Рисунок 3.2 - Сферы предпринимательской
деятельности, которые освоили безработные
Практика показала, что предпринимательской
деятельностью охотнее всего занимаются женщины и в наиболее близкой для них или
знакомой ранее области. А пищевая промышленность наиболее близка женщинам.
Поэтому следует поощрять предпринимательские инициативы именно в этой области.
Для этого необходимо, прежде всего,
предоставить информацию желающим заняться предпринимательской деятельностью по
организации и ведению собственного дела, оказать финансовую и моральную
поддержку.
Больше половины всех бывших безработных,
занявшихся предпринимательством, занялись производством, появилось множество
мини-пекарен, цехов переработки мяса, молока, рыбы и т.д. Следует поддержать
таких предпринимателей, так как пищевая промышленность перспективная отрасль
производства.
Развитию предпринимательства в пищевой
промышленности мешают: отсутствие стартового капитала и невозможность получения
кредитов в банках ввиду, высокой процентной ставки.
Важным фактором стимулирования
предпринимательской деятельности среди безработных является не только обучение
их основам ведения бизнеса в различных отраслях, но и помощь в открытии
собственного дела: выделение льготных кредитов и субсидий, в частности, как
альтернативы выплате пособий по безработице; предоставление нежилых помещений
на основе льготной аренды, помощь с техническим оснащением на основе лизинга и
в составлении бизнес планов.
Целесообразно использовать опыт стран
Восточной Европы, где при службах занятости учреждены коммерческие центры по
поддержке инициативных форм предпринимательства и самозанятости безработных
граждан. Эти центры осуществляют посреднические функции между решившими начать
собственное дело гражданами и местной исполнительной властью в аренде нежилых
помещений, транспорта, средств связи и др.; консультируют по вопросам
образования малых предприятий, их лицензированию и регистрации, маркетингу,
бухгалтерскому учету, менеджменту, юридическим и кадровым вопросам; льготное
кредитование начинающих предпринимателей под составленные бизнес планы,
прошедшие банковскую экспертизу. Формы льготного кредитования включают
возвратные ссуды на погашение процентов по предоставленным ранее кредитам,
гарантии под взятые кредиты, субсидии на уплату процентов по кредитам.
Систему льготного налогообложения доходов
малых предприятий необходимо сохранить на длительный период их деятельности, в
особенности прибыли, инвестируемой в развитие производства и создания новых
рабочих мест на малых предприятиях. Как показала российская практика
предоставление малому бизнесу краткосрочных льгот ведет к их уходу в
"налоговую гавань" по окончании льготного срока: действующее
предприятие формально закрывается и учреждается "новое" малое
предприятие.
Малое предпринимательство - это будущее
пищевой промышленности. С развитием пищевой промышленности увеличится и
количество занятых в ней.
Структура занятых в пищевой промышленности
представлена на рисунке 3.3.
Рисунок 3.3 - Структура пищевой
промышленности
С развитием пищевой промышленности структура
промышленности Кемеровской области существенно не измениться, но существенно
увеличится численность занятых.
В Кемеровской области есть все условия для
развития предпринимательства пищевой промышленности:
— Существует прекрасная ресурсная база в виде свободных
производственных мощностей, помещений, земель и т.д.;
— В большинстве своем желающие открыть свое дело имеют
более высокий уровень образования по сравнению со всем контингентом
безработных, и все они готовы к переобучению с целью открытия собственного
дела;
— Желающие открыть собственное дело обязательным считают
наличие условий, которые позволяли бы достаточно быстро поставить на ноги свое
дело, среди них: наличие ресурсной базы, отсутствие проблем со сбытом
продукции, имеющиеся незанятая рабочая сила и ряд других.
Из приоритетных направлений активной политики
занятости является оказание содействия безработным гражданам в организации
собственного дела. Эффективная деятельность органов служб занятости в этом
направлении позволяет существенно улучшить ситуацию на рынке труда путем
перелива части наемных работников в сферу предпринимательской деятельности,
создать дополнительные рабочие места для безработных, повысить гибкость рынка,
полнее реализовывать профессиональные способности и интересы граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дипломная работа посвящена рынку труда. В
данной работе были рассмотрены проблемы регулирования рынка труда на примере
Кемеровской области.
В настоящее время важным объектом
регулирования становится рынок труда. Ухудшение демографической ситуации
приводит к сокращению численности населения, в том числе в трудоспособном
возрасте.
Регулирование проблемы занятости протекает в
многообразных формах. Важнейшими направлениями борьбы занятости с безработицей
в России являются проведения макроэкономической политики стабилизации и
содействие экономическому росту на основе рациональной занятости, достижение
оптимальных соотношений в распределении трудоспособного населения по различным
видам деятельности.
Уровень безработицы во многом зависит от
уровня развития промышленности региона. Поэтому Коллегией администраций области
принята концепция стратегического развития Кузбасса. Основной стратегической
целью развития промышленности является ее структурная перестройка в направлении
создания мощного блока современных перерабатывающих отраслей, выпускающих
продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках.
Для этого представлены мероприятия по
улучшению ситуации в промышленности региона, выполнение которых позволит
осуществить вывод ведущих предприятий металлургической, химической, легкой
промышленности, машиностроения из состояния банкротства, создать новые условия
для их инвестиционной привлекательности. В угольной промышленности даст
возможность увеличить добычу угля. В металлургической промышленности позволит
существенно расширить рынки сбыта металлопродукции на основе повышения ее
конкурентоспособности и уровня технологической готовности.
Развитие промышленности способствует созданию
новых рабочих мест, тем самым, снижая уровень безработицы.
За анализируемый период (1998-2000гг.) уровень
безработицы снизился с 2,0 до 1,3 %. Снижению уровня безработицы, кроме
развития промышленности, способствовало применение программ по содействию
занятости населения.
Государственная политика на российском рынке
труда характеризуется в основном преобладанием пассивных мер, таких, как
сдерживание массовой открытой безработицы, регистрация безработных, выплата
пособий по безработице, дополняясь разработкой программ трудоустройства
безработных. Активная и превентивная политика в области стимулирования
занятости и самозанятости населения, носят пока явно подчиненный характер.
Иными словами, служба занятости эволюционирует в государственный орган по
регистрации безработных граждан и выдаче пособий.
В механизме регулирования занятости особое
значение имеют государственные программы содействия занятости населения. Эти
программы рассчитаны на несколько лет, они управляются как центральными, так и
региональными, местными органами власти, а также некоммерческими общественными
организациями.
Государственное управление программами осуществляются
в основном путем принятия соответствующих законодательных актов, финансирования
и контроля за правильностью использования выделенных государством средств. сами
же программы разрабатываются и выполняются, как правило, на региональном и
местном уровнях.
В последние годы в области активно развивались
следующие меры активной политики, направленные на трудоустройство населения:
·
Проведение ярмарок и
мини-ярмарок вакансий рабочих мест;
·
Партнерские отношения с
работодателями;
·
Организация рабочих мест;
·
Организация
трудоустройства несовершеннолетних;
·
Программа "Молодежная
практика";
·
Поддержка
предпринимательской деятельности;
·
Организация общественных
работ;
·
Профориентация,
профобучение.
В то же время проводится и пассивная политика:
выплата пособий по безработице, материальная помощь безработным. Причем доля
средств, направленных на пассивную политику, из общей структуры расходов
Федерального фонда занятости значительно превышают средства, направленные на
активную политику (в среднем 18 и 55 % соответственно).
Сегодня необходимо ориентироваться на активную
политику занятости, уделяя ей больше внимания и, следовательно, больше средств,
т.е. предлагается изменить структуру расходов следующим образом: основную часть
средств направлять на реализацию программ активной политики.
В данной дипломной работе предлагается
вернуться к страховому способу финансирования. Кроме того, предлагается на
федеральном уровне больше ориентироваться на меры активной политики. Мировой
опыт свидетельствует, что при выполнении социально-значимых функций ориентация
государства на пособия оказывается губительной для общества. Активная политика
занятости расценивается как главный инструмент борьбы с бедностью.
В качестве программ активной политики
предлагается развивать предпринимательство в пищевой промышленности. Это
поможет снизить безработицу, путем создания новых рабочих мест и повысить долю
пищевой промышленности в общей структуре промышленности области.
Необходимо уделять особое внимание обеспечению
занятости социально уязвимых категорий населения.
В этой связи предлагается расширить перечень
лиц слабо защищенных слоев населения и проводить политику по их социальной
защите.
Также предусмотрен ряд мероприятий,
направленных на активизацию действий по организации занятости:
— Совершенствование программы занятости молодежи и
подростков;
— Отказ от субсидирования экономически неэффективных
рабочих мест;
— Развитие предпринимательства;
— Развитие социального партнерства.
Также предлагаются некоторые дополнения в закон
"О занятости населения":
¨ Уточнение в определении безработных;
¨ Применение унифицированной для всех служб
занятости формы справки о среднем заработке по последнему месту работы;
¨ Корректировка сроков выплаты пособий по
безработице.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адамчук В.В., Ромашов О.В.,
Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ,
1999г.
2. Березнев С.В. Проблемы
преодоления кризиса в промышленном секторе экономики Кузбасса. - Кемерово:
Кузбассвузиздат, 1999г.
3. Березнев С.В., Сурнин В.С.
Теория и методология исследования устойчивого роста экономики региона. / Отв.
ред. И.П. Поварич - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998г.
4. Виткин М.П. Общетеоретические
и политико-экономические основы регионального развития. - Кемерово:
Кузбассвузиздат, 2000г.
5. Иванова Т.Н., Елисеева Н.П.,
Завьялова Е.В. Итоги работы пищевой промышленности в 2000г. и задачи на 2001г.
// Пищевая промышленность 2001, № 3
6. Кайшев В.Г. Пищевая и
перерабатывающая промышленность в новом тысячелетии. // Пищевая промышленность
2001, № 1
7. Кузбасс приглашает к
сотрудничеству: Альманах. / Гл. ред. Л.А. Скрябина, 1999г.
8. Лифина Л. Закон должен стоять
над властью // Биржа труда, № 3 (90), март 2001 г.
9. Отчет о деятельности
Департамента ФГСЗН по Кемеровской области за 1998г. - Кемерово: Департамент
ФГСЗН, 1999г.
10. Отчет о деятельности
Департамента ФГСЗН по Кемеровской области за 1999г. - Кемерово: Департамент
ФГСЗН, 2000г.
11. Отчет о деятельности
Департамента ФГСЗН по Кемеровской области за 2000г. - Кемерово: Департамент
ФГСЗН, 2001г.
12. Плакся В.И. Безработица в
рыночной экономики (Вопросы теории, методологии, государственного
регулирования). - М.: Изд-во РАГС, 1996г.
13. Поварич И.П., Поварич М.Д.
Региональный рынок труда: проблемы формирования и управления: Учеб. пособие. -
Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998г.
14. Поварич М.Д. Управление
рынком труда региона: системный подход. - Кемерово: Кузбасвузиздат, 1999г.
15. Проблемы занятости шахтеров
Кузбасса на страницах печати./ Государственная служба занятости. Департамент
ФГСЗН по Кемеровской области. - Кемерово, 1998г.
16. Проблемы становления рыночных
отношений в регионе. - Кемерово: Межвузавоский сборник научных трудов, 1999г.
17. Программа кандидата в
губернаторы Кемеровской области А.Г. Тулеева. - Кемерово, 2001г.
18. Программа содействия
занятости населения Кемеровской области на 1998-2000гг. - Кемерово: Департамент
ФГСЗН по Кемеровской области, 1998г.
19. Промышленность Кузбасса:
итоги и тенденции развития в 1996-2000гг. (экономико-статистический обзор). -
Кемерово: Кемеровский областной комитет государственной статистики, 2001г.
20. Ржаницына Л. Разве
страхование - это плохо, а раздача помощи - хорошо? // Человек и труд 2001 № 2
21. Рофе А. и др. Рынок труда,
занятости населения, экономика. - М.: ЮНИТИ, 1997г.
22. Рынок труда. Учебник. / Под
ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. - М.: "Экзамен",
2000г.
23. Семенова А. Ситуация
изменилась… в лучшую сторону // Биржа труда, № 2 (89), февраль 2001 г.
24. Сернейко Д. Прогноз воспроизводства
человеческого капитала - необходимый элемент экономической стратегии. //
Человек и труд 2001, № 2
25. Социально-экономическое
положение Кемеровской области. - Кемерово: Кемеровский областной комитет
государственной статистики, 1999г.
26. Социально-экономическое
положение Кемеровской области. - Кемерово: Кемеровский областной комитет
государственной статистики, 2000г.
27. Социально-экономическое
положение Кемеровской области. - Кемерово: Кемеровский областной комитет
государственной статистики, 2001г.
28. Супян В. Рынка труда в США:
состояние и проблемы. Человек и труд, № 7, 1999г.
29. Угольная промышленность
Кузбасса Кемеровской области (1996-1999гг.). Экономико-статистический обзор. -
Кемерово: Кемеровский областной комитет государственной статистики, 1999г.
30. Фофанова Н. Законодательство
о занятости необходимо существенно дополнить. // Человек и труд, № 8 2000г.
31. Харламов А. Реформы службы
занятости: первые результаты, первые проблемы. Человек и труд 2001, № 2
32. Чижова Л., Сергеева Г.,
Кулагина Н. Политика занятости в контексте макроэкономического регулирования.
Человек и труд, № 8, 2000г.
33. Шадрин В. увеличением пособий
и льгот проблему бедности не решить. // Человек и труд 2001, № 1
34. Щербакова Е. Эффективная
занятость - развитая экономики. // Кузбасс 19 апреля 2001г.
35. Экономика и социология труда.
Серия "Учебники, учебные пособия". / Под ред. Б.Ю. Сербиновского и
В.А. Чуланова. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1999г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
|