Меню
Поиск



рефераты скачать Проблемы регулирования рынка труда в условиях реформирования экономики (на примере Кемеровской облас...

Проблемы регулирования рынка труда в условиях реформирования экономики (на примере Кемеровской облас...

 

 

В дипломной работе на тему "Проблемы регулирования рынка труда в условиях реформирования экономики (на примере Кемеровской области) были рассмотрены следующие вопросы. В первой главе работы были рассмотрены теоретические основы рынка труда. Во второй главе был проведен анализ социально-экономического положения региона и рассмотрены основные показатели за период 1998-2000гг. Рассмотрены вопросы занятости пищевой промышленности. В третьей главе предложены мероприятия по регулированию рынка труда Кемеровской области.

 

СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ          .         .         .         .         .         .         .         .         .         7

1 НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА .         .         .         .                  10

1.1 Понятие трудовых ресурсов      .         .         .         .         .         .        10

1.2 Структура и виды рынка труда  .         .         .         .         .         .        14

1.3 Спрос и предложения на рынке труд  .         .         .         .         .        25

1.4 Регулирование рынка труда в современных условиях    .         .        35

1.4.1 Государственное регулирование рынка труда    .         .         .        35

1.4.2 Государственная политика в области занятости .         .         .        42

1.5 Социальное партнерство  .         .         .         .         .         .         .        45

2 АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ПЕРИОД

   1998-2000гг.      .         .         .         .         .         .         .         .         .        51

2.1 Социально-экономическое положение региона     .         .         .        51

2.2 Ситуация на рынке труда Кемеровской области   .         .         .        72

2.3 Ситуация в пищевой промышленности        .         .         .         .      100

2.3.1 Пищевая промышленность в России                   .         .         .      100

2.3.2 Пищевая промышленность в Кемеровской области     .         .      102

3 НАПРАВЛЕНИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ТРУДА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ                   .         .         .         .         .         .      109

3.1 Мероприятия на федеральном уровне          .         .         .         .      109

3.2 Мероприятия на региональном уровне                  .         .         .      114

3.3 Мероприятия направленные на улучшение ситуации в пищевой промышленности                .         .         .         .         .         .         .      123

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   .         .         .         .         .         .         .         .         .      127


Введение

 

Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа перехода российской экономики к рыночным отношениям является проблема безработицы. По данным Госкомстата Российской Федерации и федеральной службы занятости, число полностью безработных, зарегистрированных в службе занятости и получивших статус безработного, на 1 июля 2000 г. составило  1,17 млн. или 1,4 % от общей численности экономически активного населения. Следует, однако, иметь в виду, что кроме зарегистрированных, официально признанных безработных, существует контингент лиц наемного труда, не имеющих работы и активно ищущих ее самостоятельно, без помощи Государственной службы занятости.

Особо следует отметить такой социально значимый фактор, как увеличения продолжительности безработицы. В 1995 г., например, 18 % от общего числа зарегистрированных безработных не имели работы в период от 8 месяцев до 1 года, а 14 % - более года. Учитывая весьма серьезные недостатки существующей в России системы учета безработицы, можно предположить о весьма приблизительном отражении статистикой реального положения дел в этой сфере экономической жизни общества. Так вызывают сомнения данные о численности ищущих работу безработных, не зарегистрированных в органах государственной службы занятости; не учитывается скрытая безработица, нет методики ее пересчета в полную безработицу; не подсчитываются фактические размеры безработицы; официальная статистика оперирует только среднемесячными данными.

Безработица оказывает негативное воздействие на все стороны жизни общества – экономику, политику, социальные отношения. Она влечет за собой резкое ухудшение материального положения семей безработных, рост заболеваемости и преступности, обострение социальной напряженности в обществе. В силу этого проблема безработицы в России приобретает исключительную актуальность и требует самого пристального внимания российской экономической науки, равно как и других обществоведческих наук; эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем экономическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной  экономической и социальной политики, направленной на обеспечение  занятости трудоспособного населения страны, снижения безработицы до минимального, социально допустимого уровня, элиминацию ее негативных социально-экономических последствий.

Появление работ на эту тему свидетельствует о том, что внимание ученых к проблеме безработицы в условиях рыночных отношений в России усиливается. Многогранность ее проявления вынуждает экономистов, социологов, политологов всесторонне изучать причины и формы безработицы в экономической и социальной жизни российского общества, прогнозировать тенденции развития и предлагать меры по нейтрализации и ослаблению ее разрушительных последствий.

Изменение социально-политической ситуации в нашей стране, переход от планово-административной системы управления к рыночной, постепенное вхождение России в систему международного разделения труда обусловили в девяностых годах появление рынка труда и внесли совершенно новые явления в сферу занятости населения.

Хорошую перспективу в российских условиях имеют активные меры, направленные на комплексное регулирование спроса и предложения труда. К таким мерам относятся прежде всего следующие: рациональное использование гибких форм занятости, частичная занятость на основе гибких графиков. Важнейшим направлением политики занятости должна стать поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. Это направление является очень перспективным для России, однако требует не только солидных финансовых затрат, но и квалифицированных кадров для различных консультационных служб.

Сложность выработки обоснованной макроэкономической политики объясняется новизной и масштабностью проблем в связи со сменой  принципиально разных экономических систем, переходом от планово-распорядительной экономики к развитой рыночной.

Период становления рынка в бывших социалистических странах небольшой, и не накоплен еще сколько-нибудь существенный опыт научного обобщения тенденций и закономерностей развития рыночных отношений. Еще не создана универсальная надежная правовая база развитого рынка. Медленно идет процесс формирования в общественном сознании рыночной культуры цивилизованного типа. Отставание в этих областях приводит к бюрократизации российского общества и криминализации его политико-экономической сферы. Российский рынок приобретает весьма  деформированные формы. Положение усугубляется грубыми просчетами, допущенными в проведении экономической реформы и сильным давлением социально-политических факторов на экономику, которое не идет ни в какое сравнение с политическим влиянием на экономику в странах Запада.

 Вместе с тем следует отметить, что прямое перенесение зарубежного опыта на отечественные реалии вряд ли целесообразно и возможно.

Применение опыта других стран имеет для России некоторые ограничения. От опыта рыночно развитых стран в чистом виде придется, очевидно, оказаться, так как там принципиально иная ситуация, совершенно другой тип наемного работника. Очевидно, что подходы к регулированию рынка труда в России не должно копировать ни одну  из существующих моделей регулирования занятости в развитых странах. При этом следует иметь в ввиду, что создание единой модели для России в целом невозможно и неправомерно. Все они должны исходить из понимания многовариантности форм и методов регулирования региональных и локальных ситуаций в сфере занятости с учетом специфики интересов отдельных территориальных образований и их общих интересов как субъектов федерации в целом.

По ряду причин рынок труда в России формируется прежде всего на уровне регионов. При этом каждый регион характеризуется целым рядом социально-экономических, природно-географических, исторических, этнических и прочих условий, которые определяют особенности его развития. В связи с этим формирование и функционирование рынка труда в регионе должно характеризоваться не только общими, но и специфическими чертами, определяющими особенности социально-экономического развития конкретного региона.

Региональное регулирование занятости позволяет учитывать многие особенности развития региона и на их основе разрабатывать целенаправленные мероприятия по созданию условий занятости в зависимости от формы собственности, размеров предприятий и т.д.

Особое внимание на местах уделяется развитию кооперативного движения и мелкого предпринимательства, самостоятельно действующих на рынке и создающих возможность для трудоустройства значительной части трудоспособного населения, не имеющего работы. В целях создания благоприятных условий для развития такого рода самодеятельного предпринимательства, органы представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований принимают в пределах своей компетенции соответствующие нормативно-правовые акты, роль и значение которых для расширения местных рынков труда трудно переоценить.

В данной дипломной работе рассмотрены проблемы регулирования рынка труда Кемеровской области в условиях реформирования экономики за период 1998-2000гг. Первая глава посвящена теоретическим и методологическим аспектам функционирования рынка труда. Во второй главе было рассмотрено социально-экономическое положение  Кузбасса и основные показатели рынка труда за период 1998-2000гг. также были рассмотрены вопросы занятости в пищевой промышленности. В третьей главе предложены мероприятия по регулированию рынка труда на федеральном и региональном уровне. На Западе в последние годы наметилась тенденция к дерегултрованию. В России же регулирование рынка труда появилось совсем недавно. По мнению ряда исследователей, в настоящее время в нашей стране не проводится эффективной политики на рынке труда и в сфере занятости как на уровне государства в целом, так и на уровне его территориальных образований.



1      НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА


1.1 Понятие трудовых ресурсов



Трудовые ресурсы - одна из форм выражения понятия “человеческие ресурсы”. Трудовые ресурсы – это население страны, обладающее физическим развитием и умственными способностями, необходимыми для трудовой деятельности.

Трудовые ресурсы представляют собой экономическую форму фактора производства, предшествующую его превращению в рабочую силу. В количественном аспекте в их состав входит трудоспособное население, занятое независимо от возраста в различных сферах общественного хозяйства, кооперативной и индивидуально-трудовой деятельности, а также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в общественном труде, но занятые по различным причинам в домашнем и личном подсобном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, в составе вооруженных сил и т.д. В их состав входят и лица трудоспособного возраста, которые в данный момент по каким-то причинам не работают. Следовательно, в структуре трудовых ресурсов с точки зрения участия в общественном производстве можно выделить две составляющие: активную, т.е. функционирующую в процессе производства; пассивную, т.е. не принимающую по каким-то причинам участие в производственном процессе в данных конкретных социально-экономических условиях. Соотношение между этими двумя частями трудовых ресурсов формируется под воздействием совокупности множества факторов, характеризующих развитие, как производительных сил, так и производственных отношений, и имеет ярко выраженную территориальную специфику. С его помощью можно оценить степень занятости трудоспособного населения в общественном производстве на данном этапе его развития применительно к различным региональным образованиям (город, район, область, республика и т.д.). [14]

В России в соответствии с законодательством к нему относятся мужчины 16-59 лет и женщины 16-54 года. Из их состава исключаются неработающие инвалиды 1 и 2 групп и пенсионеры, получающие пенсии по старости на льготных условиях (мужчины 50-59 лет и женщины 45-54 года). К трудовым ресурсам также относятся фактические работающие пенсионеры и подростки моложе 16 лет.

Исторически границы трудоспособного возраста менялись в нашей стране по социальным и экономическим причинам. Верхняя граница трудоспособного возраста, естественно, определяется правом на получение пенсии по возрасту; в России она одна из самых низких в мире. Нижняя граница составляет 15 и даже 14 лет, что расширяет интервал между верхней и нижней границами, увеличивая долю граждан, находящихся в трудоспособном возрасте. В США границы трудоспособного возраста для мужчин и женщин находятся в пределах 16 – 64; в Канаде и Японии – 15-64; в Великобритании для мужчин – 16-64, для женщин – 16-59 лет.

О структуре населения России по возрастным группам и изменениях, произошедших за последние десятилетия, можно судить по данным таблицы 1.1


Таблица 1.1“Структура населения России по возрастным группам (по данным переписей и статистики, в %)”.

Годы

Все население.

Из общей численности население в возрасте:

Моложе трудоспособного.

В трудоспособном

Старше трудоспособного

1939

100

38,8

52,6

8,6

1959

100

29,8

58,4

11,8

1970

100

28,6

56,0

11,8

1979

100

23,3

60,4

16,3

1989

100

24,58

57,0

18,5

1996

100

22,5

57,0

20,5

1997

100

21,5

57,0

20,8

2000

100

20,1

59,6

20,3


Показатели таблицы 1.1 говорят о четко сложившихся неблагоприятных тенденциях постарения населения и волнообразного уменьшения доли населения моложе трудоспособного возраста.

Основное пополнение трудовых ресурсов происходит и будет происходить в будущем за счет населения моложе трудоспособного возраста. Следовательно, оно в значительной степени определяется демографическими процессами, происходящими в стране. Трудовые ресурсы определяют количество и структуру труда, а качество и потенциальные возможности характеризует трудовой потенциал. [22]

Трудовой потенциал есть совокупность всех трудовых возможностей как отдельного человека, так и различных групп работников общества в целом. Вместе с тем эта качественная сторона находится в определенном единстве с трудовыми ресурсами.

Количественно трудовой потенциал можно определить путем перемножения численности трудовых ресурсов на время, которое может отработать один работник в течение года.

Качественная характеристика трудового потенциала включает физическую, интеллектуальную и социальную составляющие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.