Но
теоретическое определение функций, заданное наукой, требует конкретизации этих
положений на практике, закрепления их в законах конкретной страны.
В
числе налоговых функций обычно выделяются: фискальная, стимулирующая,
распределительная, регулирующая, контрольная.
Фискальная
функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми
ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная
функция, характерная для всех государств на различных этапах развития.
Последние десятилетия в мировой практике характеризуются резким увеличением
налоговых поступлений в бюджет государств. Это связано с ростом объектов производства,
развитием научно-технического прогресса, обеспечившими реальные условия для
увеличения национального дохода и, соответственно, повлекшими рост финансовых
ресурсов государства в основном за счет налоговых поступлений.
С
другой стороны, рост налогов в ряде стран мира привел к увеличению издержек
производства, росту цен и удорожанию товаров. Следствием этого стало снижение
темпов экономического роста. Чрезмерное налогообложение населения отрицательно
отразилось на материальном положении отдельных социальных групп. По этим
причинам с середины 80-х годов намечалось снижение налоговых поступлений,
однако их доля в национальном доходе по-прежнему остается высокой.
Уровень
налогового бремени той или иной страны в международной статистике определяется
показателем удельного веса налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте.
Так, в начале 90-х годов доля налоговых доходов в ВВП (с учетом взносов на
социальное страхование) составляла от 29,8 % в США до 55, 3 % в Швеции; в
странах ЕС — 40,8 % , в России — 43,3 %.
Фискальная
функция налогов отражает форму принудительного лишения юридического или
физического лица принадлежащей ему собственности в форме капитала или заработка.
Она рассматривается как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства.
Ей присуще единственное свойство — максимальная мобилизация финансовых ресурсов
в доход государственного бюджета; оно позволяет бесперебойно обеспечивать
доходную часть бюджета.
Оценить
роль налогов в формировании бюджетных доходов можно, выявив соотношение между
суммой налоговых поступлений в бюджет, суммой нескольких налогов, сгруппированных
по определенным классификационным признакам, и, наконец, суммами отдельных
налогов, с одной стороны, и общей величиной бюджетных доходов — с другой. Удельный
вес той или иной налоговой группы, вида налога свидетельствует о значительности
их роли в формировании доходов бюджета. Этот анализ проводится в динамике, в
сопоставимых ценах, что позволяет определить значение налогообложения в
стабилизации бюджетной политики, выявить роль налогов в решении социальных
задач.
Данные
о доле выручки, изымаемой у предприятий, и доходов — у граждан, характеризуют
фискальную роль налогообложения и свидетельствуют о степени тяжести налогового
бремени.
Фискальную
роль налогов характеризуют, кроме того, данные о суммах финансовых санкций,
поступающих в бюджет, суммах расходов государства на содержание налоговых
служб, а также данные о разнице между общей суммой налогов, утвержденной в
бюджете, и их величиной в отчете об исполнении бюджета. Расчеты показывают, что
чрезмерный фискальный гнет сопровождается невыполнением расчетных заданий по налоговым
поступлениям на 30 % и более.
Анализ
соотношения доходов и расходов бюджета не только характеризует состояние
бюджета, но и свидетельствует все о той же роли налогообложения.
Множественность налогов требует обширного фискального аппарата, значительных
расходов на ведение налогового учета и контроля. Все это и частые корректировки
содержания методических указаний по исчислению и порядку уплаты налогов
придают негативный оттенок роли налогообложения в системе бюджетно-финансовых
отношений, тем более что такие корректировки вносятся после принятия закона о
бюджете на очередной бюджетный период.
Таким
образом, расширение налогов фискальной направленности может оказывать
отрицательное влияние на экономику и благосостояние населения.
Фискальной
функции противоположно стимулирование лучшего и более эффективного
использования имеющихся ресурсов — труда, капитала, природных ресурсов. А
налогообложение как сфера перераспределительных финансово-бюджетных отношений
несет в себе стимулирующие начала. Экономические стимулы заложены и в
фискальной функции, так как сформированные преимущественно налоговым методом
бюджетные ресурсы предназначены для развития непроизводственной сферы,
обеспечения потребностей науки, здравоохранения, культуры и других общественных
потребностей. Разумное целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует
общественный прогресс. Но такое стимулирование производства осуществляется
опосредованно и, случается, проявляется через многие годы. В производстве
создаются финансовые ресурсы для развития всех сфер деятельности, а поэтому
производство — главный объект налогового стимулирования.
Это значит,
что налог обладает самостоятельной стимулирующей функцией. Исходя из понятия
стимула, означающего побуждение к действию, можно заключить, что побудить можно
и поощрив, и наказав. Применение в налогообложении поощрений или санкций
представляет собой стимулирующее действие, поскольку каждый из методов
используется как реакция на состояние той или иной сферы финансово-хозяйственной
деятельности, объективно требующее определенного вмешательства.
Стимулирующая
функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций
(предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения.
Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой
базы, понижении налоговой ставки и др.
Существуют
следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения
определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц
или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые
льготы, включая налоговые кредиты в форме отсрочки взимания налогов; прочие
налоговые льготы.
Действующие
льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:
*
финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство;
*
малых форм предпринимательства;
*
занятости инвалидов и пенсионеров;
*
благотворительной деятельности, социально-культурной и природоохранительной
сфер.
Преференции
могут устанавливаться в виде инвестиционного налогового кредита и целевой
налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.
Налоговый
кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и
платности, оформляется соответствующим договором между хозяйствующим субъектом
и налоговым органом.
Целевая
налоговая льгота, в отличие от инвестиционного кредита, может предоставляться
любому хозяйствующему субъекту органами власти на взаимовыгодной основе, но в
пределах суммы налоговых поступлений в бюджет.
Вместе
с этим стимулирующая функция налогов реализуется через стимулирование более
эффективного использования природных ресурсов, земли, минерально-сырьевых
ресурсов. С другой стороны, посредством этих налогов одновременно происходит
воспроизводство природных ресурсов и земли, то есть налоги могут одновременно
выполнять воспроизводственную функцию. В этом своем качестве они имеют четко
выраженную отраслевую принадлежность.
Для
стимулирующей функции, в отличие от фискальной, характерны две основные черты:
во-первых, стимулирование социально-экономической деятельности приоритетных для
государства направлений через различные виды льгот по налогам и преференции.
Никакая другая функция налогов не обладает непосредственно стимулирующими
свойствами, и еще только фискальная функция способствует мобилизации и
аккумуляции финансовых ресурсов в централизованном фонде государства.
Из
сущности налогов вытекает распределительная, а точнее перераспределительная
функция, которая обеспечивает процесс перераспределения части совокупного
общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направление части
его на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства
(капитала, труда, природных ресурсов), а другой его части — в централизованный
фонд государственных ресурсов, то есть в бюджет государства, в форме налогов.
В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого
централизованного инструмента распределительных отношений: через налоги идет
формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной
системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных
функций государства — политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных,
природоохранных и др.
Формирование
доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного
взимания налогов превращает само государство в крупнейший экономический
субъект. Распределительная функция налогов носит объективный характер, как
объективно и само существование и функционирование государства. Она возникла
вместе с появлением государства, поскольку ему для выполнения своих функций
требовались средства, и они изымались в форме налогов.
Распределительная
функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли
в воспроизводственном процессе. Изначально она носила сугубо фискальный характер,
но с развитием государства стала активно участвовать в организации
хозяйственной жизни и развитии экономики. У этой функции появилось регулирующее
свойство, которое реализуется через налоговый механизм. Сегодня регулирующие
функции государства настолько велики, что можно рассматривать отдельно эти
процессы как проявление регулирующей функции налогов. Обосновано это тем, что
налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное
влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя
накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Необходимость регулирования экономических процессов порождена функция ми
государства по регулированию экономики. Экономические функции государства
усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу
хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и, одновременно,
ответственности за результаты производства.
Регулирующая
функция неотделима от других функций, в частности фискальной. Расширение
налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих
субъектов происходит при постоянном соприкосновении с последними в процессе
производства. Внутреннее единство функций не исключает противоречий между
ними, заложенных в самой сущности налогов. Каждая функция отражает определенную
сторону налоговых отношений: фискальная — отношение налогоплательщика к
государству, основанное на максимальной мобилизации ресурсов в бюджет;
регулирующая — отношение государства к налогоплательщику в процессе создания
благоприятных условий для развития экономики. В результате в фискальной
функции, благодаря которой государство снабжается финансовыми ресурсами,
заложено противоречие между необходимостью постоянного и все большего увеличения
доходной базы государства и ограниченными возможностями юридических и
физических лиц в обеспечении такого увеличения. Противоречивость регулирующей
функции состоит в том, что реальная потребность государственного вмешательства
в процесс производства через рост налогового пресса должна ограничиваться
возможностями экономики, иначе могут последовать замедление экономического
роста и даже необратимые процессы. Через взаимосвязь и взаимодействие этих
противоречий должен достигаться оптимальный баланс интересов государства (в
росте доходов бюджета) и хозяйствующих субъектов (в повышении эффективности и
доходности производства).
Несмотря
на то, что функции налогов взаимосвязаны и взаимообусловлены, каждая из них
имеет определенные границы самостоятельности и обособленности. Так, акцизы на
табак и алкогольные напитки преследуют в основном фискальные цели, а налог на
землю имеет в большей мере стимулирующую цель.
Осуществляя
налоговое регулирование, государство проводит всесторонний экономический
анализ экономических систем и осуществляет налоговый контроль. Любое
экономическое и, в частности, налоговое регулирование предполагает ряд действий,
которыми являются экономический анализ и контроль. Налогам, как и финансам,
присуща контрольная функция,
которая
способствует количественному и качественному отражению хода распределительного
процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых
поступлений в бюджет и в конечном счете позволяет определять необходимость
реформирования налоговой системы.
Если
рассматривать фундаментальные принципы налогообложения, то набор конкретных
налоговых форм (видов налогов) при разработке налоговой концепции должен быть
сориентирован на главную цель — равномерное разложение налоговой нагрузки между
плательщиками и государством. Должно быть установлено максимально возможное
равновесие между группами прямых и косвенных налогов, между фискальной,
стимулирующей и регулирующей функциями, имея в виду, что косвенные налоги
преследуют фискальные цели, а прямые налоги — стимулирующие.
На
различных этапах развития общества роль регулирующей функции менялась. На
ранних периодах его развития влияние налогов на производство носило
ограниченный характер. В период перехода к развитому капитализму, вызванного ростом
производительных сил, были созданы объективные предпосылки и потребность в
более масштабном государственном регулировании экономических отношений. Это
подняло налоговое регулирование на новую ступень.
2. Характеристика современного налогообложения в
Республике Беларусь
2.1. Основные принципы и
механизмы построения налоговой системы Беларуси
Налоговая
система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с
учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения.
В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей
налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из
практической необходимости.
В
основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:
»
однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов
облагается только один раз за определенный законом период;
»
оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
*
одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
»
установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня
налогов, их ставок, налоговых льгот;
»
четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой
положена компетенция соответствующей власти;
»
обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных
уровней;
*
стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота
исчисления платежа.
Эти
принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность нарушается при взимании НДС
с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой
классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда
все большая часть республиканских налогов является регулирующей по отношению к
местным органам власти. Нередко действие закона, подписанного в середине года,
распространяется на весь год.
В
налоговом законодательстве нашли отражение полномочия налоговых органов, их
права и обязанности, а также права и обязанности налогоплательщиков и основные
виды ответственности за нарушения налогового законодательства.
В
механизме построения налоговой системы Беларуси важное место занимают
налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и
стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности
производства, повышению благосостояния населения.
Как
правило, по каждому налогу предусматриваются специальные налоговые льготы,
имеющие строго целенаправленный характер. Все льготы должны применяться только
в соответствии с действующим законодательством и, как правило, не должны
носить индивидуальный характер. При проведении политики налоговых льгот
государство учитывает условия развития экономики, чтобы большое количество
налоговых льгот не ограничивало доходы бюджета и одновременно было выгодно
налогоплательщику.
При
принятии решения по налоговым льготам учитываются интересы трех субъектов:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|