 14%, в Великобритании —с 8 до 15 %• Кроме того, налог
распространяется на все большее количество товаров и услуг. Практически все
потребительские товары подлежали обложению налогом с оборота. Сущность налога с
оборота едина: как любой косвенный налог, он включается в цену товара и услуг,
уплачивается потребителем и носит регрессивный характер. Универсальный акциз
особенно тяжел для малообеспеченных слоев населения. Обложение налогом с
оборота всех потребительских товаров предопределяет всеобщий рост цен и
вызывает резкое ухудшение жизни народа.
Акцизы
— вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления и
услуги частных предприятий, включаемые в цену или тариф. Плательщиками акцизов
являются потребители при оплате товаров или услуг. Акцизы вызывают сокращение
реальных доходов покупателей и акцизное обложение носит регрессивный характер.
Акцизы
на соль и некоторые другие предметы массового потребления существовали еще в
Древнем Риме. С развитием товарно-денежных отношений акцизная форма обложения
становится преобладающей. Применялись различные способы обложения: с площади
земли, на которой произрастало сырье для подакцизных товаров, позже с сырья,
затем с полуфабрикатов и, наконец, с готовых изделий, ставших главным объектом
обложения.
В
развитых странах мира акцизы остаются важным доходом государства, обеспечивая,
например, во Франции и ФРГ около 50 %, Великобритании — 38, Японии — 16 % всех
доходов бюджета. В целях увеличения доходной базы бюджета и регулирования
процесса воспроизводства расширяются объекты обложения и повышаются ставки
акцизов. К обложению акцизами привлекаются различные коммунальные,
транспортные, культурные и другие услуги, имеющие широкое распространение. В
ряде стран, кроме товаров внутреннего производства, акцизами облагаются
импортные товары сверх таможенных пошлин, если аналогичные товары в стране
подвергаются подакцизному обложению. Устанавливаются следующие ставки акцизов:
единые — для товаров, сорта которых мало отличаются друг от друга по качеству и
ценам (соль, спички, сахар); дифференцированные — для товаров,
классифицируемых по различным признакам: качеству, крепости (вина, масла,
ткани); средние — для однородных товаров, сорта которых имеют разный уровень
цен (табачные изделия).
По
способу взимания акцизы подразделяются на индивидуальные и универсальные.
Например, в ФРГ насчитывается около 20 индивидуальных акцизов, в Японии —
более чем 600. В последние годы наибольшее распространение приобретают
универсальные акцизы, взимаемые с валового оборота предприятий (налог с
оборота).
Кроме
налогов, перечисленных выше, в странах — членах ЕЭС существует множество других
налогов. Как правило, эти налоги достаточно трудно классифицируются в рамках
единой системы. Они формировались обособленно и несут отпечатки длительного
исторического развития государств. Так, в ФРГ это налоги на оборотный капитал
(1 % уставного капитала при создании фирмы и 2,5 % при приобретении доли
участия в капитале), промысловый налог (5 % дохода и 0,2 стоимости производственных
фондов), поимущественный налог (0,5—0,6%), поземельный налог, налог на
транспортные средства. Во Франции это налоги на увеличение капитала (или
регистрационный сбор —1%), профессиональный предпринимательский налог и др.
Налоговые
системы стран — членов ЕЭС еще более усложняются наличием значительного
количества разнообразных льгот. Во многих странах (особенно в Ирландии, Италии,
Франции, а также Великобритании) в некоторых районах налоги взимаются по
пониженной ставке, или же компании вовсе освобождаются (на определенный срок)
от уплаты налога. Из-под налогообложения также выводится прибыль, направляемая
на реинвестирование. Практически во всех странах — членах ЕЭС действуют льготы,
согласно которым от налогов может быть освобождена определенная часть
расходов, направленных на образование и подготовку кадров.
Местные
налоги в экономике развитых стран мира играют важную роль в
социально-экономическом развитии соответствующих территориальных единиц
(города, района, графства, штата, земли и т. д.). Из местных бюджетов
финансируются затраты на развитие транспорта, водо- и газоснабжения, на
строительство школ, больниц и других объектов социальной инфраструктуры.
Покрываются расходы на реконструкцию городов, благоустройство дорог и парков,
коммунальное и текущее строительство. Кроме того, за счет местных бюджетов содержатся
местные административные органы, полиция и суд.
Доходная
часть бюджетов местных органов власти складывается главным образом из налоговых
поступлений (30 % в Японии, 54 % во Франции, 65 % в США), а также субсидий и
дотаций из центральных бюджетов. Так, в США субсидии местным органам власти,
поступающие из бюджетов штата, составляют 33 % их доходов, а дотации из
федерального бюджета — 7 %. Государственные субсидии в общей сумме доходов
общин ФРГ составляют 26 %. Во Франции поступления из центрального бюджета
обеспечивают примерно 30 % доходов местных органов власти.
Для
большинства зарубежных государств характерна множественность местных налогов,
прямых и косвенных (до 100 разновидностей в целом по странам). Только в
Великобритании источником налоговых поступлений в доходы местных бюджетов
служит единственный налог — подушный. Подушный налог представляет собой единый
универсальный налог, который выплачивает все население, достигшее 18 лет.
Фактически это подоходный налог на уровне муниципалитетов. Он дает треть
поступлений в казну.
При
всем разнообразии систем местного налогообложения существует ряд налогов,
представляющих значительный интерес для проведения обоснованной налоговой
политики нашего государства. К ним относятся налоги на доходы (подоходный налог
с физических лиц и корпораций в США, ФРГ и Франции, подушный налог в Великобритании,
налог с наследства), налоги на недвижимость (поимущественный налог в США,
поземельный налог в ФРГ, Франции; земельный налог со строений и налог' на
жилище во Франции), налоги на деятельность (налог на профессию во Франции,
промысловый налог в ФРГ), налог с товарооборота (налог с продаж в США; налог на
добавленную стоимость в ФРГ и Франции; акцизы на бензин, табак, спиртные
напитки), различного рода сборы и платежи (за автомобиль, парковку, открытие
ресторанов, увеселительные зрелища, на охоту, защиту окружающей среды, собак,
выдачу различного рода лицензий и документов).
Финансовую
основу автономии местных органов составляет поимущественный налог, сбор
которого и распоряжение полученными средствами происходят исключительно на
местном уровне. Объектом обложения этим налогом служат: земля, строения
(промышленные и жилищные) и другие виды недвижимости. Базой обложения почти во
всех странах является оценочная стоимость имущества. Поскольку обложение и
изъятие поимущественного налога происходят согласно законодательству местных
органов самоуправления, то ставки налога различны и устанавливаются как в
процентном отношении от стоимости имущества, так и в виде твердой суммы с
единицы стоимости имущества. В связи с редкой переоценкой имущества (в среднем
раз в 10 лет) поимущественный налог не является гибким инструментом финансовой
политики.
Наиболее
фискальное значение на уровне местных органов власти имеет налог с продаж. Так,
в США на этот вид налогообложения приходится примерно 32 % всех налоговых
поступлений местных властей. Сбор налога производится на уровне штатов по
ставке от 3 до 7 %. По законодательству США объектом обложения общим налогом с
продаж является не только валовая выручка от реализации на каждой стадии
обращения товара, но и оборот по оказанию услуг населению, что значительно
расширяет налоговую базу штатов и муниципалитетов в условиях роста сферы услуг.
Муниципалитеты
США могут вводить собственные налоги с розничных продаж только в том случае,
если это допускается законодательством того штата, где он расположен. По
мнению западных специалистов, формирование налоговых систем каждого уровня
может осуществляться как путем введения собственных налогов, так и посредством
разделения совместных налогов. Например, в ФРГ, согласно законодательству, не
допускается параллельное взимание одинаковых налогов на уровне федерации и
общин, т. е. на местах могут взиматься только те налоги, которые не имеют
аналогов в федеральном бюджете.
В
ряде стран местные налоги начисляются как надбавка к налогам центрального
правительства. Они устанавливаются в определенном проценте к государственным налогам,
собираемым на территории местных органов власти. Так, в Италии в местные
бюджеты попадает часть сборов по поземельному и сельскохозяйственному налогам.
В США, ФРГ и Франции на местные органы власти возложен сбор подоходного налога
(с физических лиц и компаний) и налога на добавленную стоимость (в ФРГ и
Франции), при этом при передаче собранной суммы в госбюджет определенный
процент финансовых средств оседает на местах и используется для решения местных
проблем.
В
последние годы роль местных органов в функционировании власти в развитых
странах мира значительно возросла, и это нашло отражение в законодательстве.
Американская
федерация, например, основывается на принципе жесткого разграничения сфер
деятельности федеральных властей штатов и местных органов власти. Местные
органы власти в США автономны в проведении налогово-бюджетной политики и
обладают широкими правами по введению налогов и сборов. Местные бюджеты не
учитываются в составе федерального бюджета и единого общегосударственного
бюджета в стране нет.
Автономная
налоговая политика местных властей в странах Запада не идет вразрез с
финансовой политикой государства в целом. Напротив, расширение
самостоятельности органов местного управления придает большую маневренность
финансовой системе страны, позволяет решать экономические проблемы
регионального и местного уровня, не отвлекая средств из центрального бюджета.
Официальная
политика ЕЭС в сфере налогообложения, еще начиная с Римского договора,
заключается в том, чтобы сблизить, в определенной степени унифицировать
налоговые системы стран — членов Сообщества как с точки зрения методики и
механизма взимания налогов, так и с точки зрения размера ставок
налогообложения. Намного хуже дела обстоят в области косвенного
налогообложения, налогов на личные доходы граждан и местных налогов.
Еще
в 1975 г. государства ЕЭС договорились о переходе к системе налогообложения
прибыли корпораций со ставками в пределах от 45 % до 55%. В настоящее время
рекомендуемый уровень налоговых ставок составляет от 30 до 40 %. Это означает,
что целому ряду стран (Германии, Франции и Греции) придется уменьшить размер
налогообложения прибыли корпораций. С другой стороны, страны, уже находящиеся в
нижнем интервале (Великобритания, Люксембург, Испания и Нидерланды), не смогут
далее снижать корпорационный налог.
В
настоящее время активно обсуждается проблема участия государства в системе
налогообложения. Такой подход является весьма актуальным, так как в условиях
почти полностью свободного движения капитала в ЕЭС, начиная с 1992 г.,
возможен перелив капитала в страны с относительно льготным обложением прибыли.
Сторонники невмешательства государства в экономику при этом утверждают, что
создание свободного рынка не только не требует установления пределов налоговых
ставок, но и делает такие пределы излишними, так как межгосударственная
конкуренция сделает ненужной фиксацию верхнего уровня налога. Нижний уровень
также станет ненужным, так как чрезмерное снижение налогов приведет к
значительному увеличению бюджетного дефицита со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Одновременно
лишь незначительная часть деловых кругов считает, что свободный рынок сам по
себе способен решить проблему налогообложения прибыли и перелива капитала.
Особенность в том, что национальные системы налогообложения прибыли отличаются
друг от друга не только размером ставок, но и системами бухгалтерского учета,
определением размера прибыли, подлежащей налогообложению и, наконец,
эффективностью применения соответствующих законов, а также строгостью санкций
за уклонение от уплаты налогов. Так, в Германии ставка корпоративного налога
самая высокая в ЕЭС. Однако немецкие компании имеют право списать на
себестоимость значительно большие амортизационные отчисления, чем компании
других стран. Это и возможность получения инвестиционного налогового кредита
привели к тому, что немецкие корпорации предпочитают, как правило, вкладывать
деньги в обновление основного капитала, увеличивая рыночную стоимость акций, а
не выплачивать высокие дивиденды.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|