»
государства, заинтересованного в росте доходов бюджета;
»
юридических лиц, чтобы не сократилось производство;
»
населения, чтобы неравномерность распределения льгот не привела к социальной
напряженности в обществе.
Налоговые
льготы по республиканским налогам устанавливаются только республиканскими
органами власти. Местные органы власти имеют право вводить льготы только в
пределах сумм налогов, зачисляемых в местные бюджеты.
Государство
не только вводит налоговые льготы, поощряя налогоплательщиков, но и применяет
санкции к тем, кто нарушил налоговое законодательство. При несоблюдении
законов о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и
размер которой регулируются законодательством. Налогоплательщик, преступивший
закон, несет имущественную ответственность в трех видах:
»
взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода или суммы налога за иной
сокрытый или неучтенный объект налогообложения;
»
уплата штрафа за отсутствие учета объекта налогообложения или ведение учета
объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, а также
непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы документов
для исчисления налогов;
»
уплата пени за каждый день задержки перечисления налогов в бюджет.
В
современных условиях финансовой нестабильности и высоких темпов инфляции
существует проблема достижения оптимального распределения налоговых доходов
между бюджетами разного уровня и закрепления за ними необходимых финансовых
ресурсов, которая приобрела особое значение.
Зарубежная
налоговая практика выработала несколько методов налогового регулирования:
»
закрепление различных видов налогов за определенными бюджетами разных уровней;
»
установление твердой доли конкретного налога, отчисляемого в нижестоящий
бюджет;
»
распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней в форме
трансфертных платежей.
О
трансфертных платежах мы упоминали в параграфе 9.2. Это суммы, выделяемые из
вышестоящего бюджета нижестоящему в безвозвратной и бесплатной форме. На
безвозвратной основе также выделяются из вышестоящего бюджета нижестоящему
дотации, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для
сбалансирования. Дотации также могут выделяться юридическим лицам для полного
или частичного покрытия убытков при нехватке собственных средств. Субвенции и
субсидии — это целевые дотации, они предоставляются на определенных условиях,
и если не используются или используются не в полной мере, то возвращаются
полностью либо в сумме нецелевого использования вышестоящему бюджету.
Основы
налоговой системы определены в законодательном порядке. Функционирование в
течение непродолжительного времени позволяет отметить ее основные особенности:
»
фискальная, являющаяся инструментом формирования доходов государства;
»
регулирующая, определяющая меру влияния налогов на развитие производства и
соотношение пропорций функционирования экономики;
»
стимулирующая, отражающая развитие приоритетных отраслей и отдельных
производств, способных обеспечить экономический рост;
»
социальная, устанавливающая степень справедливости обложения налогами разных
слоев общества;
»
организационная, связанная с механизмом налогообложения через рычаги и
инструменты налоговых отношений.
Оценивая
любую налоговую систему, следует исходить из того, что она представляет собой
сложный экономический феномен, тесно связанный с состоянием экономики. Налоги
из простого инструмента мобилизации доходов бюджета государства превращаются в
основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все
пропорции, темпы и условия функционирования экономики.
Можно
предположить, что в перспективе проявится тенденция к опережающему росту местных
налогов в сравнении с республиканскими. Залогом этому является поворот
экономики развитых стран к социальной ориентации с передачей социально
ориентированных отраслей местным органам власти и управления.
Одной
из важнейших налоговых проблем является упрощение налоговой системы Беларуси.
В будущем целесообразна отмена некоторых налогов, которые можно
охарактеризовать как финансово неэффективные. Должны быть отменены налоги, затраты
на взимание которых превышают сумму собранных налогов, а контроль за их
уплатой затруднен или невозможен. Было бы логично также объединить налоги,
имеющие сходную налоговую базу и аналогичный контингент налогоплательщиков.
Ряд
налогов требует серьезного реформирования. Например, налог на недвижимость.
Отработка механизма его функционирования предполагает создание кадастров земли
и недвижимости, реестра собственников, автоматизированной системы управления
недвижимостью и системы юридического консультирования по вопросам оценки
земли. В отдаленной перспективе следовало бы предусмотреть возможность вместо
трех налогов — на землю, на имущество предприятий и имущество физических лиц
— введение единого налога на недвижимость как для юридических, так и физических
лиц. Цель введения такого налога на недвижимость — увеличение налоговых доходов
местных бюджетов за счет более эффективного налогообложения имущества и
земельной составляющей.
При
определении основных направлений налоговой политики следует исходить из особой
важности стимулирования роста производства и его качественного параметра. В
основу приоритетов также должно быть заложено решение проблем экологии и
социальной сферы, развитие производства товаров народного потребления, торговли
и бытового обслуживания населения. В стратегическом плане в основу налоговой
политики должна быть заложена концепция приоритетных направлений развития тех
отраслей и производств, которые обеспечат эффективный экономический рост.
Требуют
постоянного внимания, глубокого осмысления и практического применения вопросы
льгот по налогам; введения дифференцированных налоговых ставок отдельно для
про изводителей национального богатства и тех, кто его перераспределяет;
дальнейшего совершенствования подоходного налога в условиях инфляции.
Главным
остается усиление стимулирующей предпринимательство функции налогов, поощрение
товаропроизводителей, осуществление региональной экономической политики и устранение
противоречий в налоговом законодательстве. Особо важным направлением в
налоговой политике является стабильность налогового законодательства.
Недопустимо вносить изменения каждые два-три месяца. Необходимо анализировать
ситуацию, накапливать необходимые изменения и дополнения, вносить их на
рассмотрение вместе с бюджетом, но ни в коем случае задним числом, как это
бывало неоднократно. В результате нарушается главное требование, необходимое
для бесперебойного функционирования налогового механизма — устойчивость и
предсказуемость налогового законодательства в части налогообложения юридических
и физических лиц. Нестабильность налогового законодательства сдерживает как
отечественных, так и иностранных инвесторов.
Для
большей стабильности законодательства и упрощения налоговой системы необходимо
привести в порядок всю систему не только законодательных, но и подзаконных
нормативных актов, регулирующих налоговые вопросы. Огромно количество ведомств,
имеющих право издавать документы, касающиеся налоговых законов, и трактующих их
по-разному. Нередко даже инструкции подправляют налоговые законы. Необходимо,
чтобы право на толкование законодательных и других нормативных актов,
связанных с налоговыми вопросами, было предоставлено только тем органам,
которые их принимают.
Не
менее важным является установление паритетных отношений между
налогоплательщиками и налоговыми органами. В настоящее время права
налогоплательщиков ограничены, что выражается в бесспорном взимании налогов,
пени, штрафных санкций, в невозможности получения консультаций в налоговых
инспекциях и в том, что налоговая инспекция не несет ответственности за
разъяснения, оказавшиеся неточными. Даже в случае обращения налогоплательщика в
суд и принятия решения в его пользу ранее изъятые налоговыми органами суммы не
всегда ему возвращаются, а засчитываются в уплату текущих налогов.
Налоговые
платежи за пользование природными ресурсами установлены при отсутствии рынка
земельных ресурсов и земельного кадастра, что исключает возможность применения
реальных рыночных цен на землю для целей налогообложения. Масштабы
налогообложения в сфере природопользования и загрязнения окружающей среды
несопоставимы с масштабами налогообложения доходов и имущества предприятий.
В
современных условиях налоговое бремя для плательщиков налогов в Беларуси
высоко, льготы несовершенны, эффективность многих из них невелика. Тяжесть
налогообложения во всех развитых странах является показательной характеристикой
уровня налогообложения. Однако общепринятой методики исчисления тяжести и
уровня налогов нет. Существуют разрозненные показатели, которые в косвенной
форме могут давать представление о тяжести уплачиваемых налогов.
Особо
важно подчеркнуть, что главным направлением совершенствования налогообложения
было и остается сохранение существующей и наращивание налогооблагаемой базы,
что прямо зависит от экономической политики, проводимой государством. Первостепенное
внимание при совершенствовании налогообложения должно быть уделено расширению
налогооблагаемой базы, в том числе и с помощью налогов, которые могут
оказывать стимулирующее влияние на налогообложение. Налоговый механизм должен
взаимодействовать с банковско-кредитной системой, процентными ставками,
предоставлять определенные преимущества финансовым и кредитным учреждениям и
предприятиям, которые используют долгосрочные ссуды на инвестиционные цели.
С
целью расширения налогооблагаемой базы должны быть разработаны методы налоговой
защиты новых инвестиций и налоговые методы стимулирования НТП: возмещающий эффект
от этих мероприятий скажется на получении дополнительного налога на прибыль. В
то же время нельзя вводить льготы на капиталовложения без учета их значимости в
воспроизводственном процессе. Льготы, связанные со структурной перестройкой
экономики и стимулированием инвестиций, необходимо сохранить. В нынешних
условиях они должны иметь временный и направленный характер, и, что особо
важно, льготы должны даваться участникам экономической деятельности, а не
отдельным регионам и территориям.
Одной
из важных проблем в современной ситуации налогообложения является система
налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Она касается
целого ряда налогов, и в первую очередь — налога на прибыль. Было бы целесообразно
ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы
налогооблагаемой прибыли став ка понижается. При таком методе понижающая
прогрессия ставок будет стимулировать стремление не уменьшить (скрыть)
налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, так как чем больше сумма
полученной прибыли, тем меньше ставка налога. Регрессия ставок привела бы к
стимулированию капитальных вложений в научно-технический прогресс. Причем
поступления в бюджет не сократятся, поскольку сумму платежей в бюджет
определит не столько ставка, сколько величина налогооблагаемой базы, которая в
этом случае будет иметь тенденцию к росту.
Что
касается земли, то она как главный вид общественного богатства должна быть
очень дорогой, особенно для иностранных инвесторов.
Требует
налоговой поддержки малое предпринимательство, которое создает новые рабочие
места для населения, в том числе инвалидов и домохозяек; экономит пособия по безработице;
дает возможность использовать вторичное сырье, материалы, отходы
производства; создает новые формы обслуживания населения.
Проблема
платежей существует и при взимании налогов с физических лиц: подоходного налога
с физических лиц и налога с имущества физических лиц,— поскольку нет
совершенной законодательной базы, что осложняет исчисление этих налогов и
контроль за своевременной их уплатой.
Следует
учитывать, что между налогами и инфляцией существует многосторонняя связь,
когда рост налогов, особенно косвенных, может усилить инфляцию, так как ведет к
росту цен на потребительские товары. В результате инфляция обесценивает доходы
не только населения, но и государства, что усиливает налоговое давление на
население.
Обобщая
отмеченное, следует сделать вывод о том, что основными направлениями налоговой
реформы являются:
»
сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены некоторых налогов, не
приносящих значительных поступлений;
»
уменьшение количества льгот и исключение из общего режима налогообложения в
основном редко используемых налоговых льгот;
»
построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство,
непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и
платежей при сохранении действующих ставок налогов в течение двух-трех лет;
»
облегчение налогового бремени производителей продукции и недопущение двойного
налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы;
»
консолидация в государственном бюджете государственных внебюджетных фондов с
сохранением целевой направленности использования денежных средств;
«
ослабление финансовых санкций.
Таким
образом, следует отметить, что налоговая система является важнейшим
инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса
в стране. Совершенствование налоговой системы позволит эффективно и надежно
решить практически все проблемы, мешающие Беларуси достойно развиваться.
2.2 Современное состояние
налоговой системы Республики Беларусь
Оценивая прошедшие
годы, следует иметь в виду, что налоговая система Беларуси возникла и
развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелой экономической
ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование
всего хозяйственного механизма, позволяет финансировать неотложные
государственные потребности и в целом отвечает текущим задачам перехода к
рыночной экономике.
Налоговая система
Беларуси разрабатывалась с учетом отечественного опыта 20-х годов XX в. и практики тех стран, где налогообложение
прошло многовековой процесс развития. Базирующаяся на требованиях рыночной
экономики налоговая система призвана: обеспечивать более полную и современную
мобилизацию доходов в бюджет, иначе невозможно проводить социально-экономическую
политику государства; создавать условия для регулирования производства и
потребления в целом и по отдельным сферам хозяйства с учетом особенностей
формирования и перераспределения доходов различных групп населения.
Давая в целом
положительную оценку складывающейся принципиально новой налоговой системе
Беларуси, следует сказать о трудностях, с которыми она столкнулась. Во-первых,
она формировалась при слабом развитии налоговых отношений, которые охватывали
преимущественно физических лиц; во-вторых, она возникла при крайне отрицательном
отношении к ней хозяйствующих субъектов, поэтому требовались строгий учет и
контроль при обложении; в-третьих, в стране не было четко разработанной
налоговой политики, зато имелись нестабильность экономики и высокие темпы
инфляции; в-четвертых, отсутствовала собственная научная школа в области
налогообложения, способная усовершенствовать действующую налоговую систему,
предвидеть, спрогнозировать экономические и социальные последствия от
проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий; в-пятых, налоговый
аппарат не был подготовлен к сложным условиям, когда изменения в налогообложении
происходят непрерывно, нередко задним числом.
Современная
налоговая система Беларуси характеризуется следующими чертами:
» базируется на
правовой основе, а не подзаконных актах, как это было ранее. Она пронизывает
все финансовые отношения, связанные с перераспределением части совокупного
общественного продукта;
» построена по
единым правилам, на едином механизме исчисления и сбора платежей, независимо
от организационно-правовых форм субъектов хозяйствования и физических лиц. За
всеми налоговыми взносами осуществляется единый контроль со стороны налоговых
органов;
» предъявляет к
плательщикам одинаковые требования и создает равные стартовые условия формирования
доходов путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения
льгот и механизма их предоставления, невмешательства в использование средств,
оставшихся после уплаты налога;
» обеспечивает
более справедливое распределение налогового бремени между отдельными
категориями плательщиков, юридическими лицами, усиливает правовую защиту их
интересов;
» учет опыта
западных стран дает возможность Беларуси присоединиться к мировому рынку,
включиться в международные экономические интеграционные связи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|