Поземельный
налог выступал в двух формах — в виде десятины и в виде налога на доход.
Последний мог устанавливаться фиксированным на несколько лет вперед по
усредненным показателям или дифференцированным по годам в соответствии с
реально полученным результатом. Нередко одновременно устанавливались обе формы
налога: первая десятина шла в пользу церкви; вторая — государства.
Так,
в эпоху раннего средневековья во Франкском государстве поземельный налог
взимался, как правило, деньгами. Налогоплательщиками являлись все владельцы
земли, получающие с нее доход, а также владельцы домов в городских поселениях.
Знатные франки и высшие сановники церкви получали от короля привилегию не
платить налоги. В Англии по мере становления государства все землевладельцы
уплачивали налог в размере 10 % от объявляемого ими самими дохода. При этом
устанавливался необлагаемый минимум. В Пруссии земли были разделены на классы
в зависимости от их качества и месторасположения. Платежи составляли от 20 до
50 % чистого дохода. Причем простые люди платили 25,5 % , духовенство Силезии
— 50 % чистого дохода. К поземельным налогам относились также подати с
рудников.
Один
из наиболее древних и распространенных — налог со строений. В Великобритании в
средние века взималась подать со строений по количеству дымов, затем она
преобразовалась в подать с окна, что упростило контроль за сбором.
Подушный
(или поголовный) налог являлся основной формой налогообложения еще со времен
римского владычества а Европе. В государстве франков вносить подушную подать
был обязан каждый, кто не владел землей или домом, то есть не платил
поземельного налога. Этим налогом облагались и несовершеннолетние, за которых
вносить подать был обязан глава семьи. Освобождались от нее вдовы и сироты. В
Англии поголовный налог существовал с 1379 г. и изменялся в связи с общественным
положением: герцоги и бароны платили больше, нетитулованные лица — значительно
меньше. В Дании каждый житель уплачивал подушный налог. Освобождались лишь
солдаты и дети до 12 лет.
В
XIII
в. во Франции был введен акциз на соль, затем его ввели в Голландии, позже — в
Англии и других странах Европы. Акцизом облагались алкогольные напитки и
табачные изделия.
Таможенные
пошлины не всегда взимались на государственных границах. Кроме внешних
функционировали внутренние пошлины: мостовой сбор при переезде через мост,
причальная пошлина, торговые пошлины.
Чрезвычайные
налоги вводились по мере необходимости, и связаны они в основном с ведением
войн.
Коммунальные
и местные налоги возникли еще в Древнем Риме. Чаще всего они носили целевой
характер. В Англии, например, существовали налоги для бедных и неимущих,
содержание которых возлагалось на общины. Позднее здесь появились дорожный
налог, налог на содержание церквей, на устройство плотин, на очистку рек, на
содержание стражи и освещения, на устройство публичных библиотек и музеев, на
здравоохранение и т.д.
Административно-хозяйственной
единицей Англии был приход, который первоначально связывался с церковью.
Приходы могли объединяться в округа, а более крупной административной единицей
являлось графство, сохранившееся до сих пор. Местное финансовое хозяйство
традиционно имело высокую степень независимости от центральных органов
управления.
Другой
тип местного налогообложения складывался во Франции, где у департаментов и
провинций почти не было финансовой самостоятельности. Доходы общине давали
процентные надбавки к государственным прямым налогам: поземельному, со
строений, личному, промысловому. Надбавки могли быть общими и целевыми (субвенции),
но всегда определялись вышестоящими органами управления.
Попытки
обосновать систему налогообложения в различных странах имеют давнюю историю.
Известный философ и церковный деятель XIII в.
Фома Аквинский высказывался о налогах как о дозволенной форме грабежа и считал,
что покрытие государственных расходов возможно за счет богатства знатных людей.
Проблемы налогообложения рассматривал в своих трудах английский философ Ф.
Бэкон. Французский писатель и философ XVIII в. Ш.
Монтескье считал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение
той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.
В
конце XVII
в. в европейских странах стало формироваться государство и вместе с ним —
достаточно стройная и рациональная налоговая система, состоящая из прямых и
косвенных налогов. Из прямых налогов основная масса приходилась на подушный и
подоходный налоги. Из числа косвенных налогов особое место занимал акциз, его
размеры колебались от 5 до 25 %. Но какого-либо научного обоснования размеров
налогообложения не было.
Теоретическому
осмыслению роли косвенных налогов в финансировании расходов государства
положил начало в XVII в. английский экономист У.
Петти — автор теории трудовой стоимости. В своих трудах он обосновал
преимущества и основные принципы косвенных налогов, в частности акцизов. Аббат
Тэр-ре, назначенный министром финансов Франции в 1769 г., исходил из
целесообразности дифференциации косвенных налогов: продукты первой
необходимости (зерно) должны быть от них освобождены, скот должен облагаться
очень незначительно, вино — немного больше, грубые ткани — очень мало, а
предметы роскоши — очень высоко.
Что
касается России, то преобразование системы управления финансами приходится на
период создания Министерства финансов, учрежденного Манифестом Александра I
в 1802 г. Программа финансовых преобразований этого периода связана с именем
выдающегося государственного деятеля М.М. Сперанского. Предлагалось проведение
ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов. До сих пор не потеряло
актуальности основное правило расходования государственных средств: расходы
должны соответствовать доходам, поэтому никакой новый расход не может быть
назначен, пока не найден соразмерный ему источник дохода.
На
протяжении XIX в. главным источником доходов в России
оставались прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом была подушная
подать. С 1863 г. с мещан вместо подушной подати стал взиматься налог с
городской недвижимости, которым облагались строения, а также сады, огороды,
пустующие земли. Второе место среди прямых налогов занимал оброк. Это была
плата казенных крестьян за пользование землей. Ставка оброка дифференцировалась
по классам губерний.
Наряду
с основными ставками по прямым налогам вводились надбавки целевого назначения:
на строительство больших государственных дорог, на устройство водных сообщений.
Кроме государственных прямых налогов функционировали земские (местные) сборы:
с земли, фабрик, заводов, торговых заведений.
В
80-х годах XIX в. наряду с общей отменой подушной подати
стало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с
ценных бумаг, затем государственный квартирный налог. Взимались сборы с
пассажиров железных дорог, пароходств, с железнодорожных грузов, перевозимых
большой скоростью, сборы в морских портах. Действовали пошлины с имущества,
переходящего по наследству или по актам дарения. В зависимости от степени
родства они имели ставку от 1 до 6 % стоимости имущества. Существовали паспортные
сборы, в том числе с заграничных паспортов, облагались налогом полисы по
страхованию от пожара.
Среди
косвенных налогов в XIX в. крупные доходы давали
акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, дрожжи, осветительные нефтяные
масла и др. Значительны были поступления налогов от производства и торговли
алкогольными напитками. Система акцизов, как и таможенные пошлины, имела не
только фискальный характер. Она обеспечивала государственную поддержку
отечественным предприятиям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.
В
конце 60-х и в 80-х годах XIX в. претерпевал
реорганизацию промысловый налог. Положение о государственном промысловом
налоге было утверждено в 1898 г., и он просуществовал вплоть до Октябрьской
революции. Основной промысловый налог состоял из налога с торговых заведений и
складских помещений, налога с промышленных предприятий и со свидетельств на
ярмарочную торговлю. Ставки промыслового налога были фиксированными и
дифференцировались по губерниям России. Акционерные общества платили
дополнительный промысловый налог с капитала и процентного сбора с прибыли.
Ставки налога стимулировали промышленников России к получению максимальной
прибыли.
Если
говорить о государстве в целом, то его финансовое положение перед началом
первой мировой войны было довольно устойчивым. Наиболее крупной статьей в
доходной части бюджета был доход от казенной винной монополии, крупные доходы
обеспечивали железная дорога и лесное хозяйство. Налоги планировались по трем
подразделениям: прямые, косвенные и пошлина. Среди прямых общегосударственных
налогов выделялись промысловый, поземельный, имущественный и подати. Из
косвенных налогов почти половину составляли акцизы на алкогольные напитки
(питейный налог), сахар и табачные изделия и спички.
Исполнение
бюджета 1914 г. было прервано первой мировой войной. Произошел резкий
экономический спад: подскочила бумажно-денежная эмиссия, выросли внутренние и
внешние займы, резко упала покупательная способность рубля, поглощаемая
инфляцией, уменьшился золотой запас России, возрос выпуск обесцененных бумажных
денег.
Очередной
спад во всей финансовой системе России наступил после революции 1917 г.:
основным источником доходов бюджета стала эмиссия денег, а местные органы
существовали за счет контрибуции.
Укрепление
и налаживание финансовой системы страны связано с новой экономической политикой
(нэпом): были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, появились
иностранные концессии; разработана система налогов, займов, кредитных операций;
приняты меры по укреплению денежной единицы.
Финансовая
система нэпа имела много специфических особенностей, но отталкивалась она от
налоговой системы дореволюционной России и воспроизводила ряд ее черт.
В
1923-1925 гг. существовали следующие виды налогов:
*
прямые: сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, рентные
налоги, гербовый сбор и различные пошлины.
*
косвенные: акцизы (на продажу чая, кофе, сахара, соли, алкогольных напитков,
табачных изделий, спичек, нефтепродуктов, текстильных изделий и некоторых
других потребительских товаров) и таможенное обложение.
В
системе прямых налогов самым значительным был промысловый налог, которым
облагались торговые и промышленные предприятия, а также единичные ремесла и
промысловые занятия. В состав промыслового налога входили уравнительный сбор и
патентный налог. Уравнительный сбор представлял собой налог на оборот,
позволявший улавливать и аккумулировать в бюджете излишки доходов.
В
общемировой практике налог с оборота превратился в налог на добавленную
стоимость. В экономике России, наоборот, он менялся в сторону сближения с
акцизами и стал определять фиксированную надбавку к цене товара в пользу
госбюджета.
Патентный
налог определялся стоимостью патента, которая варьировалась по разрядам в
зависимости от вида занятий и географического положения региона.
Другим
важнейшим прямым налогом был подоходно-поимущественный. Им облагались как
физические, так и юридические лица: акционерные общества, товарищества и т.п.
Поимущественное обложение представляло собой, прежде всего, налог на капитал.
Государственные предприятия были освобождены от поимущественного обложения, но
платили подоходный налог. Поимущественное обложение прогрессивно возрастало
по мере увеличения размера имущества. Очевидным недостатком являлось то, что
через поимущественное обложение происходило удвоение, утроение обложения, и
этот налоговый гнет приводил к быстрой наживе и спекуляции, препятствовал
рациональной концентрации капитала.
В
дальнейшем отечественная финансовая система развивалась в направлении противоположном
процессу общемирового развития. От налогов она перешла к внеэкономическим методам
изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через
бюджет страны. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо
самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных
руководителей всякой инициативы. Страна двигалась к финансовому кризису,
который разразился на рубеже 80-90-х годов.
Понятие
«налог» уходит своими корнями в глубь веков. В нем заключен не только
экономический, но и философский смысл. В исследовании природы и содержания
этого понятия необходимо придерживаться логики последовательного проникновения
в сущность процессов и явлений, ассоциирующихся в современном сознании с
отчуждением индивидуальных доходов и их концентрацией в общегосударственном
централизованном фонде денежных средств — государственном бюджете.
Первые
упоминания о налоге мы находим в философских трактатах античных мыслителей. На
заре человеческой цивилизации философы видели в налоге общественно необходимое
и мощное явление, несмотря на то что известные им налоговые формы были
варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др.
По мере общественного развития налоговые формы постепенно изменялись,
приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оставался глубинный смысл
понятия «налог» — опосредствовать процесс обобществления необходимой для
общества части индивидуальных доходов (богатств).
Классики
экономической мысли более 300 лет назад сформулировали основополагающие
принципы налогообложения. На фундаменте философского смысла налога как одного
из процессов жизнеобеспечения общества развилась особая сфера экономической
теории — наука о налогообложении. Ее системное оформление ученые относят к
эпохе расцвета теорий классической политэкономии, повсеместного развития
товарно-денежных отношений и укрепления основ государственности во многих
странах. С этого времени экономисты рассматривают налог в качестве
неотъемлемого элемента расширенного воспроизводства и фактора роста
экономического потенциала.
Разработка
теоретических проблем налогообложения предполагает систематизацию
исторического опыта применения различных налоговых реформ, анализ научных
налоговых теорий, создание на этой основе оптимальной структуры налоговых
отношений.
Теория
налогообложения — это научно-практическое и экономико-правовое обоснование
сущности понятия «налог», одновременно включающее исследование налога в
качестве объективной экономической категории и в качестве конкретной формы
взаимоотношений налогоплательщиков с государством.
Основой
теоретических исследований налоговых проблем являются совокупные положения
экономических законов и законов, изучаемых наукой о государстве и праве. Ими
обосновываются состав и структура налоговых отношений. В свою очередь,
органичным элементом теории налогообложения является сфера методического
обеспечения этих законов, включая выбор налоговых форм и наполнение их
конкретным содержанием (порядок исчисления и уплаты налогов, установление прав
и обязанностей сторон налоговых отношений и т.п.). Создание методик
налогообложения, адекватно отражающих состояние экономики и политики, является
логическим завершением теоретических исследований налоговых проблем в рамках
каждого этапа налогового реформирования. Успех налоговых преобразований
определяется глубиной и научной обоснованностью системных преобразований всей
совокупности производственных отношений.
Анализ
сущности налога как экономической категории основывается на исследовании
закономерностей расширенного воспроизводства и его отдельных фаз, особенно
распределения и перераспределения денежной формы стоимости.
Любая
налоговая система базируется на объективной методологической базе — комплексе
теоретических и научно-практических положений о налогооблагаемой базе и
существующих на этой основе налоговых концепций. Известны концепции
ресурсного, имущественного обложения; обложения конечных стоимостных
результатов дохода; преимущественного обложения сделок купли-продажи; рентного
налогообложения и др. Общество в зависимости от уровня своего экономического
развития принимает в законодательном порядке ту или иную концепцию. Теория и
методология налогообложения и его методические основы составляют фундамент
(конструкцию) налогового механизма и его элементов: планирования, регулирования,
управления и контроля.
Современная
наука называет налогом категорию, опосредствующую процесс перераспределения
доходов в государственный бюджет. Налоговые формы взаимоотношений общества с
государством нашли самые разные названия: немецкие ученые рассматривали налог
как поддержку, оказываемую государству ее гражданами (поддержка); в Англии
налог до сих пор носит название «долг» (обязательство); в США — «такса»; закон
о налогообложении во Франции определяет налоговые отношения как обязательный
платеж. Принудительный характер налоговой формы в старой России подчеркивался
термином «подать» (принудительный платеж).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|