Проблемы регулирования рынка труда в условиях реформирования экономики (на примере Кемеровской облас...
В дипломной работе на тему "Проблемы
регулирования рынка труда в условиях реформирования экономики (на примере
Кемеровской области) были рассмотрены следующие вопросы. В первой главе работы
были рассмотрены теоретические основы рынка труда. Во второй главе был проведен
анализ социально-экономического положения региона и рассмотрены основные показатели
за период 1998-2000гг. Рассмотрены вопросы занятости пищевой промышленности. В
третьей главе предложены мероприятия по регулированию рынка труда Кемеровской
области.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . 7
1 НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ
РЫНКА ТРУДА . . . . 10
1.1 Понятие трудовых
ресурсов . . . . . . 10
1.2 Структура и виды
рынка труда . . . . . . 14
1.3 Спрос и
предложения на рынке труд . . . . . 25
1.4 Регулирование
рынка труда в современных условиях . . 35
1.4.1 Государственное
регулирование рынка труда . . . 35
1.4.2 Государственная
политика в области занятости . . . 42
1.5 Социальное
партнерство . . . . . . .
45
2 АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ПЕРИОД
1998-2000гг. . . . . . . . . .
51
2.1
Социально-экономическое положение региона . . . 51
2.2 Ситуация на рынке
труда Кемеровской области . . . 72
2.3 Ситуация в
пищевой промышленности . . . . 100
2.3.1 Пищевая
промышленность в России . . . 100
2.3.2 Пищевая
промышленность в Кемеровской области . . 102
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ
РЫНКА ТРУДА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ . . . . . .
109
3.1 Мероприятия на
федеральном уровне . . . . 109
3.2 Мероприятия на
региональном уровне . . . 114
3.3 Мероприятия
направленные на улучшение ситуации в пищевой промышленности . . . . . . .
123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . .
127
Введение
Одной из
коренных социально-экономических проблем современного этапа перехода российской
экономики к рыночным отношениям является проблема безработицы. По данным
Госкомстата Российской Федерации и федеральной службы занятости, число полностью
безработных, зарегистрированных в службе занятости и получивших статус безработного,
на 1 июля 2000 г. составило 1,17
млн. или 1,4 % от общей численности экономически активного населения. Следует,
однако, иметь в виду, что кроме зарегистрированных, официально признанных
безработных, существует контингент лиц наемного труда, не имеющих работы и
активно ищущих ее самостоятельно, без помощи Государственной службы занятости.
Особо следует отметить такой социально
значимый фактор, как увеличения продолжительности безработицы. В 1995 г.,
например, 18 % от общего числа зарегистрированных безработных не имели работы в
период от 8 месяцев до 1 года, а 14 % - более года. Учитывая весьма серьезные
недостатки существующей в России системы учета безработицы, можно предположить
о весьма приблизительном отражении статистикой реального положения дел в этой
сфере экономической жизни общества. Так вызывают сомнения данные о численности
ищущих работу безработных, не зарегистрированных в органах государственной
службы занятости; не учитывается скрытая безработица, нет методики ее пересчета
в полную безработицу; не подсчитываются фактические размеры безработицы;
официальная статистика оперирует только среднемесячными данными.
Безработица оказывает негативное воздействие
на все стороны жизни общества – экономику, политику, социальные отношения. Она
влечет за собой резкое ухудшение материального положения семей безработных,
рост заболеваемости и преступности, обострение социальной напряженности в
обществе. В силу этого проблема безработицы в России приобретает исключительную
актуальность и требует самого пристального внимания российской экономической
науки, равно как и других обществоведческих наук; эта проблема нуждается в
глубоком научном исследовании, всестороннем экономическом анализе и выработке
на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы
для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной
на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижения безработицы
до минимального, социально допустимого уровня, элиминацию ее негативных
социально-экономических последствий.
Появление работ на эту тему свидетельствует о
том, что внимание ученых к проблеме безработицы в условиях рыночных отношений в
России усиливается. Многогранность ее проявления вынуждает экономистов,
социологов, политологов всесторонне изучать причины и формы безработицы в
экономической и социальной жизни российского общества, прогнозировать тенденции
развития и предлагать меры по нейтрализации и ослаблению ее разрушительных
последствий.
Изменение социально-политической ситуации в
нашей стране, переход от планово-административной системы управления к
рыночной, постепенное вхождение России в систему международного разделения
труда обусловили в девяностых годах появление рынка труда и внесли совершенно
новые явления в сферу занятости населения.
Хорошую перспективу в российских условиях
имеют активные меры, направленные на комплексное регулирование спроса и
предложения труда. К таким мерам относятся прежде всего следующие: рациональное
использование гибких форм занятости, частичная занятость на основе гибких
графиков. Важнейшим направлением политики занятости должна стать поддержка и
формирование структуры мелкого бизнеса. Это направление является очень
перспективным для России, однако требует не только солидных финансовых затрат,
но и квалифицированных кадров для различных консультационных служб.
Сложность выработки обоснованной
макроэкономической политики объясняется новизной и масштабностью проблем в
связи со сменой принципиально разных экономических систем, переходом от
планово-распорядительной экономики к развитой рыночной.
Период становления рынка в бывших социалистических
странах небольшой, и не накоплен еще сколько-нибудь существенный опыт научного
обобщения тенденций и закономерностей развития рыночных отношений. Еще не
создана универсальная надежная правовая база развитого рынка. Медленно идет
процесс формирования в общественном сознании рыночной культуры цивилизованного
типа. Отставание в этих областях приводит к бюрократизации российского общества
и криминализации его политико-экономической сферы. Российский рынок приобретает
весьма деформированные формы. Положение усугубляется грубыми просчетами,
допущенными в проведении экономической реформы и сильным давлением
социально-политических факторов на экономику, которое не идет ни в какое
сравнение с политическим влиянием на экономику в странах Запада.
Вместе с тем следует отметить, что прямое
перенесение зарубежного опыта на отечественные реалии вряд ли целесообразно и
возможно.
Применение опыта других стран имеет для России
некоторые ограничения. От опыта рыночно развитых стран в чистом виде придется,
очевидно, оказаться, так как там принципиально иная ситуация, совершенно другой
тип наемного работника. Очевидно, что подходы к регулированию рынка труда в
России не должно копировать ни одну из существующих моделей регулирования
занятости в развитых странах. При этом следует иметь в ввиду, что создание
единой модели для России в целом невозможно и неправомерно. Все они должны
исходить из понимания многовариантности форм и методов регулирования
региональных и локальных ситуаций в сфере занятости с учетом специфики интересов
отдельных территориальных образований и их общих интересов как субъектов
федерации в целом.
По ряду причин рынок труда в России
формируется прежде всего на уровне регионов. При этом каждый регион
характеризуется целым рядом социально-экономических, природно-географических,
исторических, этнических и прочих условий, которые определяют особенности его
развития. В связи с этим формирование и функционирование рынка труда в регионе
должно характеризоваться не только общими, но и специфическими чертами, определяющими
особенности социально-экономического развития конкретного региона.
Региональное регулирование занятости позволяет
учитывать многие особенности развития региона и на их основе разрабатывать
целенаправленные мероприятия по созданию условий занятости в зависимости от
формы собственности, размеров предприятий и т.д.
Особое внимание на местах уделяется развитию
кооперативного движения и мелкого предпринимательства, самостоятельно
действующих на рынке и создающих возможность для трудоустройства значительной
части трудоспособного населения, не имеющего работы. В целях создания
благоприятных условий для развития такого рода самодеятельного
предпринимательства, органы представительной и исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и их муниципальных образований принимают в пределах своей
компетенции соответствующие нормативно-правовые акты, роль и значение которых
для расширения местных рынков труда трудно переоценить.
В данной дипломной работе рассмотрены проблемы
регулирования рынка труда Кемеровской области в условиях реформирования
экономики за период 1998-2000гг. Первая глава посвящена теоретическим и
методологическим аспектам функционирования рынка труда. Во второй главе было
рассмотрено социально-экономическое положение Кузбасса и основные показатели
рынка труда за период 1998-2000гг. также были рассмотрены вопросы занятости в
пищевой промышленности. В третьей главе предложены мероприятия по регулированию
рынка труда на федеральном и региональном уровне. На Западе в последние годы
наметилась тенденция к дерегултрованию. В России же регулирование рынка труда
появилось совсем недавно. По мнению ряда исследователей, в настоящее время в
нашей стране не проводится эффективной политики на рынке труда и в сфере
занятости как на уровне государства в целом, так и на уровне его
территориальных образований.
1
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА
1.1 Понятие трудовых ресурсов
Трудовые ресурсы
- одна из форм выражения понятия “человеческие ресурсы”. Трудовые ресурсы – это
население страны, обладающее физическим развитием и умственными способностями,
необходимыми для трудовой деятельности.
Трудовые ресурсы представляют собой
экономическую форму фактора производства, предшествующую его превращению в
рабочую силу. В количественном аспекте в их состав входит трудоспособное
население, занятое независимо от возраста в различных сферах общественного
хозяйства, кооперативной и индивидуально-трудовой деятельности, а также лица
трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в общественном
труде, но занятые по различным причинам в домашнем и личном подсобном хозяйстве,
на учебе с отрывом от производства, в составе вооруженных сил и т.д. В их
состав входят и лица трудоспособного возраста, которые в данный момент по
каким-то причинам не работают. Следовательно, в структуре трудовых ресурсов с
точки зрения участия в общественном производстве можно выделить две
составляющие: активную, т.е. функционирующую в процессе производства;
пассивную, т.е. не принимающую по каким-то причинам участие в производственном
процессе в данных конкретных социально-экономических условиях. Соотношение
между этими двумя частями трудовых ресурсов формируется под воздействием
совокупности множества факторов, характеризующих развитие, как производительных
сил, так и производственных отношений, и имеет ярко выраженную территориальную
специфику. С его помощью можно оценить степень занятости трудоспособного
населения в общественном производстве на данном этапе его развития
применительно к различным региональным образованиям (город, район, область, республика
и т.д.). [14]
В России в соответствии с законодательством к
нему относятся мужчины 16-59 лет и женщины 16-54 года. Из их состава
исключаются неработающие инвалиды 1 и 2 групп и пенсионеры, получающие пенсии
по старости на льготных условиях (мужчины 50-59 лет и женщины 45-54 года). К
трудовым ресурсам также относятся фактические работающие пенсионеры и подростки
моложе 16 лет.
Исторически границы трудоспособного возраста
менялись в нашей стране по социальным и экономическим причинам. Верхняя граница
трудоспособного возраста, естественно, определяется правом на получение пенсии
по возрасту; в России она одна из самых низких в мире. Нижняя граница
составляет 15 и даже 14 лет, что расширяет интервал между верхней и нижней
границами, увеличивая долю граждан, находящихся в трудоспособном возрасте. В
США границы трудоспособного возраста для мужчин и женщин находятся в пределах
16 – 64; в Канаде и Японии – 15-64; в Великобритании для мужчин – 16-64, для
женщин – 16-59 лет.
О структуре населения России по возрастным
группам и изменениях, произошедших за последние десятилетия, можно судить по
данным таблицы 1.1
Таблица 1.1“Структура
населения России по возрастным группам (по данным переписей и статистики, в
%)”.
|