Таким
образом, доходная часть бюджета Беларуси весьма схожа с бюджетами развитых
стран. В ней можно найти признаки рыночной экономики, когда решающая часть
доходов формируется за счет множества налогов и сборов. Однако у большинства
налогов высокие ставки, которые не стимулируют в должной мере развитие
производства. Для изыскания источников покрытия всевозрастающих расходов,
сбалансированности бюджета на первое место выдвинута фискальная функция
налогов, а их экономическое воздействие, социальное значение остается
незначительным.
3. Зарубежный опыт реформирования системы
налогообложения и практика его применения в
Республике Беларусь
3.1. Зарубежный опыт реформирования системы
налогообложения
Налоговые
системы отдельных стран мира формировались в разных условиях. Лишь в середине
XX в. в развитии систем налогообложения наметились общие закономерности,
связанные с послевоенными экономическими реформами. Высокий уровень
государственных расходов в то время естественно сопровождался высокими
налогами. Кроме того, считается, что даже в странах европейского сообщества
действуют весьма сложные и разноуровневые системы налогообложения. Значимость
одних и тех же налогов в различных странах неодинакова. Так, во Франции доля
косвенных налогов в доходах бюджета составляет 62,7 %, а в Нидерландах только
41,3 %.
Следует
отметить, что механизм распределения и перераспределения государственных
финансовых ресурсов между центральными и местными органами, масштабы налоговой
компетенции каждого уровня власти, наделение их налоговыми источниками в
соответствии с выполняемыми функциями и принципами автономии определяются
конституционным устройством страны. В зависимости от того, на скольких уровнях
осуществляется разделение власти в стране, налоговая система может быть двух-
или трехзвенной. Так, в странах с федеративным делением (США, Германия, Канада)
налоговая политика осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональными
органами (штатами, департаментами, землями и т. п.), местными органами
власти (муниципалитетами, графствами, коммунами и др.). В государствах, не
имеющих федеративного деления (Франция, Япония и др.), существует
двухуровневая налоговая система, основанная на общегосударственных и местных
налогах.
Федеральные
налоги являются доходной базой федеральных бюджетов. Федеральный бюджет —
бюджет центрального правительства в государствах, имеющих федеративную форму
государственного устройства. Бюджетная система федеративного государства имеет
три звена: федеральный бюджет, бюджет планов федерации (в США — штатов, в ФРГ —
земель, в Канаде — провинций, в Швейцарии — кантонов) и бюджеты местных органов
власти. Как уже отмечалось, все звенья бюджетной системы формально независимы и
не входят в федеральный бюджет. За федеральным бюджетом закрепляются важнейшие
доходы и расходы.
Например,
в США к доходам федерального бюджета относятся важнейшие прямые налоги
(индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, взносы на
социальное страхование, налоги с наследств и дарений), ряда косвенных налогов
(акцизы от обложения алкогольных напитков, табачных изделий, бензина,
таможенные пошлины). В ФРГ в доходы федерального бюджета частично поступает
ряд крупнейших налогов, в том числе в составе прямых — налог на заработную
плату (более 40 %), корпорационный налог (50 %); косвенных — налог на
добавленную стоимость (66—67 %), налог с оборота импорта. Кроме того, за
федеральным бюджетом целиком закреплены более 10 индивидуальных акцизов,
важнейшие из которых — на табак, горючее, вино, кофе, сахар; таможенные
пошлины и некоторые другие налоги.
Дадим
краткую характеристику отдельных налогов, наиболее распространенных в
экономически развитых странах мира.
Налог
на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог на товары и услуги,
применяемый в странах — членах Европейского экономического сообщества, а также
в Швеции, Австрии и некоторых других промышленно развитых странах мира. Впервые
введен во Франции в 1954 г. С середины 70-х годов он стал неотъемлемой частью
налогообложения стран — членов ЕЭС. Налоговая база — стоимость, добавленная на
каждой стадии производства и реализации товара. В облагаемый оборот включается
не вся выручка от реализации товаров или услуг, а лишь добавленная стоимость
на каждой стадии производства и реализации (заработная плата, начисления на
нее, амортизация, прибыль). Налоговый оклад равен налогу с общей стоимости
проданных товаров или оказанных услуг минус налог, уплаченный в предыдущем
звене. В результате регулярного поступления в бюджет и универсальности налог
на добавленную стоимость — один из наиболее эффективных фискальных
инструментов. На его долю приходится около 80 % всех косвенных налогов во
Франции, более 50 % в Великобритании и ФРГ. Его распространение объясняется
сравнительно высокой эффективностью мобилизации средств в бюджет в условиях
инфляции и возможностью использования для контроля за производством, а также
регулированием цен, инвестиций. Кроме того, налог на добавленную стоимость
используется как средство регулирования экономики и инструмент экономической
интеграции западноевропейских стран. Государство стимулирует экспорт, освобождая
его от налога на добавленную стоимость.
В
странах — членах ЕЭС налог на добавленную стоимость применяется в целью
унификации национальных систем косвенного обложения (в соответствии с Римским
договором) и для создания единой доходной базы бюджета ЕЭС, главным доходным
источником которого с 1975 г. являются поступления от НДС в размере 1 % суммы
налога (с 1986 — 1,4 %), собранного каждой страной-членом. Полной унификации
НДС препятствуют неодинаковый уровень ставок и различная система льгот, действующая
в разных странах — членах ЕЭС. В настоящее время НДС может служить одним из
примеров гармонизации налоговой политики стран Сообщества. Летом 1991 г.
практически все государства — члены ЕЭС (за исключением Великобритании)
согласились с необходимостью установить минимальную нормативную ставку НДС в
размере 15%. До этого рекомендуемая ставка НДС определялась в интервале 9—19 %
(пониженная 4— 9 % ). Однако, несмотря на достижение принципиального согласия
по поводу величины ставок НДС, говорить о гармонизации еще рано.
В
социальном отношении введение НДС с его более широкой по сравнению с другими
косвенными налогами налоговой базой и высокими основными ставками (если в
Великобритании и Испании нормальная ставка НДС составляет 15 %, в ФРГ — 14, то
во Франции действует ставка — 18,6 %, в Италии —19, а в Дании даже 25 %)
привело к росту стоимости жизни. Аналогичные процессы особенно заметны в
странах СНГ (в том числе в Беларуси), широко использующих этот налог.
Налог
на доходы от денежных капиталов существует в некоторых развитых странах
(например, в Австрии, Канаде, Испании, Франции). Им облагаются дивиденды,
проценты от акций и облигаций, проценты по вкладам в банки, выигрыши по займам
и некоторые другие доходы. Налог удерживается у источника при выплате дохода
владельцу денежного капитала. Ставки налога пропорциональные и колеблются в
отдельных странах в пределах от 20 до 40%.
Налог
на личное состояние — разновидность налога на собственность; действует в ряде
развитых стран: в Австрии, Дании, Ирландии, Испании, Нидерландах, Норвегии,
Финляндии, Швейцарии, Швеции, а также в Индии. Налог на личное состояние в
большей мере относится к местным налогам, которым облагается чистый доход.
Налог
на прибыль корпораций — налог на доходы юридических лиц (акционерные общества,
страховые компании, банковские монополии) . Существует во всех экономически
развитых странах и является одним из основных налогов. Его размеры при
общемировой тенденции к его снижению в разных странах неодинаковы. Несмотря на
то, что бухгалтерские положения по определению прибыли, подлежащей
налогообложению, могут существенно меняться в каждой стране, простое
сопоставление базовых ставок налога свидетельствует о том, что до формирования
единого налогового пространства даже в Европейском сообществе еще очень далеко.
До настоящего времени разница налоговых ставок составляет от 10% в некоторых
областях Ирландии до 50 % в Германии.
Кроме
того, не во всех странах действует единая ставка налога на прибыль. Так, в США
и Великобритании она приобретает черты прогрессивного налога. В США первые 25
тыс. долларов прибыли компаний облагаются по ставке 15 %, сверх 100 тыс.
долларов — 46 %. Сейчас пересматриваются ставки в сторону снижения, и максимальный
уровень обложения составляет 33 %. В Великобритании также применяется
прогрессивная система налоговых ставок (от 25 до 35 % ) в зависимости от
величины прибыли, подлежащей обложению. Во Франции налог на прибыль составляет
42 %, при этом нераспределенная прибыль облагается по ставке 37 %. В Германии
наоборот. Если прибыль не распределяется, то налоговая ставка составляет 50 %,
а при ее распределении в виде дивидендов — 36 %.
Объектом
налога на прибыль корпораций служит облагаемая прибыль компаний, равная
валовой прибыли за минусом суммы установленных налоговым законодательством
вычетов и скидок. К вычетам относятся производственные, коммерческие,
транспортные издержки, проценты по задолженности, убытки, расходы на рекламу,
научно-исследовательские расходы, а также дивиденды.
Законами
предоставлены разнообразные налоговые льготы и скидки. В развитых странах
очень часто предусматривается возврат ранее уплаченных налогов, погашение
налоговой задолженности, освобождение отдельных групп плательщиков. Большие
преимущества при обложении имеют крупные монополии. Общая сумма вычетов и скидок
с прибыли акционерных обществ, страховых компаний, банковских монополий
достигает 40—60%. Для компаний существует ряд льгот, освобождающих от уплаты
налогов на прибыль: образование за счет прибыли разнообразных фондов
(резервных, благотворительных, пенсионных и др.), свободных от налога; списание
доходов, рассматриваемых как деловые издержки; выплата завышенных окладов менеджерам;
переоценка активов; перевод прибыли в другие страны с льготным налоговым
режимом и др.
В
результате налоги на прибыль корпораций имеют тенденцию к относительному
сокращению. За последние 20 лет удельный вес этого налога в доходах бюджета
центрального правительства США снизился с 21,8% до 9,9%, в Великобритании —с
11,9 до 6,2%.
Одним
из важнейших моментов выступает налогообложение выплат по дивидендам. Обычно
уплата этого налога зависит от того, является ли акционер юридическим лицом,
резидентом (постоянно живущим в стране) или иностранцем. Различия в подходах к
налогообложению дивидендов весьма значимы, так как они во многом могут
способствовать переливу капитала из страны в страну.
Во
многих странах налоги на прибыль дополняются еще и местными прямыми налогами.
В Италии, например, это так называемый местный налог, взимаемый по весьма
сложной системе ставок (в размере не более 5 % вновь созданной стоимости).
С
налогом на прибыль тесно связан подоходный налог с физических лиц. Традиционно
считалось, что подоходный налог оказывает относительно небольшое, по сравнению
с налогом на прибыль, влияние на размещение производства, выработку тех или
иных инвестиционных стратегий. Однако в настоящее время, когда формируется
единый рынок рабочей силы и сняты почти все ограничения на перелив капитала,
важность различий в системах, а особенно в максимальных ставках подоходного
налога возрастает. Особенно существенное влияние этот налог может оказывать на
размещение штаб-квартир корпораций, а также научно-исследовательских центров,
производств, использующих высококвалифицированную и высокооплачиваемую рабочую
силу. Сравнение ставок подоходного налога с физических лиц — еще более сложная
задача, чем анализ налогов на прибыль. Основная проблема состоит в том, что во
всех странах Европейского сообщества применяется система прогрессивных ставок
подоходного налога с совершенно несхожими характеристиками прогрессии, с
различными базовыми и максимальными ставками налога.
Предполагается,
что налог физических лиц — граждан Европейского сообщества должен взиматься в
стране их пребывания так же, как и с граждан этих стран. Критерием того, кто
может считаться резидентом, а кто нет, служит время пребывания- в стране. Так,
во Франции резидентом считается любой человек, проживающий в стране более чем
полгода.
Особенным
и интересным с позиции единого европейского налогового пространства
представляется налогообложение дохода, получаемого за рубежом. Существует два
основных принципа налогообложения применительно к доходу, получаемому за
рубежом: 1) территориальный принцип (используемый во Франции), когда обложение
дохода производится по разным ставкам в зависимости от источника дохода (в
своем чистом виде этот принцип полагает налогообложение дохода, получаемого
только из источников, находящихся внутри страны, в то время как доходы,
полученные за границей, от налога освобождаются; 2) резидентный, при котором
ставка налога не зависит от источника получения дохода.
Этот
принцип применяется почти всеми странами, и неизбежно возникает ситуация, когда
один и тот же доход подвергается обложению вначале в стране происхождения,
затем в стране получателя. Для того чтобы избежать двойного налогообложения, в
большинстве стран — членов Европейского сообщества налоги, уплаченные за границей,
засчитываются при расчете внутри страны.
Налог
на прирост капитала действует во многих промышленно развитых странах. В
большинстве стран он взимается не в момент возникновения такого прироста, а в
момент его реализации (например, после продажи акций). Им облагаются доходы
как физических, так и юридических лиц, полученные от различных видов использования
имущества: продажи, обмена, дарения и др. В Бельгии и Франции данный налог
взимается по ставке, пониженной по сравнению с обычной ставкой налога на
прибыль. В Великобритании ставка налога на прирост капитала для физических лиц
составляет около 30 %. В Бельгии, Германии, Нидерландах и Италии налог с
граждан на прирост капитала при долгосрочных вложениях вообще не взимается.
Правда, в Италии доходы от использования имущества облагаются лишь в том
случае, если они возникают в результате спекулятивных или коммерческих
операций. Специфической формой прироста капитала является получение прибыли
при изменении валютного курса. Обычно такие доходы подвергаются налогообложению
по ставке налога на прибыль, но в некоторых странах такой налог не используется.
Так, в Великобритании в целом ряде случаев изменение дохода в результате
изменения валютного курса не считается каким-то видом финансовых результатов.
Налог
на прибыль — в развитых странах мира налог на часть прибыли юридических
(корпораций) и физических лиц, превышающей средний размер за определенный
предшествующий период. Применяется, как правило, в качестве чрезвычайной меры
при острых финансовых затруднениях государства и одновременном огромном росте
прибыли монополий, главным образом в периоды войн или острого кризисного
состояния. Впервые введен в Великобритании (1915 г.) и царской России (1916
г.). Использовался рядом государств (Великобритания, США, Германия, Япония) в
годы второй мировой войны, США в период корейской войны, Великобританией для
финансирования долгосрочной финансовой программы. Исчисляется двумя методами:
процентным и нормативным. При первом ставка налога устанавливается в
определенном проценте к капиталу. Так, в Великобритании в годы второй мировой
войны она составляла 6 % на заемный капитал и в 1951—1954 гг.—10 % на
акционерный капитал. При нормативном методе ставка устанавливалась в процентах
к части прибыли, превышающей среднюю (нормальную) прибыль за ряд
предшествовавших лет (как правило 3—4 года). Во всех государствах применялись
высокие ставки налога: в США в 1943—1945 гг. они достигали 80 % сверхприбыли, в
Великобритании в 1939— 1945 гг.—100%.
Налог
на ценные бумаги применяется как: 1) налог на эмиссию акций, облигаций и других
ценных бумаг, взимаемый с акционерных компаний. Ставки устанавливаются, как
правило, в зависимости от вида ценных бумаг; 2) налог на биржевые сделки.
Взимается при переходе права собственности на ценные бумаги. Так, в ФРГ
существует налог с оборота по биржевым сделкам, взимаемый при приобретении
ценных бумаг по ставкам, установленным в процентах к рыночной цене на день
заключения сделки либо к номинальной цене. От обложения освобождаются облигации
государственных и местных займов.
Налог
с наследств и дарений — налог с движимого и недвижимого имущества физического
или юридического лица, переходящего от одного к другому по праву наследования,
либо передаваемого в виде дара.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|